Литературная гостиная "Что в имени тебе моем?"
методическая разработка по литературе (9, 10, 11 класс) на тему

Сценарий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_v_imeni_tebe_moem.docx24.24 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий литературной гостиной,

посвященной фрагментам жизни и творчества А.С.Пушкина

«Что в имени тебе моем?»

Наша сегодняшняя гостиная посвящена фрагментам жизни и творчества А.С.Пушкина. Пушкин - часть нашей жизни, как воздух, вода, крыша над головой. Пушкин- это наше всё! Как обойтись без его строчек: «вихри снежные крутя...» или «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой...», как жить без стихов, звучащих как молитва:

Я вас любил так искренно, так нежно...

Как дай вам Бог любимым быть другим

К Пушкину мы возвращаемся по-разному: это и пышные многолюдные праздники, и уединенное шуршание страниц его книг. Памяти его бессмертного гения посвящают свои работы и именитые мастера, и начинающие школьники. Вы, читающие Пушкина сегодня, - это и есть память. И мы предлагаем вам еще раз задуматься над тем, как жили герои, с которыми нас разделяют века.

1823 год - переломный год в жизни Пушкина, обновил весь мир его нравственных и философских представлений, помог избавиться от образа гордой и одинокой личности:

Я пережил свои желания

Я разлюбил свои мечты...

Всё изменилось, и сердце открылось большой любви, такой же волнующей, как особая, неяркая красота русского сердца. В маленьком уголке России, в селе Михайловском предстояло жить поэту. Одинокая, тихая жизнь располагала к творчеству. Пушкин работал много и напряжённо. За годы михайловской ссылки были написаны лучшие стихи о любви, которые он так щедро и свободно отдавал людям - и близким современникам, и далёким потомкам:

Храни меня, мой талисман,

Храни меня во дни гонения

Во дни раскаяния, волнения.

Храни меня, мой талисман.

В осенние ненастные дни михайловского заточения Пушкин писал поэмы, где герой безмерно дорожит своей свободой. Такая свобода - злая сила, она несёт несчастья и смерть. Устами старого цыгана Пушкин объясняет, почему это происходит: «Ты для себя лишь хочешь воли».

Начатые в Одессе «Цыганы» были завершены осенью 1824года. В центре пушкинской поэмы романтический герой Алеко. Ему «душно» в обществе. Он ищет для себя свободы, он не может уважать свободу другого человека, считая себя в праве творить суд над людьми.

Романтический ореол Алеко определил успех поэмы. Но пафос её в другом. Пушкин открыл читателю философию индивидуалистической свободы.

Цыганы шумною толпою

По Биссарабии кочуют.

Они сегодня над рекою

В шатрах изорванных ночуют.

                                                                (далее сцена из «Цыган»)

Ведущая. Борьба Пушкина с индивидуализмом - это его величайшая заслуга перед русской литературой. Теми же причинами объясняется и написание в следующем, 1825 году «Сцены из Фауста» - это не переделка трагедии Гете, но самостоятельное законченное произведение. Пушкин не утратил веры в величие разума, в способность человека познать мир и овладеть его тайнами, но знание ложно, призрачно, когда оно подчинено целям эгоистического существования, погоне за наслаждениями. Трагедия Фауста в том, что, утоляя свои желания, он презрел людей, их судьбы и жизни.

«Сцена из Фауста»

Фауст.

Мне скучно, бес.

Мефистофель.

Что делать, Фауст?

Таков вам положен предел,

Его ж никто не преступает.

Вся тварь разумная скучает:

Иной от лени, тот от дел;

Кто верит, кто утратил веру;

Тот насладиться не успел,

Тот насладился через меру,

И всяк зевает да живет- И всех вас в гроб, зевая, ждет.

Зевай и ты.

Фауст.

Сухая шутка!

Найди мне способ как-нибудь рассеяться

Мефистофель.

Доволен будь.

Ты доказательством рассудка.

Скажи, когда ты не скучал?

Тогда ль, как розами венчал "

Ты благосклонных дев веселье?

Тогда ль, как погрузился ты

В великодушные мечты,

В пучину темную науки?

Но- помниться- тогда со скуки,

Как арлекина, из огня

Ты вызвал наконец меня.

Я мелким бесом извивался,

Развеселить тебя старался,

Возил и к ведьмам, и к духам,

И что же? все по пустякам.

Желал ты славы- и добился,-

Хотел влюбиться - и влюбился.

Ты с жизни взял возможну дань,

А был ли счастлив?

Фауст.

Перестань,

Не растравляй мне язвы тайной,

В глубоком знанье жизни нет-

Я проклял знаний ложный свет,

А слава... луч ее случайный

 Неуловим. Мирская честь

Бессмысленна, как сон...

Но благо есть; я счастлив был.

Мефистофель.

Творец небесный!

Ты бредишь, Фауст, наяву!

Фауст.

Сокройся, адское творенье!

Беги от взора моего!

Мефистофель.

Изволь. Задай лишь мне задачу:

Без дела, знаешь, от тебя

Не смею отлучиться я –

Я даром времени не трачу.

Фауст.

Что там белеет? Говори.

Мефистофель.

Корабль испанский трехмачтовый,

Пристать в Голландию готовый:

На нем мерзавцев сотни три,

Две обезьяны, бочки злата,

Да груз богатый шоколада.

Мефистофель.

Все утопить.

Фауст.

Сейчас.

Ведущая. В середине августа 1820 года Пушкин покинул Гурзуф. Уезжая в Кишинев, посетил Бахчисарай- древнюю столицу ханского царства. Здесь и родился замысел поэмы «Бахчисарайский фонтан».

Сцена из «Бахчисарайского Фонтана»

Ведущий.

«Гирей сидел, потупя взор;

Янтарь в устах его дымился;

Безмолвно раболепный двор

Вкруг хана грозного теснился.

Все было тихо во дворце;

Благоговея, все читали

Приметы гнева и печали

На сумрачном его лице.

Что движет гордою душою?

Какою мыслью занят он?

На Русь ли вновь идет войною?

Несет ли Польше свой закон?

Нет, он скучает бранной славой,

Устала грозная рука;

Война от мыслей далека.

И жены робкие Гирея,

Ни думать, ни желать не смея,

 Цветут в унылой тишине.

В тени хранительной темницы

Утаены их красоты:

Так аравийские цветы

Живут за стеклами теплицы.

Однообразен каждый день,

И медленно часов теченье.

В гареме жизнью правит лень;

Мелькает редко наслажденье.

Младые жены, как-нибудь

Желая сердце обмануть,

Меняют пышные уборы,

Заводят игры, разговоры...

(Танец).

Ведущий 1.

Что ж полон грусти ум Гирея?

Чубук в руках его потух;

Он ночи хладные часы

Проводит мрачный, одинокий.

С тех пор, как польская княжна

В его гарем заключена.

Недавно юная Мария

Узрела небеса чужие;

Недавно милою красой

Она цвела в стране родной.

Мария. 

Седой отец гордился мною

И звал отрадою своей.

Для старика была закон

Моя младенческая воля.

Одну заботу ведал он:

Чтоб дочери любимой доля

Была, как вешний день, ясна,

Чтоб и минутные печали

Моей души не омрачали,

Чтоб даже замужем бы я

Воспоминала с умиленьем

Девичье время, дни забав,

 Мелькнувших легким сновиденьем.

Я все домашние пиры

Волшебной арфой оживляла;

Толпы вельмож и богачей

Руки моей тогда искали.

И много юношей по мне

В страданье тайном изнывали.

Свой независимый досуг

В отцовском замке меж подруг

Одним забавам посвящала.

Давно ль? И что же! Тьмы татар

На Польшу хлынули рекою:

Обезображенный войною,

Цветущий край осиротел.

Теперь тиха моя светлица.

В домовой церкви, где кругом

Почиют мощи хладным сном,

С короной, с княжеским гербом

Воздвиглась новая гробница...

Отец в могиле, дочь в плену.

Ведущий 1.

Увы! Дворец Бахчисарая

Скрывает юную княжну.

В неволе тихой увядая,

Мария плачет и грустит.

Сам хан боится девы пленной

Печальный возмущать покой;

Гарема в дальнем отделенье

Позволено ей жить одной.

Ведущий 2.

Все жены спят.

Не спит одна.

Едва дыша, встает она;

Идет, рукою торопливой

Открыла дверь; во тьме ночной

Ступает легкою ногой...

Пред нею дверь; с недоуменьем

Ее дрожащая рука

Коснулась верного замка...

Вошла, взирает с изумленьем...

Пред ней покоится княжна!

Звезда любви, краса гарема.

Зарема

Мария! Сжалься надо мной,

Не отвергай моих молений!

 Мария

Кто ты? Одна, порой ночною,

Зачем ты здесь?

Зарема.

Я шла к тебе,

Спаси меня; в моей судьбе

Одна надежда мне осталась.

Я гибну! Выслушай меня.

Я родилась не здесь, далеко,

Но почему, какой судьбой

Я край оставила родной?

Не знаю; помню только море.

И человека в тишине

Над парусами...

Страх и горе

Доныне чужды были мне;

Я в безмятежной тишине

В тени гарема расцветала.

Тогда Гирей для мирной неги

Войну кровавую презрел,

 Пресек ужасные набеги

И свой гарем опять узрел.

Мария! Ты пред ним явилась...

Увы, с тех пор его душа

Преступной думой омрачилась!

Гирей, изменою дыша,

Моих не слушает укоров,

Ему докучен сердца стон.

Ты преступленью не причастна;

Я знаю; не твоя вина...

Итак, послушай: я прекрасна;

Во всем гареме ты одна

Могла б еще мне быть опасна,

Но ты любить, как я, не можешь, З

ачем же хладной красотой

Ты сердце слабое тревожишь?

Оставь Гирея мне: он мой;

Меня убьет его измена...

Я плачу; видишь, я колена

Теперь склоняю пред тобой,

Молю, винить тебя не смея,

Отдай мне радость и покой,

Отдай мне прежнего Гирея...

Но слушай: если я должна.

Тебе... кинжалом я владею,

Я близ Кавказа рождена...

Отдай мне прежнего Гирея!

Ведущий 1. 

Промчались дни...Марии нет.

Да... нет Марии нежной!

Дворец угрюмый опустел;

Его Г ирей опять оставил,

С толпой татар в чужой предел

Он злой набег опять направил.

Ведущий 2.

- Забытый, преданный презренью,

Гарем не зрит его лица.

Стареют жены. Между ними

Давно Заремы нет; она

Гарема стражами немыми

В пучину вод опущена.

В ту ночь, как умерла княжна,

Свершилось и ее страданье.

Какая б ни была вина,

 Ужасно было наказанье.

В Таверну возвратился хан

И в память горестной Марии

Воздвигнул мраморный фонтан.

Есть надпись: едкими годами

 Еще не сгладилась она.

За чуждыми ее чертами

Журчит во мраморе вода

И каплет хладными слезами,

Не умолкая никогда.

Младые девы в той стране

Преданье старины узнали,

И мрачный памятник о нем

 Фонтаном слез именовали.

Покинув север, наконец,

Пиры надолго забывая,

Я посетил Бахчисарая

В забвенье дремлющий дворец.

Еще поныне дышит нега

В пустых покоях и садах;

Играют воды, рдеют розы,

И вьются виноградные лозы,

И злато блещет на стенах.

Кругом все тихо, все уныло.

Все изменилось... но не тем

В то время сердце полно было:

Дыханье роз, фонтанов шум

Влекли к невольному забвенью,

И по дворцу летучей тенью

Мелькала дева предо мной!

Чью тень, о друге видел я?

Скажите мне: чей образ нежный

Тогда преследовал меня,

Неотразимый, неизбежный?

Марии ль чистая душа

Являлась мне, или Зарема

Носилась, ревностью дыша,

Средь опустелого гарема?

Ведущая.

Прошли годы южной ссылки, Михайловского. В 1830-ом, за год до венчания с Натальей Николаевой Гончаровой, Пушкин написал стихотворенье, которое начиналось строкой:

Что в имени тебе моём?

Оно умрёт, как шум печальный

Волны, плеснувший в берег дальний ...

И заканчивалось просьбой:

Скажи: есть память обо мне,

Есть в мире сердце, где живу я....

Сегодня в мире есть не одно сердце, где живёт это светлое имя - Пушкин! Имя, которое согревает душу, учит любить «так искренно, так нежно».

Ведущая. 

Закрывая нашу литературную гостиную, мы хотели, чтобы в вашем сердце всегда жила любовь! А на память дарим свои горячие, любящие сердца!! (Сувениры)

Ведущая.

Сегодняшнюю гостиную подготовили: (назвать всех)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку в 6 классе «Что в имени тебе моём?»

Задачи курса: знакомство с ономастикой как наукой и как совокупностью собственных имён;  рассмотрение связи ономастики с другими науками (географией, историей, астрономией,...

Классный час - "Что в имени тебе моем?"

Классный час на тему "Происхождение имен, фамилий, отчеств"....

Интеллектуальная игра-викторина "Что в имени тебе моём?..."по творчеству А.С.Пушкина

Помериться знаниями о жизни и творчестве А.С.Пушкина приглашаются старшеклассники...

внеклассное мероприятие " Что в имени тебе моем?"

данное мероприятие поможет  в проведении классного часа,  в неделе русского языка....

Элективный курс по литературе для 9 класса "Что в имени тебе моем?"

Данный курс ориентирован на развитие интереса учеников к творчеству А.С. Пушкина. Работа строится на биографическом и литературном материале....

Сценарий утренника по ономастике. Устный лингвистический журнал. «Что в имени тебе моем?..» Бал имен .5-6 классы

Устный  лингвистический журнал  проведен нами в рамках школьной Недели русского языка  в шестом  классе. Подобная  форма  внеклассно-предметной  работы  помогае...

Литературная гостиная. «Что в имени тебе моем?» (связь поэзии А.С. Пушкина и поэтов ХХ века).

Литературная гостиная «Что в имени тебе моем?» (связь поэзии А.С. Пушкина и поэтов ХХ века)....