Классный час - "Что в имени тебе моем?"
классный час (6 класс) на тему

Потехина Татьяна Викторовна

Классный час на тему "Происхождение имен, фамилий, отчеств".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Klassnyy_chas.doc76 КБ
Office presentation icon Chto_v_imeni_tebe_moem.ppt2.21 МБ

Предварительный просмотр:

 «Что в имени тебе моём»

Автор работы  Потехина  Татьяна  Викторовна

2007 г.

Содержание:

  1. Введение.
  2. Что такое антропонимика?
  3. Древние русские имена.
  4. Русские иностранцы.
  5. Отчество ( величание ).
  6. История и современная фамилия.
  7. Заключение ( Происхождение фамилии Потехин ).

ВВЕДЕНИЕ.

Что в имени тебе моем?

Оно умрет, как шум печальный

Волны, плеснувшей в берег дальний,

Как звук ночной в лесу глухом.

Оно на памятном листке

Оставит мертвый след, подобный

Узору надписи надгробной

На непонятном языке.

Что  нем? Забытое давно

В волненьях новых и мятежных,

Твоей душе не даст оно

Воспоминаний чистых, нежных.

Но в день печали, в тишине,

Произнеси его тоскуя;

Скажи: есть память обо мне,

Есть в мире сердце, где живу я…

Александр Пушкин

Имя человеческое. Казалось бы, всего лишь несколько слогов, привычных  созвучий, а за ними открывается целый мир и неповторимая судьба личности.

« Что в имени  тебе моем?» - вопрошал Пушкин, и все последующие поколения, отвечая на этот вопрос, постигают собственное понимание. Задумываясь над своим именем, прислушиваясь к нему, мы чувствуем связь с теми родными людьми, которые были до нас. Как говорил  Павел Флоренский, «в этом слове сгущен опыт веков».

Магия имени, его историческое и духовное наполнение, смысловая и даже звуковая аура действует исподволь на носителя, налагают ответственность. Мне захотелось приоткрыть завесу этой тайны, и я начал свое исследование.

                                                                 

ЧТО ТАКОЕ  АНТРОПОНИМИКА?

         Мир, в котором мы живем, можно назвать миром имен и названий. Когда человек появляется на свет, то первые дни он еще не имеет имени, поскольку обычно родители выбирают его не сразу. Но этот ребенок уже имеет нарицательное  имя: его называют мальчиком или девочкой, новорожденным,

младенцем. И только чуть позже у него появляется собственное, «персональное» имя: Сергей или Иван, Ирина или Татьяна. Каждый из нас, помимо имени, имеет фамилию и отчество, а многие писатели – псевдонимы.

 Наука, изучающая личные имена людей, фамилии, отчества, псевдонимы,

называется  антропонимика. Основой этого термина являются греческие слова

Anatropous – «человек» и oputa – « имя». Антропонимика является одной из разновидностей специального раздела – ономастики, название которого переводится  с греческого как « искусство давать имена». Ономастика изучает не только личные имена людей, но и названия населенных пунктов, рек, стран, звезд и другие имена собственные.

Я приглашаю вас в страну Антропонимику. Итак, мы начнем путешествие с первой страницы, которая называется

ДРЕВНИЕ  РУССКИЕ  ИМЕНА.

Имена, как и все на свете, имеют свою историю. История  русских имен своими корнями  уходит в очень отдаленную эпоху и тесно связана с историей русского народа и его языка. Древнейшие памятники русской письменности относятся к Х –ХI векам. С этого времени и начинается достоверная, научно обоснованная история русских имен.

Древние русские имена были своеобразными характеристиками людей. Имя давалось человеку как примета, по которой можно было выделить его из семьи или рода. В одних случаях человек характеризовался по какому –либо внешнему признаку, в других – по моральным качествам, по положению в семье или племени, по отношению к нему родителей или сородичей, а иногда – по роду его занятия. Последнее было возможно потому, что имена в старину давались не только в раннем детстве, как, теперь, но и в зрелом возрасте. При этом взрослое имя жило одновременно с  детским.

Вот несколько древних русских имен – характеристик:                                                                                                                                                                                            

- по внешности человека: Мал, Бел, Косой, Рябо, Кудряш, Черныш;

- по черте  человеческого характера: Добр, Умник, Храбр, Горд, Молчан, Дурак,

Боян;

- по месту в семье: Первый, Второй, Друган, Третьяк, Ждан, Нечай, Меньшак,

Старшой;

- по профессии: Кожемяка, Селянин, Воин;                                                                                                        

- имена-метафоры: Волк, Соловей, Орел, Дуб;

- имена- талисманы: Нечай; Дурак, Негодяй, Грязь;

- знатные или княжеские имена: Брачислав, Володимир, Рогволод.

Каждое из имен может быть документально подтверждено.

В древней рукописной книге « Начальная русская летопись» упоминается, например, вождь восточнославянского племени древлян по имени Мал. По такому имени – примете легко было отыскать князя в толпе его рослых воинов. Имя Мал кажется нам смешным, но тысячу лет назад никому и в голову не приходило видеть в нем какое-нибудь посягательство на княжеское достоинство, так как имена-характеристики были обычным явлением и воспринимались как должное.

Имена Храбр и Добр обнаружены тоже в древних рукописях. Имя Добрыня  (производное от имени Добр и означающее « очень добрый», «очень хороший») носил дядя известного киевского князя Владимира (Х век). Оно широко известно также по чудесным русским былинам, в которых рассказывается о смелом воине Добрыне, сыне богатого рязанского князя, прославившемся своми победами над Змеем Горынычем и Батыном-Ханом. Этот былинный Добрыня Никитич вместе со своими соратниками Ильей Муромцем и Алешей Поповичем изображен знаменитым русским художником Василием Васнецовым в картине «Богатыри».

Имена типа Первый, Второй возникли в больших семьях, где число детей часто переваливало за десяток . В таких случаях трудно было подбирать имена-характеристики.Имя выбиралось просто: появился на свет первый – получай имя Первый, или Первак, родился вторым – будешь Второй, или Друган, или Другаш. Третий по счету сын получал имя Третий, или Третьяк. И так далее, вплоть до  Девятого или Десятого.Имя Меньшак ( Меньшик, Меньшой) давалось младшему сыну, а первенец в такой семье получал название Старшого.

Безусловно «взрослыми» были имена с профессиональной окраской. Например, имя Селянин означает « крестьянин», « пахарь».Селянин известен из народной былины « О Вольге и Микуле». Князь Вольга, три дня скакавший на голос неизвестного пахаря, при встрече с ним спрашивает, как его звать- величать. Крестьянин отвечает ему:

« Ай же , Вольга ты Святославгович!

Ржи напашу, в кирды складу,

В скирды складу, да домой выволочу,

Домой выволочу, дома вымолочу,

Драни надеру, да  и пива наварю,

Пива наварю, мужичков напою,

Станут мужички меня покликивати:

« Ай, ты, молодой Микулушка Селянинович!»

Из этого ответа Микулы явствует, что его отца звали Селянном: именно от этого имени было образовано его отчество.

Кроме имен, которые в прямом смысле могли быть названы характеристиками, наши предки использовали еще так называемые имена- метафоры, то есть прозвища, рисующие облик или характер человека  иносказательно, путем сравнения его с каким-то другим предметом. Слово, по мнению древих славян обладало чудесной силой.Имя же, с их точки зрения, было способно не только отражать характер, но и формировать его. На Руси долго бытовало имя  Волк. Наши предки рассуждали так: « Да, волк некрасив, но он силен, смел, вынослив. А эти свойства полезны человеку, так почему бы не передать эти качества носителю имени.» Из истории извесно, например, что в 1492 году из Москвы в Вену, ко двору германского императора , был направлен в  качестве посла опытный русский дипломат Волк Курицын.

Вера в некую сверхъестественную силу человеческого слова породила еще одну разновидность имен – имена-талисманы, имена с «хитринкой».Наши предки очень боялись «злых духов», «злого слова», «сглаза». В целях обмана «злых людей» и «нечистой силы» заботливые родители специально давали своим хорошим детям « плохие имена»; умных и красивых мальчиков нарочно называли Дураками, честных и смелых – Негодяями и Трусами, желанных и дорогих сердцу- Нечаями. Им казалось , что « плохое» имя , как шапка-невидимка, прикроет их ребенка и спасет от « порчи».

Существовали и так называемые знатные или «княжеские» имена. В отличае от обычных русских имен, имевшх в своем составе один корень, «княжеские» имена  были двуосновными и образовывались чаще всего из корней таких слов, как  мир, слава, воин, броня, путь, власть, месть, ярило (солнце). Так, имя Брачислав можно перевести , как «бряцающий славой» , так как оно состоит из двух корней: бряч+ слав. Имя Рогволд значило «владыка стад», то есть «богатый».

Рассказывая о девнерусских именах, я до сих пор  не назвал ни одного женского имени, и  это не случайно. Древние памятники сохранили очень мало таких имен, что объясняется неравноправным, приниженным  положением женщины в Древней Руси. Однако кое-какие из них все же известны.К простым именам относились такие, как Беляна, Чернава, Любава, Красава, Светлана.Знатными считались: Болеслава , Доброгнева, Рогнеда и другие. А.С.Пушкин включил в сказку «О метвой царевне и о семи богатырях» древнее имя Чернава.Злая царица

« Черной зависти полна,

Бросив зеркальце под лавку,

Позвала к себе Чернавку

И наказывает ей,

Сенной девушке своей,

Весть царевну в глушь лесную…»

В этом имени не только колорит далекой эпохи, но одновременно портретная характеристика девушки: Чернава означает « смуглянка», «брюнетка».

Следующая страница Антропонимики в моей работе посвящена именам неславянского просхождения , и называется

РУССКИЕ ИНОСТРАНЦЫ.

В процессе развития исторических связей русского народа с соседями в его язык попадали и закреплялись имена неславянского происхождения.

Одни из первых иноязычных имен были принесены к восточным славянам в IХ веке норманнами, или,как их звали тогда на Руси, варягами. Иноземцы скоро обрусели, но их потомки иногда, в память о своих дедах , брали варяжские имена Игрь, Олег,Ольга. Первые иноязычные имена, использовались только в княжеских родах « Рюриковичей».

Однако через сто с небольшим лет после появления варягов на Руси восточным славянам пришлось заменить свои древние , исконно русские имена на новые, иноязычные. В конце Х века на Руси было принято христианство. С этого времени древнерусские имена стали вытесняться церковными –  греческими, древнеримскими, древнееврейскими, сирийскими и египетскими. Конечно, у каждого из этих народов такие имена имели определенное значение,однако при   переходе в другой язык они становились уже только именами собственными. Так имя Сергей – русский вариант римского имени Сергиус, что означает «высокочтимый».

Незнание внутреннего смысла слов, приводило к новому осмысливанию имен, которое строилось на звуковых аналогиях, и чаще всего носило оттенок иронии.

( Сергей – «Серый»). Появляется много пословиц  и поговорок.Так, например, имя Феодулий ( греч. «раб божий»), превратившееся в Федул, вошло в сознание , как синоним обидчевого, не терпящего критики человека.

- Эй, Федул! Что губы надул? – говорят у нас о таких людях до сих пор.Анология здесь между частями имени Федул и русскими словами: «Фе!»и «дуть».

С появлением книгопечатанья на Руси списки имен, допустимых церковью к употреблению, стали печататься в особых календарях, называвшихся «святцами». Все имена в них распределены по дням каждого месяца.

 Как происходил выбор имени ребенка на деле, очень ярко описал Н.В.Гоголь в повести «Шинель»:« Родился Акакий Акакиевич 23 марта. Покойница матушка, чиновница  и очень хорошая женщина, расположилась, как следует окрестить ребенка. … Родительнице предоставили на выбор любое из трех, какое она хочет выбрать: Моккия, Соссия, или назвать ребенка во имя мученика Хоздазата. « Нет»,- подумала покойница, - имена-то все такие». Чтобы угодить ей, развернули календарь в другом месте; вышли опять три имени: Трифилий, Дула, Варахисий. « Вот это наказание, - проговорила старуха,- какие все имена; я, право, никогда и не слыхивала таких…. «Ну уж я вижу, - сказала старуха,- что, видно, его такая судьба. Уж если так, пусть лучше будет он называться, как и отец его. Отец был Акакий, так пусть и сын будет Акакий. Таким образом и произошел Акакий Акакиевич». Теперь , пожалуй, Акакием никто сына не назовет, если даже и смысл его раскроешь: Акакий по-русски – это «незлобливый», « смирный», «вежливый». Имя это звучит некрасиво на русский слух.

Процесс обновления русского именослова после внедрения в него  «греческих»  имен шел за счет народных вариантов этих имен, таких как Авдотья, Лукерия, Аксинья, Семен, Осип, Антон. Этому способствовали передовые русские писатели, которые смело использовали в своих произведениях не признанные церковью имена и их варианты. Так, А.С.Пушкин сделал популярным имя Татьяна, а Л.Н.Толстой не побоялся назвать «деревенским» именем Марья княжну Болконскую, одну из героинь романа «Война и мир».

Да, наши  имена, оказывается , скрывают в себе много интересного. Но человек, появляясь на свет, получает не только имя, но и фамилию, и отчество, у которых есть своя история. Следующая страница моего доклада называется

ОТЧЕСТВО   ( ВЕЛИЧАНИЕ  ).

Официальное русское  именование триедино: его составляют имя, отчество и фамилия. Например, Александр Сергеевич Пушкин, Петр Ильич Чайковский. Именование по имени и отчеству подчеркивает уважение к именуемому лицу. Слово «величать» в русском языке означает «возносить», а также называть  по отчеству. Добрыня Никитич, Алеша Попович, Микула Селянинович.

Отчества  в том виде , в каком они сейчас употребляются, не сразу появились и установились в нашем быту. Частичка  - ич не вруг и не просто присоединилась к притяжательному прилагательному, образованному от имени отца.

Русские отчества – образования очень древние. Уже в списках русских послов 945 гда при именах некоторых из них находим отчества. Древнерусских князей величали по  отчеству: князь Владимир Святославич, внук Всеволожь, правнук Олгов.

С отчествами сязано много пословиц и поговорок: «Наши вичи едят одни калачи», «Без вотчины, так без отчества», «Богатого по отчеству, убогого по прозвищу».Русское общество было сословным. Так случилось, что отчество стихийно разделилось как бы на несколько разрядов. Холопы же вообще его не имели. Просто знатные люди получали полуотчество: Петр Осипов Васильев. Отчество с – вич было принадлежностью аристократии. При Иване Грозном такое отчество жаловалось как рыцарство у западноевропейских народов      ( аналогично –де во французском языке,  - фон  в немецком,  - ван  в голландском ).

Слово «отчество» начинает употребляться в привычном нам смысле лишь с ХVIII века, со времен Петра I.

Следующя страница моего доклада называется:

ИСТОРИЯ  И   СОВРЕМЕННЫЕ   ФАМИЛИИ.

Имя человека служит для различения в каком-то небольшом коллективе: в семье, в классе. Фамилия помогает отличить членов одной семьи от членов другой семьи. Но фамилии существовали не всегда.  Буквально до конца  ХVIII  века большинство населения России фамилий не имело. А что же было? Прозвища  и отчества. Прозвища давались людям их родственниками, соседями. В них отражались какие-то характерные черты, присущие именно этому человеку: « Иван Микитин сын, а прозвище Меншик», « Губа, Микифоров сын Кривые щеки». Позднее, закрепившись в фамилиях, эти черты и особенности далеких предков дошли до нашего времени.

Вот как это могло быть. Жил когда-то  веселый  человек. Прозвали его Потеха. Детей его стали называть Потехиными: « Чьи они ?» - « Да чьи ж, Потехины». Появилась фамилия Потехин. Но, тот кто носит ее сейчас может быть и не такой разудалый.  Хотя, кто знает…

Другой человек за свое пристрастие к болтовне мог прозваться Щелкуном, а дети его - Щелкуновыми. Но у него вполне мог быть молчаливый сосед, сурового нрава, имевший свое прозвище – Вепрь. Вот от него могли пойти Вепренцевы. Нелюдимый Мороз, разухабистый Пугач и авантюрный Козырь могли основать фамилии Морозовых, Пугачевых и Козыревых. Многие фамилии возникли из позвищ, данных по профессиям. Это фамилиии Гончаров, Мельников и другие.

В прошлом даже среди купцов лишь самые  богатые удостаивались чести получить фамилию. В ХVI веке таких были единицы. Например , купцы Строгановы. Служители  церкви начали получать фамилии лишь в конце ХVIII века. Некоторые священики получали исскуственные фамилии при выпуске из семинарии ( русские фамилии переводились на греческий язык). Так, например, руководство Московской духовной академии сменило в 1838 году фамилию учащемуся Пьянкову на Собриевского от латинского «sobrius» – «трезвый», «трезвенник».

В ХVI –ХVIII веках складываются фамилии восточного проихождения Алашеев, Бабаев, Шуваев. Появляются фамилии славянского происхождения:   в южно – русских областях, граничащих с Украиной - Никитенко, Черненко; в западных областях, граничивших с польскими территориями – Маркевич и др.

Когда в России пало крепостное право, нужно было дать фамилии бывшим крепостным крестьянам, которые до этого их не имели. Одним крестьянам давали фамилию их бывшего владельца, помещика – так появились целые фамилии Воронцовых, Поливановых. Другим в документы записывали уличные фамилии, то есть фамилии, возникшие из прозвищ. У третьих в фамилию превращали отчество.

В 1888 году  вышел специальный указ Сената, в котором было сказано, что      « именоваться определенной фамилией составляет не  только право, но и обязанность всякого полноправного лица, и означеие фамилии на некоторых документах требуется самим законом».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Имя, согласно первобытной философии, является существенной частью человека – возможно даже его душой. Имянарчению придавалось столь важное значение потому , что по народным представлениям имя как бы воплощало в себе рождение  новой души. Соединяя через поколения одинаковые имена, мы до сих пор, как в седые времена, подтверждаем это родство душ.

 Не случайно, в выражении « не позорь нашу фамилию » подразумевается не только семья, но и семейное имя.

В заключении, я бы хотел рассказать о результатах моего исследования происхождения фамилии Потехин. Есть три основные версии:

1. Фамилия от нецерковного мужского имени Потеха, нередкого в России ХV - ХVII веков.

2. Потехин – от православных имен Потит, Потин или Потий\Потей                ( церковная форма Фотий греч. «светел»)

3. Фамилия Потехины связана с потешными войсками Петра Великого, причем, как правило, ее носят уроженцы Воронежской области.

Теперь моя очередь нести ответственность за эту фамилию.

 Александр Македонский, полководец, не знавший стаха, корил трусливого воина: « Прошу тебя, либо преодолей трусость, или измени свое имя, дабы сходство  наших имен никого не вводило в заблуждение».

Литература.

  1. Ю.А.Водопьянова Устный лингвистический  журнал « Что в имени тебе моем?...» , журнал «Русский язык» №1\2006г.
  2. Н.М. Божко « Родной язык в «реке времени», Волгоград, 2006г.
  3. А.А.Бобров « Имя – судьба» , Москва, 1993г.
  4. А.В.Суслова, А.В.Суперанская « О русских именах», Лениздат, 1999г.
  5. М.В.Горбаневский « В мире имен и названий», Москва, 1987г.
  6. Б.О.Унбегаун « Русские фамилии», Москва, 1989г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку в 6 классе «Что в имени тебе моём?»

Задачи курса: знакомство с ономастикой как наукой и как совокупностью собственных имён;  рассмотрение связи ономастики с другими науками (географией, историей, астрономией,...

Интеллектуальная игра-викторина "Что в имени тебе моём?..."по творчеству А.С.Пушкина

Помериться знаниями о жизни и творчестве А.С.Пушкина приглашаются старшеклассники...

внеклассное мероприятие " Что в имени тебе моем?"

данное мероприятие поможет  в проведении классного часа,  в неделе русского языка....

Сценарий классного часа "Что в имени тебе моём?"

Сценарий классного часа Что в имени тебе моём?" Материал можно использовать на  день семьи....

Презентация к классному часу День семьи "Что в имени тебе моём?"

Материал для классного часа. Презентация маминых имён и имён учащихся...

Сценарий утренника по ономастике. Устный лингвистический журнал. «Что в имени тебе моем?..» Бал имен .5-6 классы

Устный  лингвистический журнал  проведен нами в рамках школьной Недели русского языка  в шестом  классе. Подобная  форма  внеклассно-предметной  работы  помогае...