Главные вкладки

    внеклассное мероприятие " Что в имени тебе моем?"
    методическая разработка (5 класс) по теме

    данное мероприятие поможет  в проведении классного часа,  в неделе русского языка. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon chto__v_imeni_tebe_moem.doc51.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Внеклассное мероприятие» Что в имени тебе моём?»

    Цель: познакомить учащихся с прошлым и настоящим имён, дающих ребёнку при рождении. Дать толкование русских имён. Воспитание интереса к прошлому в истории

    Оборудование: Плакаты с высказываниями; ромашка с именами; словари; аудиозаписи песен.

    Ход занятия.

    1.Высказывание: « Между живущих людей безыменным никто не бывает вовсе; в минуту рождения каждый, и низкий, и знатный, имя своё от родителей сладостный дар получает…»

    Учитель:  У каждого человека с рождения есть имя, которое ему дали родители.

                     У одного из племён Новой Гвинеи обычна «охота за именами»; они нападают на соседние племена и перед тем как убить врага, требуют: « Имя! Скажи своё имя!»

    Имя человеку необходимо только в обществе и для общества. Обществу небезразлично имя каждого. Поэтому положен интерес к личным именам.

    2.Как назвать новорожденного?

    В дореволюционное время вопрос об имени решался просто. Регистрация новорожденных детей проводилась только церковью, где осуществлялся обряд крещения. Таким образом, обряд крещения не миновал ни один  ребенок., даже , если родители были неверующие.

    3.Какие же давались имена?

    В русской православной церкви были ( да и теперь есть) особые книги- святцы. В святцах на каждый день недели записаны имена, которых в этот день чтит церковь.

    Например: 14 февраля- День св. Валентина

                        28 ноября- день св. Дмитрия

                        21 ноября- день св. Михаила

    Священник перед обрядом предлагал несколько имен на выбор и этим дело кончалось.

    Почему на Руси много Иванов? Да потому, что имя Иван встречается в святцах чуть ли не каждый день Иногда священник шёл на встречу родителям, которые хотели назвать ребенка редко встречающимися именами. Например: Вера, Надежда, Любовь.

    5  Революции я 1917 года разрушила запрет. В 20-е года прошлого столетия хлынул поток новых имен. Родители теперь могли выбрать любое имя: старое, заимствованное, или изобрести новое.

    Родители порой давали странные имена : Дуб, Береза, Гвоздика, Сирень.

    Представлены чуть ли не вся таблица Менделеева : Радий, Вольфрам, Иридий…

    В качестве личных имен выступали географические названия: Казбек, Волга, Амур, Алтай, Гималай..

    В послереволюционное время усиливается поток иностранных слов. Встречаются имена, заимствованные у разных народов: Роберт, Рудольф, Жозефина, Эдуард, Жанна..

    Появляются такие имена, состоящие из двух и даже несколких слов: Белая ночь, Артиллерийская академия, Великий рабочий  и даже такое женское имя Цвет вишневого дерева в мае.

    Есть ещё вид имен так называемые «родительские» : отец Михаил, мать –Ольга, дети Миоль, Миолина.

    У Владимира и Екатерины три дочери: Владикатра, Влена, Века.

    Наконец, есть имена от слов, прочитанных с конца: Ленин- Нинель, Москва- Авксома.

    Увлекаясь иностранными именами, нередко родители забывали, как нелепо звучат с такими именами их фамилии. Например : Гари Семенович Попов, Диана Кривоногова, Роберт Овечкин.

    Нередко родители давали имена в уменьшительной форме: Ира, Ната, Инна. Пока дети носили имена, неплохо. Но вот взрослые… хирург Лена Романовна, профессор Люся Кондратьевна Кондакова.

    6 Нельзя не упомянуть о «моде» на имена. Кажется такие имена теряют свою прелесть, если встречают с очень часто. Так в Рязанской обл. в 1955 году из 23 учениц окончили школу 17 Нин!  В Саратовской области в 1986 году девочек называли именами Катя. В классах учились по 5-6 Кать.

    7  Статистика.( ученики.Заметки в газете « Саратовская Областная газета»)

     В Саратовской области самыми популярными именами в 2005 году: Анастасия – 335 новорожденных, Александр- 219.

     Второе имя по популярности среди девичьих имен занимает Дарья. Этим именем названо 225 новорожденных.

    На третьем месте- имя Виктории (224 девочки).

     У мальчиков определились абсолютные лидеры. Второе место занимает Артём- так назвали 213 малышей. Замыкает тройку популярных мужских имен-193 мальчика Никита.

    Не обошлось в этом году и без уникальных имен Алмаз, Арзу, Атлас, Вия, Дилафруз, Онега_ это девичьи. У мальчиков ещё экзотичнее: Давут- Дэниз, Парурь, Таар, Жеир-Эдгар, Хикматуллох

     Хорошо забытые старые имена тоже приглянулись родителям: Василиса, Зоя, Ярослава, Степанида, Гордей, Дорофей, Кондрат.

    В январе 2006 года зарегистрированы: Анастасия -281, Артем-277, Дарья-15, Анна-14, Екатерина-13, Виктория_11, Полина-11

    Экзотические имена- Сигита, Баялоз, Оруджи.

    Необычное имя девочки- Мелейна, недостаток «экзотики» восполняется  такими именами: Алиса, Лилия, Ярослава, Арсения, Арсений, Руслан, Рафаэль.

    В 2011 году в Саратовской области самыми популярными стали имена: Данила, Александр, Дарья, Полина, Анна, Мария, Виктория.

    Самые популярные имена в России в 2011 году для мальчиков: Александр, Максим, Дмитрий, Артём, Никита, Иван.

    Девочки_ Анастасия, Мария, Дарья, Софья, Елизавета, Анна.

    «Экзотические» имена: Тагир, Камилла, Дарина.

    Происходит возврат к старым именам: Ульяна, Варвара, Ксения, Иван.

    8 Мы также провели небольшое исследование в школе и выяснили , что имена девочек

     Анастасия -2, Виктория -2,  редкие имена- Яна, Кристина, Анжелика, Вероника, Марина, Алёна;

     Среди мальчиков: редкие Ярослав, Денис, Евгений, Дмитрий.

    Итак, мы теперь знаем, какое имя популярное, а какое встречается редко.

    Но не все знаем, что означает имя, которое ты носишь.

    Ведь личные имена у русских почти все заимствованы.

    Есть специальные словари, которые называются « Словарь русских личных имен».

    Сегодня мы поговорим о том, что означают наши имена, зачем человеку нужно имя, какие имена частоупотребимые, какие имена можно отнести к разряду редких, как происходит имянаречение.

     9 Вот они – наши имена – на ромашке. Итак, что же они означают и откуда пришли к нам. Начнем по алфавиту (ученики сами рассказывают о своих именах).

    Марина- лат.( морская)

              Этому имени явно не повезло. Веками оно было непопулярно в России из-за недоброй славы Марины Мнишек, невесты Лжедмитрия.

    И Наверное , никто не скажет об этом имени лучше Марины Цветаевой:

                            Кто создан из камня, кто создан из глины,-

                            А я серебрюсь и сверкаю!

                            Мне дело – измена, мне имя – Марина,

                             Я- бренная пена морская…

    Людмила- слав. ( людям милая)

           Интересно, что в святцы это имя попало в 922 году, благодаря чешской княжне.

    Маргарита – лат ( жемчужина)

             Эпитет Афродиты, считавшейся покровительницей моряков, которые приносили ей в дар жемчуг и другие морские сокровища.

    Татьяна – греч. ( устанавливать, предписывать)

               Или лат. Татиус – имя легендарного царя, соправителя Ромула.

                 Самое счастливое имя, которое спас А.С.Пушкин.

    Александр – греч.( защищать)

               Это мужественное имя всегда имело мужественных носителей. И благодаря им было популярно во всех веках и народах. Александр Невский, Александр Македонский.

    Артём –греч. ( здоровый, невредимый)

             Это имя переживает сейчас возвращение к активной жизни.

    Сергей- лат.-римское родовое имя – Сергиус (5-1 вв. до н. э. )

    Михаил- др.евр. ( подобный богу)

              Один из архангелов носил это имя.

    10 Музыкальный конкурс « Послушай фонограмму»

    1.фрагмент песни « Александра» ( муз. С.Никитина, сл. Д.Сухарева и Ю.Визбора из к/ф «Москва слезам не верит»)

    Учитель: Не только в этой песне звучат наши имена. Вспомним несколько песен , в которых они звучали.

    2 фрагмент песни « Олеся» ( анс. « Песняры»)

    3 фраг. « Лизавета»( муз. Н.Богословского)

    4 фраг. Танечка» ( муз. Т.Хренникова из к/ф «Карнавальная ночь»)

    А эту песню знают все, сможет её петь весь класс.  

                         М.Блантер  « Катюша»

     Учитель: Итог беседы.

    Имя есть у каждого человека., и не случайно оно символ известности. Знакомясь, спрашивают имя, никто не может предположить, что же будет, если не будет имён.

     Во все исторические периоды человеческое общество не обходилось без собственных имён его членов.

    Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определенная личность, человек, который отличен от всех других, единственный и неповторимый.

    С самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не слышит человек так часто, как свое имя.

    Наше имя связывает нас с нашей семьей, с нашими друзьями и знакомыми. Наше имя связывает нас с нашей малой и большой родиной.

    Много есть на свете слов – хороших и плохих, но для каждого человека есть только одно слово, которое больше всех других вызывает различные эмоциональные переживания, слово, которое наиболее благоприятно его душе – его собственное имя.

     « Проститься» с именами мы хотели бы стихами, где находим глубокие мысли о воплощенном имени:

                              Что в имени тебе моем?

                              Оно умрет, как шум печальный

                                Волны, блеснувшей в берег дальний,

                                  Как звук ночной в лесу глухом.

                                 Оно на памятном листке

                                 Оставит мёртвый след, подобный

                                Узору надписи надгробной

                                 На непонятном языке.

                                 Что в нём? Забытое  давно

                                 В волненьях новых и мятежных,

                                  Твоей душе не даст оно

                                 Воспоминаний чистых, нежных,

                                  Но в день печали, в тишине

                                  Произнеси его, тоскуя:

                                  Скажи: есть память обо мне,

                                  Есть  в мире сердце, где живу я.

                                                                ( А.С.Пушкин).

    Звучит аудиозапись песни « Позови меня тихо по имени» в исполнении группы « Любэ».

    Использованная литература.

                        1.Никонов В.А. Ищем имя. –М.;Сов. Россия;1988

                        2. Пушкин А.С. Поэмы. Драматические произведения.М;Дрофа;Вече;2002

                       3 А.Н.Тихонов, Л.З.Бояринова, А.Г.Рыжкова Словарь русских личных имен  

    4 В.И.Даль Пословицы русского народа. – М.: ОЛМА – Пресс, 1999.                                       5 О.А.Никитина, М.С.Зимина Загадки наших имен. – СПб.: «Издательство «Золотой век», 20016  

    6 Е.Н.Полякова Из истории русских имен и фамилий. – М.: Гуманитарный центр «Монолит», 2002

    7 Л.В.Успенский Слово о словах (очерки о языке) – К. «Веселка», 1987.

    8 Л.В.Успенский Ты и твое имя – Л., 1972.

                             

             

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внеклассное мероприятие "Мы низко кланяемся тебе, мамочка"

    Внеклассное мероприятие в 6 классе, посвященное Дню матери...

    Внеклассное мероприятие по истории "Именем святой Екатерины"

    На данном внеклассном мероприятии применяются задания, которые опираются на предыдущий опыт учащихся. Учащиеся работают в группах по 5-6 человек, выбирают категорию и уровень сложности вопроса. Игра и...

    Внеклассное мероприятие "Родина - это часть тебя"

    Мероприятие разработано как открытый классный час по патриотическому воспитанию в рамках участия в муниципальном конкурсе "Самый "классный" классный" с использованием презентации....

    Внеклассное мероприятие "Сказка, сказка, я тебя знаю!"

    Мир сказок так велик и разнообразен, что остается интересным детям любого возраста. Обратить внимание детей на некоторые подробности такой уже знакомой скази бывает нелегко, но игровая форма проведени...

    Внеклассное мероприятие «Реальность по имени СПИД»

    Цель проведения:1. Расширить знания учащихся о СПИДе.2. Формирование у учащихся понимания проблемы существования заболевания СПИД.3. Воспитание здорового образа жизни, культуры поведения между девушка...

    Презентация к внеклассному мероприятию "И мы сохраним, тебя русская речь, великое русское слово!"

    В презентации представлены фотографии древнегреческих философов, высказывания о языке, заповеди речевого поведения...