Делать добро спешите
классный час (5, 6 класс) на тему

Мельник Наталья Владимировна

Час общения на тему "Дружба"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delat_dobro_speshite.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Час общения

Делать добро спешите

Целъ: Поразмышлять с учащимися о важнейших нравственных ценностях, добре, уважении, любви, о сложности нравственного выбора.

Форма: Классный час-размышление. Информация, к размышлению:

Чтобы поверить в добро, надо начать

                                его делать.

Л.Н. Толстой

Подготовительный этап. Классному часу могут предшествовать задания учащимся: Совместно с преподавателем литературы предложите ученикам написать сочинение на тему добра и зла:

•        Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты.

Л. Бетховен

  • Добро помни, а зло забывай (пословица).
  • Велико ли, мало ли зло, его не надо делать. Эзоп

Подобрать пословицы, поговорки о добре и зле.

Нарисовать символы добра и зла.

По ходу классного часа можно использовать следующие пословицы и поговорки о добре и зле:

  • В добре жить хорошо.
  • Делать добро спеши.
  • Доброе дело и в воде не тонет.
  • Доброе дело крепко.
  • Доброму делу не кайся.
  • Добро и во сне хорошо.
  • Злой не верит, что есть добрые люди.
  • На свете не без добрых людей.
  • С добрым жить хорошо.    
  • Зла за зло не воздавай.
  • Где гнев, там и милость.
  • За добро постоим, а на зло настоим.
  • Злой человек не проживет в добре век.
  • Во зле житв — по миру ходить.
  • У злой Натальи все люди канальи.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

Что такое добро? Что такое зло? На протяжении всей своей истории человечество пытается ответить на эти вечные вопросы. Давайте поразмышляем вместе.

Учитель предлагает учащимся продолжить фразы:

  • «Доброта — это...»
  • «Добрый человек — это...».


Обобщая ответы учащихся, учитель скажет о том, что:

•        Добром считаются отношения доверия, справедливости, милосердия, любви.

•        Добро в первую очередь связано с умением  сорадоваться и сострадать , сочувствовать , сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой

  • Когда мы говорим о человеке «до6рый», то имеем в виду, что он готов прийти на помощь другому, делать это не ради, выгоды, не на показ, а бескорыстно, по велению сердца.

Вопросы к обсуждению

  1. Можно ли быть добрым вообще, никак не проявляя свою доброту в делах?
  2. Можно ли принудить человека быть добрым?
  3. Согласны ли вы с мыслью о том, что началом доброго отношения к людям является умение прощать?

Необходимость и готовность прощать влечет за собой множество вопросов для нравственного поиска. Как соотнести доброту и снисходительность, проступок и наказание. Ответы на эти сложные вопросы вам придется искать самим.

 Обсудите мнения знаменитых мыслителей, писателей, христианских вероучителей, высказанные на этот счет, которые могут служить нравственным ориентиром:

Правильно ли отвечать добром на зло?

  • «На зло отвечают справедливостью. На добро отвечают добром».   Конфуций (ок. 551—479 г. до н.э.), древний китайский мыслитель.
  • «Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую».
    Матф. 5:30.
  • «Но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как Бог во Христе простил вас».
  •  «Зло может остановить добро». Древняя мудрость
  •  «Попробуйте не наступать, а уступать, не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть людям ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать. Не разорвать, а склеить». Михаил Рощин, писатель.

Обсуждение высказываний можно начать со слов:

«Меня затронуло в этом высказывании...»

«Я не согласен с этим высказыванием, потому что …»

«Мне кажется здесь важным то, что...»

Ситуативный практикум

Представьте себе, что ваш обидчик оказался в критической ситуации, например, провалился в прорубь. Кроме вас никого нет. Никто не слышит его  крик о помощи. Как вы поступите:  пройдете мимо или  попытаетесь ему помочь?

 Предложите детям рассказать об известных им случаях нравственного выбора.

Чтение и обсуждеине библейского сказания о Каине и Авеле.

Каин и Авель

У Адама и Евы было два сына. Старшего звали Каин, а младшего — Авель. Каин пахал землю,  но землю не любил. И звезд не любил, и птиц не любил, и не любил деревьев. Каин всем завидовал и всех ненавидел, потому что он был злой и жестокий.

Когда птицы пролетали над землей, Каин бросал в них камни, потому что завидовал птицам,  что они умеют летать. Когда звезды зажигались на небе, Каин в звезды кидал камни, потому что звезды умели  светить. Когда в полдень деревья бросали на землю тень, Каин обламывал ветви — он и тени чужой завидовал! Злой человек был Каин, очень злой. Брат Каина — Авель был веселый и добрый.  Он пас овец. С утра до вечера бродил со своим стадом по широким лугам, играл на свирели, пели песни. Птицы, деревья и звезды полюбили Авеля. А Каина стали бояться.

Однажды холодною ночью вздумали братья разжечь костры. Долго Каин разжигал свой костер. Но не слушался огонь злых Каиновых рук. Не горел. А под добрыми руками Авеля костер вспыхнул сразу.

Затрещали ветки, будто только и ждали легких пальцев Авеля. Заискрилось пламя. Весело стало кругом, тепло. Запел Авель песню про огонь, и про звезды, и про то, как хорошо жить. Позавидовал Каин Авелю, что костер у него разгорелся. Поднял с земли камень и убил брата своего.

Оглянулся Каин. Кругом — никого. «Никто не видел, как я убил Авеля, никто и не узнает», — подумал Каин. И убежал в лес. Крадется Каин по лесу, вдруг слышит — деревья зашептали: «Каин, где брат твой Авель?» Бросился Каин от деревьев в степь, а над ним звезды встали, да как зазвенят с неба: «Каин, где брат твой Авель?» Заметался Каин: куда уйти от звезд? К земле пригнулся, ползет, как  паук, глазами косит, а тут светло стало. Проснулись птицы. Со всех сторон галдят: «Каин, где брат твой Авель?» И почудилось Каину — это весь мир кричит ему вслед: «Где брат твой Авель?»

— Разве я сторож брату своему? — дерзко ответил Каин. Понял Каин, что хоть никого и не было, когда он убил Авеля, да были звезды, деревья, птицы...

И возненавидели люди Каина за то, что он запятнал землю кровью. И прокляли его. И имя его.

С тех пор прошло много-много веков. Много звезд угасло. Люди рождались, жили и умирали. Менялись обычаи. Забывались сказки. Но до сих пор про злого, завистливого человека говорят: Каин. Или еще: окаянный.

(Легенда в переложении К.И. Чуковского)

Зло противостоит добру. Зло — все то, что губит душу человека, способствует  нравственной деградации.

Зло — это войны и предательство, зависть и жадность, это преследование людей другой национальности, другого цвета кожи, происхождения. Зло — это хамство и равнодушие, эгоизм, обман, пьянство, наркомания. Зло — когда сильный обижает слабого, когда хулиган оскорбляет людей, когда чиновник вымогает взятку, когда младшие не уважают старших, и взрослые не заботятся о детях.

К сожалению, зло очень распространено и многолико, оно коварно. Зло часто маскируется, иногда его трудно распознать. Преступник совершает преступления, оправдывая себя обстоятельствами, хам кричит, что он прав, предатель объясняет свой поступок вынужденной необходимостью, тираны и диктаторы клялись, что пекутся о благе людей, принося страдания и беды народам.

Судить человека надо по его делам.

Можно тысячу раз говорить о том, что жалко стариков, и никогда не уступать место в транспорте пожилому человеку, на словах заботиться о при роде, не замечая при этом урну для мусора.

Многие люди полагают, что злые люди добиваются своего, им чужды сомнения, сострадания, а удача сопутствует. А мы, добрые души, живем по совести, и что мы кроме этого имеем?

Как вы относитесь к таким суждениям? Может ли быть счастливым человек, приносящий страдания другим?

Вот как об этом говорили великие мыслители прошлого.

  • Ни один злой человек не бывает счастлив.

Ювенал (ок. 60—127 гг.), римский поэт-сатирик

  • Жизнь злых людей полна тревог.

Д. Дидро (1713—1784), французский философ

  • Если не хочешь страха не чини зла.

Кабус, таджикский поэт

В сказках добро побеждает зло. Но жизнь не сказка. Случается всякое. Я расскажу вам притчу.

«Шел охотник по лесу, вдруг видит: дерево упало на дорогу и придавило змею. Подошел охотник к змее, а та умоляет его: «Спаси меня, я уже вторые сутки здесь лежу, умираю, приподними дерево». Охотник приподнял дерево, выскользнула змея, обвила ногу охотника и готовится укусить его. Взмолился охотник: «Что же ты делаешь, я ведь тебя от смерти спас?» «На то я и змея», — отвечает она. Тут на счастье охотника пробегает лиса. Просит охотник лису рассудить, кто прав из них. А лиса сделала вид, что ничего не поняла, и просит, чтобы змея опять под дерево легла. Придавил охотник змею деревом и больше спасать не стал, пошел своей дорогой, оставив змею умирать».

Значит, не надо делать добра?

Жить по пословице «Не делай добра — не получишь зла?»

Может быть, и у вас уже случались ситуации, когда вас за доброе дело наказывали?

И все же, во что может превратиться человек, помнящий зло, перестающий делать добро людям, думающий только о себе? Его-то и человеком назвать трудно. Человек на то он и человек, чтобы делать добро, потому что добрых людей на земле гораздо больше, чем злых, и ваше добро люди смогут оценить!

«За добро добром платят!»

Мини-итоги

В заключение классного часа учитель предлагает детям продемонстрировать свои рисунки, на которых изображены символы добра и зла, высказать свои суждения по данному вопросу, сформулировать свои выводы по сложнейшим нравственным вопросам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Спешите делать добрые дела"

Методическая разработка урока "Спешите делать добрые дела" (5-6 класс)...

Классный час на тему: "Спешите делать добрые дела..."

Классный час в 9А классе « Спешите делать добрые дела».       Цели: 1.     Образовательная: дать характеристику понятий «коррупция», «ко...

классный час - размышление в 5 классе по теме "Делать добро спеши."

Это внеклассное занятие из цикла занятий о добре и зле.Мы можем и умеем в повседневной жизни делать добро и этому мы должны учить наших детей....

презентация к классному часу "Делать добро спешите"

Презентация ставит своей целью помочь учащимся поразмышлять о важнейших нравственных ценностях: добре, уважении, о сложности нравственного выбора.При подготовке презентации были использованы материалы...

Воспитательский час "Делать добро спеши" в 6 классе школы 8 вида

Цель: Углублять представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека. Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мн...

Проект учащихся 8 А класса "Делать добро спеши"

На протяжении ряда лет мы реализуем проект "Делать добро спеши" - это участие в различных благотворительных акциях. Если бы не наши отзывчивые родители и оптимизм классного руководителя, у нас бы ниче...

Воспитательский час "Делать добро спеши"

Воспитательский час "Делать добро спеши"...