Обобщение опыта работы по теме: "Организация внеурочной деятельности обучающихся"
опыты и эксперименты (6 класс) на тему

Долженкова Елена Николаевна

Государство и общество ставят перед педагогами следующие задачи:

·            создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;

·            формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающую историко-культурную, этническую и региональную специфику;

·            формирование активной деятельностной позиции;

·            выстраивание социального партнерства школы с семьей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_raboty.docx188.61 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Рышковская СОШ»

Обобщение опыта работы:

«Организация внеурочной деятельности обучающихся»

f522529ec335.png

Классный руководитель:

Долженкова Елена Николаевна

Обобщение опыта работы:

«Организация внеурочной деятельности обучающихся»

Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества.

 В противном случае оно совершенно бесполезно”.

Киплинг

Государство и общество ставят перед педагогами следующие задачи:

  • создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;
  • формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающую историко-культурную, этническую и региональную специфику;
  • формирование активной деятельностной позиции;
  • выстраивание социального партнерства школы с семьей.

При обновлении содержания и организации педагогического процесса главным направлением становится воспитание.

Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно-нравственный потенциал, высокий уровень самосознания дисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор.

Важной целью воспитания является формирование личности в духе коллективизма, развития у нее товарищеских черт и качеств. Указанная цель может быть достигнута только при условии, что личность будет воспитываться в хорошо организованном и здоровом в социальном и духовном отношениях коллективе. Коллектив выступает как важная форма организации воспитания, как мощный педагогический инструмент. Развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив, что является одной из важнейших закономерностей воспитания.

Внеурочная деятельность позволяет в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

В организации и проведении внеурочной деятельности учащихся особая роль отводится классному руководителю.

С одной стороны, организация внеурочной деятельности для школы, педагога-дело не новое. В систему работы классного руководителя всегда включался комплекс воспитательных мероприятий, направленных на реализацию тех или иных образовательных целей и задач.  На базе нишей школы всегда  организуется деятельность творческих, интеллектуальных, спортивных  кружков.

Главной задачей  классного руководителя, осуществляющего внеурочную работу, является   формирование личности обучающегося, которая является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации.              

Что касается механизма реализации внеурочной деятельности в нашей школе, то именно здесь и начинают  возникать проблемы:

- Мероприятия проводятся  во второй половине дня.

- Школа  не  имеет свободных помещений для организации внеурочной деятельности.

- Отдаленность от города Курска.

- Проблемы финансовой обеспеченности семей.

Что делать?  

 В этом случае  используются возможности социокультурных учреждений   села Клюква, а на каникулах города Курска:

- сельский дом культуры;

- сельская библиотека;

- школьные кружки;

- общешкольные мероприятия;

- краеведческий музей;

- картинные галереи;

- Цирк;

- кинотеатры и многое другое.

Формы организации внеурочной деятельности

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Теоретические занятия (внеурочная, внешкольная)

  • беседы
  • классный час
  • сообщения
  • встречи с интересными людьми
  • литературно – музыкальные композиции
  • просмотр и обсуждение видеоматериала
  • экскурсии (внеурочная, внешкольная)
  • поездки, походы по историческим и памятным местам

Практические занятия (внеурочная, внешкольная):

  • творческие конкурсы
  • выставки декоративно-прикладного искусства
  • коллективные творческие дела
  • соревнования
  • показательные выступления
  • праздники
  • викторины
  • интеллектуально-познавательные игры
  • трудовые дела
  • тренинги
  • наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
  • обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
  • заочные путешествия
  • акции благотворительности, милосердия
  • творческие проекты, презентации
  • проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров
  • сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (внеурочная, внешкольная)

Внеурочная деятельность построена по типу оптимизационной модели. Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов, т. е. учитываются возможности учеников и их желания и интересы.

Как и вся воспитательная работа, так и внеурочная деятельность  строится в соответствии с основными направлениями: «Здоровье», «Учеба», «Нравственность», «Патриотизм», «Семья», «Досуг, общение». По каждому направлению воспитательной работы, несомненно традиционным видом внеурочной деятельности остается классный час.

В своей работе с классным коллективом при проведении классных часов я стараюсь использовать различные виды их проведения. В силу особенностей возраста учеников 5 класса, самой интересной формой для них остается игра, конкурсная программа, рассматривание различных ситуаций.

В своей работе я старюсь, чтобы внеурочная деятельность не была исключительно ситуативной, бессистемной, когда классный руководитель только реагирует на текущие события, происходящие в классе, а не организует, не строит систему работы. Поэтому я руководствуюсь  неким циклом воспитательной работы, который представляет собой комплекс, набор следующих действий, этапов работы.

  1. Изучение учащихся и коллектива класса:  получение демографических,  медицинских,  психологических,  педагогических  данных (семья,  социальное и материальное положение, состояние здоровья, уровень развития, воспитанности, индивидуальные особенности).
  2. Формулировка воспитательных задач,  общих для  класса  или отдельных групп, учеников класса, типовых для определенного периода обучения и индивидуальных.
  3. Планирование  воспитательной  работы  - составление плана, оперативного документа для работы с учениками, учителями, родителями, содержащего перечень задач, направлений   и дел по их решению.
  4. Организация, проведение и корректировка деятельности в соответствии с задачами и планом:  проведение классных часов,  экскурсий,  походов,  вечеров,  родительских собраний и пр.
  5. Анализ и оценка результатов воспитания, которые выражаются в уровне воспитанности учеников. Наблюдение, опросники и другие методы позволяют судить о результатах и ставить новые задачи, а также о собственной профессиональной компетенции и личностном росте классного руководителя как воспитателя.

В этом случае координирующую роль выполняю, как правило, конечно же я как классный руководитель, и в соответствии со своими функциями и задачами:

  1. взаимодействую с учителями, которые преподают в классе;
  2. организую в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
  3. организую систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;
  4. организую социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Классный руководитель – это особый наставник, который должен помогать другим учителям в порученном ему классе, найти контакт с детьми, устранять возникающие конфликтные ситуации. Классный руководитель должен присутствовать на остальных уроках в этом классе (хотя бы 1 раз в неделю), проводить мероприятия, праздники.

Родительские собрания по большей части проводят тоже классные руководители. Собрание проводится примерно 1 раз в четверть. Классный руководитель должен знать всех родителей (или лиц, их заменяющих) лично, поговорить с каждым отдельно, помочь решить проблемы или попытаться найти общее решение вместе с родителями.

Цель внеурочной деятельности:

         Создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.

Задачи  внеурочной деятельности:

  • выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;
  • оказание помощи в поисках «себя»;
  • создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
  • формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
  • развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
  • создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
  • развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
  • расширение рамок общения с социумом.

Больше всего классному коллективу нравится такой вид внеурочной деятельности, как экскурсии и поездки по различным местам. Так за прошедшие месяцы этого учебного года мы осуществили следующие поездки: экскурсия в г.Фатеж в музей им. Свиридова, обзорная экскурсия по городу Курску, посещение кинотеатра «Пять Звезд», посетили концерт Юлии Савичевой, музей им. Н. Плевицкой в с. Винниково, поездка в Цирк, экскурсия в картинную галерею, посещение кафе «Жар Пицца».

Многообразие форм внеурочной деятельности порождает богатство условий для разнообразных видов деятельности, позволяя включать в работу весь комплекс психических процессов ученика. Система внеурочной учебной деятельности рассматривается как неотъемлемый компонент образовательного процесса и школы, позволяющих не только расширить диапазон базового образования, но и получить специальные научные и профессиональные знания, навыки, умения, придать процессу образования творческий характер, обуславливая его целостность и многомерность в русле концепции непрерывного образования.

Хочется отметить, что посещая общественные места и участвую во внеурочной деятельности, реализуются главные задачи – это формирование классного коллектива, воспитание культурного человека, способного ориентироваться в социуме и стать частью его.

Ребенок – горящий факел! Это то живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, сотоварищество, содружество. И регулирует это пламя классный руководитель. От него зависит потухнет факел или будет гореть все ярче и ярче. И главная роль классного руководителя – поддерживать «огонь» в каждом ребенке.

Участие детского коллектива в реализации социально-значимых инициатив


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта работы методиста по теме: "Педагогическая деятельность, направленная на оценку результативности образовательного процесса"

"Педагогическая деятельность, направленная на оценку результативности образовательного процесса" обобщение опыта работы методиста...

Из опыта работы по теме: «Организация социально значимой деятельности с детьми «группы риска»

Презентация на тему:  «Организация социально значимой деятельности с детьми «группы риска»...

Обобщение опыта работы по теме "Организация подготовки к Единому Государственному экзамену по физике".

Одной из необходимых предпосылок для успешной сдачи школьниками Единого государственного экзамена является умелая организация подготовки к нему. В ходе подготовки к экзамену акцент следует делать на с...

Представление опыта работы по теме «Организация внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС. Интегрированный курс «Основы моделирования с элементами декоративно-прикладного творчества»

Представлена презентация предъявления опыта работы - организация внеурочной деятельности с учащимися 5-х классов в рамках интегрированного кружка "Основы моделирования с элементами декоративно-приклад...

Обобщение опыта работы по теме «Активизация творческой деятельности обучающихся на уроках литературы (ФГОС ООО)».

Обобщение опыта работы по теме "Активизация творческой деятельности обучающихся на уроках литературы ФГОС ООО". В материале представлены основные приемы работы с обучающимися, разработки уро...

Транслирование опыта работы по теме "Организация рабочего место для детей РАС в процессе творческой деятельности"

Доклад на краевом семинаре «Актуальные проблемы реализации обучение детей с РАС в условиях современной образовательной среды».Тема доклада: «Организация рабочего места в процессе тво...