"Никто не забыт, ничто не забыто..."
методическая разработка на тему

Зинкевич Ольга Владимировна

Разработка внеклассного мероприятия для учащихся разных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nikto_ne_zabyt_nichto_ne_zabyto.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

 «Никто не забыт, ничто не забыто…»

Цель:

  • выявить отношение молодежи к проблемам патриотизма и помочь стать позитивными творцами, так как молодежь сегодня – это Россия завтра;
  • определить роль патриотизма в жизни современного общества;
  • сформировать у школьников понятия и представления, связанные с патриотизмом.
  •  привитие патриотизма, героизма, любви к своей Родине;
  • воспитание уважения к ветеранам Великой Отечественной войны;

Оборудование: плакаты, свечи, презентация, компьютер и т.д.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

  1. Девочка с куклой.

А может, не было войны …

И людям все это приснилось:

Опустошенная земля,

Расстрелы и концлагеря,

Хатынь и братские могилы?

  1. Мальчик с машиной

А может, не было войны.

У деда моего с рожденья шрамы,

Никто от пули не погиб,

И не вставал над миром гриб,

И не боялась гетто мама?

  1. Девочка

А может, не было войны,

И у станков не спали дети,

И бабы в гиблых деревнях

Не задыхались на полях,

Ложась плечом на стылый ветер?

  1. Мальчик

А может, не было войны?

Не гнали фрицев по этапу,

И абажур из кожи -блеф.

А Муссолини - дутый лев,

В Париже не было Гестапо?

  1. Девочка

А может, не было войны?

И «Шмайсер» - детская игрушка,

Дневник, залитый кровью ран,

Был не написан Анной Франк,

Берлин не слышал грома пушек?

  1. Мальчик

А может, не было войны,

И мир её себе придумал?

«Но почему же старики

Так плачут в мае от тоски?» -

Однажды ночью я подумал.

  1. Ведущий: 9 мая - День Победы. Все больше отдаляется от нас 9 мая 1945 года, но мы по-прежнему помним, какой ценой завоевано счастье, какой ценой досталась победа нашим отцам и дедам.
  2. Ведущий: Во многих городах нашей Республики горит вечный огонь славы. В этот день минутой молчания чтят люди память погибших, возлагают к памятникам цветы.
  1. Ведущий: Великий день! Мы так его назвали,

Пред ним стеною дым пороховой,

Над пеплом, гарью, грудами развалин

Им поднят стяг победы боевой!

  1. Ведущий: Но не сразу наступил этот радостный день. 69 лет отделяет нас от того первого дня Победы в той страшной, тяжелой войне.

Школьник:

Нынче повсюду слова звучат:

 Великой Победе – шестьдесят пять!

 Я сегодняшний школьник, мне семь лет.

 Дайте кто-нибудь ответ!

 Я спросил у всех ребят:

 “Что такое шестьдесят пять?”

 Может быть, столько погибло людей?

 Или война эта столько шла дней?

Старшеклассник:

Шла война четыре года,

 Много полегло ребят,

 Но закончилась Победой

 Шестьдесят пять лет назад.

 Шестьдесят пять лет назад

 Расцвела та весна,

 Когда, наконец, прекратилась война.

Школьник:

Я не знаю про ту войну ничего,

 Книгу я прочитаю, увижу в кино...

 Но так трудно сегодня поверить мне,

 Что прадедушка мой тоже был на войне.

(Садятся за столики)

  1. Ведущий: 22 июня 1941 года. Это был самый обычный день. Выпускники школ мечтали о жизненных дорогах. Люди работали, учились, жили своими заботами.
  2. Ведущий: Страшное бедствие обрушилось ранним утром этого дня. Фашистские войска вероломно нарушили покой мирного государства. 22 июня 1941 года на страну обрушился удар невиданной в истории армии вторжения: 190 дивизий, свыше 4 000 танков, более

47 000 орудий и минометов, около 5 000 самолетов, до 200 кораблей. 

  1. Ведущий: Грозный сорок первый... Как он изменил судьбы, обагрил кровью и слезами детства, сделал короткими жизни многих мальчишек и девчонок, разрушил светлые мечты 17- летних, которые прямо с выпускного бала ушли “из детства в эшелон пехоты, в санитарный взвод...”
  2. Ведущий: Они хотели вернуться в теплые дома, чтобы посмотреть в добрые, полные тоски и печали глаза своих матерей. Очень хотели... но бросались на амбразуры вражеских пулеметов, гибли под пулями, принимали мученическую смерть во вражеском тылу...

(Лаура) Казалось было холодно цветам

И росы слегка поблекли,

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли…

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось,

Кт знал, что между миром и войной

Всего каких-то 5 минут осталось! ...

(Лера) Сражается отец за жизнь твою,

За светлый день за тихий день земли

За то, чтоб снова счастье обрели,

Не только за тебя и за меня,

Свою семью от горести храня,

Идет он в бой не только за Ташкент,

Узбекистан – нет:

За всех людей, всю землю,

День-деньской

Гремит над горизонтом грозный бой.

  1. Ведущий: Память о войне, о жертвах войны... Она набатом стучит в наших сердцах.
  2. Ведущий: Тысячи невинных людей были загублены фашистами в концлагерях. Каждый год на местах бывших лагерей смерти зацветают маки. Они алеют, как брызги крови жертв фашизма, напоминая о трагедиях войны.

(Артем)Цветут в Бухенвальде цветы –

 Алые маки.

 В музейном покое - щиты,

 А рядом - бараки.

 Цветут в Бухенвальде цветы-

 Алые вспышки.

 На маки глядят с высоты

 Бессменные вышки.

(Ленара)На вышках эсэсовцев нет.

 Дым не клубится...

 Цветы пламенеют - и свет

 Ложится на лица.

Не ходит по лагерю смерть,

 Не лают собаки,

 А все-таки жутко смотреть

 На алые маки.

  1. Ведущий: Женщина - великое слово. В ней чистота девушки, самоотверженность подруги, подвиг матери. Каждому из нас от колыбельной песни до последнего вздоха мать дарит бескорыстную любовь, заботу, привязанность.
  2. Ведущий: На свете не существует человека родней и ближе матери. Ее любовь к детям безгранична, бескорыстна, полна самоотверженности. Мать всегда помнит о своем ребенке, где бы он ни находился. Многие матери, получив во время Великой Отечественной войны извещение о смерти сына, не верили в его смерть и всю оставшуюся жизнь надеялись на чудо- чудо воскрешения.

Рассказ матери, потерявшей сына: (выходит к месту, неся в руках фотографию погибшего сына)

Сыночек мой, кровиночка,

 Украден ты войной.

 Листочек мой, травиночка.

 Как пусто мне одной.

Прокаркала вороною

 Беда, как в страшном сне.

 Бумагой похоронною

 Она пришла ко мне.

Я ворога проклятого

 Отчаянно кляла.

 Глаза свои проплакала-

 И все тебя ждала.

Придешь походкой легонькой,

 Шинелька - нараспах.

 Живой придешь, целехонький,

 С улыбкой на губах

Придешь, огнем целованный,

 С наградой боевой,

 Пускай и забинтованный,

 А все-таки живой!

... Неделя за неделею,

 За годом год идет.

 Устала я надеяться,

 Лишь боль во мне живет.

Сыночек мой, кровиночка,

 Прошло так много лет.

 Листочек мой, травиночка.

 Тебя все нет и нет!

  1. Ведущие: На крутом душевном переломе юноши и девушки обрели высшее мужество, которое привело к победе через 4, казавшихся бесконечными года войны. За свои идеалы они боролись, они дрались, шли на смерть.
  2. Ведущий: Землю жгли смертельные метели,

Небеса и те не знали сна…

В серые солдатские шинели

Наряжала девушек война.

(Ришат) Четверть роты уже скосило…

Распростертая на снегу,

Плачет девочка от бессилия,

Задыхается: «Не могу!»

Тяжеленный попался малый,

Сил тащить его больше нет…

(Санитарочке той усталой

18 сравнялось лет).

Отлежишься. Обдуется ветром

Станет легче дышать чуть-чуть.

Сантиметр за сантиметром

Ты продолжишь свой крестный путь.

Между жизнью и смертью грани –

До чего же хрупки они …

Так приди же, солдат, в сознание,

На сестренку хоть раз взгляни!

Если Вас не найдут снаряды,

Не добьет диверсанта нож,

Ты получишь, сестра, награду –

Человека опять спасешь.

Он вернется из лазарета,

Снова ты обманула смерть.

И одно лишь сознанье это

Всю-то жизнь тебя будет греть.

«Зинка»

(Вера)Мы легли у разбитой ели,

Ждем, когда же начнет светлеть.

Под шинелью вдвоем теплее

На продрогшей, сырой земле.

- Знаешь, Юлька, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье,

Мама, мамка моя живет.

 

У тебя есть друзья, любимый.

У меня лишь она одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик

Беспокойную дочку ждет

Знаешь, Юлька, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Отогрелись мы еле-еле,

Вдруг приказ: «Выступать вперед!»

Снова рядом в сырой шинели

Светлокосый солдат идет.

 С каждым днем становилось горше.

Шли без митингов и замен.

В окруженье попал под Оршей

Наш потрепанный батальон.

(Садокат)Зинка нас повела в атаку.

Мы пробились по черной ржи,

По воронкам и буеракам,

Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы,

Мы со славой хотели жить.

Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит

Ее тело своей шинелью

Укрывала я, зубы сжав.

Белорусские хаты пели

О рязанских глухих садах.

 Знаешь, Зинка, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье

Мама, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый

У нее ты была одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла

Я не знаю, как написать ей,

Чтоб она тебя не ждала.

 

 

  1. Ведущий: Уходят годы лихолетья все дальше и дальше, взрослея, сменяет одно поколение другое. И с каждым годом меньше остается ветеранов, живых свидетелей войны. Но еще долго будут жить в памяти людской герои литературных произведений, прошедшие войну с первого до последнего ее дня.

Выходит ученик-писатель с книгой в руках

Рассказ писателя Бориса Васильева: Я, Борис Васильев, автор всем известной повести “А зори здесь тихие...”. Для меня женщина-это воплощенная гармония жизни. А война -всегда дисгармония. И женщина на войне - это самое невероятное, не сочетаемое сочетание явлений. А наши женщины шли на фронт и воевали на передовой рядом с мужчинами...

Вопрос школьника писателю: - А как у Вас родился замысел повести “А зори здесь тихие ...”?

Ученик-писатель: Замысел повести родился от “толчка памяти”. На фронт я попал, едва окончив 10-й класс, в первые дни войны. Точнее 8-го июля 1941 года. А 9-го июля, было это под Оршей, мы, бойцы истребительного батальона, вышли на свое первое задание в лес. И вот там, среди живой зелени лесной поляны, такой мирной в своей тишине, ароматом нагретой солнцем хвои и трав, я увидел двух мертвых деревенских девчушек. Фашистские десантники убили их потому, что девочки просто увидели врага. Я потом повидал немало горя и смертей, но этих незнакомых девочек забыть никогда не мог ... Сами понимаете, что от этой нестираемой с годами картины до сюжета повести - большая и сложная дистанция. Но импульс был именно здесь...

Инсценировка отрывка из повести “А зори здесь тихие...”

Музыка “Тишина”. Выходит пожилой мужчина с юношей. У юноши цветы. Они подходят к обелиску, кладут цветы и садятся рядом на скамейку. Мужчина начинает свой рассказ.

Воспоминания пожилого Васкова:

Я все требовал пополнения. Понимаешь, у нас на 171 разъезде был курорт. От безделья солдаты млели и напивались, за что я получал постоянные выговоры. Я все требовал непьющих. Вот мне и прислали. Я вышел и оторопел. Во дворе стояли 10 сонных девушек. Я даже в начале решил, что мне спросонок померещилось.

Понимаешь, мне тогда исполнилось только 32 года. С этим взводом я постоянно попадал в какие-нибудь нелепости. К примеру, однажды завернул я за сарай и обомлел. Дни стояли жаркие. Так вот мои красавицы во главе с командиром, сержантом Осяниной, разлеглись на казенном брезенте загорать в чем мать родила. Представляешь. Я иду, а там белое, восьмикратно помноженное тело лежит. Ну, хотя бы завизжали для приличия, ан нет: уткнули носы и затаились. Пришлось мне как мальчишке, задним ходом. Вот с тех пор и стал я кашлять на каждом углу, как коклюшный.

А однажды вбегает Рита запыхавшись:

Товарищ старшина! Немцы в лесу!

Откуда известно? - спрашиваю у нее.

Сама видела. Двое с автоматами, в маскировочных накидках.

Дал я команду - в ружье: боевая тревога.

Построились все. Нечего сказать, строй - у одной волосы, как грива, у другой какие-то бумажки на голове. Вояки!

Юноша подходит к плите и читает имена погибших девушек:

- Соня Гурвич, Лиза Бричкина, Рита Осянина, Женя Комелькова, Галя Четвертак...

Васков продолжает:

- Знал ли я тогда, имел ли я право распоряжаться судьбами этих пяти девушек из-за горстки фрицев. Никогда я себе этого не прощу.

Юноша: Не кори себя, Федот Евграфыч. Многие поступали в то время так, как ты. Они защищали Родину.

Васков: Да, если бы мы только знали, что нас ждет. Если бы только знали - 6 против 16-ти. Необходимо было подкрепление. Решил послать Лизу.

Юноша: Ну и что случилось с Лизой?

Васков: Да не дошла Лиза. Я это сразу понял, когда увидел, что не взяла она слегу! Торопилась и не вспомнила... да разве можно в болоте без слеги? Я представил, как жуткий крик о помощи звенел над равнодушным болотом, как она долго глядела на синее небо, как тянулась, выплевывая грязь, тянулась в небо и верила, что завтра для нее все равно наступит ...

Юноша: А Соня Гурвич? Как она погибла?

Васков: Закурить я хотел, да кисет где-то оставил. Соня и вызвалась принести. Не успел я ее остановить... Только сапоги застучали... участи ее почти не знали, она была тихой, незаметной ... Когда мы ее нашли, она тускло смотрела в небо полузакрытыми глазами... Удар был рассчитан на мужика, вот почему и крикнуть- то посильнее не смогла. Девчонки убивали первый раз, видели смерть товарищей ... не могли это пережить ... мне некогда было их успокаивать ...

Погибли наши товарищи смертью храбрых. Не зря погибли.

Юноша: А с остальными что случилось?

Васков: Женька уводила немцев от раненой Риты. Ее автомат бил еще где-то по ним. Еще огрызался и ее голос, ее песня... Она умирала с песней. Она до сих пор у меня в ушах... Женька никогда не расстраивалась, никогда не сомневалась, что все кончится благополучно... И даже когда пуля ударила ее в бок - она просто удивилась. Ведь так глупо, так несуразно и неправдоподобно было умирать в 19 лет. Она могла бы затаиться, переждать, но она стреляла, пока были патроны. Стреляла лежа ... немцы и добили ее лежа, а потом долго смотрели на ее и после смерти гордое и красивое лицо.

Положил я их всех, а за что? За десяток фрицев? Вот и тебя сиротой оставил.

Юноша: А знал ли ты в то время о моём существовании?

Васков: Да нет, перед самой смертью Рита призналась, что немцев увидела, когда в город бегала, три годика тебе было тогда... Попросила она меня последнюю просьбу выполнить: не оставлять тебя одного. Знала Рита, что умирает, что рана ее смертельная, что умирать она будет долго и трудно. Плакала она беззвучно, просто слезы текли... Я скорее почувствовал, чем расслышал этот выстрел... Она выстрелила себе в висок, и крови почти не было. Вот здесь я похоронил твою мамку и Женьку, сынок.

(Васков и юноша подходят к плите, кладут цветы и уходят)

  1. Ведущий: Время - лучший врач. Когда люди придумывали эту поговорку, они не знали о существовании дневника Тани Савичевой.

 Эта толстая тетрадь стоит многих толстых книг.

 Таня Савичева. Таня, ты в сердцах у нас жива,

 Затаив свои дыханья, слышит мир

 Твои слова.

 Женя умерла 28 декабря в 12.30 утра 1941 года.

 Бабушка умерла 25 декабря в 3 часа дня 1942 года

 Лёня умер 17 марта в 8 часов утра 1942 года

 Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года

 Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года

 Мама - 13 мая в 7 часов 30 мин. утра 1942 года

 Савичевы умерли все. Осталась одна Таня.

  1. Ведущий: В годы войны отличились многие части и соединение, сформированные на территории Средней Азии. С первых дней войны и наша Республика не осталась в стороне. Вместе с мужчинами с оружием в руках защищали любимую Родину её отважные дочери.
  2. Ведущий: На фронтах сражались около 6 тысяч женщин и девушек Узбекистана, свыше 120 тысяч сынов и дочерей Республики были награждены боевыми орденами.
  1. Ведущий: Узбекский народ по-братски открыл двери своих домов и приютил тысячи эвакуированных женщин и детей. 100 детских домов нашли приют на земле Узбекистана.

(Олег) Когда война опустошала

И разрушала города

Его земля теплом дышала,

Звала, звала друзей сюда,

Чье сердце было одиноко,

К тому надежда здесь пришла

Сияй, Ташкент – Звезда Востока,

Столица дружбы и тепла.

  1. Ведущий: Мужество солдат безграничная преданность родной земле оказались сильнее самых грозных испытаний. Близился светлый час победы над фашистскими захватчиками.
  1. Ведущий: 2 мая 1945 года наши войска полностью овладели городом Берлин. Рейхстаг был взят, рванули крики ввысь таких минут не позабыть вовеки! Как целовались мы! Как обнялись все мы – казахи, русские, узбеки.
  2. Ведущий: Минута молчания.

(Р.Рождественский «Реквием»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Никто не забыт, ничто не забыто.

Классный час посвященный Дню Победы. Используется краеведческий материал. Приглашен ветеран ВОВ. Используется музыкальное сопровождение. Проводится в библиотеке школы. Библиотекарь помогает в подборке...

Классный час в форме устного журнала "Никто не забыт, ничто не забыто!"

Тема: 60-летие победыЦели:1.  Показать мужество русских солдат, жестокость войны.2.  Прививать чувство патриотизма, гордость за русских солдат....

Педагогический проект "Никто не забыт , ничто не забыто!"

Педагогический проект на тему "Никто не забыт, ничто не забыто", расчитан на воспитанников коррекционных школ интернатного типа....

Никто не забыт, ничто не забыто.

10 класс. Интегрированный урок по произведению Б.Васильева "А зори здесь тихие..."...

"Никто не забыт, ничто не забыто" литературно-музыкальная композиция, посвященная 9 мая

Данная литературно-музыкальная композиция рассказывает о подвиге воинов в годы Великой Отечественной войны, учит детей уважать ветеранов и любить свою Родину....