Адаптация детей с ЗПР 5 класс
консультация (5 класс) на тему

Горбунова Марина Александровна

Может быть интересно

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya.odt35.15 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация учащихся 5 класса (ЗПР)

        Вопрос адаптации учащихся при переходе из младшего звена в среднее один из самых важных в работе не только  классного руководителя, но и всего педагогического коллектива. Этот возрастной период совпадает с переходом от младшего школьного возраста  к подростковому. Начинается формирование чувства взрослости, с характерными для этого процесса явлениями негативизма и стремлением противостоять влиянию взрослых.(ярко проявляется у Скоробогатова Евг., Смутина Д., Стогнеевой А.) Происходит смена ведущей деятельности с учебной на общение со сверстниками. Как следствие, поведение большинства детей сильно меняется – одни становятся тревожными, робкими, чрезмерно ранимыми (Литвинов В.); другие наоборот, самоуверенными,  агрессивными( Скоробогатов Е., Косенков Д., Стогнеева А.). В результате - снижается работоспособность, дети становятся рассеянными, забывчивыми, пропадает интерес к учебе, падает успеваемость.

        Переход из младшей школы в среднюю – важный момент и  в жизни школьника.

        Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости — главного личностного новообразования младшего подростка.

        Таким образом, переходя из начальной школы в среднюю,замечено, что дети подвержены не только внешним, но и внутренним изменениям.         Процесс адаптации проходит очень сложно и медленно из-за возникших перед учащимися проблем:

 много разных учителей; непривычное расписание; много новых кабинетов;

новый классный руководитель; проблемы со старшеклассниками; возросший темп работы; возросший объем работ в классе и д/з; рассогласованность, даже противоречивость требований отдельных педагогов; необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному   темпу, особенностям речи учителей;   несамостоятельность в работе;  низкий уровень развития речи;

слабое развитие навыков самостоятельной работы; своеобразие подросткового возраста. 

        В разультате этих проблем процесс адаптации затягивается .

Для успешного прохождения адаптационного периода работа велась с психологом школы. По результатам проведенной диагностики 93% учащихся показали тревожность и 7% повышенную тревожность. При развитии социальных контактов повышенную тревожность показали Литвинов В. и Стогнеева А. 27% учащихся (Смышляев А., Стогнеева А., Косенков Д.)-испытывают негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей. 24% детей класса переживают тревогу в ситуации проверки, особенно публичной, знаний, достижений, возможностей.(Смышляев А., Стогнеева А., Скоробогатов Е.) 21% (Соловей В, Скоробогатов, Стогнеева а.) ориентированы на значимых других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, испытывают тревогу по поводу оценок, даваемых окружающими.

        Работа классного руководителя была направлена на безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. Прежде всего составлен список поручений , за выполнением которого необходимо следить постоянно, разработан график дежурств, проведены классные часы «Режим дня пятиклассника», «Режим питания и здоровый образ жизни», «Что значит преодолеть себя», «Я в коллективе», «Толерантность» и др. Учащиеся приняли активное участие в школьном конкурсе «Осенний марафон», где получили 2 грамоты и чем очень гордились. Повысилась посещаемость культурных мероприятий (театр, филармония).

        Процесс прохождения адаптации не возможен без участия родителей. Ведь первое условие школьного успеха пятиклассника — обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Первое родительское собрание «Мой ребенок пятиклассник» было полностью посвящено проблеме адаптации. Родители получили памятки, как помочь ребенку (Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом.Если в семье произошли какие то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую командировку кого-то из родителей, рождение еще одного ребенка и т.д.) сообщите об этом классному руководителю. Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов. Помогите ребенку выучить имена новых учителей.

Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период начальной школы он привык к вашему контролю. Приучайте его к самостоятельности постепенно. Обязательно знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы. Недопустимы физические меры воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников). Исключены такие меры наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.

Необходим учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость. Поощряйте ребенка, и не только за учебные успехи. Морально стимулируйте достижения ребенка. Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка.)

        Выводы: в результате проведенной работы можно отметить снижение упрямства, противопоставления себя учителям, снизилось чувство бравады недостатками, учащиеся начали привыкать к количеству уроков, исчезло стремление избежать изоляции, появился интерес к вопросу о «соотношении сил» в классе, появилась отдаленная уверенность в своих силах.

        Рекомендации: направить работу по повышению интереса к учебе, участию в делах школы, улучшения взаимоотношений в классном коллективе и школьном. Привлекать к работе психолога, медицинского работника, родителей. Воспитывать адаптацию к неудачам, умение контролировать эмоции, радоваться за свои поступки и поступки других, умение предвидеть последствия собственных действий. Проводить диагностику по различным видам деятельности. Научить проявлять самостоятельность




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация детей в 5 классе.

Родительское собрание в 5 классе...

Адаптация детей в пятом классе (анкетирование родителей)

Анкетирование родителей проводится для подготовки и проведения родительского собрания в пятом классе, с целью  выявления проблем  адаптации у детей. ...

Адаптация детей в 5 классе.

Адаптация детей в 5 классе....

Родительское собрание "трудности адаптации детей в 5 классе

Цель родительского собрания - познакомить  родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе и предложить практические советы по адаптации ребенка к школе....

«Социальная адаптация детей в выпускных классах». (Выступление на МО)

Задача интеграции и социализации слабослышащих и глухих в обществе является социальной проблемой общества.Все усилия педагогического коллектива должны быть направлены на то, чтобы каждый воспитанник б...

Рекомендации родителям. Адаптация детей к пятому классу

В настоящее время переход из начальной школы в среднюю совпадает с концом детства — достаточно стабильным периодом развития. Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как...