Классный час. Интеллектуальные способности.
классный час (8 класс) на тему

Гаврилова Елена Александровна

Классный час призван в игровой манере заинтересовать учащихся логическими задачами и интеллектуальными способностями. Представлены некоторые задания из IQ теста Айзенка, тренинг "Метод фокальных объектов" .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_iz_tsikla.pptx146.54 КБ
Файл urok._intellekt.docx19.55 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Классный час из цикла “ Познай себя ” на тему: Интеллект

Слайд 2

Интеллект состоит из: Способность приспосабливаться к новым ситуациям. Способность к обучению и запоминанию. Использование своих знаний для управления окружающей средой.

Слайд 3

Что особенного в интеллекте человека? О бъём рабочей памяти, способность к прогнозированию, орудийной деятельности, логике Сознание Память

Слайд 4

IQ тест. Примеры заданий. 2; 5; 5; 7; 8; 9; 11; ?; ?

Слайд 5

Последовательность чисел №2 216; 72; 144; 48; 96; ?; ?

Слайд 6

Смысл выражений Выберите 2 выражения, близкие по значению. а) Ни под каким видом б) Ни за какие деньги в) В крайнем случае г) Деньги счет любят

Слайд 7

Смысл слова Впишите в скобки слово, близкое по значению словам слева и справа от скобок: Благо ( ) имущество

Слайд 8

Равенство Расставьте числа 1, 2, 3, 4 в скобках так, чтоб равенство оказалось верным. ( _+_ ) + ( _-_ ) = 4

Слайд 9

Задача Верно или неверно утверждение? У Пети есть 15 копеек, у Павла - 10 копеек, а у Саши - 20 копеек. Если Павел отдаст свои 10 копеек Пете, у Пети будет больше денег, чем у Саши.

Слайд 10

Фигуры

Слайд 11

Тренинг. Устный счет Перемножьте в уме с помощью своей команды: 26*93= 56*123= 90*329= 1024*219= 1562*9674=

Слайд 12

Тренинг “ Метод фокальных объектов ” 1. Автомобиль 2. Альбом 3. Ковер 4. Картина 5. Полотно 6. Дорога 7. Дерево 8. Стекло 9. Корабль 10. Доска 11. Бетон 12. Магнит - 13. Лед 14. Радио 15. Указка 16. Пенал 17. Каток 18. Лампа Ароматный Беспрерывный Воздушный Жидкий Изменчивый Круглый Ледяной Липкий Нитевидный Парящий Пленочный Прессованный Раздвижной Резиновый Светящийся Сгущенный Шарообразный Эластичный



Предварительный просмотр:

Цель: Актуализация интеллектуальных способностей.

Контингент участников: подростки.

Возраст: 13-15 лет.

Количество участников: 20-25 человек.

Время проведение: 1 час.

Форма проведения: тематическое занятие.

Методическое обеспечение: план занятия, презентация.

Ожидаемые результаты:

Обучающиеся заинтересовались логическими задачами, проявили интерес к исследованию своих способностей

План занятия

  1. Орг. момент.
  2. Составляющие интеллекта.
  3. Разбор задач.
  4. Тренинги.
  5. Итог.

Правила проведения тренингов:

Тренинг “Устный счет”

Название. Коммуникативно-интеллектуальное упражнение "Устный счет"

Предназначение.

Процедура группового психологического тренинга. Участники делятся на 2-3 команды, коллективно считают в уме.

Упражнение можно использовать не только для развития отдельных способностей у участников, но также и для развития сплоченности данных групп, проверки умения работать в команде.

КачестваКоммуникативная компетенцияИнтеллектРазумОрганизаторские способности

Содержание

Большинству людей сложно, а многим даже невозможно, перемножить в уме два четырехзначных числа. Проблема заключается в том, что это надо делать столбиком, а объема оперативной памяти для этого не хватает.

Если попросить группу людей совместными усилиями в своем уме перемножить два больших числа, то, очевидно, сначала результат будет таким же. Но потом группа может приноровиться, придумать тактику, как сообща перемножать столбик: один запоминает одну строку, другой другую и т.д. Возможно, группа придумает какие-то творческие способы облегчения этой деятельности.

На этом и основано это упражнение – как с помощью соревнования активизировать у участников мыслительные, коммуникативные и организаторские процессы.

Ведущий разбивает участников на 2-3 группы. Желательно, чтобы в каждой группе было не меньше четырех человек. Разбивать можно несколькими способами:

– случайно (например, с помощью жетонов разных типов),

– произвольно (ведущий сам решает),

– с помощью капитанов (так или иначе выбираются 2-3 капитана, затем они себе набирают команды – соблюдая очередь).

В любом случае у каждой команды должен быть капитан.

Ведущий объясняет задание: надо в уме, коллективно, не пользуясь калькуляторами и пишущими принадлежностями, перемножать в уме числа. Для того, чтобы дать ответ, капитан команды тянет руку, а после того, как ведущий разрешит ему говорить, сообщает свой ответ.

Команды разводятся по разным углам тренингового зала (чтобы они друг другу не мешали и не помогали).

Ведущий сообщает очередное задание. Можно это делать только вслух, но лучше сопроводить визуально: написать на доске или вывесить заранее приготовленную табличку.

Задания следует давать по нарастающей сложности. Пример заданий:

23 x 90 = 2070

98 x 32 = 3136

109 x 83 = 9047

148 x 85 = 12580

191 x 88 = 16808

228 x 87 = 19836

125 x 175 = 21875

364 x 326 = 118664

Ответы, разумеется, ведущий должен держать при себе, не показывая их.

Если ответ оказался неверным, следующую попытку ответить группа получить только после того, как ответят все другие группы.

Ведущий внимательно следит за тем, чтобы участники честно соблюдали правила: не пользовались записями и калькуляторами. Во всем остальном он предоставляет им полную свободу действий (в разумных пределах).

Упражнение может показаться жестоким по отношению к участникам, но группе вполне по силам придумать эффективный способ справиться с заданием.

Тренинг Метод фокальных объектов

Метод фокальных объектов (МФО) создал в 1923 г. профессор Берлинского университета Э. Кунце, в 50-е г.г. метод доработал Ч. Вайтинг (США).

       Метод отличается простотой и большими (неограниченными) возможностями поиска новых точек зрения на решаемую проблему. В методе используются ассоциативный поиск и эвристические свойства случайности.

       Сущность состоит в перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса и поэтому называется фокальным.

Алгоритм работы по МФО

Выбирается 4-5 случайных объектов (из словаря, книги…)

Составляются списки характерных свойств, функций и признаков случайных объектов (по 5-6 интересных слов - прилагательных, деепричастий, глаголов)

 Выбирается фокальный объект - на нём фокусируется мысль. Если проблема состоит в поиске новых функций (свойств) технического объекта, фокусом может быть его наименование (например, телевизор, карандаш и др.);

Признаки случайных объектов по-очередно присоединяются к фокальному объекту и записываются все полученные сочетания развиваются путём свободных ассоциаций.

Оцениваются полученные варианты и отбираются наиболее интересные и эффективные решения

 Рекомендации по применению метода фокальных объектов (МФО)

        Лучше использовать случайные слова из разных областей: техника, поэзия, фантастика, явления природы, живые объекты. Слова не должны относиться к той же области, что и сам фокальный объект.    

        При выборе свойств надо избегать банальных определений, таких слов как: красивый, жёлтый, треугольный, тяжелый, надежный и т.д. Они подходят почти к любому объекту поэтому, высока вероятность того, что при ассоциировании с фокальным объектом они не дадут интересного сочетания. Можно выбирать свойства, признаки, которые объект проявляет ИНОГДА. Например: трактор - застрявший, ветер - завывающий, лампочка - вспыхнувшая, забор - грязный, покосившийся, кошка - голодная, цветок - дырявый.

         Фокальным объектом может быть как отдельный предмет, вещь, товар или услуга, так и организация в целом или ее отдельные подразделения. При выборе фокального объекта установите цель его усовершенствования - это будет критерием, по которому потом будут отбираться идеи.

         Необходимо выписать все варианты полученных сочетаний, соединив их в читаемое словосочетание. Например, если фокальный объект - будильник, то надо выписать ВСЕ варианты - голодный будильник, покосившийся будильник и т.д. и рассматривать любые ассоциации, которые возникнут.

   Применение: для поиска модификаций известных устройств и способов, расширения ассортимента товаров, новых сфер применения уже известных эффектов, веществ, отходов производства. Метод фокальных объектов эффективно применять как метод тренировки фантазии.

     Пример 1.

1) Объект - кастрюля (фокальный объект). Цель - расширение ассортимента выпускаемых на предприятиях кастрюль, повышение спроса на эту продукцию.

2) Случайные объекты: дерево, лампа, кошка, сигарета.

3) Признаки случайных объектов:

Дерево - высокое, зеленое, голое, срубленное, спревшее, чахлое, железное, хлебное, пробковое, с толстой корой, с корнями, раскидистое, колючее.

Лампа - электрическая, светящаяся, настольная, электронная, разбитая, паяльная, керосиновая, газовая, волшебная, матовая, цветная.

Кошка - живая, игривая, пушистая, сибирская, царапающаяся, голодная, злая, полосатая, нюхающая, мяукающая, дикая, домашняя.

Сигарета - дымящаяся, вредная, с фильтром, с опиумом, смятая, брошенная, отсыревшая, горящая.

4) Присоединяем к кастрюле признаки дерева: высокая кастрюля, хлебная кастрюля, кастрюля с корнями, кастрюля с колючками; лампы: электрическая кастрюля, разбитая кастрюля, волшебная кастрюля, светящаяся кастрюля; кошки:

нюхающая кастрюля, мяукающая кастрюля; сигареты: дымящаяся кастрюля, кастрюля с фильтром.

5) Развиваем полученные идеи: кастрюля с корнями - кастрюля с вделанной в нее теплоизолирующей прокладкой; разбитая кастрюля – кастрюля, разбитая на секции, в которой можно одновременно готовить несколько блюд; нюхающая кастрюля - кастрюля с индикатором, определяющим подгорание пищи; мяукающая кастрюля - подающая сигнал об окончании варки и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории и обществозна- ния через использование элементов техноло-гии критического мышления

Для дальнейшего своего развития наша страна нуждается в людях,способных воспроизводить не только материальный, но и интеллектуальныйпотенциал России. Выпускник школы должен самостоятельно мыслит...

Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории и обществозна- ния через использование элементов техноло-гии критического мышления

Для дальнейшего своего развития наша страна нуждается в людях,способных воспроизводить не только материальный, но и интеллектуальныйпотенциал России. Выпускник школы должен самостоятельно мыслит...

Развитие интеллектуальных способностей учащихся через формирование информационно-коммуникативной компетенции в процессе учебной деятельности

В условиях новых государственных стандартов в образовании перед школой встала новая проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую информацию в условиях ее об...

Диагностика интеллектуальных способностей учащихся 10-12 лет

Тест предназначен для группового, обследования ум­ственного развития детей 10-12 лет (учащихся пятых и шестых классов) и может использоваться в школьной пси­хологической службе для оценки ...

Методика КОТ.Изучение интеллектуальных способностей учащихся старших классов.

Методика КОТ может быть использована для исследования относительно большого количества компонентов общих способностей. С ее помощью достаточно надежно прогнозируется обучаемость и деловые качест...

Развитие творческих и интеллектуальных способностей на занятиях по информационным технологиям

В статье приводятся примеры заданий, способствующих развитию творчества и интеллекта детей....

«Развитие интеллектуальных способностей и исследовательских умений учащихся по математике»

Систематическая работа учителя по организации творческой деятельности учащихся приобщает их к посильной научно-исследовательской работе, развивает инициативу, воспитывает волю, потребность в знаниях. ...