Классный час «Сопереживание товарищам в радости и в горе»
классный час на тему

Портнягина Лариса Владимировна

«Сопереживание товарищам в радости и в горе»  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soperezhivanie.docx30.91 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Сопереживание товарищам в радости и в горе»  (беседа-диалог)

Цели и задачи:

  • Воспитывать чувство сопереживания товарищам в их беседах, умение разделить с ними радость;
  • Прививать этические качества личности – доброту, сострадание, альтруизм, соучастие.

Ход классного часа

Чтение и обсуждение рассказа В. Крапивина «Товарищи»  о взаимопонимании.

Учитель зачитывает фрагмент или полностью рассказ В.Крапивина «Товарищи».

«В отряде «Каравелла» новички не сразу становятся полноправными членами своего экипажа и получают нашивку с якорем. Сначала они – кандидаты. Ребята неназойливо, но внимательно присматриваются: что за люди, не подведут ли? Потом совет отряда решает, кому закрыть кандидатский стаж, а кому – подождать.

…В сентябре пришли к нам два пятиклассника – из одной школы, из одного класса. Приятели. Месяц прошел, совет обсуждает:

- Ну, что, можно закончить кандидатский стаж Павлику и Витьке?

- Можно. Работают вроде бы нормально, задания выполняют…

И вдруг Лариска Коробицына, одна из главных командиров «Каравеллы», говорит:

- С Витей надо бы подождать, ребята…

Переглянулись наши капитаны и штурманы: чем пятиклассник Витька не понравился Лариске?

- Я вчера в их группе была на занятиях по фектованию. Новичок Илюшка подошел, попросил помочь защитный жилет застегнуть, а тот говорит: «Да ну тебя, некогда мне. Попроси кого другого...»

Опять переглянулись ребята. И… ни один не поднял руку, чтобы переголосовать за Витьку.

Витька, конечно, очень огорчился. И удивился:

- Подумаешь! К такому пустяку придрались!

- Из-за таких пустяков иногда характер складывается, - сказали ему.

- Причем здесь характер? А если этот Илюшка мне не нравится!

Ребята усмехнулись. И два шестиклассника – Валерка и Андрей – тоже усмехнулись. У Валерки на скуле был синяк.

Дело в том, что Валерка очень не нравился Андрей. Спорили они часто, считали друг друга болиунами, выскочками и очень неважными матросами. Даже просили развести их по разным экипажам. Но вчера на улице увидал Валерка, что Андрея поймали на углу двое незнакомых мальчишек. Один держит Андрюшку за руки, а второй пытается содрать с рукава якорь.

В общем, хоть и здоровые парни, а бежали они от Валерки и Андрея очень быстро.  Бежали после короткого боя с двумя товарищами, которые умеют постоять друг за друга.

Хорошо бы , конечно, рассказать, что после этого случая Валерка и Андрей стали друзьями. Но это была бы неправда. Не стали. По-прежнему спорили и друг друга недолюбливали. Что поделаешь: разные бывают люди, самто случается, что один другому не нравится. Не каждый может стать твоим другом, с котррым все в жизни пополам – счастье, и горести, и которому можно любую тайну открыть, любую месту доверить. Но товарищами в отряде должны быть все. Потому что товарищ – это такой человек, с которым у тебя общая работа, общая цель. И на которого можно положиться в трудную минуту. Может быть, он и не друг твой, но тащить тяжелый рюкзак  в утомительном походе поможет. В опасности не струсит, выручит. И если ты несправедливо обижен – он заступится. Потому что товарищество нужно  и тебе, и ему, и всему отряду. Хорошо стоять в строю, чувствуя, что рядом надежные люди. Хорошо жить на свете, когда знаешь: есть у тебя верные товарищи, в любом хорошем деле поддержат. И замечательный  будет у вас класс, Алешка, отряд, когда вы все станете товарищами».

Учитель: Какова главная мысль данного рассказа? (Ответы детей)

Вырабатываем «Законы дружбы»

Учитель предлагает подумать: «Как стать хорошим товарищем?»

  1. Прежде всего старайся быть хорошим товарищем сам.
  2. Сочувствие товарищу в его бедах и горе, умение жить его радостями.
  3. Готовность помочь товарищу, выручит из беды.
  4. Стремление не допускать отрицательных проявлений – зависти, черствости, бездушия, бессердечности.

Учитель: Ребята, недопустимо неумение радоваться радости товарища. Это приводит к зависти. Она уродует личность и взаимоотношения людей. Из-за нее может появиться желание, чтобы кто-то потерпел неудачу, чтобы у него случилась неприятность

Дружба может быть постоянной и радостной для детей только тогда, когда они внимательно относятся друг к  другу, умеют тонко наблюдать за настроением, душевным состоянием друга, разделяют его радости и огорчения.

Повторение «Законов дружбы», о которых говорили еще в третьем классе:

- Не оставляй друга в беде.

- Дружба – это вере в человека, требовательность к нему.

- Дружба испытывается в беде и опасности.

Учитель продолжает диалог и предлагает учащимся послушать пословицы:

- Без беды не узнаешь друга. Друг познается в несчастии.

- С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде.

- Дружба дружбе рознь, а иную брось.

Учитель: О чем говорят эти пословицы?

- Приведите еще примеры пословиц о дружбе. (Ответы учащихся).

Подведение итогов классного часа

Классный руководитель предлагает вспомнить некоторые правила «Законов дружды» и записать их в тетрадь (или на классной доске).

Вывод: Человек должен завоевать уважение других людей к себе, уметь сочувствовать товарищу и окружающим людям, оказывать посильную помощь товарищу или другим людям в их горе и беде. В любой ситуации человек должен бороться с завистью, черствостью, бездушием, бессердечностью и не допускать проявления этих качеств в своем характере.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час в 9 классе "Радость человеческого общения"

Классный час - диспут на тему общения. Общения правильного, необходимого для человека и всей общности людей....

Методическая разработка классного часа в 5-6 классах на тему: «Приятель. Друг. Товарищ », с использованием ИКТ.

Методическая разработка классного часа в 5-6 классах на тему: "Приятель. Друг. Товарищ", с использование ИКТ. Цель: раскрыть личностную и социальную значимость дружбы и товарищества как высших челове...

Классный час "Одноклассник, товарищ, друг".

Данный классный час ориентирован для учащихся 6-х классов....

Урок музыки в 6 классе. «Музыка с человеком в горе и радости».

Философско-эстетическое осмысление учащимися предназначения музыки и её места в жизни общества и роли песни в жизни человека на конкретном примере. Выявление личностно - значимой для учащегося позиции...

Классный час на тему: "Чтобы радость людям дарить нужно добрым и вежливым быть!"

Классный час на формирование у обучающихся класса этических норм поведения в обществе....

Друг и в радости, и в горе всегда рядом

Определение сущности понятия «дружба», качества настоящего друга....