Права и обязанности детей
классный час (5 класс) на тему

Сценарий классного часа, посвященного Всемирному дню защиты прав ребенка, подготовлен для учащихся 5 класса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prava_i_obyazannosti.rar2.1 МБ

Предварительный просмотр:

Классный час по теме:

«Права и обязанности детей»»

(для учащихся 5-х классов)

Цель: сформировать представление детей об основных правах ребенка.

Задачи: 

  • Разделить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей.
  • Сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав.
  •  Воспитывать уважение к правам других людей; способствовать формированию активной жизненной позиции.

Ход занятия:

1. Вступительное слово

   Классный руководитель: - Ребята, вы должны знать, что 20 ноября - это Всемирный день прав ребенка. Поэтому сегодняшний  классный час приурочен этой дате и мы будем говорить о ваших правах и обязанностях. (Слайд1)

Но сначала вам предстоит разгадать загадку: «Что принадлежит лишь тебе, а употребляется чаще всего другими?» (Имя)

2. Интерактивная беседа «Право на имя»

      –   Ребята, а кто знает, что означает ваше имя? С кем или с чем оно связано?

  • А как вы думаете, имеете ли вы право на свои имена?
  • А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе?
  • Свидетельство о рождении – это ваш первый документ. А что там еще записано, кто знает?
  • Еще в свидетельстве написано, что вы являетесь гражданами РФ. А это значит, что наше государство защищает ваши права. А какие у детей есть еще права, где они записаны, кто их утверждал?

3. Мини – лекция «Конвенция о твоих правах»

   Все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных наций. Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право – право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных наций. (Слайд2)

   К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребенка».

   Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.

   Какие же права есть у всех детей мира?  (Слайд3)

На доске записаны права.

  • Право на жизнь
  • Право на имя при рождении
  • Право на медицинскую помощь
  • Право на образование
  • Право на отдых и досуг
  • Право говорить на родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры
  • Право свободно выражать свое мнение
  • Право на достаточное питание
  • Право на заботу и воспитание родителями
  • Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.
  • Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблениям).
  • Право свободно выражать свои взгляды.

4. Беседа об обязанностях ребенка.  (Слайд4)

 –  Но кроме прав у вас есть и обязанности. Обязанности перед родителями, перед друзьями, перед обществом в целом. И перед учителями и школой. Последние прописаны в таком документе, как «Устав школы». Перечислите, пожалуйста, какие обязанности у школьника.  (Не опаздывать в школу, не опаздывать на уроки, не пропускать занятия без уважительной причины, являться на занятия в школьной форме, соблюдать дисциплину, учиться старательно и добросовестно, охранять имущество школы от порчи, содержать учебные помещения и места общего пользования в чистоте и порядке, не нарушать общественный порядок в школе и др.)

– Всегда ли вы выполняете свои обязанности?

    5. Игра «Какой я?»

– Сейчас мы поиграем в игру «Какой я?».  Это очень простая игра.  Я буду называть качества характера, и если вы считаете, что обладаете этим качеством, то красным карандашом рисуете кружочек на туловище человечка, а если нет, то синим цветом, понятно?

(Учитель раздает ребятам заготовки человечков, просит приготовить цветные карандаши: красный и синий).

– Итак, начали: целеустремленный, щедрый, трудолюбивый, доброжелательный, честный, аккуратный, справедливый, смелый, жизнерадостный, гостеприимный, заботливый, решительный, вежливый, дружелюбный, исполнительный, чуткий, внимательный, отзывчивый, воспитанный, дипломатичный, организованный, хозяйственный,  дисциплинированный…

(Ученики ставят на человечке синий кружок, если думают, что такого качества у него нет, и красный, если предполагают, что обладают названным качеством).

 – Теперь посмотрите на своего человечка. Видите, какой пестрый получился портрет вашего характера. А почему?

– В каждом человеке есть хорошие и плохие черты. Конечно, нужно стремиться к тому, чтобы исправлять отрицательные качества и развивать положительные, хорошие. А что, по-вашему, для этого нужно?

Примерные ответы детей:

- Знать и выполнять свои обязанности.

- Следить за культурой поведения.

- Воспитывать в себе хорошие черты.

6. Викторина “Права литературных героев”

    - А теперь, ребята,  я предлагаю вам немного поупражняться в своих знаниях и принять участие в викторине “Права литературных героев” 

     1. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?

ОТВЕТ - «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Гуси- лебеди»  (Слайд5)

     2. Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища?

ОТВЕТ - «Заюшкина избушка», «Три поросенка»     (Слайд6)                                                                                                         

    3. В какой сказке героиня пренебрегает своими обязанностями  и из-за этого происходит много неприятностей.

ОТВЕТ - «Гуси- лебеди»     (Слайд7)                                                                                                                                                       

    4. В какой сказке было нарушено право, вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии?

ОТВЕТ – «По щучьему велению, по моему хотенью»      (Слайд8)                                                                                             

    5. В какий сказках нарушены права, охраняющие материнство и детство?

ОТВЕТ – «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (Слайд9)

    6. В какой сказке главный герой отказался воспользоваться своим правом на получение образования?

ОТВЕТ – «Золотой ключик, или Приключения Буратино»    (Слайд10)                                                                       

7. «Юридическая консультация»

   Когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация – это совет, разъяснение, а юристы – это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства. Давайте поиграем в игру. Представьте себе, что вы квалифицированные юристы и хорошо знаете права детей. А к вам за советом приходит литературный герой А.П. Чехова – девятилетний Ванька Жуков. Посмотрите на доску, подумайте, какие права  ребенка нарушены и разъясните нашему герою его права. Только, давая консультацию, ссылайтесь на Конвенцию «О правах ребенка». Надо начинать так: «Согласно Конвенции «О правах ребенка»…»   (Слайд11)

-  Итак, у вас на партах лежат листочки с отрывком из произведения  А. П. Чехова «Ванька». Прочитайте и подчеркните строчки, в которых говорится о нарушении прав ребенка, если бы Ванька жил в наше время.

Отрывок из рассказа А.П. Чехова «Ванька»

      Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать. …Он достал из хозяйского шкафа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать...                                                                                        «Милый дедушка, Константин Макарыч! И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался. - (Ванька вздохнул, умакнул перо и продолжал писать.) - А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал их него ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе велела мне почистить селёдку и ей ной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьёт меня чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятёнок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божескую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности… Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру...(Ванька покривил рот, потер своим черным кулаком глаза и всхлипнул...) »

Обсуждение.

 –  Какие права были нарушены? (Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства, право на достаточное питание, право на отдых и досуг, право на заботу и воспитание родителями или их законными представителями)

8. Разбор ситуаций «Права и обязанности»

   Мы с вами уже говорили, что у каждого человека есть не только права, но и обязанности, которые не менее важны. И пользоваться своим правами можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей  - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем? Предлагаю вам рассмотреть несколько ситуаций и дать оценку поведению героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?

Ситуация 1. (Слайд 12)

 Мама: Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

Сын: Я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой.

  • Пожалуйста, разберитесь, кто здесь прав?

Ответ: Мама права. Ущемление прав других людей.

Ситуация 2. (Слайд 13)

Учитель: Дима, ты сегодня дежурный, вытри, пожалуйста, доску.

Дима: Вы не имеете право заставлять меня дежурить! Конвенцией «О правах ребенка» запрещено насилие над детьми.

  • Объясните, пожалуйста, Диме, в чем он не прав.

Ответ: Это не является насилием.

Ситуация  3. (Слайд 14)

Учитель: Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете истории!

Иванов: А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием!

  • Разъясните Иванову его права и обязанности.

Ответ: Портить школьное имущество нельзя.

Ситуация  4. (Слайд 15)

Учитель: Петров, ты почему на математике бегал по классу?

Петров: Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

  • Правильно ли рассуждает Петров?

Ответ: Нарушение учебного процесса.

Ситуация  5. (Слайд 16)

Мама: Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?

Сын: Потому что ООН запрещает использовать труд детей!

  • Объясните, пожалуйста, мальчику, в чем он не  прав.

Ответ: Ребенок должен оказывать посильную помощь родителям

Классный руководитель:

– Давайте выведем простые правила взаимообщения: (Слайд17)

  1. Нужно знать свои права.
  2. Нужно уважать права других людей.
  3. Нельзя забывать об обязанностях

9. Подведение итогов        

  –  А теперь, ребята, давайте мы с вами подытожим наш разговор и повторим  основные  права детей:

Ученик 1.

Мальчишки и девчонки, 
И мы вместе с ними
С рождения имеем право на имя.
Имеем мы право сказать, как один: 
“Я – полноправный страны гражданин!”

Ученик 2. Каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь, и государство обеспечивает в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребёнка.

Ученик 3.

Имею я право нормально питаться, 
Учиться, лечиться и развлекаться.
Расти в своём доме, в полной семье,
А не на уличной мёрзнуть скамье.

Ученик 4.

Дети имеют право свободно выражать своё мнение.
Родители несут основную ответственность за воспитание ребёнка. 
Государства должны обеспечивать защиту детей от нанесения им физического или психического ущерба.

Ученик 5.

К ребёнку нельзя относиться небрежно,
А только с любовь, заботой и нежно.
Ребёнка нельзя как товар продавать,
И от учёбы его отрывать.

Ученик 6. Государства должны оказывать им помощь и развивать сеть детских учреждений. Ребёнок имеет право на образование.

Ученик 7.

Терпимость и дружба –
Всеобщее братство,
Духовная близость – 
Вот это богатство.
А наши родители и педагоги
Должны нас направить 
На эти дороги.

Учитель: Наше государство провозглашает равными перед законом всех людей. Человек может использовать свои права, но и не должен нарушать права других людей. Взаимопонимание, уважение друг к другу – единственный способ решения всех конфликтов. Помните об этом, ребята.

      Спасибо всем за активную работу! До новых встреч!  (Слайд18)

 

Приложение 1

Приложение 2

Отрывок из рассказа А.П. Чехова «Ванька»

      Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать. …Он достал из хозяйского шкафа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать...                                                                                        «Милый дедушка, Константин Макарыч! И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался. - (Ванька вздохнул, умакнул перо и продолжал писать.) - А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал их него ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе велела мне почистить селёдку и ей ной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьёт меня чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятёнок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божескую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности… Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру...(Ванька покривил рот, потер своим черным кулаком глаза и всхлипнул...) »

Отрывок из рассказа А.П. Чехова «Ванька»

      Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать. …Он достал из хозяйского шкафа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать...                                                                                        «Милый дедушка, Константин Макарыч! И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался. - (Ванька вздохнул, умакнул перо и продолжал писать.) - А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал их него ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе велела мне почистить селёдку и ей ной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьёт меня чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятёнок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божескую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности… Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру...(Ванька покривил рот, потер своим черным кулаком глаза и всхлипнул...) »

Приложение 3

Ученик 1.

Мальчишки и девчонки, 
И мы вместе с ними
С рождения имеем право на имя.
Имеем мы право сказать, как один: 
“Я – полноправный страны гражданин!”

Ученик 2. Каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь, и государство обеспечивает в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребёнка.

Ученик 3.

Имею я право нормально питаться, 
Учиться, лечиться и развлекаться.
Расти в своём доме, в полной семье,
А не на уличной мёрзнуть скамье.

Ученик 4.

Дети имеют право свободно выражать своё мнение.
Родители несут основную ответственность за воспитание ребёнка. 
Государства должны обеспечивать защиту детей от нанесения им физического или психического ущерба.

Ученик 5.

К ребёнку нельзя относиться небрежно,
А только с любовь, заботой и нежно.
Ребёнка нельзя как товар продавать,
И от учёбы его отрывать.

Ученик 6. Государства должны оказывать им помощь и развивать сеть детских учреждений. Ребёнок имеет право на образование.

Ученик 7.

Терпимость и дружба –
Всеобщее братство,
Духовная близость – 
Вот это богатство.
А наши родители и педагоги
Должны нас направить 
На эти дороги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Права и обязанности детей

Права и обязанности детей и их родителей...

элективный курс в 9 классе "Права и обязанности детей"

данная рабочая программа предназначена для 9 класса общеобразовательной школы...

Ваше права и обязанности, дети.

Открытое мероприятие по правам ребенка...

Внеклассное занятие : ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДЕТЕЙ

Цель: продолжать знакомить детей с правами человека ребенкаЗадачи:- Формировать знания детей об их гражданских правах и обязанностях;- Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы;- Воспит...

Классный час "Права и обязанности детей"

Тема: Права и обязанности детей.Цель: обобщить знания детей об основных правах ребенка.Задачи: Разделить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей. Сформировать отрицатель...

Классный ча "Права и обязанности детей"

Цель: - дать детям первоначальные правовые знания.; ...