разработка родительского собрания в 5 классе "Адаптация подростков младшего возраста"
методическая разработка (5 класс) на тему

Каткова Светлана Владимировна

разработка родительского собрания в 5 классе "Адаптация подростков младшего возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание в 5 классе

г.Вязьма, Смоленская область, МБОУ СШ№2

Каткова Светлана Владимировна

учитель истории и обществознания

«Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы» 

Цели: 

1) выявить позиции всех участников воспитательного процесса на этапе адаптации учащихся;

2) выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем;

3) привлечь внимание родителей к серьезности проблемы адаптации.

Участники: родители учащихся 5-го класса, классный руководитель.

Ход собрания. 

Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам

С точки зрения психолога... 

Подростковый возраст (10—15 лет) — период бурного роста и развития организма. Начало его перестройки связано с активизацией деятельности гипофиза (нижний мозговой придаток). Происходит интенсивный рост тела.

Вследствие неравномерного физического развития всего организма, и в частности нервной системы, у подростков наблюдается повышенная 1. возбудимость  2  раздражительность

3  вспыльчивость. Эти особенности физического развития подростка должны иметь в виду и педагоги, и родители.

Подростковый возраст иногда называют трудным. Это утверждение и верно, и не верно. Верно, что усложнение деятельности, поведения и сознания подростков создает дополнительные трудности в их воспитании. Труден сам процесс превращения ребенка во взрослого. Вместе с тем в этом возрасте множество замечательных составляющих. Подростковый возраст — это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов, активного стремления к творческой деятельности. Подросток все больше стремится к самостоятельности во всем, его уже не устраивает простое заучивание наизусть учебного материала и его механическое воспроизведение.

В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения Под адаптацией принято понимать приспособление к окружающим условиям. Адаптация имеет два спектра — биологический и психологический. Мы ведем речь именно о психологической адаптации учащихся, так как им в настоящий период необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних и заканчивая внутренними.

Адаптация пятиклассников к предметному обучению 

Переход учащихся из начальной школы в основную справедливо считается кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.

Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. Критерием успешности адаптации выступает, прежде всего, степень сохранности психологического и физического здоровья обучающихся.

Что же может затруднить адаптацию детей к основной школе?

1 Прежде всего, это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.

2. Очень значимо сохранить положительное отношение пятиклассника к обучению, помочь отыскать ему личный интерес к изучаемому предмету, сориентировать его на пути самосовершенствования и самореализации.

3. Один из факторов, приводящих к формированию и закреплению тревожности школьника, – завышенные ожидания со стороны родителей к успехам своего ребенка.    4. В свою очередь ребенку необходимо чувствовать безусловное принятие родителей, которые верят в него, поддержат и помогут преодолеть возникающие трудности. Ученику важен интерес родителей к школе, классу, в котором он учится, к его школьной жизни, победам и неудачам.

5. Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспособиться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.
Часть проблем связаны с ориентацией на группу сверстников. Дело в том, что в 10—11 лет существенно меняется характер самооценки ребенка. Если раньше она складывалась под влиянием оценок учителя и эти оценки касались в основном учёбы, то теперь на характер самооценки всё больше влияют другие дети. Причём их оценки связаны с неучебными характеристиками, качествами, проявляющимися в общении. Можно говорить о возникновении в этот период кризиса самооценки. У детей резко растёт количество негативных самооценок.
Ещё одно важное изменение в личности ребёнка касается мотивационной сферы. Рубеж 4—5 классов характеризуется значительным снижением учебной мотивации. На фоне формирующегося нового познавательного отношения к действительности наблюдается отрицательное отношение школе в целом, конфликты с учителями, снижение успеваемости.

 

Классный руководитель:

Уже все стороны имели возможность высказаться, но молчит главный герой нашего консилиума. Что же думают сами дети о своей школьной жизни, насколько они удовлетворены ею? Для выяснения степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью было проведено соответствующее исследование

Текст анкеты: опрошено 20

1. Тебе  нравится в школе  

Да   15      не очень, иногда  3      нет  2  

2. Ты идёшь в школу с радостью

Да 9     почти всегда, иногда, не очень  9

Нет  2

3. У тебя в классе много друзей

Да  15    нет, не очень  5

4. Часто рассказываешь родителям о школе

Да, почти всегда, много  14  

не очень, иногда  3            нет   3

5. Тебе нравятся твои одноклассники

Да  14        не все, не очень  5       нет  1

6. Кто особенно и почему

Иванова Катя умеет выслушать

Настя всегда поддержит, очень добрая

Сергей Лазуков всегда поможет

Алеся добрая, всегда поможет

7. Кто особенно не нравится и почему

Ульяна злая

Паша, Лёня, Давид, Даня всех достают и над всеми издеваются; глупо себя ведут; очень мешают, эгоисты

Паша ворует из карманов, плохо учится и рушит своё здоровье; мешает учиться; часто врёт

Давид очень выпендривается; считает себя каким-то королём, а мы все его рабы

Никита плохо ведёт себя и не учится, мешает другим, он словно бешеный

8. Что хотели бы изменить в классе

Не было стрелок, крепко дружили, были добрее, не было двоечников и хулиганов,

поведение отдельных учеников,  

чтобы некоторые ребята ушли из нашего класса

Родительское собрание от 30.01.2014г.

Тема «Адаптация пятиклассников к предметному обучению»

Присутствовали родители:

Решение собрания: 

1. Классному руководителю продолжить наблюдение за процессом адаптации учащихся и провести дополнительные исследования и индивидуальную работу с учащимися и родителями.

2. Предоставить родителям возможность посетить интересующие их уроки.

3. Родителям и классному руководителю способствовать организации свободного времени подростков через занятия в кружках, секциях, участие в общественной жизни класса

4. Классному руководителю подобрать для учащихся поручения, способствующие раскрытию их способностей.

Классный руководитель: _________(Каткова С. В.)

Уважаемые родители!

Ваш ребенок учится в пятом классе уже почти полгода. Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы вы всегда держали нас в курсе жизни ваших детей и семьи.

Рекомендации для родителей.

- Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий.

- Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, правильности светового режима.

- Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук,

- Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей. Организация правильного питания.

- Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка.

- Активное участие членов семьи в развитии двигательной активности ребенка.

- Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

- Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.

- Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможным общением ребят после школы.

- Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников),

- Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.

- Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению.

- Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.

-  Моральное стимулирование достижений ребенка.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка родительского собрания на тему " Проблемы подросткового возраста"

В данной разработке содержится лекция  по теме, анкета для родителей  и тренинг совместно с детьми....

разработка родительского собрания на тему " Проблемы подросткового возраста"

В данной разработке содержится лекция  по теме, анкета для родителей  и тренинг совместно с детьми....

Разработка родительского собрания на тему: "Трудности подросткового возраста"

Материал содержит разработку родительского собрания для родителей учеников 7-8 классов, на тему "Трудности подроскового возраста". К материалу прилагается наглядная презентация....

Разработка родительского собрания для 7 класса «Переходный возраст: особенности контакта с подростками»

Цель: повышение эффективности взаимодействия родителей с собственными детьми-подростками.Задачи: информировать родителей о психологических особенностях подросткового возраста, помочь родителям ра...

сценарий родительского собрания "Профилактика суицида у младших подростков"

Дан сценарий родительского собрания в 5 классе, в котором освещается проблема подросткового суицида и приводятся меры профилактики...

Методическая разработка родительского собрания «Психологические особенности подросткового возраста. Как научиться понимать и принимать подростка?»

          В данной методической разработке родительского собрания затрагивается одна из важнейших тем - особенности подросткового возраста. Обычно он соотносится с хрон...