Работа по раннему выявлению случаев нарушения прав и законных интересов детей, оказанию помощи семьям в вопросах защиты прав и законных интересов детей.
консультация по теме

Агафонова Инна Олеговна

Рекомендации по работе классных руководителей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_22.2.pptx339.15 КБ
Файл pedsovet_22.02.docx30.7 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема выступления : Работа по раннему выявлению случаев нарушения прав и законных интересов детей, оказанию помощи семьям в вопросах защиты прав и законных интересов детей. Рекомендации по работе классных руководителей в этом направлении Заместитель директора по ОВВВР: Агафонова И.О.

Слайд 2

«Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетной подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общест - венно - значимой и творческой активности, вос - питания у них высоких нравственных качеств: патриотизма и гражданственности….» - декларирует ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

Слайд 3

Социальные и экономические проблемы в российском обществе на данном этапе развития существенно ослабили институт семьи , ее воздействие на воспитание детей . Результатом этого процесса является рост численности безнадзорных детей, увеличение распространения в детской среде наркотиков и различных психотропных препаратов , алкоголя . И, как следствие, увеличение числа правонарушений среди несовершеннолетних.

Слайд 4

За последние 10 лет численность больных наркоманией среди несовершеннолетней молодежи возросла в 17 раз. Ежегодно в стране выявляется более 300 тысяч уголовных дел среди несовершеннолетних школьников, причем 100 тысяч из них совершается детьми , не достигшими возраста уголовной ответственности.

Слайд 5

Кроме того , имеются проблемы, решение которых назрело давно. Среди них - насилие в семье , проблемы детей-жертв вооруженных и межнациональных конфликтов; продолжается рост числа социальных сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…

Слайд 6

Профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений рассматривается сегодня как система социальных, правовых и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий распространения преступности среди несовершеннолетних . Все настойчивее звучит мысль о необходимости оформления целостной социальной политики в отношении несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально опасном положении.

Слайд 7

Важнейшие профилактические задачи, стоящие перед каждым педагогическим коллективом образовательных учреждений: содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов, контроль за соблюдением законодательства РФ и субъектов РФ в области образования несовершеннолетних; формирование законопослушного поведения детей и подростков; оказание социально-психологической и педагогической помощи детям и семьям, нуждающимся в ней; выявление детей и семей, находящихся в социально- опасном положении; профилактика раннего семейного неблагополучия.

Слайд 8

Раннее выявление случаев нарушения прав ребенка – получение информации, содержащей сведения о наличии признаков нарушения прав и законных интересов ребенка и необходимости оказания помощи семье и ребенку в вопросах защиты прав и законных интересов ребенка, при этом ситуация систематического неисполнения родителями (законными представителями) своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию ребенка, отрицательного влияния на его поведение либо жестокого обращения с ним, угроза его жизни и здоровью еще не возникли « Случай» - действия (бездействие) лица (группы лиц), направленных на нарушение прав и законных интересов детей и наличие необходимости оказания помощи семье и ребенку в вопросах защиты прав и законных интересов детей

Слайд 9

С игнал – информация об обнаружении признаков или выявлении возможного нарушения прав и законных интересов несовершеннолетнего . Работа со «случаем» - технология организации процесса реабилитации семьи или/и ребенка. «Конфиденциальность информации» - неразглашение должностными лицами, сотрудниками и специалистами органов и организаций системы профилактики, а также иных организаций сведений, ставших им известными в ходе осуществления деятельности по раннему выявлению случаев нарушения прав ребенка и оказанию помощи семье и ребенку, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством РФ

Слайд 10

Данная работа регулируется следующими законами РФ: Семейным кодексом Российской Федерации Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации », Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних » Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы » Постановлением Губернатора Московской области от 17.04.2015 № 139-ПГ «Об утверждении Порядка осуществления деятельности по раннему выявлению случаев нарушения прав и законных интересов детей и оказанию помощи семьям в вопросах защиты прав и законных интересов детей »

Слайд 11

Типы проблемных семей семьи, в которых «трудные родители» семьи, где господствует безнадзорность семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей семьи, в которых отдаётся приоритет материальному благополучию над духовной жизнью семьи, где родители предъявляют детям завышенные требования, граничащие с жестокостью

Слайд 12

Факторы социального риска

Слайд 13

Социально-экономические и демографические факторы низкий материальный уровень; плохие жилищные условия; нерегулярные доходы, безработица; неполная семья; многодетная семья.

Слайд 14

Медико-социальные факторы инвалидность; хронические заболевания; психические заболевания; алкоголизм, наркомания; тяжелая беременность и роды.

Слайд 15

Социально-психологические и психолого-педагогические факторы конфликтные супружеские отношения; разрыв детско-родительских связей; педагогическая несостоятельность родителей; низкий образовательный уровень; деформированные ценностные ориентации.

Слайд 16

Криминальные факторы паразитический образ жизни; аморальное поведение; семейные дебоши; проявление жестокости и садизма; делинквентное поведение, судимость; невыполнение родительских обязанностей.

Слайд 17

Признаки, по которым можно заподозрить, что ребенок подвергается насилию Младший школьный возраст: стремление скрыть причину повреждений и травм; одиночество, отсутствие друзей; утомленный вид; отставание в физическом развитии; нежелание ходить в школу (в случае насилия дома – нежелание возвращаться после школы домой); агрессивность;

Слайд 18

Признаки, по которым можно заподозрить, что ребенок подвергается насилию Подростковый возраст: побеги из дома; употребление алкоголя, наркотиков; попытки самоубийства; разговоры о желании бросить школу; частая вялотекущая заболеваемость; криминальное или асоциальное поведение;

Слайд 19

Во время проведения занятия (мероприятия) в рамках учебного и воспитательного процесса - педагогический работник (учитель, классный руководитель, педагог-организатор, педагог-психолог , социальный педагог, администратор) внимательно следит: Формы наблюдения за поведением несовершеннолетних, отмечая возникшие в сравнении с предыдущим днем отклонения в обучении : не готов к уроку (не принес учебные принадлежности); не выполнено домашнее задание погружён в свои переживания безучастность невозможность сконцентрироваться

Слайд 20

отклонением в поведении вербальная агрессия (угрозы в адрес кого-либо, аутоагрессия – это агрессия, направленная на самого себя) плаксивость апатичность изменением во внешнем виде порванная, грязная одежда одежда не соответствует сезону и размеру ребенка неприятный запах от одежды заплаканное лицо утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки телесные повреждения синяки, ссадины, раны, следы от укусов, ожоги припухлость и болезненность суставов, выбитые зубы, разрывы или порезы во рту, на губах, участки облысения, кровоподтеки на голове отклонения в межличностных отношениях сидит отдельно от всех насмешливые взгляды одноклассников

Слайд 21

Во время перемен, в столовой (учитель, классный руководитель, педагог-организатор, педагог-психолог, социальный педагог, дежурный учитель, администратор ) внимательно следит за : отклонениями в межличностных отношениях сидит отдельно от всех насмешливые взгляды одноклассников отклонением в поведении неадекватное поступки вербальная агрессия (угрозы в адрес кого-либо, аутоагрессия ) п лаксивость изменением во внешнем виде порванная, грязная одежда неприятный запах от одежды одежда не соответствует сезону и размеру ребенка заплаканное лицо утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки

Слайд 22

Во время уборки помещений школы технический персонал обращает внимание на: ребенка, сидящего в малолюдных местах, там, где его не видят плаксивость заплаканное лицо Во время обхода здания технический персонал обращает внимание на: Ребенок, находящегося на улице в ночное время после 22 часов; Ребенка, сидящего в малолюдных местах, там, где его не видят

Слайд 23

Как поступить в случае подозрения нарушений прав и законных интересов ребенка Попытаться поговорить с ребенком, внимательно его выслушать; Попытаться поговорить с родителями ; Сообщить социально-психологической службе и зам.директора по ОВВВР; Сообщить руководителю ОУ

Слайд 24

Технология раннего выявления и работы со «случаем» Раннее выявление случая нарушения прав ребенка осуществляется в том числе по информации, полученной от физических и (или) юридических лиц, из средств массовой информации, в том числе информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», из иных общедоступных источников в ходе исполнения основной деятельности или проведения мероприятий (плановых проверок, «рейдов» и других аналогичных мероприятий) по профилактике безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и социального сиротства.

Слайд 25

Информация о раннем выявлении случая нарушения прав ребенка незамедлительно передается социально-психологической службе и зам.директора по ОВВВР для регистрации информации о раннем выявлении случая нарушения прав ребенка в «Журнале регистрации сообщений о раннем выявлении случаев нарушения прав ребенка» утвержденной формы. После регистрации в журнале ответственное лицо передает информацию о раннем выявлении случая нарушения прав ребенка в Комитет образования г.о.Звенигород и Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при Главе г.о.Звенигород по телефону с последующей передачей такой информации в письменном виде.

Слайд 26

Должностные лица, специалисты, сотрудники МОУ СОШ № 2 г.о.Звенигород в пределах своих должностных полномочий оказывают всяческое содействие в работе Рабочей группы по раннему выявлению случаев нарушения прав ребенка, создаваемой Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Главе г.о.Звенигород для расследования конкретных случаев нарушения прав ребенка и оказывают всяческое содействие в исполнении Плана реабилитации семьи и ребенка в соответствии с их полномочиями совместно со специалистами и сотрудниками органов и организаций системы профилактики в соответствии с их полномочиями проводят мониторинг динамики изменений условий жизни ребенка.

Слайд 27

Памятка учителю Особенности поведения родителей или лиц их заменяющих, позволяющие заподозрить случай нарушения прав и законных интересов ребенка Противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность в произошедшее. Нежелание, позднее обращение за медицинской помощью или инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица. Обвинение в травмах самого ребенка. Неадекватность реакции родителей на тяжесть повреждения, стремление к ее преувеличению или преуменьшению. Отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка. Невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком. Обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка. Рассказы о том, как их наказывали в детстве. Признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение, неадекватность и пр.). В случае выявления явных признаков случаев нарушения: !!! немедленно направить служебную записку социально-психологической службе и зам.директора по ОВВВР о выявленном случае жестокого обращения с ребенком. Будьте бдительны! Не оставляйте без внимания особенности поведения родителей и детей! Отнеситесь к детям, чьи права нарушены, с любовью, лаской, добротой, и тогда они отплатят Вам тем же!

Слайд 28

« В основе воспитания, как самое первое и главное условие успеха, должен лежать сердечный , любовный подход к ребенку. Чем ближе подошел педагог к ребенку ,чем искреннее их взаимные отношения, тем надежнее фундамент воспитания »… (Всеволод Петрович Кащенко , известный отечественный ученый , педагог, общественный деятель в книге: «Педагогическая коррекция…»)

Слайд 29

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2

имени М.А. Пронина городского округа Звенигород

Тема выступления на педагогическом совете:

Работа по раннему выявлению случаев нарушения прав и законных интересов детей, оказанию помощи семьям в вопросах защиты прав и законных интересов детей. Рекомендации по работе классных руководителей в этом направлении

Выполнил:

Заместитель директора  по ОВВВР

МОУ СОШ № 2 имени М.А. Пронина

Агафонова Инна Олеговна

Февраль 2017

2. «Государство признает детство важным этапом жизни человека и  исходит из принципов приоритетной подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественнозначимой и творческой активности, воспитания у них высоких  нравственных качеств: патриотизма и гражданственности….» -                                                                

 декларирует ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в  РФ»

3. Социальные и экономические проблемы в российском обществе на данном этапе развития существенно ослабили институт семьи, ее воздействие на воспитание детей . Результатом этого процесса является рост численности безнадзорных детей, увеличение распространения в детской среде наркотиков и различных психотропных препаратов , алкоголя .

 И, как следствие, увеличение числа правонарушений среди несовершеннолетних.

4. За последние 10 лет численность больных наркоманией среди несовершеннолетней молодежи возросла в 17 раз. Ежегодно в стране  выявляется более 300  тысяч уголовных дел среди несовершеннолетних  школьников,  причем 100 тысяч из них совершается детьми, не достигшими возраста уголовной ответственности.

5. Кроме  того, имеются проблемы, решение которых назрело давно. Среди них - насилие в семье , проблемы детей-жертв вооруженных и межнациональных конфликтов; продолжается рост числа сциальных сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…

6. Профилактика  безнадзорности, беспризорности и правонарушений рассматривается сегодня как система социальных, правовых и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий распространения преступности среди несовершеннолетних . Все настойчивее звучит мысль о необходимости оформления целостной социальной политики в отношении несовершеннолетнихи их семей, находящихся в социально опасном положении.

7. Важнейшие профилактические  задачи, стоящие перед каждым педагогическим коллективом образовательных учреждений:

  • содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов, контроль за соблюдением законодательства РФ и субъектов РФ в области образования несовершеннолетних;
  • формирование законопослушного поведения детей и подростков;
  • оказание социально-психологической и педагогической помощи  детям и семьям, нуждающимся в ней;
  • выявление детей и семей, находящихся в социально-опасном положении;
  • профилактика раннего семейного неблагополучия.

8.

  • Раннее выявление случаев нарушения прав ребенка – получение информации, содержащей сведения о наличии признаков нарушения прав и законных интересов ребенка и необходимости оказания помощи семье и ребенку в вопросах защиты прав и законных интересов ребенка, при этом ситуация систематического неисполнения родителями (законными представителями) своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию ребенка, отрицательного влияния на его поведение либо жестокого обращения с ним, угроза его жизни и здоровью еще не возникли
  •  «Случай» - действия (бездействие) лица (группы лиц), направленных на нарушение прав и законных интересов детей и наличие необходимости оказания помощи семье и ребенку в вопросах защиты прав и законных интересов детей

9.

  • Сигнал – информация об обнаружении признаков или выявлении возможного нарушения прав и законных интересов  несовершеннолетнего.
  • Работа  со «случаем» -  технология организации процесса реабилитации семьи или/и ребенка.
  • «Конфиденциальность информации» - неразглашение должностными лицами, сотрудниками и специалистами органов и организаций системы профилактики, а также иных организаций сведений, ставших им известными в ходе осуществления деятельности по раннему выявлению случаев нарушения прав ребенка и оказанию помощи семье и ребенку, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством РФ

10. Данная работа регулируется следующими законами РФ:

  • Семейным кодексом Российской Федерации
  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
  • Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
  • Федеральным законом от 24.06.1999  № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
  • Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012  № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»
  • Постановлением Губернатора  Московской области   от  17.04.2015  №  139-ПГ «Об утверждении Порядка осуществления деятельности по раннему выявлению случаев нарушения прав и законных интересов детей и оказанию помощи семьям в вопросах защиты прав и законных интересов детей»

11. Типы проблемных семей

  • семьи, в которых «трудные родители»
  • семьи, где господствует безнадзорность
  • семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей
  • семьи, в которых отдаётся приоритет материальному благополучию над духовной жизнью
  • семьи, где родители предъявляют детям завышенные требования, граничащие с жестокостью  

12. Факторы социального риска

13. Социально-экономические и демографические факторы

  • низкий материальный уровень;
  • плохие жилищные условия;
  • нерегулярные доходы, безработица;
  • неполная семья;
  • многодетная семья.

14. Медико-социальные факторы

  • инвалидность;
  • хронические заболевания;
  • психические заболевания;
  • алкоголизм, наркомания;
  • тяжелая беременность и роды.

15. Социально-психологические и психолого-педагогические факторы

  • конфликтные супружеские отношения;
  • разрыв детско-родительских связей;
  • педагогическая несостоятельность родителей;
  • низкий образовательный уровень;
  • деформированные ценностные ориентации.

16. Криминальные факторы

  • паразитический образ жизни;
  • аморальное поведение;
  • семейные дебоши;
  • проявление жестокости и садизма;
  • делинквентное поведение, судимость;
  • невыполнение родительских обязанностей.

17. Признаки, по которым можно заподозрить, что ребенок подвергается насилию

Младший школьный возраст:

  • стремление скрыть причину повреждений и травм;
  • одиночество, отсутствие друзей;
  • утомленный вид;
  • отставание в физическом развитии;
  • нежелание ходить в школу (в случае насилия дома – нежелание возвращаться после школы домой);

агрессивность;

18. Признаки, по которым можно заподозрить, что ребенок подвергается насилию

Подростковый возраст:

  • побеги из дома;
  • употребление алкоголя, наркотиков;
  • попытки самоубийства;
  • разговоры о желании бросить школу;
  • частая вялотекущая заболеваемость;
  • криминальное или асоциальное поведение;

19. Формы  наблюдения

Во время проведения занятия (мероприятия) в рамках учебного и воспитательного процесса - педагогический работник (учитель, классный руководитель, педагог-организатор, педагог-психолог, социальный педагог, администратор) внимательно следит: 

  • за поведением несовершеннолетних, отмечая возникшие в сравнении с предыдущим днем отклонения в обучении:
  • не готов  к уроку (не принес учебные принадлежности);
  • не выполнено  домашнее задание
  • погружён в свои переживания
  • безучастность
  • невозможность сконцентрироваться

20.

  • отклонением в поведении
  • вербальная агрессия (угрозы в адрес кого-либо, аутоагрессия – это агрессия, направленная на самого себя)
  • плаксивость
  • апатичность
  •  изменением во внешнем виде 
  • порванная, грязная одежда
  • одежда  не соответствует сезону и размеру ребенка
  • неприятный запах от одежды
  • заплаканное лицо
  • утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки
  •   телесные повреждения
  • синяки, ссадины, раны, следы  от  укусов, ожоги
  • припухлость  и болезненность суставов, выбитые  зубы,  разрывы  или  порезы во рту, на губах, участки облысения, кровоподтеки на голове
  •  отклонения в межличностных отношениях 
  • сидит отдельно от всех
  • насмешливые взгляды одноклассников 

21. Во время перемен, в столовой (учитель, классный руководитель, педагог-организатор, педагог-психолог, социальный педагог, дежурный учитель, администратор) внимательно следит за:

 

  • отклонениями в межличностных отношениях
  •  сидит отдельно от всех
  • насмешливые взгляды одноклассников
  •  отклонением в поведении
  • неадекватное поступки
  • вербальная агрессия (угрозы в адрес кого-либо, аутоагрессия)
  • плаксивость
  •  изменением во внешнем виде
  • порванная, грязная одежда
  • неприятный запах от одежды
  • одежда  не соответствует сезону и размеру ребенка
  • заплаканное лицо
  • утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки        

22. Во время уборки помещений школы технический персонал  обращает внимание на:

  •   ребенка, сидящего в малолюдных местах, там, где его не видят
  •   плаксивость
  •   заплаканное лицо

          Во время обхода здания технический персонал обращает внимание на:

  •   Ребенок, находящегося на улице в ночное время после 22 часов;
  •   Ребенка, сидящего в малолюдных местах, там, где его не видят

23. Как поступить в случае подозрения нарушений прав и законных интересов ребенка

  • Попытаться поговорить с ребенком, внимательно его выслушать;
  • Попытаться поговорить с родителями;
  • Сообщить социально-психологической службе и зам.директора по ОВВВР;
  • Сообщить руководителю ОУ

24. Технология раннего выявления и работы со «случаем»

Раннее выявление случая нарушения прав ребенка осуществляется, в том числе   по информации, полученной от физических и (или) юридических лиц, из средств массовой информации, в том числе информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», из иных общедоступных источников в ходе  исполнения основной деятельности или  проведения  мероприятий (плановых проверок, «рейдов» и других аналогичных мероприятий) по профилактике безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и социального сиротства.

25. Информация о раннем выявлении случая нарушения прав ребенка незамедлительно передается социально-психологической службе и зам.директора по ОВВВР для регистрации информации о раннем выявлении случая нарушения прав ребенка в «Журнале регистрации сообщений о раннем выявлении случаев нарушения прав ребенка» утвержденной формы.

После регистрации в журнале ответственное лицо передает информацию о раннем выявлении случая нарушения прав ребенка в Комитет образования  г.о.Звенигород и Комиссию по делам  несовершеннолетних и защите их прав при Главе г.о.Звенигород по телефону с последующей передачей такой информации в письменном виде.

26. Должностные лица, специалисты, сотрудники МОУ СОШ № 2 г.о.Звенигород в пределах своих должностных полномочий оказывают всяческое содействие в  работе  Рабочей группы по раннему выявлению случаев нарушения прав ребенка, создаваемой Комиссией  по делам  несовершеннолетних и защите их прав при Главе г.о.Звенигород  для расследования конкретных случаев нарушения прав ребенка и оказывают всяческое содействие в исполнении Плана реабилитации семьи и ребенка в соответствии с их полномочиями  совместно со специалистами и сотрудниками органов и организаций системы профилактики в соответствии с их полномочиями проводят мониторинг динамики изменений условий жизни ребенка.

27. Памятка учителю

Особенности поведения родителей или лиц их заменяющих, позволяющие заподозрить случай нарушения прав и законных интересов ребенка

Противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность в произошедшее.

Нежелание, позднее обращение за медицинской помощью или инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица.

Обвинение в травмах самого ребенка.

Неадекватность реакции родителей на тяжесть повреждения, стремление к ее преувеличению или преуменьшению.

Отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка.

Невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком.

Обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка.

Рассказы о том, как их наказывали в детстве.

Признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение, неадекватность и пр.).

 В случае выявления явных признаков случаев нарушения:

!!! немедленно направить служебную записку социально-психологической службе и зам.директора по ОВВВР о выявленном случае жестокого обращения с ребенком. 

Будьте бдительны! Не оставляйте без внимания особенности поведения родителей и детей! Отнеситесь к детям, чьи права нарушены, с любовью, лаской, добротой, и тогда они отплатят Вам тем же!

28. « В основе воспитания, как самое первое и главное условие успеха,  должен лежать сердечный , любовный подход  к ребенку. 

Чем ближе подошел педагог к ребенку, чем искреннее их взаимные отношения, тем надежнее фундамент воспитания »… 

  

(Всеволод Петрович Кащенко , известный отечественный ученый , педагог, общественный деятель в книге:  «Педагогическая  коррекция…»)