«Сотрудничество классного руководителя и родителей как средство повышения воспитанности школьников»
статья (7 класс) на тему

Татьяна Владимировна Козина
Одним из главных направлений в работе классного руководителя является работа с родителями. Именно от взаимоотношений между классным руководителем и родителями учащихся зависит успешное обучение и воспитание ребёнка. Установление контактов с родителями учащихся – начало всех начал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opit-sotrudnichestvo-s-roditelyami.docx45.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №27»

«Сотрудничество классного руководителя

 и родителей как средство повышения воспитанности школьников»

Учитель: Козина Татьяна Владимировна

2016 – 2017 учебный год

«Взаимодействие с семьей - залог успешной работы классного руководителя»

 «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье»

В.А.Сухомлинский

Одним из главных направлений в работе классного руководителя является работа с родителями. Именно от взаимоотношений между классным руководителем и родителями учащихся зависит успешное обучение и воспитание ребёнка. Установление контактов с родителями учащихся – начало всех начал.

           Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».

           В работе почти каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподавательской деятельности, другие называют её самой главной. Как бы ни была сложна работа классного руководителя, без сомнения, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс.

Я считаю, что залогом успешной работы классного руководителя, кроме умения общаться с детьми, понимания ребенка, способности помочь ученику,  как в учебной деятельности, так и в решении его проблем, является умение наладить контакт с родителями. Дети, родители, педагоги – члены одного школьного коллектива.

Для эффективной совместной работы мне необходимо доверительное отношение родителей. Я строю отношения с родителями на основе дружбы и взаимоуважения. Ведь чтобы расположить ребёнка к себе, направить его в нужное русло, прежде всего я должна понимать и уважать его родителей!

 Она достигается путем сочетания массовой, групповой, индивидуальной форм работы. Совместная работа с родителями дает хорошие результаты. Родители хорошо контактируют не только с классным руководителем, но и со школой, откликаются на любые просьбы.     Приоритетным направлением   в своей работе считаю создание в классе единого коллектива детей и родителей.

        Самыми активными формами сотрудничества с родителями являются внеклассные мероприятия: праздники, конкурсы, поездки. Такие мероприятия очень нравятся как родителям, так и детям.

        Родители частые гости в моем классе. Мы решаем, как лучше провести праздники, как организовать свободное время детей.

        Еще с начальной школы стало традицией проводить совместно с родителями  праздники: Новый год, 23 февраля, 8 марта и устраивать День здоровья в с. Подосенки в начале и в конце учебного года. Родители организуют соревнования, в которых совместно с детьми принимают активное участие. Дети всегда с нетерпением ждут этого дня.

Дважды мы выезжали за пределы нашего города. Первая наша поездка состоялась в 5 классе, когда мы отправились на экскурсию в Хвалынск, где посетили краеведческий музей, вольер с животными, покатались на лошадях и прогулялись по осеннему лесу. На лесной поляне дети с родителями с удовольствием играли с различные спортивные игры.

В этом году в период осенних каникул мы отправились с экскурсией к месту приземления Гагарина, которое находится в г.Энгельсе, а так же посетили Парк Победы  и Музей боевой и Трудовой славы на Соколовой горе в г.Саратове. Дети были в восторге от увиденного и с нетерпением ждут новых поездок.

Все эти мероприятия помогают сплотить школьный коллектив учащихся, воспитывает в них дружбу, ответственность, взаимовыручку, доброту

Хочется  надеяться, что слаженная совместная деятельность повысит мотивацию детей к учебе, проявится в лучшем отношении к школе, в развитии их знаний и умений.

Завершая свое выступление, я могу смело говорить о высоком уровне активности родителей в учебно - воспитательном процессе. Положительным результатом сотрудничества становится повышение уважения со стороны родителей  , улучшение межличностных взаимоотношений с ними, повышение авторитета в глазах детей, родителей, большая удовлетворённость своей работой, более творческий подход к ней. Для родителей результатом взаимодействия становится лучшее знание детей и школьных программ, уверенность в том, что при обучении учитываются их мнения и пожелания, ощущение своей значимости в школе, укрепление семьи и улучшение общения с детьми.

Приложение 1.

Примерный план работы родительского комитета 5 «В»

на 2014-2015 учебный год.

Месяц

Мероприятия

Сентябрь

1.                Определение кандидатур родителей для работы в новом родительском комитете.

 

2. Знакомство с планов воспитательной работы на новый учебный год.

3.                 Изучение родительским комитетом вопроса организации питания учащихся в новом учебном году

Октябрь

1.                 Рейд-проверка читательских формуляров учащихся класса в школьной библиотеке. Подготовка к конкурсу «Юного читателя»

2.                 Родительская конференция «Моя любимая книга»

Ноябрь

1.                 Классное родительское собрание «Итоги 1 четверти».

2.  Выезд учащихся  на экскурсию в г. Новороссийск вместе с родителями.

Декабрь

1.                 Подготовка сценария празднования Нового года.

2.                 Оформление подарков и сюрпризов для учащихся.

3.                 Подведение итогов учебной деятельности учащихся класса за первое полугодие. Благодарственные письма родителям.

Январь

1.                 Заседание родительского комитета. Подведение итогов работы родительского комитета за первое полугодие.

Тематическое  родительское собрание « Дети - объект правовой защиты. Семья - здоровый образ жизни».                Встреча родительского комитета класса с учителем физической культуры и школьным врачом.

Февраль

  1. Подготовка праздничной встречи поколений ко Дню защитника Отечества. Поздравление пап, дедушек, мальчиков класса.

Март

1.                 Подготовка концерта к дню 8 марта.

2.                 Обсуждение проблем нравственных устоев личности.

Апрель

1.                 Участие родителей в неделе творчества класса.

2.                 Посещение уроков родителями класса.

3.                 Индивидуальные консультации для родителей психолога школа, социального педагога, врача школы.

4.                 Родительское собрание « Учение в радость»

Май

1.                 Подготовка к митингу, посвященному празднику Победы.

2. Поздравление ветеранов с праздником победы.

Июнь

1.                 Участие родительского комитета в ремонте классного кабинета.

2.                 Годовой отчет о работе родительского комитета.

Приложение №2.

Памятка для родителей пятиклассников

  1. Воодушевите ребёнка на рассказ о своих школьных делах. Каждую неделю находите время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте со своим ребёнком о школе. Старайтесь запоминать события и детали, которые ребёнок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы вновь начать беседу о школе. Обязательно спрашивайте вашего ребёнка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, учителях.
  2. Регулярно беседуйте с учителями ребёнка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях в классе. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребёнка не реже, чем раз в два месяца.
  3. Не связывайте школьные оценки со своей домашней системой наказаний. О неудачах в учёбе и плохом поведении просто строго беседуйте с ребёнком.
  4. Помогайте ребёнку выполнять домашние задания, но не делайте их сами. Продемонстрируйте ребёнку свою заинтересованность к этим заданиям и убедитесь, что у ребёнка есть всё необходимое для выполнения их наилучшим образом. Если ребёнок обращается к вам с просьбой о помощи с домашним заданием, не отказывайте, помогите ему, чем можете, направляйте ход его мыслей в нужное русло, помогите найти ответы самостоятельно.
  5. Помогите ребёнку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе. Ищите любые возможности, чтобы ребёнок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности.
  6. Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые для родителей, используйте любые возможности, чтобы узнать, как ваш ребёнок учится и как его учат.
  7. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребёнка происходят такие серьёзные изменения.

Приложение №3.

Анкета для родителей на первое родительское собрание.

 

  1.  Ф. И. О.  ребенка _____________________________________________
  2. Как называют ребенка в семье, как обращаются к нему в разных ситуациях?   Как реагирует на такое обращение?

 Ласково  ______________                              Строго  ____________________

Нейтрально (в обычной ситуации)   ____________________________________

Ребенок любит, когда его  называют  ___________________________________

Ребенок не  любит, когда его  называют ________________________________(!)

  1. Характер, привычки, навыки

Какие хорошие черты характера, на Ваш взгляд, есть  в ребенке, которые нужно поддерживать? Как, в каких ситуациях они проявляются?

 ________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие не очень хорошие черты характера, на Ваш взгляд, есть  в ребенке? В   каких ситуациях они проявляются?

 _______________________________________________________________________________________________________________________________________ 

  1. Какие хорошие привычки, на Ваш взгляд, есть  у ребенке, которые нужно поддерживать? ___________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Какие не очень хорошие привычки, на Ваш взгляд, есть  в ребенке, с которыми  нужно бороться? __________________________________________ 
  3. Как ребенок реагирует на критику, замечания, строгий тон общения?

________________________________________________________________________________________________________________________________________8. Как ребенок реагирует на «мягкий» тон общения?

________________________________________________________________________________________________________________________________________9. Как ребенок реагирует на «ровный» тон общения?

________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Каким, по-вашему, должен быть  «тон» общения  с Вашим  ребенком в разных ситуациях? ________________________________________________________________________________________________________________________________________

11.Что умеет делать ребенок по дому? Что  выполняет с удовольствием? Что не любит делать? ________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

12.Что ребенок любит делать  в свободное время? ________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

13.  Ф.И.О. , телефон, место работы родителей, а также , при необходимости,  бабушек, дедушек и т.д., которые принимают активное участие в воспитании ребенка. Домашний адрес

 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Кого в семье ребенок считает самым добрым  (____________), самым строгим (_______________) .

15.Требует ли здоровье ребенка дополнительного внимания, наблюдения? __________________________________________________________________

16.Готовы ли Вы так же, как дети,  иногда выполнять домашние задания учителя, классного руководителя (чтение, мелкая моторика, практические упражнения с детьми и т.д.)? _______________________________________________________________________________________

Приложение №4

Разработка родительского собрания

«О значении домашнего задания в учебной деятельности школьника»

Задачи: показать родителям значение учебной домашней работы школьника; обсудить проблемы подготовки домашних заданий учащимися класса, определить возможные пути решения данной проблемы.

Форма проведения: встреча с учителями – предметниками

Вопросы для обсуждения: домашнее задание и его значение в умственном труде школьника; назначение домашнего задания в самостоятельной работе школьника; особенности выполнения домашних заданий по отдельным предметам.

Подготовительная работа:

  • анкетирование учащихся, родителей и учителей-предметников (см. приложение №1, 2, 3);  
  • памятка для ученика  «Как готовить домашнее задание» (см. приложение№4);
  • диагностическое исследование мнения учащихся, учителей и родителей по теме собрания;

Содержание собрания

1. Вступительное слово классного руководителя.

– Уважаемые папы и мамы! Сегодняшняя наша встреча посвящена "его величеству" – домашнему заданию. Почему именно в пятом классе так остро встает вопрос выполнения домашнего задания?

Во-первых, потому, что дети начинают учиться у разных учителей. При изучении каждого предмета есть свои специфические требования к подготовке домашних заданий. Если ученик их не знает, если он их не усвоил, то столкнется с большими трудностями, которые скажутся не только на его учебных результатах, но и на его физическом и эмоциональном состоянии.

Во-вторых, изменяется ситуация общения ученика и учителя. Если в начальной школе ребенок приспосабливается к общению с одним учителем, то на средней ступени обучения его задача становится гораздо сложнее, так как он вступает в контакт с большим количеством взрослых. Этот контакт не всегда и не сразу бывает положительным: ученик иногда боится лишний раз спросить учителя, скрывает, что у него есть непонятые вопросы, параграфы, темы. Все это приводит к тому, что успеваемость резко падает и результаты учебной деятельности ухудшаются.

В-третьих, изменяется само содержание домашнего задания. Если в начальной школе оно в большей степени было направлено на отработку репродуктивных умений учащихся (писать, читать, считать), то на среднем этапе обучения – на развитие способности рассуждать, анализировать, делать самостоятельный вывод.

Развить способность к суждению у всех учащихся на уроке – неблагодарное и нереальное занятие. Развитие ума, способность самостоятельно мыслить формируются и совершенствуются в ходе индивидуального освоения умственной культуры эпохи.

Самое элементарное в домашнем задании – это буквальное повторение пройденного учебного материала.

II. Изучение назначения домашнего задания

Домашнее задание должно учить ребенка полемизировать с самим собой, без наличия оппонента и учителя взвешивать все «за» и «против», решать конфликт между истиной и фактом.

Самое элементарное в домашнем задании — это буквальное повторение пройденного учебного материала.

Главное назначение домашнего задания:

  • воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности;
  • овладение навыками учебного труда, выраженное в различных способах учебной работы;
  • формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей;
  • формирование исследовательских умений ученика (сопоставление, сравнение, предположение, построение гипотезы и т. д.).

Домашнее задание выполняет различные функции.

Одной из главных является функция выравнивания знаний и умений ребенка, его навыков в том случае, если он долго болел и много пропустил или не усвоил какую-то довольно сложную тему.

Вторая функция домашнего задания — это стимулирование познавательного интереса учащихся, желания знать как можно больше по предмету или по теме. В этом случае колоссальную, положительную роль играют дифференцированные домашние задания.

Третья функция домашнего задания — развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.

Иногда родители, желая помочь своему ребенку в преодолении трудностей учения, пытаются помочь ему в выполнении домашних задании, или пишут сочинения, исправляют ошибки, решают задачи, тем самым они лишают ребенка получения удовольствия от собственных достижений. Помощь родителей не формирует самостоятельность мышления, ответственность за порученное дело и, в конечном итоге, зачастую развращает ученика.

ПI. Статистика собрания. Данные психологических исследований

Если ученики, способности которых ниже среднего уровня, тратят на домашнее задание всего 1—3 часа в неделю, их результаты соответствуют результатам средних учащихся, которые не выполняют домашних заданий. Если средние по уровню своих способностей ученики проводят за уроками 3—5 часов в неделю, их успехи становятся такими, как у самых способных учеников, которые не выполняют домашних заданий.

IV.        Анализ мнения учащихся, родителей и учителей по проблеме
собрания

  • Классный руководитель знакомит всех присутствующих с результатами полученных исследований. Обсуждение полученных результатов.
  • Консультация учителей-предметников.
  • Комментарий родителей по требованиям к домашним заданиям.

V.        На заметку учителю

VI.        На заметку родителям

VII.        Подведение итогов

Родители по очереди говорят о том, что положительное они узнали в ходе собрания по данной теме, определяют для себя сроки собственного участия в тематической консультации по данной проблеме.

В ходе рефлексии может быть определено участие отдельных детей в стимулирующих и дополнительных занятиях по отдельным предметам.

5. Заключение.  

 Нередко в учебе пятиклассников возникают проблемы, несмотря на то, что ребята хотят хорошо учиться и радовать своих близких и окружающих. Причины плохой учебы могут быть связаны: во-первых, со слабой учебной подготовкой в начальных классах; во-вторых, с неумением анализировать, плохой речью, слабой памятью и вниманием; в-третьих, с нежеланием заставить себя заниматься, неразвитой волей.

Все эти проблемы решаемы, необходимо только внимание и терпение взрослых.

Подводя итог собрания, педагог может рассказать об успеваемости учащихся и провести индивидуальные беседы с родителями.

Приложение №1

Анкета для учащихся

Уважаемый ученик! Подумай и ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:

1. Сколько времени в день ты тратишь на приготовление домашних заданий?

2. На подготовку каких домашних заданий тебе приходится тратить больше времени, чем на все остальные? _________________________________________________________________

3. Тебе всегда понятно задание, которое ты выполняешь дома, или ты уточняешь его у кого-нибудь?

4. Ты делаешь домашнее задание самостоятельно или с помощью взрослых?

5. Проверяют ли взрослые выполнение тобой домашних заданий? _________

6. Всегда ли ты доволен отметкой за домашнее задание? _______________

7. С каким настроением ты выполняешь домашние задания?_____________

8. Всегда ли ты успеваешь записывать домашнее задание на уроке? ______

9. Если ты не выполнил домашнее задание потому, что не понял его, как поступит учитель, если ты ему это объяснишь? _______________________________________________________

10. Бывают ли случаи, когда ты просто списываешь задание перед уроком 
у своих товарищей? _________________________________________________

Анкетирование родителей проводится выборочно, по их желанию. Как правило, родители, у которых есть проблемы, связанные с темой родительского собрания, активно участвуют в его подготовке. Для сравнительного анализа результатов анкетирования можно взять семьи, где данная проблема решается положительно и отрицательно.

Приложение №2.

Анкета для родителей

Уважаемые родители! Подумайте и ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

  1. Изменилось ли отношение вашего ребенка к выполнению домашних заданий? _________________________________________________

2. Сколько времени в день тратит ваш ребенок на подготовку домашних заданий?

3. Какие предметы требуют больших затрат времени? _________________

4. Всегда ли ваш ребенок понимает, что он должен сделать, выполняя домашнее задание?

5. Приходится ли вам помогать ребенку выполнять домашнее задание? ____

6. По каким предметам вы помогаете ребенку выполнять домашнее задание?

7. Всегда ли вашему ребенку объективно выставляется оценка за выполненную домашнюю работу?

8. Всегда ли ваш ребенок знает, что задано по тому или иному предмету? __

9. Чем объясняет ваш ребенок, что задание в дневнике не записано? ______

10. Всегда ли, по мнению ребенка, учитель аргументирует оценку за домашнее задание?

На вопросы анкеты также отвечают все учителя-предметники, которые задают ученикам класса домашние задания.

Приложение №3.

Анкета для педагогов

Уважаемые педагоги! Подумайте и ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

1. Всегда ли вы задаете по своему предмету домашнее задание? _________

2. Учитываете ли вы возраст учащихся, возможности класса при дозировании домашнего задания?

3. Предлагаете ли вы своим ученикам альтернативные задания, разноуровневые, творческие (по желанию), задания на выбор учеником? _________________________________________

4. Всегда ли вы даете домашнее задание на уроке? ____________________

5. Можете ли вы назвать учеников класса, которые выполняют домашнее задание по вашему предмету всегда хорошо? _________________________________________________________

6. Можете ли вы назвать учеников класса, которые выполняют задание плохо или вовсе не выполняют?

7. Как вы поступаете, если ученик по какой-то причине не выполнил домашнее задание?

8. Всегда ли вы аргументируете выставление оценки за домашнее задание? _

9. Какие методы стимулирования учащихся за выполнение домашних заданий вы используете?

10. Какие рекомендации родителям вы хотели бы предложить по теме родительского собрания?

Приложение №4.

 Памятка для ученика
«Как готовить домашнее задание»

  1. Начинай домашнее задание в одно и то же время, после обеда и прогулки.
  2. Проверти комнату, подготовь рабочее место, сосредоточься.
  3. По записи в дневнике определи, какие уроки нужно выполнить, и установи последовательность выполнения уроков
  4. Нужно решить, с какого предмета начнёшь выполнять домашнее задание.
  5. На письменном столе должно лежать только то, что необходимо для выполнения одного задания. После его завершения со стола убираются уже использованные материалы, и кладутся те учебные принадлежности, которые необходимы для выполнения задания по следующему предмету.
  6. Делай небольшие перерывы, используй физминутки.
  7. Выполняй письменную работу аккуратно, а тексты читай без ошибок, выразительно, чтобы не тратить лишнее время на переписывание или на повторное чтение 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий при обучении химии как средство повышения мотивации школьников в рамках профильного обучения

Данная работа была представлена на муниципальный  конкурс учебно-методических проектов «Методическая коллекция» (2 место)....

СОТРУДНИЧЕСТВО С ЗАРУБЕЖНЫМИ ШКОЛАМИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

СОТРУДНИЧЕСТВО С ЗАРУБЕЖНЫМИ ШКОЛАМИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ...

"Инновационные технологии в системе воспитательной работы школы по работе с родителями как средство повышения воспитанности школьников"

"Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью” В.А.СухомлинскийАктуальность проблемы заключается в том, что гармоничное развитие личности осуществляется только в гармоничной семье. Сотрудничество...

«История комплекса ГТО. Игровой метод как средство повышения интереса школьников к сдаче норм ГТО».

История комплекса ГТО началась, когда после победы Великого Октября страна наша крепла и мужала, когда энтузиазм советских людей, их тяга к новому, революционному проявились буквально во всех сферах ж...

Мещерова Е.В., учитель химии "РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ, РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В СОДЕРЖАНИИ ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧАЕМОМУ ПРЕДМЕТУ"

Мещерова Е.В., учитель химииРЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ, РЕГИОНАЛЬНЫХЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В СОДЕРЖАНИИХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧАЕМОМУ ПРЕДМЕТУ Лю...

Проект «Учебно-исследовательская деятельность учащихся по физической культуре как средство повышения мотивации школьников»

Проект «Учебно-исследовательская деятельность учащихся по физической культуре как средство повышения мотивации школьников»...

Инновационные технологии в системе воспитательной работы как средство повышения воспитанности школьников

Без инновационного прорыва в применении образовательных технологий невозможно получить принципиально новое качество уровня образования (Уровня воспитанности) выпускников....