Легко ли быть личностью
методическая разработка (8 класс) на тему

mlys93

Классный час в 8 классе

«Легко ли быть личностью

Цель:    углубление понятия «человек – личность»;

 Задачи:

-воспитание лучших человеческих качеств;

-осознание учащимися значимости определения  ценностных приоритетов, жизненных целей;

-создание атмосферы доверия и взаимопонимания  группе как основе для открытого общения с собой и другими.

Оборудование:

      презентация

    - схема «человек»;

     -сердечки  из яркой цветной бумаги за правильный ответ;

      -стихотворения Б.Пастернака,  Овсея Дриза;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл legko_li_byt_lichnostyu.docx34.43 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час в 8 классе

«Легко ли быть личностью

Цель:    углубление понятия «человек – личность»;

 Задачи:

-воспитание лучших человеческих качеств;

-осознание учащимися значимости определения  ценностных приоритетов, жизненных целей;

-создание атмосферы доверия и взаимопонимания  группе как основе для открытого общения с собой и другими.

Оборудование:

      презентация

    - схема «человек»;

     -сердечки  из яркой цветной бумаги за правильный ответ;

      -стихотворения Б.Пастернака,  Овсея Дриза;

№ п/п

Структура

Действие учителя

Действие ученика

I

Организационный момент

1.Организационный момент.

- Здравствуйте! 

На столе лежат  яркие сердечки из цветной бумаги, которые учитель будет вручать учащимся за правильный ответ,  чистые листочки  3 цветов: розовые,  красные ,  бордовые.

Учащиеся выбирают себе листок и рассаживаются за столы  в группу по цвету листов.

 (Так сами дети разделились на 3 группы. Листочки им пригодятся для дальнейшей работы.)

- Когда появился человек, он был награждён разумом, способностью к мастерству и искусству. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жилища и т. д., и сегодня наша задача разобраться в том, кто же такой человек, какова его миссия на планете Земля. Известно: сколько людей, столько и мнений. Хочется выяснить вашу позицию в этом вопросе.

Живя в двадцатом веке

В отечестве своём,

Хочу о человеке

Поговорить простом.

Раскрыв листы газеты,

Раздумываю зло:

Определенье это

Откуда к нам пришло?

ТАЙМД-ПЭА-ШЭА – обучающая структура, в которой два участника делятся развернутыми ответами в течение определенного количества времени.

-Разобраться в этом нам поможет схема.

Поделитесь своими размышлениями по каждому из понятий

Начинает тот, у кого глаза темнее.

  -Слово «человек» включает в себя следующие понятия: индивид, организм, индивидуальность, человек – я, личность, гражданин.

МИКС-ФРИЗ- ГРУП- обучающая структура, в которой участники СМЕШИВАЮТСЯ под музыку, ЗАМИРАЮТ, когда музыка прекращается, и объединяются в ГРУППЫ, кол-во участников в которых зависит от ответа на какой-либо вопрос.

-Для того, чтобы вы догадались о  каком человеке пойдет речь сегодня и какими же качествами должен обладать человек,  попрошу ответить на вопросы  и  из каждого слова взять ту букву по счету, которую я назову.  Слово, которое, получится у вас и будет ключевым словом нашего разговора.  

Вопросы :

1. Ум легкомыслен и упорен.

В суждениях скор и слишком смел.

Нет, человек не так-то бел,

Да и, опять, не так-то чёрен.

                                       

Испольуйте 4 букву. (Л)

  2. Если люди тебя уважают,
     Часто просят дать им совет

      И тебя очень многие знают,

       Значит, завоевал …

-Испольуйте  6 букву. (И).

3.   Цель творчества - самоотдача,
      А не шумиха, не успех.

Испольуйте 5 букву. (Ч).

4 .Владеет собой среди толпы смятенной,
Ответственность несёт всегда за тех,
Кто верит вновь, наперекор Вселенной,
В тебя и в твой в делах успех.

Кл . руководитель:

 Испольуйте 4 букву. (Е).

5.Сравнима любовь твоя

С чем в настоящем?
Сравнима с огнём она,
Вечно горящим.

-Испольуйте 4 букву. (О).

6.   Можно жить безмятежно, условясь,
      Зло считать для удобства добром.
      Но что делать тому, чья совесть
      Всё нежданно поставит ребром?

-Испольуйте 1 букву. (С).

 7. Оттенков множество для глаз:
    Нет в людях краски безусловной,
    Добра не чужд иной виновный,
      И праведник грешит сто раз.

   -Испольуйте 6 букву. (Т).

8. Всегда бывает счастлив тот человек.
Кто цель благородную в жизни поставит.
Кто живёт для людей свой недолгий век,
Тот след глубокий на земле оставит.

 - Испольуйте 4 букву.

(ь)

- Какое слово получилось у вас?

Награждение сердечком)

(Смелость)

(Авторитет)

(Творчество)

(Ответственность.)

(Любовь.)

 

(Совесть.)

(Доброта.)

(Цель)

Отвечает та группа, которая первой выполнила задание.

II

Актуализация.

МЭНЭДЖ МЭТ – инструмент для управления классом.

- Ребята, теперь вы садитесь за столы в соответствии с табличкой в центре стола.

Правильно, ключевое слово нашего разговора –личность.

Садятся по 5 человек в соответствии с выбранным качеством личности.

III

Основная часть.

ФИНК-РАЙТ-РАУНД – «подумай-запиши-обсуди в команде».

После обсуждения в командах один ученик  записывает и разбирает на доске.

-Согласны ли вы, что именно эти черты, которые вы угадали,  присущи цельной, гармоничной личности?

(Ответы учащихся. Награждение сердечком)

Будь с людьми.

И сказать тут вправе я:

Радость - в складчину,

Горе - в складчину,

Чтоб не съело душу тщеславие,

Как съедает железо ржавчина.

Чтоб не вымерли твои помыслы,

Будто лужа при первом заморозке,

Будь с людьми.

Так с нивой цвесть колосу.

Так с волнами волне плыть всплески.

Никого бедой не испытывай.

Рядом с горем не празднуй оргии,

На чужой урожай не рассчитывай.

Сам паши, сам и сей,

Сорняки сам выдёргивай.

И ни облачка опасения.

И любая напасть развеется,

Как листва на ветру осенняя.

– Предлагаю рассмотреть 3 значения слова  «личность». В различных источниках это понятие трактуется по-разному.

На доске слайд

1. Личность – человек как носитель каких-то свойств.

 (С.И. Ожегов  «Словарь русского языка» 1987 г.)

2. Личность – человек как субъект отношений и сознательной деятельности, устойчивая система социально – значимых черт, характеризующих индивида как члена общества
( Советский энциклопедический словарь, 1986 г.)

3. Личность – результат социального становления индивида путём преодоления трудностей и накопления жизненного опыта. (Учебник «Обществознание, 8 класс». Автор Кравченко А.И.2009 г.)

Кл.руководитель:  – Подумайте и скажите,  какое из них вы считаете наиболее точным или дайте своё определение. 

(Учащиеся обсуждают в группах и высказывают своё мнение, зачитывают составленные ими определения.)

Перед вами лежат листы бумаги, сейчас мы предпримем «Мозговой штурм». Предлагаю вам в течение одной минуты, не совещаясь, написать: в какой социальной роли вы выступаете в разных жизненных обстоятельствах. Выразите своё социальное «я».

«Мозговой штурм» (1 мин). Сын, дочь, ученик, покупатель, пешеход  и т.д.        Обсуждение ответов.

Классный руководитель. Мы назвали далеко не все социальные роли. Большинство из нас выступают в одинаковых социальных ролях. Но каждый выделяется из группы людей своей неповторимостью, своими особенными качествами, каждый из нас личность.

СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ – «одновременный раунд тейбл» -обучающая структура, в к. участники в команде одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках и по окончании одновременно передают друг другу по кругу. По 30 секунд достаточно!

ТЭЙК ОФ –ТАЧ ДАУН – «встать –сесть». Я называла только выделенные слова!  

ЭЙ АР ГАЙД –«Руководство предположения»

«Личность» - очень многозначное слово. В этом понятии выражается самое главное, что присуще данному человеку, - совокупность его внутренних свойств как существа общественного, таких, как черты разума, души, поведения, что любит, ценит, как относится к другим, умеет ли твёрдо держать своё слово, самостоятелен он или податлив чужой воле. Человек и личность - это не синонимы. Человек ещё не может быть личностью (например, новорождённый), но личность - это всегда человек, и личностью не может быть никто, кроме человека. Личность неповторима, как и человек. Личность - это человек как носитель сознания. Личностью не рождаются, а становятся в определённых общественных условиях. В зависимости от многих жизненных обстоятельств человек может стать цельной, уважаемой в обществе личностью, а может ею и не стать. Какими же качествами должен обладать человек, которого можно назвать цельной, гармоничной личностью?

Можно сказать, что личность – это человек, с одной стороны, обладающий определённым набором качеств, с другой стороны,  неразрывно связанный с обществом и, в-третьих, прошедший в своём развитии долгий путь.
Итак, личностью не родятся, личностью становятся. На протяжении 19 века считалось, что личность существует как нечто полностью сформировавшееся ещё до рождения. Семья, предки и гены полностью определяли то, кем и каким  будет человек. Когда человек рождается, врачи, которые его приняли, облегченно говорят: «Ну, вот и всё!» А женщина, которая только что стала матерью, сквозь боль, сквозь слёзы тоже пытается улыбаться. «Нет, – качает она головой, – это только начало, начало новой жизни, нового человека». Слово «личность» употребляется по отношению к человеку лишь с определенного этапа его развития. Мы не говорим о личности новорожденного или даже двухлетнего ребенка. Она – относительно поздний продукт социального развития. Личность – высшее достижение человеческих усилий, результат кропотливой работы.

-Вспомним притчу:  …На одной планете жили люди, целью жизни которых являлось дело: они переносили груз. Он был упакован в мешки разной величины, удобные и неудобные для переноски. Каждый человек подходил и брал мешок поудобнее, относил его на место и возвращался обратно, чтобы выбрать для себя такой же удобный для переноски груз. Лишь один человек каждый раз со вздохом взваливал на себя самую тяжелую ношу и с трудом доставлял ее на место. Однажды его спросили, зачем он добровольно выбирает себе ношу тяжелее.  Ведь есть люди, которые сильнее его. Он лишь ответил: «Кому-то ведь надо ее нести. Пусть это буду я!»…

-Я думаю, каждый из вас правильно ответит на вопрос, кто же в этой притче личность.   Сегодня мы говорим о понятии «человек – личность». А как по-вашему: легко ли быть личностью?

-Представьте себе ночное небо. Когда на небе нет туч, на нем становятся видны звезды. Много звезд. Миллиарды звезд. Они светят, призывно манят к себе. Но звезды есть не только на небе. На земле тоже много звезд, и каждая излучает свет.  Каждый человек – неповторимая звезда, личность. Звезды  находятся и здесь, в этой комнате. Это мы с вами.

- А что считается, по-вашему, главным в понятии «личность»?

Нравственные качества человека

– В течение всей жизни человек стремится познать себя, задавая вопросы: «Кто я?», «Какой я?», «Где моё место в обществе?».  Сейчас каждый из вас подумает и запишет 2-3 качества характера, которые вам нравятся в себе.

Учащиеся в течение 2 минут выполняют задание, после чего делятся написанным со своими одноклассниками.

IV

Итог урока.

МЭНЭДЖ МЭТ – инструмент для управления классом.

- Согласны ли вы, что именно эти черты присущи цельной, гармоничной личности? Особым авторитетом пользуются люди, которые отказываются от своих интересов ради общества, других людей, проявляют целеустремлённость и силу духа. Таких людей называют сильными людьми, сильными личностями. Именно благодаря им происходит развитие общества. И не всегда сильные личности являются людьми известными. Например, в сталинские времена были личности, которых не сломили тюрьмы и лагеря, которые выдержали все испытания, не предали своих товарищей, оставались верными своим идеалам, ценностям, принципам, не открещивались от своих поступков, не изменили себе.

Каждый из нас личность, каждому присущи свои положительные качества, и если бы каждый смог применить их в полной мере, то наше общество усовершенствовалось бы в нравственном отношении.

-Послушайте стихотворение Б.Пастернака.

Во всём мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До их причины,

До основанья, до корней,

До сердцевины.

Всё время схватывая нить

Судеб, событий.

Жить, думать, чувствовать, любить,

Свершать открытья.

(Б. Пастернак.) 

-Продолжим работу по углублению и расширению наших представлений о человеке. Каждый родившийся человек естественно включается в жизнь общества. Общество - это все человечество в его истории и перспективе. В обществе между людьми складываются отношения. В разных жизненных ситуациях один и тот же человек играет в обществе разные социальные роли.

Задание  группам :

-Назвать как можно больше известных людей, которых в обществе относят  к понятию «человек-личность».  

Создают синквейн по членам предложения.

Подлежащие сели за один стол, сказуемые за другой и т.д.

Общий - об уроке - совместно.

Д.з. На основе данных предложений составить связный текст.

ФИНК-РАЙТ-РАУНД – «подумай-запиши-обсуди в команде».

После обсуждения в командах один ученик  записывает и разбирает на доске.

-А теперь запишите фамилии тех, кого вы считаете личностью, которых вы хорошо знаете, кто живет рядом с вами, кто, возможно, учится в вашем классе или в вашей школе.

Отводится время-2 минуты. Отвечает  первой  та группа, которая ответила быстрее.

Ещё  древние говорили, что человек – самый загадочный сфинкс на Земле. Наши современники  тоже считают, что человек – самое простое и самое сложное. Как научиться понимать самого себя? Если я спрошу об этом вас, то, наверняка, получу  разные ответы. И каждый из вас по-своему будет прав, потому что все вы неповторимы и индивидуальны. И вы подтверждаете это, постоянно произнося слова  «МОЁ», «ПО-МОЕМУ»,  «Я». А что же представляет собой это маленькое, но такое ёмкое слово «Я»? 
Давайте ответим на вопрос: «Кто такой я?» Давайте ответим на вопрос: «Кто такой я?»

Учащиеся выходят к интерактивной доске и дополняют запись своими вариантами.(пишут слова маркером)

Я – дочь, сын;
Я – брат, сестра;
Я – ученик, ученица;
Я – сосед, соседка;
Я – покупатель;

 

 -Закончить наш разговор я хочу  обращением к вам, дорогие ребята. Чтобы сказать самому себе: «Я – личность», мало собственного признания. Надо, чтобы это признание сделали люди, которые тебя окружают. Никогда не забывайте, что личность – это звезда, которая призвана светить.

Послушайте стихотворение и поразмышляйте над их строками:

Оставляет ветка плод,

Оставляет пчелка мед,

Нивы – золота-зерна,

Золотой янтарь – сосна,

Овцы – тонкое руно,

Лозы – пряное питье,

Оставляет человек

Имя доброе навек.

Овсей Дриз.

-Я считаю, ребята, что вы сегодня были честными в своих ответах,  поэтому я хочу сказать вам, что вы все победили, потому что каждый из вас личность. А легко ли быть личностью ? Над этим вопросом задумайтесь еще раз.

Спасибо за урок!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Легко ли быть патриотом"

"Арбатские вести" №22, 12 декабря 2007 г. Легко ли стать патриотом?Жизнь показала: нынешняя молодежь хочет активнее влиять на судьбу своей страны. Сейчас при поддержке властей развивается мол...

презентация " Легко ли быть молодым "

We discuss What is Hot with young generation?How do teens express their individuality?Why do teens choose a subculture?How much are teens in Russian liketeens in other countries?...

Легко ли быть сегодня заместителем директора по УВР?

Менеджмент, мотивация к профессии учителя, воспитание...

Урок в 9 классе "Легко ли быть подростком?""

Данный урок предназначен для проведения в 9 классе школ с углубленным изучением иностранных языков,работающих по УМК "Английский язык" О.В.Афанасьевой,И.В. Михеевой.Тип урока:Урок обобщения и применен...

[Хорошо ли быть взрослым? Легко ли быть взрослым?

Классный час на темуХорошо ли быть взрослым? Легко ли быть взрослым? Интересная и сложная тема! Попробуем разобраться в этом.Хорошо ли быть взрослым  - спрошу я вас, И наверняка получу ответ...

Классный час на тему: "Хорошо ли быть взрослым? Легко ли быть взрослым?"

Классный час  на тему: "Хорошо ли быть взрослым? Легко ли быть взрослым?"...

Классный час на тему: "Хорошо ли быть взрослым? Легко ли быть взрослым?"

Классный час  на тему: "Хорошо ли быть взрослым? Легко ли быть взрослым?"...