Метод « Мозговой атаки»
статья на тему

В статье рассказывается о применении метода " Мозговой атаки".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mozgovaya_ataka.docx80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Метод « Мозговой атаки»

Многие люди часто сталкиваются с задачами и проблемами, которые отнимают у них немало драгоценного времени. Приходится вычитывать массу литературы, смотреть видеоматериалы, спрашивать совета у друзей. Для быстрого решения проблемы отлично подходит метод мозговой атаки (иногда его ещё называют – мозговой штурм или брейнсторминг).

https://videouroki.net/videouroki/conspekty/techno1011/25-mozgovaya-ataka.files/image001.jpg

Мозговая атака – метод, который сегодня пользуется огромной популярностью во всём мире. С его помощью можно найти альтернативные пути решения сложных задач. К тому же он помогает каждой личности раскрыть свой внутренний потенциал. Чаще всего, метод мозговой атаки применяют в крупных коллективах на совещаниях, когда появляется необходимость в нахождении оптимального решения возникшей проблемы.

 Метод мозговой атаки появился в Соединённых Штатах Америки в конце 30-х годов 20-го века. В то время совладелец крупной рекламной фирмы Алекс Осборн начал практиковать среди своих сотрудников новый подход к поиску идей. Метод окончательно оформился, как «brainstorming» и стал известен широкому кругу специалистов с выходом в 1953 году книги Алекса Осборна «Управляемое воображение: принципы и процедуры творческого мышления». В этой книге он полностью описал суть метода и разработанные им приёмы. В последствии метод мозговой атаки быстро завоевал популярность среди менеджеров различных предприятий.https://videouroki.net/videouroki/conspekty/techno1011/25-mozgovaya-ataka.files/image003.png

Алекс Осборн утверждал: «Можно считать аксиомой тот факт, что количество идей переходит в качество. Логика и математика подтверждают, что чем больше идей порождает человек, тем больше шансов, что среди них будут хорошие идеи. Причём лучшие идеи приходят в голову не сразу».

Введение в действие Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы  образования заставляет пересмотреть методы и формы организации педагогического процесса . Учителю необходимо определить такие способы и формы организации образовательного процесса, которые позволяют в пределах определенного времени без перегрузки детей получить качественный результат — усвоение учениками  материала. Одним из эффективных средств организации, проведения и отслеживания результатов обучения детей является интерактивная технология «Мозговой штурм», т. к. дает возможность смело высказывать свои мысли, развивать идеи друг друга, преодолевать страх перед критикой, страх ошибиться, развивает умение позитивно оценивать идеи других, умение сотрудничать. Повседневную жизнь невозможно представить себе без интерактивных технологий. Использование их в  образовании, безусловно, позволяет расширить творческие возможности учителя в совместной деятельности с ребенком и оказывать положительное влияние на различные стороны развития школьников.

 «Мозговой штурм» — это технология решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при которой детям предлагают высказывать, возможно, большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем, из общего числа высказанных идей отобрать наиболее удачные в соответствии с заданными критериями, которые могут быть использованы на практике. Основная цель «Мозгового штурма» — помочь детям «расковать» сознание и подсознание, стимулировать воображение, чтобы получить наибольшее количество необычных, оригинальных идей. Перед проведением интерактивной технологии «мозговой штурм» необходимо:           собрать информацию по теме обсуждения;           разработать цепочку вопросов к детям;           подобрать картинки;           продумать варианты организации продуктивной деятельности;           иметь набор оригинальных решений обсуждаемой проблемы;           быть готовым к появлению непредвиденных педагогических ситуаций и уметь их решать. А также для проведения «Мозгового штурма» должна предшествовать предварительная работа. Детей следует познакомить с правилами и ходом мероприятия . Для лучшего усвоения и наглядности, целесообразно введение символического обозначения. Символы можно придумать вместе с ребятами. Для наиболее полного усвоения и соблюдения правил мозгового штурма, а также хода деятельностного этапа составить с учениками алгоритм технологии. Алгоритм технологии «Мозговой штурм»           выслушать проблему;           подумать над её решением;           разделиться на «Создателей идей» и «Экспертов»           рассказать свою идею;           выслушать и обсудить идеи;           выбрать идею.

 При проведении «Мозгового штурма» учитель должен обеспечить психологическую поддержку участников, атмосферу активности и доброжелательности. Выбрав идею, учитель   тщательно подходит к формированию состава группы: отсутствие конфликтов, явных лидеров, примерно равный уровень. Участников лучше расположить за круглым столом. Проблемная ситуация и цель должны быть чётко сформулированы. Важно показать, что у одной и той же проблемы есть много разных решений и каждое правильно, но только для своих конкретных условий. Рассмотрим этапы технологии.  Ученикам на мотивационном этапе ставится проблема или задается ситуация для решения.      Далее дети, в ходе организационного этапа разделившись на подгруппы, повторив правила, приступают к деятельности в малых группах: «Создатели идей» и «Эксперты».      Во время деятельностного этапа «Создатели идей» высказывают возможные решения проблемы, в том числе и фантастические. Учитель  фиксирует их: записывает сам или использует диктофон. После чего заслушиваются все идеи, а затем по одной. «Эксперты» и «Создатели» обсуждают идею. «Эксперты» высказывают, подходит данная идея или нет. «Создатели» выражают своё мнение, если не согласны аргументируют. Примерные вопросы к ученикам при обсуждении: Какая идея наиболее подходит? Подходит ли эта идея? Почему? Давайте подумаем вместе? А как сделать, чтобы? Как вы думаете, если…? Какие условия отбора?

 В ходе рефлексии на заключительном этапе учитель даёт общую оценку деятельности детей. Дети проводят самоанализ своей деятельности. На этапе создания идей в адрес авторов, следует ввести полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой. Работающие дети в интерактивных группах должны быть свободны от опасений, что их будут оценивать по предлагаемым ими идеям. Можно смеяться, высказывая сумасшедшую идею, но нельзя смеяться над ней. Технология может быть использована на этапе изучения и закрепления нового материала, для организации совместной деятельности с детьми при решении задач образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». В рамках исследовательской работы технологию можно использовать на этапе постановки проблемы. «Мозговой штурм» можно использовать для развития фантазии и воображения, мышления, памяти, для раскрепощения сознания детей.

Достоинства технологии «Мозговой штурм» состоит в том, что она позволяет развивать идеи друг друга; преодолевать страх перед критикой и страха ошибиться; помогает поднять статус робкого ребенка, сделать его более смелым и раскованным, если обращать общее внимание на его решения, пусть и слабые. Технология «Мозговой штурм», позволяет в пределах определенного времени без перегрузки учеников получить качественный результат — усвоение  материала.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод мозгового штурма на уроках физики

В докладе освещены примеры применения метода Мозгового штурма по конкретным темам и классам....

использование метода мозгового штурма на уроках физики

Презентация к выступлению по методике применения метода мозгового штурма при изучении предмета физика...

Конспект открытого урока в 11 классе (углубленное изучение) по теме The World’s Best, The World’s Worst. The Mystery of the Disappearing Author. Использование метода мозгового штурма.

Метод мозгового штурма это перспективная форма учебной деятельности применима к любым возрастам, если учителю, конечно, интересно развивать творческие способности учеников. Мозговой штурм - это активн...

Метод мозговой атаки.

Сегодня много говорят об активизации мыслительно-речевой деятельности учащихся на уроках гуманитарного цикла. Большие надежды в этом направлении возлагались на информационно-коммуникационные формы раб...

Урок - мозговая атака с элементами творчества. 11 класс

Урок в 11 классе по теме «Computers: what does the future hold?»На уроке развиваются такие универсальные умения, как говорение (монологическое высказывание), аудирование,  чтение, перевод, п...

Интуитивные и алгоритмические методы поиска решения. Мозговая атака.

«Если у ученых дело окончательно зашло в тупик, собирают компанию умных людей и начинают… играть в «чепуху», т.е. начинают вслух выдвигать разные идеи, какие кому в голову взбредут, - даже самые фанта...

Метод мозговой атаки

Метод мозговой атаки...