Метод мозговой атаки.
статья по русскому языку на тему

Сегодня много говорят об активизации мыслительно-речевой деятельности учащихся на уроках гуманитарного цикла. Большие надежды в этом направлении возлагались на информационно-коммуникационные формы работы, предполагающие использование наглядности  на уроках. Психологи делают акцент на наличие мотивации у школьников. предложенная статья - пример опыта работы учителя - практика. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_mozgovoy_ataki.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Метод «мозговой атаки».

Начинается новый, 2016 учебный год. Вы хотите начать его по-новому? Быть уверенными на уроках? Вас не устраивают результаты  прошлого года? Тогда поговорим об учёбе. Вопрос этот не банальный, не избитый хотя бы потому, что касается каждого из вас, учеников сегодняшней школы.

Конечно, ребята, вы знаете, зачем ходите в школу. Учиться. Только вот не у всех получается учиться хорошо. И дело здесь зачастую не только в способностях.

Многие из старшеклассников, закончивших учёбу с «тройками», помнят то золотое время, когда в младших классах  учились на «4» и «5».  Приведу пример. Из 28 учащихся сегодняшнего 11 класса 24 учились без «троек». Сейчас без троек учатся лишь 15 из них. Старшеклассники на вопрос, почему так получилось, убедительного ответа дать не могут.

- Может быть, нет желания учиться? – спрашиваю.

- Есть. И в школу хожу  с дорогой душой. И на уроках мне интересно. И с учителями нет конфликтов. А хорошо учиться не получается.

Выясняю, что самое неприятное в процедуре учения – выполнение домашних заданий. Мой собеседник жалуется:

- Не могу заставить себя сидеть за уроками. Учебниками пользуюсь редко – только при выполнении письменных заданий. Устные не учу. И не читаю. Всё некогда как-то. И отдохнуть хочется. И погулять. И компьютер не последнее дело.

Вот и найдена первая причина школьных неудач потенциально способных к учёбе школьников. Причина эта – невыполнение домашних заданий, неумение работать с учебником. В начальной школе  была «продлёнка», некоторые не отказались бы от неё и в 10 – 11 классах. Важно понять, что без закрепления материала, без отработки навыков, без самостоятельной работы науку постичь невозможно. А если  хочешь достичь чего-то в жизни, учись. Регулярно, каждый день выполняй домашнее задание. Учебник не только читай, но и пересказывай, при работе над ним делай записи. Пойми, это пригодится тебе не только на уроке, но и при подготовке к экзаменам.

Вторая причина низкой успешности - в чтении, вернее, в его отсутствии. Просмотр читательских формуляров в школьной библиотеке показал, что за четыре месяца текущего учебного года в школьной и городской библиотеках постоянно читают книги 30% учеников 10 -11 классов. У этих учащихся  и проблем с учёбой нет.  45% выпускников (они не стыдятся признаться в этом) не читают вовсе. Низка техника чтения старшеклассников. Бегло (со скоростью 140-150 слов в минуту) читают в 10 и 11 классах лишь  30% школьников. Остальные не в состоянии дочитать до конца параграф в учебнике. Кстати, в  5 классе нынешние старшеклассники справлялись с нормой техники чтения на 85 %.

Сейчас я обращаюсь к тем  ребятам, кто действительно хочет исправить в лучшую сторону своё положение с учёбой.

Лучшие умы человечества задумывались над тем, как облегчить процесс обучения и учения, достигая при этом хороших результатов. Одним из таких методов, приемлемых для старшеклассников, является метод информационной атаки. Вы слышали о нём? Цель его – овладение знаниями, развитие собственных способностей. Это «атака» собственного ничегонеделания, в результате которой достигается и эффективность, и продуктивность учения.  

Суть метода заключается в том, чтобы за короткое время основательно овладеть учебным материалом, научиться логически мыслить, выстраивать в единую цепочку факты, связанные между собой, уметь оценить их, домыслить и сделать правильные выводы. Метод прост: надо всего-навсего быстро читать весь учебник. Казалось бы, чего проще, читать умеют все. Но читать  учебник быстро надо несколько раз с установкой на глубокое понимание  содержания научного текста. Для обеспечения высокого темпа чтения с погружением в глубину содержания необходимо провести подготовительную работу. Просмотри учебник с самого начала и до конца, выбери, на твой взгляд, самый важный материал, а также самый трудный. Научная информация воспринимается с трудом, однако что может быть интереснее научных открытий!

Итак, с первого сентября попробуй сделать так: выучил уроки, возьми учебник алгебры и перечитай его весь, останавливайся  на трудных темах.

Сколько раз перечитывать учебник – три, пять, семь? Если хочешь получить хорошие знания по предмету, то бывает достаточно троекратного беглого чтения теоретического материала. Если желаешь по-настоящему овладеть знаниями, то перечитай учебник ещё 2 – 3 раза и выполни практическую часть по каждой теме. Не думай, что объём работы велик. Читать тебе придётся далеко не весь учебник от корки до корки, а только часть его. То есть из общего объёма, предположим, в 300 страниц читать надо 70 страниц сплошного текста. Столько  страниц получается, если слить воедино весь теоретический материал, отделив вспомогательный, справочный, иллюстрационный. А такое количество учебного текста можно запросто осилить за 3 – 4 часа непрерывного чтения. В учебнике физики, химии, к примеру, две трети обычно занимают иллюстрации и вспомогательный материал. А основная, чисто теоретическая часть, если её выделить в сплошной текст, займёт не более одной трети всей книги. А так как теория всегда состоит из трёх последовательно зависимых частей – описывающей, объясняющей и предписывающей, и воспринимать их приходится последовательно одну за другой, то выходит, что для основательного чтения с пониманием обычно остаётся одна треть от одной трети всего учебного материала. То есть на этап трудного чтения остаётся примерно 15 – 20 страниц сплошного текста из учебника. Последующее прочтение сократится по времени за счёт того, что содержание многих мест начнёт всплывать в памяти.

Беглое чтение (без долгих пауз, перерывов, задержек на одном месте и метания из конца в конец учебника) основной теоретической части учебника выполняет, в основном, те же функции, что и просмотр, только на более глубоком уровне. При каждом следующем прочтении текста количество неясных мест резко сокращается относительно предыдущего за счёт возрастающей  чёткости видения целого содержания и отдельных элементов.

Только помните, друзья мои, что надо набраться терпенья. Результаты будут видны не через день и не через неделю, а после полутора – двух месяцев ежедневных занятий, скорее всего, в сертификате ЕГЭ. А уж набраться терпения и усидчивости к экзаменам, верю, вы сможете.

Метод информационной атаки успешно применяется во многих школах  и даёт высокие положительные результаты. Итак, в атаку! Желаю успеха на едином государственном экзамене!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод мозгового штурма на уроках физики

В докладе освещены примеры применения метода Мозгового штурма по конкретным темам и классам....

использование метода мозгового штурма на уроках физики

Презентация к выступлению по методике применения метода мозгового штурма при изучении предмета физика...

Конспект открытого урока в 11 классе (углубленное изучение) по теме The World’s Best, The World’s Worst. The Mystery of the Disappearing Author. Использование метода мозгового штурма.

Метод мозгового штурма это перспективная форма учебной деятельности применима к любым возрастам, если учителю, конечно, интересно развивать творческие способности учеников. Мозговой штурм - это активн...

Урок - мозговая атака с элементами творчества. 11 класс

Урок в 11 классе по теме «Computers: what does the future hold?»На уроке развиваются такие универсальные умения, как говорение (монологическое высказывание), аудирование,  чтение, перевод, п...

Интуитивные и алгоритмические методы поиска решения. Мозговая атака.

«Если у ученых дело окончательно зашло в тупик, собирают компанию умных людей и начинают… играть в «чепуху», т.е. начинают вслух выдвигать разные идеи, какие кому в голову взбредут, - даже самые фанта...

Метод мозговой атаки

Метод мозговой атаки...

Метод « Мозговой атаки»

В статье рассказывается о применении метода " Мозговой атаки"....