Классный час "Что значить быть человеком или жить с достоинством?"
классный час (8, 9 класс) на тему

  С давних пор люди задумывались над вопросом "Что значит быть человеком? Что значить жить с достоинством?" Народная мудрость гласит "Жить - это не то, что прожил, а то, что сделал". Великие люди во все времена тоже размышляли над вопросом, что значит быть человеком? Через поколения в поколения передается народная мудрость через пословицы. Например: "Назваться человекм легко- быть им трудно" или "Человек - это то, что он сам из себя делает" Какие дела, какие поступки человека можно назвать достойными? Какие черты характера свойственны настоящему человеку, человеку с большой буквы?  Все эти вопросы заставляют нас задуматься о том, как мы живем, о наших делах и поступках, о наших взаимоотношениях и в целом об отношении к окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_znachit_byt_chelovekom_ili_zhit_s_dostoinstvom.docx17.66 КБ

Предварительный просмотр:

Что значить: «Быть человеком или жить с достоинством».

                                               Жить – это не то, что прожил, а то, что сделал.

                                                                                              Народная мудрость.

Цель: - формирование у учащихся понятия о качествах «настоящего

                  человека», понятия «жить с достоинством»;

                - выработка умения анализировать особенности своего

                  характера, выявлять слабые и сильные стороны;

                - формирование убеждение, что окружающий мир зависит от

                  наших действий и поступков.

Мудрые мысли.

        Ч. Айтматов: «Человек -  сам судья и сам творец каждого дня нашего»

И. Кант: «Добродетель – это способность в соответствии с моральными принципами противостоять злым склонностям и одерживать над ними верх».

Д. Лондон: «Истинное счастье человека – жить, а не существовать».

Аристотель: «Добродетель есть сознательно избираемый склад души в обладании серединой между двумя пороками, один из которых состоит в избытке, а другой – в недостатке качества».

М. Фичино: «Добродетель есть особый строй души, позволяющий сохранять достоинство в отношении себя и других».

Б. Паскаль: «Судить о добродетели человека следует не по его порывам, а по его ежедневным делам».

Народная мудрость: «Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож».

Ход занятия.

Не зря пословица гласит,

Что жизнь прожить – не поле перейти:

Она немало трудностей таит,

И место в ней свое найти

Бывает человеку нелегко

С давних пор люди задумывались над вопросом: «Что значить быть человеком?» Неслучайно через поколения в поколения передается народная мудрость через пословицы: «Назваться человеком легко – быть им трудно», «Человек – это то, что он сам из себя делает». Как вы понимаете эти пословицы (ответы учащихся).

        Великие люди во все времена то же давали определения, что значить быть человеком и кто таков человек вообще. Послушайте слова великого французского писателя Виктора Гюго: «У каждого человека три характера: тот, который ему приписывается, тот, который он себе приписывает; и, наконец, тот, который есть в действительности».

        Вопросы для учащихся: - Как вы понимаете слова В. Гюго?

                                                - Согласны вы с этим определением?

                                                - Сколько характеров у вас?

Русский поэт Николай Заболоцкий написал следующие строки:

Два мира есть у человека –

Один, который он творил.

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

 Как вы понимаете эти слова?

Каждый человек мечтает о счастливом будущем и видит себя в нём хорошим человеком. Никто не желает стать преступником, вором. Каждый хочет, чтобы о нем окружающие говорили только хорошее. Для этого надо знать особенности своего характера, слабые и сильные его стороны, и стремиться преодолеть плохие черты.

В романе Ч. Айтматова «Плаха» говорится: «Человек – сам судья и сам творец каждого дня нашего». Как вы понимаете эти слова? Попробуем проанализировать хотя бы вчерашний день с точки зрения той ответственности, которую содержит это выражение.

Вопросы.  Что вас радует в том, как вы провели вчерашний день?

                  Что бы вы осудили в самом себе?

                   Какие критерии вы берете за основу, когда одобряете или

                   осуждаете себя?  

Следовательно, то, что направлено на благо других, достойно одобрения. Как вы считаете, что значить понятие «достойно»?

Послушайте заметку из газеты «Комсомольская правда». «В выходной день мы гуляли с любимым человеком, а за тем решили покататься на мотоцикле. Вдруг неожиданно из-за поворота выскочила машина, водитель которой был пьян и не справился с управлением. Машина сбила мотоцикл с Володей и уехала. Володя лежал весь в крови. Мне было страшно, я хотела помочь, но было уже поздно. Стала стучаться во все дома. Но никто не открыл. Голосовала. Наконец один водитель остановился, но, видя, что Володя в крови, сказал: «Машина не моя, а чехлы новые!» С этими словами он уехал. Володя умер. Ему нужна была срочная помощь. Скорая приехала очень поздно.

        Я хотела бы посмотреть в глаза этим осторожным чистюлям, боязливым за себя и за свои шмотки, людям, не знающим, что такое сочувствие. Машина сбила человека. Да, но не специально, случайно, а эти, равнодушные, убили сознательно».

Как вы можете прокомментировать данную ситуацию. Какие особенности характера очень ярко проявились здесь?                            

Не в том твоя самая злая беда,

Что болен ты был равнодушьем всегда,

Что мимо чудес этой жизни прошел,

Что главного в ней не узнал, не нашел,

Гораздо страшней, что, пройдя этот путь,

Не смог ты ни разу в себя заглянуть.

Что сердце в груди ты пронес, как скупец,

Несет хитроумно замкнутый ларец.

Ключа не нашел ты в заветный тайник

В богатство своей же души не проник.

И вот почему твоя жизнь не дала

Ни искорки радости, света добра.

Как страшно по жизни кипучей, земной

Не личностью – куклой пройти заводной.

Так какие же черты характера присуще настоящему человеку? (ответы учащихся).

 О чести, о воспитанности, о совести и зависти, о доброте и красоте размышляли в своих письмах В.А. Сухомлинский («Письма к сыну») и Ш.А. Амонашвили («Письма к дочери). Я хочу вам прочитать стихотворение Ф. Алиева «Разговор с сыном»

Ты, сын мой должен помнить:

От кого ржавеет даже новый лист железа.

Что в сырости лежит он бесполезно

И не находят дела для него.

Душе людской во много раз трудней:

И в дверь души, и в щели этой двери

Сто ржавчина пороков лезут к ней…

Запомни три из них по крайней мере:

 Во-первых, - зависть.

Ты ее убей в зародыше

И научись по праву,

Без ревностно ценить других людей.

Чтить их удачу, их успех и славу.

Второе – злость.

Беги от чувства злого.

Сей доброту.

Живи, других любя,

Суди себя, коль осудил другого,

Прости другого, коль простил себя.

И третье – корень наших многих бед,

Убийца всех достоинств в человеке –

Безделье.

И позорнее – во веки

Порока в людях не было и нет.

Не в праздном воздыханье на диване,

А в празднике полезного труда

Ищи свой смысл…

Кант говорил: «Жить с достоинством – это жить согласно общечеловеческим нравственным ценностям, с нравственным законом в душе». Что же важно для вашей души? Какие нравственные основы отношений, какие качества личности вы выделили бы особо?

Игра: «Что угодно для души».

Учитель предлагает ребятам выбрать из импровизированной корзинки качество наиболее важное для нравственного закона его души (листок, который он вынимает, он же и заполняет, отметив желаемое качество). Игру предшествуют слова:

В этой маленькой корзинке

Много качеств разных есть,

Всех их нам не перечесть.

Выбирая, не спеши:

Бери, что важно для души.

Видите, все названные вами качества и являются нравственными ценностями человека. Жить, ориентируясь на эти ценности - это и значить жить с достоинством. Подумайте над тем, как трактуется достоинство в словаре Ожегова: «Достоинство – категория этики, которая означает особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, в котором признается ценность личности».

Мы живем в определенном мире. Нас окружает множество разных людей. Разных по характеру, по своим жизненным принципам, по своим представлениям о смысле жизни, о чести, долге и достоинстве. Но если все такие разные, то возникает вопрос: враждебен ли мир для человека? (ответы учащихся).

В заключение я хочу прочитать вам древнюю притчу, которая заставляет нас задуматься о том, как мы живём, он наших делах и поступках, о наших взаимоотношениях и в целом об отношении к окружающему миру.

Древняя притча.

Ученик спросил дервиша:

- Учитель, враждебен ли мир для человека? Или он несет человеку благо?

- Я расскажу тебе притчу о том, как относится мир к человеку, - сказал учитель.

        … Давным – давно жил великий шах. Он приказал построить прекрасный дворец. Там было много чудесного. Среди прочих диковин во дворце был зал, где все стены, потолок, двери и пол были зеркальными. Зеркала были необыкновенно ясные, и посетитель не сразу понимал, что перед ним зеркало, - настолько точно они отражали предметы. Кроме того, стены этого зала были устроены так, чтобы создавать эхо.

        Однажды в зал забежала собака и в изумлении застыла по середине – целая свора собак окружала ее со всех сторон. Собака на всякий случай оскалила зубы, и все отражения ответили ей тем же. Перепугавшись не на шутку, собака отчаянно залаяла. Эхо повторило ее лай. Собака лаяла все громче. Эхо не отставало. Собака металась туда-сюда, кусая воздух, ее отражения тоже носились вокруг, щелкая зубами. На утро слуги нашли несчастную собаку бездыханной в окружении миллионов отражений издохших собак. В зале не было никого, кто мог бы причинить хоть какой-то вред.

        - Теперь ты видишь, - закончил дервиш, - мир не приносит ни добра, ни зла сам по себе. Все происходящее вокруг нас есть всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств, желаний и поступков. Мир – это большое зеркало.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Что значит быть хорошим человеком"

Классный час проведен в рамках празднования Дня Первого Президента Республики Казахстан...

Классный час по теме "Что значит быть настоящим человеком"

Цель - расширить представление обучающихся о человеческих качествах, способствовать формированию нравственно-этической культуры, положительных черт своего характера....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА проведения круглого стола «Что значит быть успешным человеком?» для учащихся 7 - 9-х классов

Успех очень значим для каждого из нас. И многие люди желают добиться успеха в том или ином деле. Но для того, чтобы его добиться, необходимо понимание того, что же это такое. Наш круглый стол поможет ...

Сценарий классного часа "Быть современным, значит быть толерантным!"

Классный час "Быть ссовременным, значит быть толерантным!"  , приурочен  к Всемирному дню толерантности, ориетирован на обучающихся 9 -х классов....

Классный час «Что значит быть порядочным человеком?»

Формирование ценностного отношения школьников к нравственной категории «порядочность»....

Классный час «Что значит быть порядочным человеком?»

Классный час:«Что значит быть порядочным человеком?»10класс...