Классный час «Что значит быть порядочным человеком»
методическая разработка (9 класс)

Маркус Елена Викторовна

Формирование ценностного отношения школьников к нравственной категории «порядочность». Развитие критического мышления в процессе соотнесения идеальных представлений школьников о порядочности  с реальными поступками окружающих людей и событиями жизни,  и выявление на этой базе противоречий и проблем.


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Называевская средняя общеобразовательная школа №4»

Омской области

Классный час

по теме:

«Что значит быть порядочным человеком?»

Маркус Елена Викторовна,

учитель физики, информатики

9 класса Б

МБОУ «Называевская СОШ №4»

(сценарий воспитательного мероприятия)

2025 год

Классный час  «Что значит быть порядочным человеком»

(учащиеся 9 – 11 классов)

Цель: формирование ценностного отношения школьников к нравственной категории «порядочность».

Задачи:

Образовательная:  уяснение сущности и содержания понятия «порядочный человек».

Развивающая: развитие критического мышления в процессе соотнесения идеальных представлений школьников о порядочности  с реальными поступками окружающих людей и событиями жизни,  и выявление на этой базе противоречий и проблем.

Воспитательная: создание условий для моделирования собственного поведения подростков в соответствии с их представлениями о порядочности.

Эпиграф к уроку (записан на доске): (слайд 2)

«Лучшее в добрых делах – это желание их утаить».

 (Б. Паскаль)

Приветствие и позиционирование.

Здравствуйте! Повернитесь друг к другу, поприветствуйте друг друга и скажите доброе слово. (пауза) Садитесь ребята.

  • Друзья мои! Я очень рада войти в приветливый ваш класс.
    И для меня уже награда
     вниманье ваших умных глаз.
    Я знаю: каждый в классе гений,
     но без труда талант не впрок.
    Скрестите шпаги ваших мнений –
     мы вместе сочиним урок!
    Но не обычно, повседневно
     занятие с вами проведем.
    Души увидим проявление,
     мораль на помощь призовем...
  • В начале нашей встречи мне бы хотелось, чтобы каждый из вас определил своё настроение на данный момент, с помощью цветового теста.
  • Понятие «порядочный человек» стало сегодня каким-то непривычным, а для некоторых – банальным, вышедшим из моды. Мало кто сегодня уступит место в транспорте пожилому человеку, придет на помощь слабому, а тем более – пожертвует своими интересами ради кого-то. Мир жесток, все куда-то спешат, и некогда остановиться и подумать: «Кто я? И зачем пришел в этот мир?»
  • Однажды я стала свидетелем (а потом и участницей) необычного происшествия на улице. Пожилой человек, привалившись к стене, медленно оседал на тротуар. Одет он был неважно, поэтому проходящие мимо люди решили: пьян или бомж – и равнодушно отводили взгляд. Интеллигентный человек лет сорока остановился и участливо спросил: «Что с вами?» Старик ответить не мог: лишь страдающий взгляд молил о помощи. Мужчина, а в последствии и две подошедшие женщины, стали звонить в «скорую», кто-то отер больному испарину, дал попить. Никто из троих не ушел, пока не подъехали врачи.  Тогда я подумала: «А вдруг на месте этого старика оказался бы кто-то мне очень близкий, и никто бы не помог?» Мне стало страшно, и я прониклась огромным уважением к этим, совершенно посторонним людям, которые не смогли переступить через чью-то жизнь. Какое счастье, что такие порядочные люди еще есть на земле! Пусть им Бог пошлет чего-то хорошего: ведь известно, что добро возвращается.

Итак, тема нашей сегодняшней встречи – «Что значит быть порядочным человеком?» Мы проведем её в режиме активной дискуссии. Нам всем интересно мнение каждого, даже если он не разделяет позиции большинства.

Я хочу спросить вас, понимаете ли вы, что, так как поступили люди, в ситуации только что рассказанной мной, поступают только порядочные люди,  и какими человеческими качествами они должны обладать. Именно с этой целью я начала с вами разговор.  Вы не против дискуссии на эту тему? Тогда давайте обсудим обозначенные вопросы. (слайд 3)

Портрет порядочного человека

Я предлагаю составить модель порядочного человека. Для этого предлагаю выбрать те качества, которые ему присущи. (называют качества)

Давайте посмотрим, совпадают ли названные вами качества с общепринятым образом порядочного человека. (слайд 4)

Итак, у нас есть некая модель порядочного человека. Может, вы знаете таких людей, которые соответствуют этой модели? Докажите, что они действительно являются порядочными людьми. Приведите примеры их  жизненных поступков. (2-3 примера)

Назвать имена всех порядочных людей – просто невозможно. Потому что добрых, порядочных людей на земле гораздо больше. На них держится мир!!!

Одним из проявлений качеств порядочного человека является  милосердие. (слайд 5) В толковом словаре Даля милосердие определяется так (слайд 6): «Сердолюбие, сочувствие, готовность делать добро каждому, любовь на деле». Традиционно милосердие поощрялось в русских семьях. Обязанностью было приютить странника. Калеки и убогие почитались в народе. Слепых без поводырей переводили от деревни к деревне, устраивали на ночлег. Незлобивость характера поддерживалась повсеместной традицией просить в Прощеное воскресение прощения у всех, кого обидели.

При Александре Третьем, вступившем на престол в 1881 году, на казенные средства и пожертвования было сооружено 5000 церквей, среди них особое место занимал храм Христа Спасителя в Москве, сооруженный в память избавления от наполеоновского нашествия.   Исторически сложилось понимание милосердия как сострадания к сиротам, тяжело больным, немощным людям, попавшим в беду.

А я предлагаю вам поразмышлять над вопросом: можно ли назвать проявлением милосердия ситуацию, описанную в стихотворении нашей землячки Ирины Кулешовой: (слайд 7)

По ярмарочной площади уныло средь шумной толчеи людской

Собака беспризорная бродила, гонимая голодною тоской.

А из ларьков так вкусно пахло пиццей, хотдоками, вареной колбасой.

Ну разве можно не остановиться когда щемит желудок пустотой.

О, как она на каждого глядела, кто бутерброд за стойкою жевал.

Потом к парнишке подошла несмело: ей показалось, он её позвал.

- Пошла отсюда! – скомканной бумагой хотел в неё, он было запустить.

Старушка тут вступилась за беднягу, пытаясь паренька усовестить.

Потом она в морщинистой ладошке пересчитала деньги не спеша

И, подойдя к открытому окошку, купила два румяных беляша.

- Ешь, милая, да извиняй, что мало, ну подходи ж смелее ты, не стой!

И жизнь в глазах собачьих заиграла! Так встретились здесь счастье с добротой.

Давайте помолчим, подумайте о том, как бы вы поступили в подобной ситуации.

А может ли каждый из вас поступить, так как эта старушка, как люди спасшие жизнь пожилого человека из первой истории? Не испытывает  ли  кто-нибудь  из вас сейчас чувство стыда или вины за свой неблаговидный поступок, свою нерешительность в ситуации когда от вашего выбора зависела чья-то жизнь или  здоровье?  Есть такие? (слайд 8)

Тогда  я приглашаю вас в «Музей обидных воспоминаний». Вам, мои дорогие собеседники, необходимо коротко  (в 2 – 3 предложениях) описать  свой поступок, который доставляет вам наибольшие огорчения. Сделав  это, вы можете озвучить то, за что вам до сих пор стыдно, а можете просто сказать, кому вы причинили боль, а можете, просто молча, опустить свой листок с описанием  в этот чёрный ящик. Кто-то из вас, возможно, захочет извиниться, и это будет прекрасно, так как станет ступенькой к порядочности. Но даже если вы только опишете свой поступок и молча опустите это описание в черный ящик все равно вы уже станете  чище в своих помыслах по отношению к людям окружающим вас.  

Этап детских откровений. (слайд 9-12, пока звучит музыка)

А теперь представьте себе, что у вас есть возможность воспользоваться машиной времени. Вернитесь на некоторое время назад и очутитесь перед вашим неблагоприятным поступком. Попробуйте назвать причины, по которым вы так поступили в прошлый раз.

Спасибо за откровенность! Теперь мы увидели главные причины своих неблаговидных поступков, и может быть, вы совсем по-новому будете смотреть на людей, вас окружающих и будете ценить в них те самые прекрасные черты души, о которых мы с вами говорили.

Итак, наш разговор подходит к концу.   Снова вернемся к карте настроения и отметьте своё состояние на данный момент. Если цвет остался светлым или стал более светлым, то наш разговор был удачным.

Мне хочется верить, что вы все станете порядочными людьми и будете умножать добро в этом прекрасном мире. Любите людей, помните о своем высоком предназначении.

И пусть памятью о нашей встрече будет стихотворение  Юлии Друниной:

Стираются лица и даты, но все ж до последнего дня,

Я помню о тех, кто когда-то хоть чем-то согрели меня.

Согрели своей плащ-палаткой, иль тихим шутливым словцом,

Иль чаем за столиком шатким, иль попросту добрым лицом.

Как праздник, как счастье, как чудо идет доброта по земле.

И я про неё не забуду, как я забываю о зле.

Спасибо всем. (слайд 13) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Что значит быть хорошим человеком"

Классный час проведен в рамках празднования Дня Первого Президента Республики Казахстан...

Классный час по теме "Что значит быть настоящим человеком"

Цель - расширить представление обучающихся о человеческих качествах, способствовать формированию нравственно-этической культуры, положительных черт своего характера....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА проведения круглого стола «Что значит быть успешным человеком?» для учащихся 7 - 9-х классов

Успех очень значим для каждого из нас. И многие люди желают добиться успеха в том или ином деле. Но для того, чтобы его добиться, необходимо понимание того, что же это такое. Наш круглый стол поможет ...

Классный час "Что значить быть человеком или жить с достоинством?"

С давних пор люди задумывались над вопросом "Что значит быть человеком? Что значить жить с достоинством?" Народная мудрость гласит "Жить - это не то, что прожил, а то, ...

Классный час «Что значит быть порядочным человеком?»

Формирование ценностного отношения школьников к нравственной категории «порядочность»....

Классный час «Что значит быть порядочным человеком?»

Классный час:«Что значит быть порядочным человеком?»10класс...