Организация патриотического воспитания нахимовцев. Социально-исследовательский проект "По следам подвига".
статья по теме

Олешко Людмила Ивановна

Основной целью воспитания в Филиале НВМУ (Севастопольское ПКУ) является становление личности нахимовца, формирование у него нравственных личностных качеств гражданина и патриота своего Отечества, выявление и развитие его интеллектуальных, творческих способностей, создание психологически комфортных условий для социализации в обществе, семье, профессиональной деятельности.

Для достижения поставленной цели эффективно используется проектная деятельность по патриотическому воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_organizatsiya_patrioticheskogo_vospitaniya.docx51.71 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НАХИМОВЦЕВ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «ПО СЛЕДАМ ПОДВИГА»

Олешко Л.И.

Филиал Нахимовского военно-морского училища, город Севастополь, Россия.

ludmila-olewko@mail.ru

Федеральный государственный образовательный стандарт, в частности, направлен на обеспечение воспитания и социализации обучающихся, их самоидентификацию посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления. А одним из требований к результатам освоения образовательной программы является владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания. [5; с. 5]

Основной целью воспитания в училище является становление личности нахимовца, формирование у него нравственных личностных качеств гражданина и патриота своего Отечества, выявление и развитие его интеллектуальных, творческих способностей, создание психологически комфортных условий для социализации в обществе, семье, профессиональной деятельности.

Данные требования стандарта в воспитательной работе эффективно реализуются через выполнение проектной деятельности по патриотическому воспитанию.

У цели патриотического воспитания кадетов есть своя специфика, которую отлично сформулировал А.В.Суворов. Он писал: «Не руки, не ноги, не бренное человеческое тело одерживают на войне победу, а бессмертная душа, которая правит и руками, и ногами, и оружием - и если душа воина велика и могуча, не предается страху и не падает на войне, то победа несомненна, а потому нужно воспитывать и закаливать сердце воина так, чтобы оно не боялось никакой опасности и всегда было неустрашимо и бестрепетно!» [3; с. 240]

Патриотическое воспитание в нашем училище – это целенаправленная и систематическая деятельность по формированию у воспитанников высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, чувства верности своему Отечеству. Воспитание чувства патриотизма у подростков – процесс длительный и сложный. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан.

        Актуальность и эффективность данного метода очевидна. Проектная деятельность помогает развивать у воспитанников самостоятельность мышления, раскрывает творческие возможности, способность к самоорганизации, созиданию, сотрудничеству. Патриотическое воспитание помогает изучить историю своей малой родины, историю своей семьи, узнать о людях, отстоявших свободу в годы Великой Отечественной войны, воспитывает гордость за нашу великую страну; стремление сохранять её богатства и красоту, гордиться её героическим прошлым, своими предками, любить свой народ. А это и есть такие качества личности, которые обеспечивают успешную адаптацию и самореализацию человека в обществе.

        Одной из значимых работ по данному направлению, является работа над проектом «По следам подвига», который предполагает вовлечение воспитанников в активную деятельность по патриотическому воспитанию с целью формирования у них гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции, воспитания чувства гордости за свой народ, его историю, традиции, достижения.

Данная проектная деятельность позволяет: включить максимальное количество воспитанников класса в социально-полезную деятельность; осуществить успешно связь училища с жизнью города, с историей нашей Родины, с личным опытом ребенка; стимулировать инициативу, самостоятельность, ответственность как самые востребованные качества личности в условиях современного общества; проявить воспитанникам лидерские качества; выполнять работу в течение учебного года, что дает возможность выстроить систематическую и целенаправленную деятельность по патриотическому воспитанию.

Целями проекта являются:

  • формирование у воспитанников патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей, разностороннее развитие личности юного гражданина России через коллективную деятельность;
  • создание условий для освоения воспитанниками духовных и культурных ценностей родного края, через комплекс мероприятий, обеспечивающих развитие у детей гражданственности, патриотизма, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у них гордости за родное Отечество.

Новизна проекта: заключается в осуществлении социально-полезной проектной деятельности в воспитательной работе, обеспечивающей социальное партнерство коллектива воспитанников, воспитателей, родителей и общественности города.

Задачи проекта:

  • Развитие системы патриотического воспитания, основанной на воспитании личности с развитым чувством патриотизма, личности, которая не только определяет для себя приоритетные духовные и культурные ценности, но и стремится их преумножать.
  • Способствование развитию интереса у воспитанников к военно-историческому прошлому России, развитие гражданственности и национального самосознания воспитанников через коллективную деятельность.
  • Изучение событий военных лет.
  • Формирование навыков поисковой и исследовательской деятельности.
  • Создание условий для формирования духовно-нравственной личности на основе уважения исторического, духовного, культурного и трудового наследия своей Отчизны.
  • Привитие гордости за героическое прошлое нашей Родины.
  • Формирование толерантности в многонациональной семье народов России.
  • Знакомство с жизнью и деятельностью выдающихся государственных и общественных деятелей, организаций, полководцев и солдат, прославивших и прославляющих нашу Родину.
  • Экологическое воспитание подрастающего поколения.

В рамках работы над проектом воспитанники:

  • посетили музейные историко-мемориальные комплексы, места боевой славы Великой Отечественной войны;
  • встречались с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками Региональной общественной организации Севастопольское объединение поисковых отрядов «Долг»;
  • проводили акции экодесанта по уборке территорий у памятников и мемориалов Великой Отечественной войны;
  • выезжали на места раскопок и поиска с отрядами «Долга»,
  • вели исследовательскую, аналитическую работу, создали презентации к классным часам;
  • вели работу по поиску информации о бойцах, погибших в годы Великой Отечественной войны в г.Севастополе и его рубежах, чьи останки были найдены поисковиками;
  • собрали экспонаты для музейной выставки собственной разработки;
  • создали тематическую экспозицию по материалам проекта;
  • проводят экскурсии для младших классов по материалам данной экспозиции, рассказывают о своей работе.

Результаты работы:

  • Создана брошюра для проведения классных часов по патриотическому воспитанию «Высота 60.0»
  • Создана электронная книга для работы воспитателей по патриотическому воспитанию «По следам подвига».
  • Созданы презентации и рефераты различных тематик по патриотическому воспитанию.
  • Создана в училище музейная экспозиция «По следам подвига», подготовлены экскурсоводы по данной экспозиции.
  • Осуществляется социальное партнерство Севастопольского президентского кадетского училища с Региональной общественной организацией «Севастопольское объединение поисковых отрядов Долг».
  • Создан юношеский поисковый отряд «Гардемарины».

        Работая над проектом «По следам подвига», воспитанники показали высокую заинтересованность в данном виде деятельности. Многие являются активными членами юношеского поискового отряда «Гардемарины».  Проведена большая и интересная работа, которую мы планируем продолжить.

        

 

Рис.1 Тематическая экспозиция по материалам проекта

Рис.2 Проведение экскурсии для воспитанников младших классов

Литература

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2015 – 2020 годы»  [Электронный ресурс] – Режим доступа http://www.gospatriotprogramma.ru/gospatriotprogramma-pvgrf-na-2015-2020-gody/
  2. Запорожко А.П. По следам подвига: Документально-художественное издание. [Текст]/ А.П. Запорожко – Издательство «Рибэст», Севастополь, 2007. 63 с.
  3. Резник Н.И. Теория и практика воспитания военнослужащих: уч. пос. [Текст]/ Под ред. Н.И. Резника - М.: 12 ЦТ МО РФ, 2005. 341 с.
  4. Устав ФГКОУ «Севастопольское президентское кадетское училище» [Электронный ресурс] – Режим доступа http://sevpku.edumil.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=310&Itemid=77
  5. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования [Электронный ресурс] – Режим доступа http://минобрнауки.рф/документы/543


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально – педагогический проект на тему: «Организация патриотического воспитания в системе дополнительного образования».

II. Краткая справка – аннотация к  проекту. «Всякая благородная личность глубокоосознает свое кровное родство,свои кровные связи с Отечеством».В.Г. Белинский Актуальность проекта. В сов...

Основные подходы к организации патриотического воспитания в кадетской школе и их эффективность

Данная статья опубликована в рамках сборника материалов всероссийской научно-практичнской конференции "Воспитательная система. Вызовы современности"...

Организация патриотического воспитания в школе.

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству,стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.Важнейшей составной частью ...

Методическая разработка: "Организация патриотического воспитания обучающихся".

Методическое пособие, направленное на организацию работы по патриотическому воспитанию обучающихся в школе....

Методические рекомендации по организации патриотического воспитания на уроках русского языка.

Данные рекомендации даны для уроков русского языка в 5 - 9 классах....

Организация патриотического воспитания обучающихся средствами музыкального искусства в процессе сотрудничества между общеобразовательной организацией и организацией дополнительного образования

Организация патриотического воспитания обучающихся средствами музыкального искусства в процессе сотрудничества между общеобразовательной организацией и организацией дополнительного образования...