Сплочение коллектива
методическая разработка (5 класс) на тему

По опыту приходилось и видеть, и самой сталкиваться с тем, что молодому педагогу дают в первый раз классное руководство. И что с ними делать? И как с ними справиться, осбенно в 5 классе, когда перемен в их школьной жизни очень-очень много. Может кому-то пригодится мой личный опыт. Упражнения я, конечно, придумывала не сама, но периодически проводила. Мой класс сплочённый до сих пор!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tkma_samoobrazovaniya_splochenie_kollektiva.docx204.76 КБ

Предварительный просмотр:

Тема самообразования

«Сплочение классного коллектива»

Мой класс на первый взгляд очень дружный. И в пятом классе, пройдя адаптацию после начальной школы, сплочение классного коллектива была одной из основных задач классного руководителя. И вроде бы мы достигли определенного результата. Но, как оказалось,  не всегда ребята хотят и могут взаимодействовать друг с другом.

Во-первых, работа в группах показала, что каждый хочет проявить свои лидерские качества и «тянет одеяло на себя». В результате общая работа коллектива не складывается.

Во-вторых, в последнее время стали выделяться ответственные и инициативные ребята, наверное, более трудолюбивые, на которых остальные начали «сваливать» внеклассные дела, поручения и организацию каких-либо мероприятий.

В-третьих, в  наш класс пришли три новеньких ученика.

И проблема сплочения вновь стала актуальна. Поэтому моя цель заключается в том, чтобы им помочь.

Как известно, отношения в коллективе влияют практически на все стороны: общение, поведение, учебная деятельность. Затруднения в общении с одноклассниками могут стать одной из причин низкой успеваемости, отсутствия инициативы на уроке, невыполнения домашних заданий. Таким образом, развитие сплоченности, улучшение социально-психологического климата, формирование позитивных групповых норм важны не только для развития группы, но и для успешной учебной деятельности.

Для начала, я провела анонимное анкетирование ребят на выявление  психологической атмосферы в классе.

Анкета

1. Самочуствие в классе:

А) мне здесь хорошо, чувствую себя в кругу друзей;
Б) есть отдельные друзья и товарищи;
В) скорее всего я здесь одинок.

2. Отношение к классу

А) Дорожу классом;
Б) не задумывался о значении класса в моей жизни;
В) хотел бы перейти в другой класс.

3. Психологическая атмосфера в классе

Дружелюбие

  1  2  3  4  5  6  7  8

Враждебность

Согласие

1  2  3  4  5  6  7  8

Несогласие

Удовлетворенность

1  2  3  4  5  6  7  8

Неудовлетворенность

Увлеченность

1  2  3  4  5  6  7  8

Равнодушие

Продуктивность

1  2  3  4  5  6  7  8

Непродуктивность

Теплота

1  2  3  4  5  6  7  8

Холодность

Сотрудничество

1  2  3  4  5  6  7  8

Отсутствие сотрудничества

Взаимная поддержка

1  2  3  4  5  6  7  8

Недоброжелательность

Занимательность

1  2  3  4  5  6  7  8

Скука

E:\Света\школа\КАЧУ классного руководителя\20151031_225626.jpg

Результат показал, что у ребят в классе много друзей и все дорожат классом. И в основном, психологическая атмосфера в классе больше в плюсе, чем в минусе. Однако есть отдельные ребята (а так как анкета была анонимной, то неизвестно кто это), у которых такие показатели как несогласие, равнодушие, скука преобладают над согласием, увлеченностью и занимательностью. Также настораживает такой показатель как отсутствие сотрудничества.

Получив такие данные, я решила в начале второй четверти провести занятие, посвященное сплочению классного коллектива и развитию навыков взаимодействия в команде. Его можно проводить на разных этапах учебного года: после каникул, при изменении состава класса, для лучшей адаптации новичков.

Проделав некоторую работу, я решила провести специальное занятие, направленное на сплочение коллектива. Были подобраны упражнения, выполнение которых не требует явного лидера, но невозможно без сплоченной работы всей команды, а успех команды зависит от успеха каждого участника. Это упражнение построено на внутренней интуиции класса.

Упражнение «Досчитать до двадцати»

Упражнение выполняется с закрытыми или опущенными глазами и в тишине, чтобы участники не могли переглядываться и договариваться заранее. Ребята все вместе должны досчитать до двадцати, но таким образом, чтобы каждую цифру называл только один человек. Если какую-то цифру произносят одновременно несколько подростков, счет начинается заново.

Это классическое упражнение очень хорошо для введения в тему командообразования и сплочения, а также в качестве разминки. Его вполне можно использовать многократно. После каждой неудачной попытки стоит напоминать ребятам, что с этим упражнением невозможно справиться без внимания друг к другу, умения слушать.

Затем проводится второй раунд игры.

По его результатам нужно дать ребятам возможность высказаться, обсудить плюсы и минусы своей коллективной работы.

Результат проведенного тренинга показал, что ребята в большинстве действительно довольно сплоченные и стараются работать сообща, но результата до конца не добились. Были явно видны те ребята, которые очень хотели взять на себя негласное лидерство и сказать как можно больше цифр, что приводило к отрицательному результату. Были также ребята, которые всю игру молчали, даже не пытаясь сказать цифры.

Были после игры разобраны общие ошибки и запланирована дальнейшая работа.

Следующее упражнение, выполнение которого не требует явного лидера, но невозможно без сплоченной работы всей команды, а успех команды зависит от успеха каждого участника. Упражнение достаточно активное.

Упражнение «Крестики-нолики»

На доске расчерчено поле – 6×6 клеток. Группа делится на две команды по произвольному принципу (например, в зависимости от того, как они сидели – справа или слева от ведущего). Каждая команда выбирает капитана, который будет от ее лица выполнять ход – вписывать «Х» или «0» в одну из клеток.

Ведущий объясняет, что каждая команда должна стремиться получить наибольшую выгоду, заработать максимальное количество очков, то есть заполнить как можно больше полных строк или столбцов. Ходы выполняются по очереди, за ход можно поставить только один знак.

В данном упражнении много тонкостей. Во-первых, в инструкции нет никаких указаний на конкуренцию, нет запретов договариваться с другой командой, но именно стратегию конкурирования чаще всего избирают команды, и, конечно, обе не получают ни одного очка.

Затем подсчитывается итог, неутешительный для обеих команд. Дальше педагогу нужно не напрямую в ходе обсуждения подтолкнуть ребят к идее, что максимальная выгода для каждой команды – это по 3 очка каждой, а если одна из команд начнет «вредничать», то сама проиграет.

Затем проводится второй раунд игры.

Это упражнение – этап предъявления проблемы. По его результатам нужно дать ребятам возможность высказаться, обсудить плюсы и минусы стратегий конкуренции и кооперации.

Результат проведенного тренинга показал, что группы действительно довольно сплоченные и стараются работать сообща, но как КЛАСС, а не как ГРУППЫ, они сработали плохо.

Было также сразу видно тех ребят, которые самоотстранились от групп. Двое из них наблюдали за действиями ребят, а двое просто общались меж собой.

Как и в первом варианте после игры были разобраны общие ошибки и запланирована моя дальнейшая работа, как классного руководителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг на сплочени коллектива для учащихся 5-6 классов школы-интерната №6 VIII вида

В данном тренинге, представлены игры, в процессе которых происходит процесс сплочения детского коллектива....

тренинг сплочения коллектива

тренинг предполагает ряд упражнений для  осознания проблем и создания благополучного микроклимата в педагогическом коллективе...

тренинг сплочения коллектива

тренинг предполагает работу с педагогическим коллективом. выявление проблемы, пути решения...

Игры на сплочение коллектива

Очень важно в 5 классе проводить игры на сплочение коллектива, что бы раскрепостить, выявить их интересы, лидерские качества....

Программа занятий по эмоциональному сплочению коллектива

Курс занятий , включающий упражнения для эмоционального сплочения коллектива, а также профилактики конфликтного поведения в группе....

Игры на знакомство, для сплочения коллектива детей и подростков

Данный материал используется в работе педагогов-организаторов и вожатых, которые работают в летний период в  загородных детских лагерях отдыха. Коллекция игр подобрана мною для разного возраста д...

Кл.ч. Сплочение коллектива в 10 классе

Цель: сплочение коллектива, дружба в коллективе.Задачи:- играя, понять значимость друг друга и коллектива;- настроиться на новый учебный год со старыми друзьями;- обобщить знания о взаимоотношен...