Разработка классного часа "Настоящий мальчишка, какой он?"
классный час (5 класс) на тему

Бизина Светлана Владимировна

Цель классного часа - сформировать у учащихся ценностное отношение к Родине, ее культурно-историческому прошлому, воспитывать уважение к народным традициям, формировать чувство коллективизма и взаимопомощи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_v_5_kl_nastoyashchiy_malchishka.docx37.21 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка классного часа в 5 классе

«Настоящий мальчишка, какой он?»

 

Цели: 

  • формировать у учащихся ценностное отношение к Родине, её культурно-историческому прошлому;
  • прививать детям чувство гордости за свою страну;
  • воспитывать в них уважение к народным традициям, истории, культуре своей страны;
  • формировать чувство коллективизма, взаимопомощи, уважения друг к другу.

Методическое обеспечение: 

- материал беседы

- вырезки из газет и журналов,

- раздаточный материал        

Литература:

- интернет-ресурсы

- «Калейдоскоп школьных дел», Москва-Псков,  «Сфера», 2000 г.

План классного часа:

  1. Вступление

    II.   Экскурс в историю.

    III. Беседа-обсуждение «Разговор о настоящем мужчине»

  1. Качества настоящего мужчины (работа в минигруппах).
  2. Настоящий мальчишка, какой он? (рассуждения, выступления воспитанников с сообщениями)
  3. Как тренировать, воспитывать в себе настоящую смелость? (практические советы)
  4. Игра «Познай самого себя»

IV. Рефлексия. Подведение итогов.

                                        Содержание классного часа

  1. Вступление

Учитель: тема нашего классного часа «Настоящий мальчишка, какой он?».

Я зачитаю вам очень хорошие слова: «Есть одно важное качество мальчишеского “я”, которое искупает всех их недостатки – это мужество! С колыбели мальчик должен формировать свой характер, воспитывать в себе благородство, твердость духа, решительность, честность, трудолюбие, уважение к женщине, к девушке, силу, здоровье, выносливость и снисходительность к слабому… Это и есть главные качества НАСТОЯЩЕГО МУЖЧИНЫ»

II.         Экскурс в историю

Учитель: Идеал настоящего мужчины с течением времени менялся и оттачивался.    

Состязания мужчин в первобытном обществе проходили ежегодно, на них определяли, соответствует ли мальчик, достигший определённого возраста, предъявляемым требованиям: быть выносливым, зорким, сильным, хитрым.  

 В Афинах растили мужчин-воинов, которые должны были защищать отчизну. Счастливыми считались родители тех, кто погиб на поле боя. Мальчиков обучали в городских школах, где их учили грамматике, музыке, гимнастике, красноречию. Греческий мужчина должен был быть хорошим охотником, красноречивым, сильным, выносливым.

 Китайские мальчики были далеки от Европы, и их воспитание имело специфический характер. Основополагающим началом в их обучении и воспитании была гимнастика Цигун. Эта методика тренирует не только тело, но и разум, делает стройным тело и мысли. Китайский мальчик и мужчина должен был быть сосредоточенным, красноречивым, но лаконичным, хорошо владеющим своим телом, выносливым, чистым, здоровым, жестоким, хитрым.

 Средневековье поставило на первое место душу, а заботу о теле отодвинуло на последнее место, но несмотря на это, мужчины тренировались, и свои турниры посвящали прекрасным дамам. Иногда рыцарский турнир состоял не только из демонстрации боевой подготовки, но и из литературных состязаний: чтения поэм, од, стихов, посвященных даме. Средневековый мужчина должен был быть сильным, мужественным, красноречивым, смелым, играющим на нескольких музыкальных инструментах.

 Эпоха средневековья сменилась эпохой Возрождения. Мужчины снова начали заботиться о красоте тела, но не забывали и о душе. Мужчины Ренессанса одевались по нескольку часов, наравне с дамами пользовались парфюмерией, шили немыслимые наряды, ходили к парикмахеру. Кстати, чулки были вначале мужским атрибутом, как и обувь с каблуками. Мужчины этого времени должны были отвечать следующим требованиям: быть сильными, владеть оружием, быть хитрыми, обладать художественными умениями.

Вопрос к аудитории: а какими качествами по вашему мнению должен быть наделён современный мальчишка, будущий мужчина? Каким он должен быть, чтобы о нём можно было сказать: «Это настоящий мужчина!»?

III.       Беседа-обсуждение «Разговор о настоящем мужчине»

  1. Качества настоящего мужчины (работа в минигруппах).

Учитель: Я предлагаю вам поработать в группах (группы формируются по желанию) и определить, какими мужскими качествами должны обладать настоящие мужчины. В помощь вы получите карточки. Одна из групп карточку не получает, пробует сформулировать качества самостоятельно.

Раздаточный материал на карточках (одинаковый для групп):

Сильный            Мужественный    Жизнерадостный Целеустремленный Ленивый        

Трудолюбивый  Скупой Волевой  Выносливый        

Уважительно относиться к женщинам  Благородный Честный  Вспыльчивый        

Отзывчивый  Творческий        Порядочный Хитрый        Доверчивый  Злобный        

Самостоятельный Снисходительный к слабым Заботится о своем здоровье

Грубый        Уважающий старших и заботящийся о младших Преданный

Другие __________________________

В течение 4-5 минут группа отмечает те качества, которыми должен обладать настоящий мужчина. Затем  заслушиваются высказывания воспитанников. Беседа продолжается.

Учитель: можете ли назвать тех мужчин, которые обладают какими либо из названных вами качеств (ваши отцы, дедушки, может быть это ваш дядя или учитель). Расскажите о поступках этих людей, которые характеризуют эти качества (рассказы воспитанников)

     Учитель: Я хочу отметить три важных качества, которые, на мой взгляд, должны быть присущи настоящим мужчинам:

1. Мужчина – защитник. Защитник Отечества, защитник младшего, защитник женщины. Защитник должен быть сильным и смелым, только тогда он способен защитить.  Если ты хочешь быть настоящим мужчиной – стань сильным и смелым. Сильным не только физически, но и морально. Воспитывай  в себе силу тела и силу духа!

2. Мужчина-помощник. Без трудолюбия нет настоящего мужчины! Настоящий мужчина не чурается никакой работы, даже той, которую принято называть «чисто женской». Настоящий мужчина любит всякий труд, в том числе и домашний. Учитесь трудиться!

3. Мужчина – тот, кто спешит делать добрые дела и не требует за это никакого вознаграждения. У настоящего мужчины – добрые, умелые, трудолюбивые руки. Будьте добрыми и милосердными, мальчишки!

  1. Настоящий мальчишка, какой он?

Учитель: Вы, мальчишки! Великое, беспокойное, громкоголосое племя. Вы несете на плечах будущее. Все, что случится в нашем большом и сложном мире завтра, и послезавтра, непременно будет делом ваших рук, вашего таланта, вашего упорства и вдохновения.

И прежде чем вы займете свое место в жизни, вам нужно пройти нелегкую школу мальчишества. И от ваших нынешних успехов зависит очень многое.

Если мальчишка быстрее всех заканчивает стометровку, это, разумеется, великолепно! Но если он норовит перед самым финишем подставить подножку сопернику и победить таким образом, тогда -худо.

Если мальчишка научился не просто махать кулаками, а знает десяток приемов бокса- отлично! Но если он показывает искусство не в честном бою, а преимущественно на тех, кто слабее и беззащитнее его – такое не вызывает симпатии.

«Если» и «но» – этими двумя коротенькими словечками можно было бы начать очень длинный перечень размышлений о настоящих мальчишках.

Да, ненастоящие мальчишки тоже живут на свете. И тут уж ничего не изменишь. Можно носить модную одежду, быть постриженным по-мужски, можно мастерски боксировать, но… при этом не быть настоящим мальчишкой.

 И снова совершим экскурс в историю. Русь всегда славилась богатырями: так неужели в сегодняшний день мы будем сдавать позиции?!

  Князю Святославу было 4 года, когда его мать, княгиня Ольга, взяла его в поход. Она надела на мальчика шлем, посадила на боевого коня, подала легкое копье и сказала: «Не бойся, сынок!». «Я не боюсь, мама!» - ответил сынок-князь. Святослав с малых леи упражнялся в верховной езде, учился владеть мечом…

   Царевич Петр в 15 лет с «потешным» отрядом проходил солдатское дело. Сын был совершенно счастлив, когда мать в ознаменование его успехов в военном деле подарила ему сержантский мундир. Он стал великим, могучим преобразователем, определившим путь России на столетия.

    Полководец Александр Суворов. Нареченный в честь Александра Невского, он был слаб и худ, но он стал прилежен в учебе и молитве. Он регулярно обливался холодной водой… За долгую жизнь Суворов прошел все ступени высшей службы снизу доверху. Самая главная его победа, самая убедительная – победа над собственной слабостью.

 Сейчас вы ещё дети, но время летит быстро и через несколько лет многие из вас станут солдатами. А сегодня мы проверим, кто же из вас лучше других готов к этому трудному и ответственному делу.

1 конкурс. Интеллектуальный. 

  1. В армии каждый военнослужащий имеет звание.
    А какие звания знаете вы? 10 секунд на обсуждение (ефрейтор, сержант, прапорщик, лейтенант, капитан, майор, подполковник, полковник, генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал-полковник, маршал, генералиссимус).
  2. В армии много родов войск. Какие военные профессии знаете вы? (мотострелковые войска, морфлот, воздушно-десантные войска, танковые)
    На обсуждение 10 секунд.

3. А теперь окунёмся в историю.

Внимательно послушайте вопрос. Какая команда быстрее поднимет руку, та и будет отвечать первой.

 - Каких вы знаете русских былинных богатырей?

      (Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич).

- Каких вы знаете русских князей, прославивших свою землю в ратных подвигах?

(Александр Невский, Дмитрий Донской).

4. А теперь нашим командам предстоит поработать шифровальщиками. Есть и такая военная профессия. Вам задание – переставив буквы, расшифровать слова.

АТОПЕХ (пехота)        ЯРИМА  (армия)          СЛАБУЖ (служба)

КАПРИЗ (приказ)           ЛАДОСТ (солдат)           ТАСУВ (устав)

А пока команды заняты, поиграем с нашими болельщиками и узнаем, а знают ли они военные профессии.

Я начну, а вы кончайте,
Хором вместе отвечайте.

Подрасту, и вслед за братом
Тоже буду я солдатом.
Буду помогать ему
Охранять свою ... (страну).

Брат сказал: “Не торопись!
Лучше в школе ты учись!
Будешь ты отличником –
Станешь .... (пограничником).

Моряком ты можешь стать,
Чтоб границу охранять,
И служить не на земле,
А на военном ... (корабле).

Самолёт парит, как птица,
Там воздушная граница.
На посту и днём, и ночью
Наш солдат военный ...(лётчик).

Снова в бой машина мчится,
Режут землю гусеницы,
Та машина в поле чистом
Управляется ... (танкистом).

Можешь ты солдатом стать,
Плавать, ездить и летать,
А в строю ходить охота –
Ждёт тебя, солдат, ... (пехота).

Любой профессии военной
Учиться надо непременно.
Чтоб быть опорой для страны,
Чтоб в мире не было войны.

Давайте проверим, как с заданием справились наши команды.

2 конкурс. Полезно-спортивный. Он выявит самых ловких, смелых и умелых.

  1. Кто быстрее сомнет газету одной рукой в шар.
  2. Поздороваться с закрытыми глазами на расстоянии 3 -5 метров.
  3. Меткий стрелок (от каждой команды по одному стрелку – стрелять в дартц; победит тот, кто больше наберёт очков).
  4. Чья команда быстрее пришьет пуговицу (один из команды).
  5. Кто быстрее приберет волосы младшей сестре..
  6. Канат (принимают участие все члены обеих команд – какая команда перетянет).
  7. Нарисовать танк фломастером, зажатом во рту (по очереди каждый участник команды).
  8. Без рук взять и съесть по очереди мармеладку.

А теперь дадим командам отдохнуть. Музыкальная пауза.

Девочки поют частушки.

1 В нашем классе все мальчишки
Носят разные штанишки.
Но когда пойдут служить
Будут формой дорожить!  

2 Кто-то хочет быть танкистом
Кто-то просто летчиком.
Кто-то станет моряком
Или пулеметчиком!  

3 Дима учится на «5»
Хочет многое узнать.
Чтобы в армии начальство
Интеллектом покорять.

4 Если Саша Саламатин
Станет нашим депутатом,
То дневник его несчастный
Ему будет компроматом!

5 Александр пример решал,
А Сергей ему мешал!
Вот, ребята, вам пример,
Как нельзя решать пример!

6 Во дворе большая горка,
А качель качается.
Отчего же это Костя
Девочек стесняется?

7 Максим любит поболтать,
Вот врагам-то благодать!
Он находка для шпиона,
Оставляем его дома!

8 Наш Сережа говорун,
Всех перебивает.
Если перебьют его,
Он переживает.

9 Стоит Артемий у доски,
Смотрит на задание.
У него на сердце грусть,
На лице страдание.

10 А Данил на переменке,
Лбом заехал прямо в стенку.
В тот же миг все что учил
Он, конечно же, забыл!

11 Все мальчишки в нашем классе
Быть военными хотят.
Передумать нету шансов,
Служба ждет наших ребят!  

12 Хоть мальчишки небольшие,
Но мы верим, в трудный час.
Вы, как верные солдаты,
Спасете Родину и нас!  

Жюри подводит итоги. Награждаются команды за 1 место и 2 место.

Как тренировать, воспитывать в себе настоящую смелость?

    Учитель:  Все хотят быть сильными и смелыми. Смелыми не родятся, смелыми становятся. Как тренировать, воспитывать в себе настоящую смелость?

Первое направление.

Всегда, даже в самую трудных случаях жизни, отстаивай правду. Ту правду, в которую ты веришь, которой предан. На этом пути расцветает смелость души и ума человека.

Второе направление.

Будь крепким и здоровым. Возьми спорт в свои союзники. На этом пути расцветает смелость тела.

С чего же начинать?        

  1. Каждый день зарядка! И даже дома на каникулах!
  2. После зарядки следует обливаться холодной водой или принимать душ (хотя бы умываться холодной водой)
  3. Больше бывать на свежем воздухе.
  4. Тренировать силу рук и ног (отжимания, подтягивания, силовые упражнения)
  5. Заведи дома простейший спортинвентарь (экспандер, мяч, перекладину, мяч для рук) и занимайся даже на каникулах!
  6. Ходи в спортивную секцию, которая по душе.

Не каждый станет выдающимся спортсменом, но спорт нужен любому человеку прежде всего для него самого- для развития и здоровья. А настоящему мальчишке для того, чтоб развивать силу, выносливость, ловкость, смелость.

  1. Соблюдай режим дня. Таким образом ты воспитываешь силу воли и внутреннюю дисциплину. Тебе проще будет успевать делать то, что ты хочешь и то, что тебе нужно сделать.
  2. Ты согласишься, что ведешь в основном сидячий образ жизни. Именно поэтому тебе необходимо научиться правильно сочетать умственную нагрузку и физическую. Поэтому когда есть возможность – позанимайся спортом. Или сделай несколько простых  физических упражнений.
  3. Сон – это то, что надо! Сон – один из самых эффективнейших способов устранения умственной и физической усталости. В вашем возрасте оптимальное время для сна и ночного отдыха -9 часов. Посчитай: отбой в 22.00, подъем –в 7.00. Все верно? Тебе следует выработать привычку, условный рефлекс – вовремя ложиться и вовремя вставать.
  4. Соблюдай гигиену. Это является и залогом здоровья, и качеством настоящего мужчины.

IV. Подведение итогов. Рефлексия

Учитель: мы говорили сегодня о качествах настоящего мужчины, которые уже сейчас вы должны воспитывать в себе.

Сложилось ли у вас понятие о настоящем мужчине? Какое? Назови одним словом? (воспитанники по одному называют качества мужчины.)

Учитель: что нового вы узнали сегодня на классном часе? (ответы)

Понравился ли вам классный час?  А что не понравилось? (ответы)

Какие из практических советов вы считаете нужными применить, почему? Как они могут вам помочь? (ответы)

Ах, эти вездесущие мальчишки!
За ними нет возможности угнаться.
Сидели б дома, да читали книжки,
Но нет, им надо в море собираться.
Один из них откроет Антарктиду,
Другой изобретёт велосипед,
А третий вовсе пропадёт из виду,
Чтобы в Китае встретить свой рассвет.
Исколесят моря и океаны,
Им небольшой покажется земля,
И в космос выйдут гордо капитаны,
стоявшие когда-то у руля.
Ах, эти вездесущие мальчишки!
И хоть проходит детства полоса,
И пишутся уже другие книжки,
В душе у них всё те же паруса!
 

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Дружба-какое чудесное слово"

Классный час для ребят 5 класса. Значение слова "дружба", пословицы о дружбе, ситуации по теме....

Разработка классного часа "Какой я разный" ( 5- 7 класс)

1.ТЕМА КЛАССНОГО ЧАСА: «КАКОЙ Я РАЗНЫЙ»2.АННОТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ:А) ЦЕЛЬ: развитие у учащихся стремления к осмыслению себя, своих поступков и поведения.Б) ЗАДАЧИ:   - вы...

Разработка классного часа "Знаете, каким он парнем был"

Сценарий и презентация классного часа, посвященного Дню космонавтики. В презентации рассказывается об истории космонавтики, о биографии Гагарина. По ходу демонстрации идут занимательные вопросы виктор...

Классный час "Учитель - какое хорошее слово..."

Разработка классного часа была ко Дню учителя. В игровой форме легко и непринужденно можно провести классный час для учителей....

Классный час "Деньги: какие они бывают".

Классный час про деньги, что такое деньги с элементами игры....

Классный час "Деньги: какие они бывают".

Классный час про деньги, что такое деньги с элементами игры....

Классное мероприятие "Мальчишки и девчонки"

Посвящено празднованию 23 февраля и 8 марта....