Педагогический Марафон классных руководителей 2017г.
опыты и эксперименты (6 класс) на тему

Прокопенко Любовь Геннадьевна

Тема работы: "Формы и методы работы с трудными детьми"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл marafon_klassnyh_rukovoditeley.docx382.34 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                        Реализация приоритетного  

 национального проекта  

       “Образование”

Педагогический марафон
классных руководителей

Прокопенко Любовь

Геннадьевна, классный руководитель 6 А класса

          МОУ «СОШ №15 с УИОП»

Городской округ Электросталь

2017 год

                                                                                                 

 

Реализация приоритетного  

 национального проекта  

       “Образование”.

                            Педагогический марафон классных руководителей

C:\Users\Любочка 1\Desktop\IMG_9770.jpg


Прокопенко Любовь Геннадьевна, классный руководитель 6 А.

В 6 А классе обучается 27 учащихся: 16 девочек и 11 мальчиков.

Классный коллектив сплоченный, отношения между детьми хорошие. В классном коллективе девочки и мальчики не разобщены, существует благоприятная психологическая обстановка. Работоспособность класса находится на высоком уровне. Дети любознательны, активны, хорошо идут на контакт со взрослыми.

По итогам 2015-2016 учебного года успеваемость составляет 100%. В классе 8 отличниц.

Практически все дети посещают различные кружки и секции. Ребята очень активные, стремятся принять участие во всех делах класса и школы.

Цель воспитания, которую я ставлю перед собой при работе с проблемными  детьми.

    Каждому классному руководителю в своей практике приходится сталкиваться с так называемыми «трудными» детьми.   К «трудным» детям  часто относят  или слишком ярких детей,  быстро усваивающих материал, - им бывает скучно на уроках  и они мешают всему классу.  Или, наоборот   это дети, которые не справляются с требованиями программы  обучения и воспитания,  не поддаются общим правилам, не реагируют на замечания взрослых, отличаются от других детей менее развитыми интеллектуальными, нравственными,  эмоционально-волевыми и динамическими  качествами, отношением к деятельности и её результатам. Одним из направлений работы с «трудными» детьми является работа с проблемными детьми, которые, как правило, создают проблемы   в общении, поведении, учебной деятельности. Недостатки в развитии трудных детей, как правило, вызваны педагогическими причинами.  Чаще всего это неправильное воспитание в семье, недостаточное внимание к индивидуальности ребёнка в дошкольном учреждении, слабое взаимодействие родителей, учителей, воспитателей в работе с детьми. Социальные факторы усиливают недостатки семейного и школьного воспитания.  Сказывается отсутствие воспитательной работы с населением и молодёжью по месту жительства, не демократичность отношений в окружающей жизни, противоречия между словом и делом, отрицательный пример взрослого поведения, соблазн улицы. Всё это подрывает уверенность ребёнка в себе, его способность к саморегуляции, самоутверждению в жизненно важных ситуациях формируется чувство незащищённости и одиночества. Задача школы в этих условиях заключается в создании особого педагогического пространства повышенного внимания воспитательного воздействия, для тех детей, кого не допоняли, не долюбили, не доучили, не защитили в этом сложном мире. Судьба этих детей сегодня зависит от общих усилий учителей, воспитателей, кружководов, социальных педагогов, их тесного контакта с семьёй и сверстниками подростков.                      

    Предупреждение и преодоление трудности в воспитании -  целостный процесс, осуществляемый в рамках системного подхода. Он предполагает педагогическую диагностику, включение подростка в социальные и внитриколлективные отношения, в систему ответственных зависимостей с обществом и коллективом, привлечение «трудного»  к социально ценной деятельности с учётом имеющихся у него положительных качеств, сил и способностей, нормализацию и регуляцию отношений  воспитателей и воспитуемых, использование всех положительных возможностей школы, семьи, общественности,  создание единых педагогических позиций по отношению к «трудным»  детям, формирование объективной самооценки,  обучение методики   самостимуляции  положительного поведения.                          

   «Проблемный» ребенок. Кто он, какой он, и является ли он проблемным на самом деле? Возможно, он надел на себя маску проблемного, чтобы спрятать за ней свое настоящее «Я»?

   Порой не просто разобраться в личности ученика. Поэтому, работа с проблемными детьми организована мною с учетом всех возможностей учебного учреждения.

   Воспитательная работа с детьми, требующими особого внимания, очень часто ведется мною индивидуально.

  Целью  работы с обучающимися, требующими особого внимания классного руководителя, является организация помощи в адаптации, социализации обучающегося, коррекция девиантного поведения.

   Проблемный ребенок – от слова «Проблема». В настоящее время существует множество форм и методов воспитания, применение каждой из которых, как правило, решает одну конкретную задачу или проблему.

Трудного подростка мы так называем потому, что с ним трудно работать. Здесь нет простых решений. Нельзя просто наказать, отругать или провести воспитательную беседу с таким ребёнком. В его отношении всё будет гораздо сложнее, ещё и потому, что в основе его трудности целый комплекс проблем. Это могут быть:

        Проблемы в семье: неполная семья; алкоголизм родителей; эмоциональная отчужденность; низкая культура родителей; чрезмерная занятость родителей работой или своими проблемами

        Проблемы со здоровьем ребёнка: хронические заболевания снижающие или влияющие на умственную работоспособность; хронические заболевания затрудняющие социальные контакты (болезни пищеварительной системы; простудные заболевания) инвалидность и т.п..

        Взросление в социальной среде с низкой культурой и неблагоприятной криминогенной ситуацией: жильё ребёнка находится в «плохом» районе; социальное окружение ребёнка- сверстники ничем полезным не интересуются не занимаются и сами зачастую являются «трудными».

 Формы работы, которые я применяю при работе с проблемными детьми.

  • Профилактическая работа с обучающимися.
  • Проведение классных часов по ПДД, по ППБ по ТБ на каникулы.
  • Проведение тематических классных часов по профилактике правонарушений с приглашением инспектора по ДН.
  • Контроль посещаемости обучающимися учебных занятий.

Изучение проблемных детей, с целью выявления причин неблагополучия.

•        Исследование «Признаки трудных детей»

•        Совместная работа с заместителем директора по ВР.

•        Определение положения трудных учащихся в классном коллективе.

Организация педагогической помощи.

•        Работа Совета по профилактике правонарушений.

•        Поддерживание доброжелательных отношений с родителями учащихся, стоящих на учете.

•        Ведение учета неблагополучных семей.

•        Беседы с учениками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

  • Организация контроля за внешним видом.
  • Организация свободного времени.
  • Контроль занятости во внеурочное время (кружки, секции).
  • Организация посещения трудными подростками лагеря на базе школы.

Работа с родителями.

Работа с проблемными детьми начинается с родителей. Большинство родителей уверены, что они всё знают лучше ребёнка, и как жить, и чего хотеть. Они буквально давят малыша собственным авторитетом начиная с младенчества, решая за него даже те вещи, которые кроме самого ребёнка никто знать не может.

Родители уверены, что знают всё лучше своего ребёнка, проголодался ли он, замёрз, устал, хочет спать или играть, затем, кем он хочет стать в будущем, где учиться и т. д. Чаще всего будущую профессию для ребёнка выбирают ещё в раннем детстве и, в дальнейшем, родители слепо следуют своей мечте, отправляя ребёнка на соответствующие курсы, подбирая ВУЗ и т. д. О чём мечтает сам ребёнок, его никто не спрашивает. Не удивительно, что рано или поздно, ребёнок начинает бунтовать. Некоторые дети стремятся вырваться из-под тотального контроля и авторитета родителей в раннем детстве, некоторые лишь в подростковом возрасте, но в любом случае, ребёнок на которого всё время давят и за которого принимают абсолютно все решения, рано или поздно станет тем самым трудным ребёнком. А родители, непременно, будут лишь удивляться, почему же они, такие заботливые и внимательные, вынуждены интересоваться темой «воспитание проблемных детей».

Другая причина, отсутствие внимания. Родители могут быть слишком заняты, как на работе, так и самими собой, многие родители уверены, что детские проблемы не стоят особого внимания. От взрослых людей можно часто услышать «да какие проблемы могут быть у детей?». Многие родители уверены, будто дети без лишних слов знают, что их любят, но на самом деле это не так. Для детей крайне важен тактильный контакт, который помогает им чувствовать себя увереннее, а внимание необходимо для нормального эмоционального развития. Чтобы привлечь внимание ребёнок идёт на разные хитрости, но однажды он понимает, что лишь один способ работает безотказно – это баловство. Это может показаться парадоксальным, но для ребёнка наказание компенсирует маленькую частичку родительской любви. Подсознательно ребёнок понимает, раз родители его наказывают, значит им, по крайней мере, не всё равно. Вот и готов трудный ребёнок, привлекающий к себе внимание баловством и озорством, а затем, если родители не поменяют своего отношения к нему, и вовсе хулиганством.

    Ещё одной причиной, способствующей появлению трудных детей, является неуверенность в себе. Первоначально, дети уверены в том, что они хорошие, не сравнивая себя ни с кем другим. Но родители, всегда находят в своих детях недостатки и несовершенства, которые так хочется исправить. Они раз за разом критикуют ребёнка, указывая на тот или иной, придуманный ими недостаток. Родители – безусловные авторитеты для ребёнка и, если они говорят, что в нём что-то плохо, значит это безо всяких сомнений так и есть. Дети становятся закомплексованными, уверенными, что в них множество недостатков, которые просто необходимо исправлять. Это порождает закрытых, замкнутых детей, с трудом идущих на контакт, или же напротив, агрессивных и стремящихся доказать себе и окружающим, что они самые лучшие, и опять же, трудный ребёнок готов.

Трудных детей создают родители, своими ложными представлениями о воспитании, комплексами, нереализованными мечтами и т. д. Дети же всегда будут стремиться отстоять собственное Я и своё право на выбор, бунтуя, идя наперекор правилам, не подчиняясь.

     Важно помнить, что всё, что было заложено в ребёнка до 5 лет, останется с ним на всю оставшуюся жизнь, ведь именно до этого возраста формируется характер и основные социальные навыки. Однако, подавить ребёнка и привить множество комплексов можно в любом возрасте. Чтобы потом не пришлось заниматься воспитанием проблемных детей, необходимо понимать, как вести себя, чтобы ребёнок не начал бунтовать.

    Я считаю, что первое и самое главное, что должен понять и осознать родитель, так это то, что ребёнок – это не его собственность и, тем более, не его маленькая копия, которая обязана прожить ту жизнь, о которой мечтал сам родитель и которая ему, по тем или иным причинам не удалась. Родитель-  наставник и помощник ребёнка в этом мире, но не строгий надзиратель или тоталитарный вождь. Ребёнок должен чувствовать, что его мнение в семье значимо и уважаемо, что его слова не просо слышат, но к ним прислушиваются. Разумеется, невозможно предоставить малышу или подростку полную свободу выбора, поэтому любой отказ или действие противоречащее мнению ребёнка, родитель должен мотивированно и спокойно объяснять. Детей необходимо баловать, объятия, поцелуи, добрые слова необходимы ребёнку, чтобы почувствовать себя уверенным и твёрдо стоящим на ногах человеком. Детей нельзя критиковать по пустякам. Многие родители, глядя на не по годам высокого ребёнка, с огорчением говорят: «Ну куда ж ты так вымахал-то?». Ребёнок чувствует, что разочаровал родителей, а также что его рост нечто плохое, но исправить этого он никак не может, в итоге так и придётся ему всю жизнь прожить с подсознательным комплексом своего высокого роста.

    Критиковать нужно очень осторожно и только тогда, когда ситуацию возможно исправить. Также критика должна сопровождаться конкретными действиями, если родителю не нравится почерк ребёнка, нельзя просто сказать «какой ужасный почерк» и с тем и оставить своего ребёнка.

     Как мы вместе с родителями пытаемся исправить ситуацию?

Воспитание проблемных детей- штука очень тонкая, но главное тут понять и принять, это не ребёнок трудный, это родители его сделали таким своим отношением и воспитанием. Теперь нужно стараться во что бы то ни стало исправлять ситуацию, а раз виноват сам родитель, то и работа с проблемными детьми заключается прежде всего в перевоспитании не только ребёнка, а самого родителя. Прежде всего важно понять, что явилось причиной того, что ребёнок стал проблемным. Главная ошибка, которую допускают родители, столкнувшись с трудным ребёнком, это попытка «выбить» из него плохое поведение, словесными или физическими наказаниями, отстранением от ребёнка, бесконечными упрёками, а также попыткой давить на него, особенно этот метод любят мамы, говоря, что его поведение в могилу её загонит, что она всё время болеет из-за его поведения и, если он срочно не исправится, она непременно умрёт. Этот метод никогда не работает, напротив, ребёнок начинает упираться ещё сильнее.

    Я родителям таких детей всегда говорю, что нужно как можно меньше строгости и наказаний, напротив, ребёнка необходимо окружить любовью, заботой и пониманием. Если причина в излишнем контроле, стоит лишь немножко отпустить вожжи и спросить у ребёнка, чего же хочет он сам, показать ему, что его мнение важно и отныне к нему будут прислушиваться, как у ребёнка сразу же отпадёт необходимость бунтовать и противостоять. Если имел место дефицит внимания, нужно почаще проводить со своим ребёнком время, брать на руки, обнимать, целовать, показывая то, как он нужен и важен в жизни родителей. Ну а закомплексованных детей нужно почаще хвалить, отмечая как много в ребёнке хорошего. Разумеется, здесь важно не перегнуть палку. Не нужно путать самостоятельность ребёнка со вседозволенностью, захваленный ребёнок разучится относиться к себе критически, а окружённый излишней заботой, вырастет несамостоятельным и капризным. Во всём важна золотая середина. Но главное помнить – ребёнок такой, каким его воспитали, поэтому винить его, по меньшей мере нелепо.

   Приемы и методы воспитания, которые можно использовать при работе с трудными детьми.

Реализация каждого метода предполагает использование совокупности приемов, соответствующих социально-педагогической ситуации. При этом реализация различных методов может быть осуществлена при помощи одних и тех же приемов.

Приемы воспитания трудных подростков - это педагогически оформленные действия, посредством которых на поведение и позиции обучаемого оказываются внешние побуждения, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение, в результате чего включаются механизмы самовоспитания и коррекции отношений и поступков.

Следует сразу же отметить, что далеко не всякое педагогическое воздействие ведет к позитивным изменениям в процессе воспитания, а только то, которое принимается учащимся, соответствует его внутренним устремлениям, становится для него личностно значимым.

Прежде всего, мы должны говорить о приемах индивидуального педагогического воздействия.

Приемы для индивидуальной работы с детьми

    Прием - просьба о помощи. Воспитатель, для того чтобы расположить к себе воспитанника и установить доверительный контакт, обращается к нему за советом, рассказывая о своих проблемах.  При этом просит воспитанника представить себя на его месте и найти Способ их решения.

   Прием - оцени поступок. Для выяснения нравственных позиций подростка и коррекции этих позиций педагог рассказывает историю и просит оценить различные поступки участников этой истории.

  Прием - обсуждение статьи. Подбирается ряд статей, в которых описываются различные преступления и другие асоциальные поступки людей. Педагог просит подростка дать оценку этим поступкам. В дискуссии воспитатель пытается через поставленные вопросы прийти вместе с воспитанником к правильным выводам.

  Прием  доброго поступка.  В процессе работы с подростком ему предлагается оказать помощь нуждающимся. Важно при этом оценить положительно этот поступок, не возводя его в ранг «героического поведения».

  Прием - обнажение противоречий. Он предполагает разграничение позиций воспитателя и воспитанника по тому или иному вопросу в процессе выполнения творческого задания с последующим столкновением противоречивых суждений, различных точек зрения. Прием предполагает четкое разграничение расхождений во мнении, обозначение главных линий, по которым должно пройти обсуждение.

   Прием - стратегия жизни. В ходе беседы педагог выясняет жизненные планы воспитанника. После этого он пытается выяснить вместе с ним, что поможет реализовать эти планы, а что может помешать их реализации

   Прием - рассказ о себе и других. Воспитатель предлагает каждому написать рассказ о прошедшем накануне  дне (неделе, месяце) После этого ответить на вопрос: можно ли это время прожить по-иному?

   Прием - мой идеал. В процессе беседы выясняются идеалы воспитанника и делается попытка оценить идеал, выявив его положительные нравственные качества.    

   Прием - сказка для воспитанника. Этот прием в какой-то степени использует идею сказкотерапии. Воспитателем сочиняется сказка, в которой герои очень похожи на воспитанника и окружающих его лиц. Окончание сказки придумывают вместе педагог и ученик.

   Прием - ролевая маска. Учащимся' предлагается войти в некоторую роль и выступить уже не от своего имени, а от лица соответствующего персонажа.

Групповой деятельности.

  Прием - непрерывная эстафета мнений. Учащиеся «по цепочке» высказываются на заданную тему: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений (когда главным является само участие каждого ученика в предложенном обсуждении) при введении соответствующих ограничений (требований) следует перейти к аналитическим, а затем проблемным высказываниям учащихся.

  Прием - самостимулирование. Учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное

количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному

обсуждению.        

  Прием - импровизация на свободную тему. Учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес; творчески развивают основные сюжетные линии, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего и т. п.

Организаторская деятельность учителя, направленная на изменение ситуации вокруг ученика.

  Прием – инструктирование.  На период выполнения того или иного творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение своих товарищей. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения, защищают «статус» всех его участников.

  Прием - распределение ролей. Четкое распределение функций и ролей учащихся в соответствии с уровнем владения теми знаниями, умениями и навыками, которые требуются для выполнения задания.

  Прием - коррекция позиций. Тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов, снижающих продуктивность общения и препятствующих выполнению творческих заданий (напоминание аналогичных ситуаций, возврат к исходным мыслям, вопрос-подсказка и т. п.).

  Прием - самоотстранение учителя. После того как определены цели и содержание задания, установлены правила и формы общения в ходе его выполнения, учитель как бы самоустраняется от прямого руководства или же берет на себя обязательства рядового участника.

   Прием - распределение инициативы. Предполагает создание равных условий для проявления инициативы всеми учащимися Он применим в ситуации «задавленной инициативы», когда позиционные выступления и атаки одних гасят инициативу и желание общаться у других. Главное здесь -добиться сбалансированного распределения инициативы по всей программе выполнения задания с вполне конкретным участием на каждом этапе всех обучаемых.

   В заключении можно сказать, что главным в работе с трудными подросткам, на мой взгляд, является наличие соответствующей заинтересованности. Необходимо запрограммировать себя на успех. Мотивами могут быть: желание получить новый опыт в разрешении проблемных ситуаций, так как в подобных случаях повторений не бывает; желание профессионально вырасти, находя новые формы работы с детьми этой категории; желание понять и помочь маленькому человеку, которого большинство окружающих воспринимает не иначе как пугало, и этот мотив должен стоять на первом месте.

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

САМОАНАЛИЗ педагогической деятельности классного руководителя

САМОАНАЛИЗ педагогической деятельности участника конкурса педагогических достижений «Воспитание мировоззрения в образовательном процессе» в 2008-2009 годув номинации «Воспитание школьник...

Интрументарий педагогической диагностики классного руководителя

Инстументарий педагогической деятельности классного руководителя 7 класса...

Выступление на педсовете "Педагогическое взаимодействие классного руководителя и семьи в организации воспитания ребёнка".

Выступление на педсовете. Тема выступления : "Педагогическое взаимодействие классного руководителя и семьи в организации воспитания ребёнка"....

Педагогический совет на тему "Педагогическое мастерство классного руководителя: сущность и методы его работы"

Цель педсовета: выявить уровень профессиональной подготовленности  классных руководителей, развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения....

Педагогический совет "Социально-педагогическая работа классного руководителя"

  Школа призвана координировать совместные усилия семьи и общественности по формированию социально благоприятной среды воспитания детей и взрослых. В ней создаются условия, которые снимают...

Выступление на МО классных руководителей Личностно – ориентированный подход в педагогической деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС.

Выступление на МО классных руководителей  Личностно – ориентированный подход в педагогической деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС....