"Школа вежливых наук"
методическая разработка на тему

Семенова Татьяна Викторовна

Цель:  - формировать у обучающихся ценностную ориентацию, способность формировать нравственные суждения;

Задачи: - развивать умения отличать “плохое” от “хорошего”;

- развивать  этические нормы  поведения в обществе и в  общение друг с другом;

- развитие эмоционально-ценностной сферы обучающихся;

-  выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;

- способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосозидания личностей обучающихся;

- содействовать формированию дружного коллектива.

 

Оборудование: пословицы и поговорки о доброте и вежливости, фонограмма песни: «Дружба крепкая», мультимедийный проектор.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_vneklassnogo_meropriyatiya.doc50.5 КБ
Файл shkola_vezhlivyh_nauk.pptx717.67 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Благовещенская общеобразовательная школа – интернат»

ОШМ «Школа вежливых наук»

3 класс

Подготовили:

Семенова Т.В

Баркалова Т.В

Провели:

Семенова Т.В.

Никифорова С.П

2017г.

Тема внеклассного мероприятия:

«Школа вежливых наук».

Цели:  - формировать у обучающихся ценностную ориентацию, способность формировать нравственные суждения;

Задачи: - развивать умения отличать “плохое” от “хорошего”;

- развивать  этические нормы  поведения в обществе и в  общение друг с другом;

- развитие эмоционально-ценностной сферы обучающихся;

-  выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;

- способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосозидания личностей обучающихся;

- содействовать формированию дружного коллектива.

Оборудование: пословицы и поговорки о доброте и вежливости, фонограмма песни: «Дружба крепкая», мультимедийный проектор.

Учитель: Уважаемые гости, ребята, сегодня мы будем говорить о чем-то очень важном. А о чем, вы узнаете после просмотра видео ролика.

1. Просмотр ролика «Ералаш». (Давайте говорить...)

(Слайд 2)

2. Обсуждение ситуации.

- Как вели себя дети в школе?

- Какие слова употребляли в своей речи?

- О каком дне говорится в фильме?

(Слайд 3)

Сегодня мы с вами отправимся в школу, но эта школа необычная. (слайд 1) Это - «Школа вежливости». В этой школе мы узнаем о самых важных качествах человека: о  доброте, о вежливости, о дружбе, а так же мы научимся дарить людям радость, будем учиться общаться и дружить. А для начала создадим хорошее настроение  себе и окружающим – давайте улыбнемся друг другу.

 Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей

Но зло творится без труда

Добро творить трудней.

Рождает зверя зверь                      

Рождает птица птицу

От доброго - добро

От злого - зло родится.

Добро, коль не было б оно мало

Гораздо лучше, чем большое зло.

Воспитатель:

Вежливость (слад2) – одно из важнейших качеств воспитанного человека. До 16 века «вежа» означало «знаток», - тот, кто знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям.

А знаете ли   вы правила вежливости?

Правила вежливости (слайд3)

В вежливости проявляется отношение к другим людям. Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.

(Дети по цепочке читают правила).

А.Яшин “С добрым утром”

Я люблю, когда при встрече

Мы знакомым и родным:

“С добрым утром!”,

“Добрый вечер!”,

“Доброй ночи!” –

говорим.

Если к чаю иль к обеду

В дом войдём,

Не любо, что ль,

поклоняясь, сказать соседям:

“Чай да сахар!”,

“Хлеб да соль!”

Не от тяги к суесловью

И сложилось не вчера

Это братское, с любовью

Пожелание здоровья,

Пожелание добра.

И живётся вроде лучше,

И на сердце веселей,

Коль другим благополучья

Пожелаешь на земле.

Игра «Вежливо – невежливо»

   Учитель:  А давайте посмотрим,  как вы запомнили правила вежливости. Для этого проведём игру «Вежливо – невежливо». Я буду называть ситуацию, а вы должны определить, вежливыми или невежливыми были действия в ней. Если вежливыми были действия, то поднимаете руку, а если нет, то – хлопаете в ладоши.

Поздороваться при встрече… (вежливо).

Толкнуть, не извиниться… (невежливо).

Не встать, обращаясь к взрослому…

Помочь поднять упавшую вещь…

Не уступить место пожилому…

Пропустить вперёд девочек, когда вы заходите в класс, или  в раздевалку…

Выкрикивать с места во время урока...

Молодцы!

Воспитатель: А теперь мы с вами  поговорим о поступках с позиции вежливого человека. Определите правильность решения ситуации.

Ситуации:

Одна девочка жаловалась маме:

- Во дворе один мальчишка зовёт меня Галка.

- А как ты его зовёшь? – спросила мама.

- А я ему просто кричу: «Эй, ты!»

Права ли Галя?

- Когда Игорь вышел на спортивную площадку, обогнавшая его Наташа показала язык. Слава шутливо щёлкнул его по затылку.

Каким будет настроение у Игоря? Что должен сделать Слава?

Учитель: Не только слова должны быть у нас вежливыми, но и поступки должны быть такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям, ни друзьям.

Стихотворения «Вежливые слова»

Слова: до свиданья, спасибо

Простите, пожалуйста, здравствуйте!

Щедро дарите, Дарите прохожим,

Друзьям и знакомым

В троллейбусе, в парке

В школе и дома

Слова эти

Очень и очень  важны

Они человеку  как воздух нужны

Без них невозможно  

На свете  прожить

Слова эти надо  

С улыбкой дарить.

Воспитатель:  Я начну читать предложения, а  вы закончите его.

Поэтическая игра «Словарь вежливых слов»

Растает ледяная глыба

От слова доброго (спасибо).

Зазеленеет старый пень

Когда услышит (добрый день).

Если больше есть не в силах

Скажем маме мы (спасибо)

Мальчик вежливый и развитый

Говорит при встрече (здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости,

Говорим (прости, пожалуйста).

Учитель: «Доброта»…- что скрыто за этим словом? Давайте послушаем стихотворение, которое прочитает нам Владимир  Соколов

               Добрым быть совсем,

               Совсем не просто,

               Не зависит доброта

               От роста,

               Не зависит доброта

              От цвета.

              Доброта – не пряник,

              Не конфета.

             Доброта с годами не стареет,

             Доброта от холода согреет,

             Если доброта, как солнце, светит,

             Радуются взрослые и дети.

Воспитатель:

Ребята у меня к вам вопрос.

- Для чего человеку нужны руки? (ответы детей – разные).

- А можно с помощью рук общаться?

- Да.

- Какими бывают наши руки? (добрыми).

- Да.

- А злыми?

- Тоже.

Задание:

Потрогайте руки друг друга. Что можно о них сказать?

- Они теплые, нежные, ласковые, добрые, мирные.

- Что еще можно сказать?

- Может ли человек обидеть другого, если у него такие добрые руки?

- А какие руки бывают, когда они злые?

- Холодные, колючие, вредные, плохие.

- Могут ли руки помочь подружиться?

- Да.

Пусть тепло ваших рук передается друг другу, согревает сердца и души, делает их добрее.

 - А вы любите делать добрые дела?

(ответы детей).

- А какие добрые дела вы можете сделать …для своей мамы, для друга, для одноклассника, для учителя?  

Учитель :

Ребята, а дать списать – это доброе дело?

-  (ответы детей).

- Быть добрым человеком просто, если добро делать от души и искренне;

∙        Чтобы ты не делал, ты всегда должен помнить, что живешь на свете не один.

∙        Тебя окружают люди, твои близкие, твои товарищи.

∙        Ты должен вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с тобой.

Но ситуации бывают разные. Давайте посмотрим.

 

Ситуация 1.

Во время игры вы нечаянно толкнули друга и он упал. Как вы поступите?

(Извинится и помочь встать)

 

Ситуация 2.

Две девочки, проходя мимо мальчика,  рассыпали яблоки из пакета. Наклонились, собирают. Мальчик, внимательно наблюдая, говорит: «Вон там поднимите, пожалуйста, за стул закатилось».

В чем в этой ситуации заключается ошибка мальчика? А как бы вы поступили?

(Ответы детей).

Ситуация 3.

1. Мальчик крикнул прохожему: «Сколько времени?» и сделал 3 ошибки. Какие?

а) Нельзя кричать.
б) Надо, обратившись к прохожему, извиниться.
в) И употребить вежливые слова.

Ситуация 4

Ученик опоздал на урок. Как он должен зайти в класс?

(ответы детей)

Учитель: Ребята, мне хочется верить, что  после нашей беседы в ваших сердечках добра станет намного больше,  что вы станете более бережно относиться не только к близким, но и ко всему живому.

- Молодцы, ребята! Я вижу, вы хорошие знатоки правил вежливости, научились совершать добрые поступки. А научились ли вы дружить? Знаете ли вы, что такое дружба?

Ребята, давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы.

Воспитатель :

Молодцы, но согласитесь, иногда бывает, что мы ссоримся. Ребята, а почему это происходит? А что нужно сделать, чтобы никогда не ссориться?

Правила появляются на слайде:  (обговорить каждую ситуацию)

• Уступать

• Не бояться просить прощения, если обидел друга

• Не грубить

• Не злиться

• Не жадничать

• Помогать другу

• Быть честным

 

Учитель: Дружбу надо ценить. Ведь не зря говорят: «Нет друга - ищи, а нашел - береги».

После ваших открытий у меня настроение стало таким приподнятым, что захотелось вместе с вами спеть. А вам?

Видеоролик  «Дружба».

Песня « Дружба крепкая»

Воспитатель :

- Если выполнять эти законы, тогда всем, кто рядом с нами, будет тепло и радостно. А вам, ребята, понравилось наше  мероприятие?

 - Кому не понравилось, потопайте ногами, а кому понравилось, похлопайте в ладоши! Начали.

А сейчас мы все произнесем клятву. Для этого надо всем встать. Я буду произносить слова клятвы,  вы будете отвечать: клянемся!

                   Клянемся вежливыми быть.

                   Всегда спасибо говорить.

                                Клянемся!

                   Клянемся добрыми мы быть,

                   А лень и грубость позабыть.

                                Клянемся!

                   Учится этикету, науку помнить эту.

                   Клянемся добрыми мы быть.

        Клянемся!

Учитель: - А теперь, как вежливые люди мы говорим всем  присутствующим и участникам  «Спасибо!»

Мы прощаемся с вами. Всего вам доброго!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Школа вежливых наук»

Слайд 2

Вежливость Вежливость – это одно из важнейших качеств воспитанного человека. До 16 века «вежа» означало «знаток», - тот, кто знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям.

Слайд 3

Правила вежливости: В вежливости проявляется отношение к другим людям. Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид. Вежливый человек всегда здоровается и прощается. Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость. Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.

Слайд 4

Доброта

Слайд 5

Дружба

Слайд 6

Правила дружбы Уступать Не бояться просить прощения, если обидел друга Не грубить Не злиться Не жадничать Помогать другу Быть честным


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классый час "школа вежливых наук"

Разработка классного часа содержит рекомендации  по его проведению, сценку, игру, и может использоваться для группы классов. В качестве дополнения предлагается просмотреть мультфильм "А...

Программа дополнительного образования "Школа вежливых наук"

Программа дополнительного образования «Школа вежливых наук» содержит систему творческих занятий, которые позволяют в занимательной игровой форме познакомить детей с историей развития культуры по...

Курс внеурочной деятельности "Школа вежливых наук"

Данный курс предназначен для учащихся 1 класса в рамках реализации ФГОС....

Планирование воспитательной работы "Школа вежливых наук"

Материал может быть полезен при планировании работы по культурному воспитанию учащихся....

Воспитательский час "Школа вежливых наук"

Конспект воспитательского часа "Школа вежливых наук" способствует формированию культурного общения, воспитанию вежливости, доброты и расширению коммуникативных умений с использованием речевых средств....

Программа внеурочной деятельности "Школа вежливых наук"

В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;нравственно-этически...