Курс внеурочной деятельности "Школа вежливых наук"
рабочая программа по теме
Данный курс предназначен для учащихся 1 класса в рамках реализации ФГОС.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
муниципального образования город Горячий Ключ
УТВЕРЖДЕНО
Решение педсовета протокол № 1
от 30 августа 2011 года
Директор МБОУ СОШ№2
_________________ Н.Е. Колосова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Школа вежливых наук»
Тип программы - образовательная программа по конкретному виду внеурочной деятельности
Направление – духовно-нравственное
Ступень обучения - 1класс
Уровень - базовый
Учитель Анисимова Ляна Миграновна
- Пояснительная записка
Одной из главных задач школы является формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров. Среди них вечные нравственные нормы: доброта, любовь к близким, терпимость к окружающим, культура поведения.
Культура поведения тесно связана с моралью, с общим развитием человека, его знаниями и мировоззрением, со всем, что составляет внутреннюю культуру человека. Многие правила культуры поведения, характеризующие отношение человека к другим людям и самому себе, вытекают из норм морали. Это правила вежливости, внимательности, такта, обязательности и точности. Другие правила связаны с гигиеной быта. Правила иногда строго регламентированы, иногда условны, нередко вытекают из сложившихся традиций и обычаев. К ним относятся правила приличия, хорошие манеры, этикет.
Целенаправленная, систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу. Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице, в общественных местах. Если элементарные нормы культурного поведения не привиты детям с ранних лет, то позднее приходится восполнять этот пробел и нередко проводить более трудную работу: перевоспитывать школьников, у которых укоренились отрицательные привычки.
Жизнь показывает, что многие школьники не умеют прилично вести себя: они грубы и развязны со взрослыми, невежливы друг с другом и нередко нарушают общественный порядок. В настоящее время, в век компьютерных технологий, дети книги практически не читают. А ведь именно на примерах литературных героев воспитываются положительные качества. Подрастающее поколение увлекается боевиками, фильмами ужасов, компьютерными играми, которые несут негативную информацию.
Необходимость преодолеть все эти недостатки ставит перед школой задачу: дать детям знания и навыки культурного поведения в определенной системе. А чтобы работа была систематической, ее надо проводить как на уроках, так и во внеурочное время.
Курс «Школы вежливых наук» рассчитан на 33 часа (1 час в неделю) и предназначен для учащихся 1 класса как форма внеурочной деятельности.
Цель курса: формирование базовой культуры личности младшего школьника.
Задачи:
- способствовать формированию навыков поведения в обществе,
- способствовать воспитанию чувства коллективизма,
- способствовать формированию этической культуры, дружелюбия и вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям;
- способствовать формированию осознанного стремления выполнять правила гигиены здоровья и вести здоровый образ жизни.
Методы обучения:
- беседа;
- этическая разминка;
- групповая дискуссия;
- ролевые игры с положительным и отрицательным результатом;
- анализ ситуаций из жизни учащихся.
Формы подведения итогов:
- конкурс;
- классные мероприятия.
Техническое оснащение и наглядные пособия:
- компьютер;
- интерактивная доска
- памятки для каждого ученика;
- иллюстрации и презентации;
- настольные игры;
- книги со сказками, рассказами.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Должен раскрыть сущность понятий: добро и зло, уважение, добрый человек, честность, любовь к родителям и близким.
Должен знать:
а) правила поведения:
- - в класс
- - на перемене;
- - во дворе, на улице;
- - на природе;
б) основы личной гигиены;
в) этические понятия:
- - верность слову;
- - скромность;
- - отзывчивость;
- - доброта;
- - честность.
Должен уметь владеть основами речевого этикета:
- - знакомство;
- - формы приветствия и прощания;
- - просьба;
- - благодарность;
- - общение по телефону.
Классификация программы – рабочая.
Уровень усвоения программы – формирование компетенции обучающихся в отдельной области, а также навыков и умений на уровне практического применения. Конечный результат предполагает расширение базового компонента.
Тип программы – ориентированная.
Технологии обучения:
Развивающее обучение имеет целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка и обеспечивает:
1) развитие различных сторон психики человека и его личностных качеств: внимания, памяти, воображения, умения выделять главное;
2) развитие личности – общие умственные способности, которые проявляются не только в успешном усвоении знаний, но и в оперировании ими; воля; эстетические, нравственные и интеллектуальные чувства; познавательные потребности; общая культура;
3) развитие целостной личности как индивидуальности, как субъекта своего познания и своей жизни, умеющего принимать собственные решения и брать ответственность на себя, испытывающего потребность в самореализации своих способностей, склонностей, в творческой деятельности.
учебно-тематический план занятий
№ занятия | Наименование разделов, тем | Всего часов | Теория | Практика |
Раздел 1. Дом, в котором ты живёшь | 9 | 4 | 5 | |
Упражнения для добрых волшебников | 1 | |||
Мои домашние обязанности | 1 | |||
3. – 4. | Бабушкин праздник | 2 | ||
5. – 6. | Лесные уроки вежливости | 2 | ||
7. | Осуждение жестокого отношения к животным | 1 | ||
8. | Зачем надо быть честным | 1 | ||
9. | Экзамен феи Здравствуйте | 1 | ||
Раздел 2. Мы живём среди людей | 7 | 5 | 2 | |
10. | Я и мои товарищи | 1 | ||
11. | Верность слову и обещаниям | 1 | ||
12. | Скромность и отзывчивость | 1 | ||
13. | «Добротой себя измерь…» | 1 | ||
14. | Недопустимость кличек и прозвищ | 1 | ||
15. -16. | Готовим новогодние сюрпризы | 2 | ||
Раздел 3. Культура общения | 9 | 7 | 2 | |
17. | Речь как средство общения | 1 | ||
18. | Как мы говорим | 1 | ||
19. | «Волшебные слова» | 1 | ||
20. | Знакомство | 1 | ||
21. | Формы поздравления | 1 | ||
22. | Формы приветствия и прощания | 1 | ||
23. | Просьба, благодарность, извинение | 1 | ||
24. -25. | Культура общения при разговоре по телефону | 1 | 1 | |
Раздел 4. Вежливость – залог успеха | 8 | 6 | 2 | |
26. | Правила поведения в классе, на уроке | 1 | ||
27. | Правила поведения на перемене, в столовой | 1 | ||
28. | Поведение на улице, во дворе | 1 | ||
29. | Друзья Мойдодыра | 1 | ||
30. | Уважай своё время и время других | 1 | ||
31. | Нужен ли режим дня? | 1 | ||
32. - 33. | Праздник вежливых ребят | 2 | ||
Итого: | 33 | 22 | 11 |
Содержание программы:
Занятие 1. Упражнения для добрых волшебников.
Понятия «вежливость», «воспитанность», анализ ситуаций
Занятие 2. Мои домашние обязанности.
Перечень домашних обязанностей, результат их выполнение, самоанализ
Занятие 3. - 4. Бабушкин праздник
Подготовка и проведение праздника для бабушек
Занятие 5. - 6. Лесные уроки вежливости
Правила поведения в лесу, охрана природы.
Занятие 7.Осуждение жестокого отношения к животным.
Анализ литературных произведений и ситуаций из жизни, связанных с жестоким обращением с животными, примеры доброго общения с животными.
Занятие 8. Зачем надо быть честным.
Почему люди обманывают, «всё тайное становиться явным», ситуационно –ролевые игры.
Занятие 9.Экзамен феи Здравствуйте.
Решение этических задач
Занятие 10. Я и мои товарищи.
Мой круг общения – модель, самоанализ ситуаций из школьной жизни, литературные примеры
Занятие 11. Верность слову и обещаниям.
Верность слову – достойное качество, пути его формирование, самоанализ.
Занятие 12. Скромность и отзывчивость
Скромность и робость, их различия. Необходимость в формировании отзывчивости. Анализ литературных произведений
Занятие 13. « Добротой себя измерь…»
Добрым жить на свете веселей. Примеры из литературных произведений, песен, жизни, ролевая игра
Занятие 14. Недопустимость кличек и прозвищ.
Понятия «кличка», «прозвище», по отношению к кому используются, почему недопустимо использовать прозвища, анализ ситуаций
Занятие 15. -16. Новогодние сюрпризы.
Подготовка новогодних сюрпризов для родных и одноклассников -практическая работа.
Занятие 17. Речь как средство общения
Устная речь – признак разума, правила общения, пассивный и активный собеседник, самоанализ.
Занятие 18. Как мы говорим
Культура речи. Монолог на заданную тему – тренинг.
Занятие 19. «Волшебные слова»
Понятие «волшебные слова», их значение, анализ литературных произведений, ситуаций из жизни.
Занятие 20. Знакомство
Роль знакомства в жизни и общении людей. Правила поведения при знакомстве. Виды знакомств. Представление людей друг другу. Формы проявления интереса к человеку.
Занятие 21. Формы поздравления.
Ролевая игра «День рождения».
Занятие 22. Формы приветствия и прощания.
Приветствие – одна из форм вежливости. Роль приветствия в жизни людей. Формы приветствия и прощания. Правила хорошего тона. Интонации при приветствии.
Занятие 23. Просьба, благодарность, извинение.
Культура общения при разговоре. Формы выражения просьбы, благодарности, сочувствия. Вежливая просьба в различных ситуациях. Извинение – словесное искупление проступка.
Занятие 24. -25. Культура общения при разговоре по телефону
Телефон в нашей жизни. Номера телефонов, которые должен знать каждый (01, 02, 03), ситуации обращения, данные, которые необходимо сообщить. Построение разговора по телефону – тренинг.
Занятие 26. Правила поведения в классе, на уроке
Школа - общественное местонахождение детей и педагогов. Правила сотрудничества с одноклассниками и учителем на уроке, значение дисциплины, анализ ситуаций из школьной жизни.
Занятие 27. Правила поведения на перемене, в столовой
Перемена, её роль в учебном процессе, как продуктивно использовать перемену, чего нельзя делать на переменах и почему. Значение школьного питания, правила поведения в столовой, ролевая игра.
Занятие 28. Поведение на улице, во дворе.
Улица общественное местонахождение людей. Внешний вид человека перед выходом на улицу. Правила поведения на улице. Умение обратиться с просьбой. Действие в опасных ситуациях. Встреча знакомого на улице –ролевая игра.
Занятие 29. Друзья Мойдодыра.
Личная гигиена. Как погиб «золотой мальчик». Мои правила гигиены
Занятие 30. Уважай своё время и время других.
Время - великая ценность, потерянное время, ролевая игра.
Занятие 31. Нужен ли режим дня?
Понятие «режим дня», его значение в жизни школьника, самоанализ.
Занятие 32. -33. Праздник вежливых ребят
Подготовка и проведение праздника. Разыгрывание сценок, исполнение стихов и песен о вежливости.
Литература
- Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: “ЛИТУР”, 2002. – 192с.
- Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Методическое пособие для преподавателей. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 1997. – 171с.
- Григорьева Т.Г., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Хрестоматия–Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 1997. – 198с.
- Григорьева Т.Г.Основы конструктивного общения. Практикум.– Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 1997. – 116с.
- Крискунова И. Создай свой имидж./ Оформление С. Шикина – СПб.: Лань, 1997. – 176с.
- Насонкина С.А. Уроки этикета/ Худ. И.Н. Ржевцева. – СПб.: Изд-во “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2003. – 40с.: Ил.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2000. – 160с. (В помощь психологу.)
- Соловьев Э.Я. Этикет делового человека: Организация встреч, приемов, презентаций. – Мн., ПКИП “Асар”, 1994. – 96с.
- Шорыгина Т.А. Вежливые сказки: Этикет для малышей. – М.: Книголюб, 2004. – 64с. (Развивающие сказки для детей.)
- Этикет. – М.: Рольф, Айрис-пресс, 1999. – 272с., с илл. – (Энциклопедии).
- Н.А. Смирнов. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г.
- О.С. Богданова Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.
- Н.А. Горбунова Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г. 14.
- Т.Н.Максимова Классные часы 1 класс Москва «Вако», 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классый час "школа вежливых наук"
Разработка классного часа содержит рекомендации по его проведению, сценку, игру, и может использоваться для группы классов. В качестве дополнения предлагается просмотреть мультфильм "А...
Программа дополнительного образования "Школа вежливых наук"
Программа дополнительного образования «Школа вежливых наук» содержит систему творческих занятий, которые позволяют в занимательной игровой форме познакомить детей с историей развития культуры по...
Планирование воспитательной работы "Школа вежливых наук"
Материал может быть полезен при планировании работы по культурному воспитанию учащихся....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука вежливости"
Рабочая программа предназначена для организации внеурочной деятельности обучающихся 1 класса...

Программа внеурочной деятельности "Школа вежливых наук"
В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;нравственно-этически...

КОНСПЕКТ занятия по внеурочной деятельности «Школа вежливых наук»
Тема занятия: «Как быть вежливым и старательным»Цель: прививать навыки культурного поведения детей в общении друг с другом и др...

Конспект внеурочного занрятия «Путешествие в школу вежливых наук»
Направление: общекультурноеВид деятельности: игроваяТема: «Путешествие в школу вежливых наук»Форма проведения занятия: беседа-играЦель – создание условий для ознако...
