Курс внеурочной деятельности "Школа вежливых наук"
рабочая программа по теме

Анисимова Ляна Миграновна

Данный курс предназначен для учащихся 1 класса в рамках реализации ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2

 муниципального образования город Горячий Ключ

УТВЕРЖДЕНО

Решение педсовета протокол № 1

от 30 августа 2011 года

Директор МБОУ СОШ№2

_________________ Н.Е. Колосова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Школа вежливых наук»

Тип программы - образовательная программа по конкретному виду внеурочной деятельности 

Направление – духовно-нравственное

Ступень обучения - 1класс 

Количество часов - 33                        

Уровень - базовый

                                                                

Учитель     Анисимова Ляна Миграновна

  1.    Пояснительная записка

Одной из главных задач школы является формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров. Среди них вечные нравственные нормы: доброта, любовь к близким, терпимость к окружающим, культура поведения.

Культура поведения тесно связана с моралью, с общим развитием человека, его знаниями и мировоззрением, со всем, что составляет внутреннюю культуру человека. Многие правила культуры поведения, характеризующие отношение человека к другим людям и самому себе, вытекают из норм морали. Это правила вежливости, внимательности, такта, обязательности и точности. Другие правила связаны с гигиеной быта. Правила иногда строго регламентированы, иногда условны, нередко вытекают из сложившихся традиций и обычаев. К ним относятся правила приличия, хорошие манеры, этикет.

Целенаправленная, систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу. Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице, в общественных местах. Если  элементарные нормы культурного поведения не привиты детям с ранних лет, то позднее приходится восполнять этот пробел и нередко проводить более трудную работу: перевоспитывать школьников, у которых укоренились отрицательные привычки.

Жизнь показывает, что многие школьники не умеют прилично вести себя: они грубы и развязны со взрослыми, невежливы друг с другом и нередко нарушают общественный порядок. В настоящее время, в век компьютерных технологий, дети книги практически не читают. А ведь именно  на примерах литературных героев воспитываются положительные качества. Подрастающее поколение увлекается боевиками, фильмами ужасов, компьютерными играми, которые несут негативную информацию.

Необходимость преодолеть все эти недостатки ставит перед школой задачу: дать детям знания и навыки культурного поведения в определенной системе. А чтобы работа была систематической, ее надо проводить как на уроках, так и во внеурочное время.

Курс «Школы вежливых наук»  рассчитан на 33 часа (1 час в неделю) и предназначен для учащихся 1 класса как форма внеурочной деятельности.

Цель курса: формирование базовой культуры личности младшего школьника.

Задачи:

  1. способствовать формированию навыков поведения в обществе,
  2. способствовать воспитанию чувства коллективизма,
  3. способствовать формированию этической культуры, дружелюбия и вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям;
  4. способствовать формированию осознанного стремления выполнять правила гигиены здоровья и вести здоровый образ жизни.

Методы обучения:

  1. беседа;
  1.  этическая разминка;
  2. групповая дискуссия;
  3.  ролевые игры с положительным и отрицательным результатом;
  4.  анализ ситуаций из жизни учащихся.

Формы подведения итогов:

  1. конкурс;
  2. классные мероприятия.

Техническое оснащение и наглядные пособия:

  1. компьютер;
  2. интерактивная доска
  3. памятки для каждого ученика;
  4. иллюстрации и презентации;
  5. настольные игры;
  6. книги со сказками, рассказами.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Должен раскрыть сущность понятий: добро и зло, уважение, добрый человек, честность, любовь к родителям и близким.

        Должен знать:

а) правила поведения:  

  1. - в класс
  2. - на перемене;
  3. - во дворе, на улице;
  4. - на природе;

б) основы личной гигиены;

в) этические понятия:

  1. - верность слову;
  2. - скромность;
  3. - отзывчивость;
  4. - доброта;
  5. - честность.

            Должен уметь владеть основами речевого этикета:

  1. - знакомство;
  2. - формы приветствия и прощания;
  3. - просьба;
  4. - благодарность;
  5. - общение по телефону.

Классификация программы – рабочая.

Уровень усвоения программы –  формирование компетенции обучающихся в отдельной области, а также навыков и умений на уровне практического применения. Конечный результат предполагает расширение базового компонента.

Тип программы – ориентированная.

Технологии обучения:

Развивающее обучение имеет целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка и обеспечивает:

1) развитие различных сторон психики человека и его личностных качеств: внимания, памяти, воображения, умения выделять главное;

2) развитие личности – общие умственные способности, которые проявляются не только в успешном усвоении знаний, но и в оперировании ими; воля; эстетические, нравственные и интеллектуальные чувства; познавательные потребности; общая культура;

3) развитие целостной личности как индивидуальности, как субъекта своего познания и своей жизни, умеющего принимать собственные решения и брать ответственность на себя, испытывающего потребность в самореализации своих способностей, склонностей, в творческой деятельности.

учебно-тематический план занятий

№ занятия

Наименование разделов, тем

Всего часов

Теория

Практика

Раздел 1.

Дом, в котором ты живёшь

9

4

5

Упражнения для добрых волшебников

1

Мои домашние обязанности

1

3. – 4.

Бабушкин праздник

2

5. – 6.

Лесные уроки вежливости

2

 7.

Осуждение жестокого отношения к животным

1

 8.

Зачем надо быть честным

1

 9.

Экзамен феи Здравствуйте

1

Раздел 2.

Мы живём среди людей

7

5

2

10.

Я и мои товарищи

1

11.

Верность слову и обещаниям

1

12.

 Скромность и отзывчивость

1

13.

«Добротой себя измерь…»

1

14.

Недопустимость кличек и прозвищ

1

15. -16.

Готовим новогодние сюрпризы

2

Раздел 3.

Культура общения

9

7

2

17.

Речь как средство общения

1

18.

Как мы говорим

1

19.

«Волшебные слова»

1

20.

Знакомство

1

21.

Формы поздравления

1

22.

Формы приветствия и прощания

1

23.

Просьба, благодарность, извинение

1

24. -25.

Культура общения при разговоре по телефону

1

1

Раздел 4. Вежливость – залог успеха

8

6

2

26.

Правила поведения в классе, на уроке

1

27.

Правила поведения на перемене, в столовой

1

28.

Поведение на улице, во дворе

1

29.

Друзья Мойдодыра

1

30.

Уважай своё время и время других

1

31.

Нужен ли режим дня?

1

32. - 33.

Праздник вежливых ребят

2

Итого:

33

22

11

Содержание программы:

Занятие 1. Упражнения для добрых волшебников.

Понятия «вежливость», «воспитанность»,  анализ ситуаций

Занятие 2. Мои домашние обязанности.

Перечень домашних обязанностей, результат их выполнение, самоанализ

Занятие 3. - 4. Бабушкин праздник

Подготовка и проведение праздника для бабушек

Занятие 5. - 6. Лесные уроки вежливости

Правила поведения в лесу, охрана природы.

Занятие 7.Осуждение жестокого отношения к животным.

Анализ литературных произведений и ситуаций из жизни, связанных с жестоким обращением с животными, примеры доброго общения с животными.

Занятие 8. Зачем надо быть честным.

Почему люди обманывают, «всё тайное становиться явным», ситуационно –ролевые игры. 

Занятие 9.Экзамен феи Здравствуйте.

Решение этических задач

Занятие 10. Я и мои товарищи.

Мой круг общения – модель, самоанализ ситуаций из школьной жизни, литературные примеры

Занятие 11. Верность слову и обещаниям.

Верность слову – достойное качество, пути его формирование, самоанализ.

Занятие 12. Скромность и отзывчивость

Скромность и робость, их различия. Необходимость в формировании отзывчивости. Анализ литературных произведений

Занятие 13. « Добротой себя измерь…»

Добрым жить на свете веселей. Примеры из литературных произведений, песен, жизни, ролевая игра

Занятие 14. Недопустимость кличек и прозвищ.

Понятия «кличка», «прозвище», по отношению к кому используются, почему недопустимо использовать прозвища, анализ ситуаций

Занятие 15. -16. Новогодние сюрпризы.

Подготовка новогодних сюрпризов для родных и одноклассников -практическая работа.

Занятие 17. Речь как средство общения

Устная речь – признак разума, правила общения, пассивный и активный собеседник, самоанализ.

Занятие 18. Как мы говорим

Культура речи. Монолог на заданную тему – тренинг.

Занятие 19. «Волшебные слова»

Понятие «волшебные слова», их значение, анализ литературных произведений, ситуаций из жизни.

Занятие 20. Знакомство

Роль знакомства в жизни и общении людей. Правила поведения при знакомстве. Виды знакомств. Представление людей друг другу. Формы проявления интереса к человеку.

Занятие 21. Формы поздравления.

Ролевая игра «День рождения».

Занятие 22. Формы приветствия и прощания.

Приветствие – одна из форм вежливости. Роль приветствия в жизни людей. Формы приветствия и прощания. Правила хорошего тона. Интонации при приветствии.

Занятие 23. Просьба, благодарность, извинение.

Культура общения при разговоре. Формы выражения просьбы, благодарности, сочувствия. Вежливая просьба в различных ситуациях. Извинение – словесное искупление проступка.

Занятие 24. -25. Культура общения при разговоре по телефону

Телефон в нашей жизни. Номера телефонов, которые должен знать каждый (01, 02, 03), ситуации обращения, данные, которые необходимо сообщить. Построение разговора по телефону – тренинг.

Занятие 26. Правила поведения в классе, на уроке

Школа - общественное местонахождение детей и педагогов. Правила сотрудничества с одноклассниками и учителем на уроке, значение дисциплины, анализ ситуаций из школьной жизни.

Занятие 27. Правила поведения на перемене, в столовой

Перемена, её роль в учебном процессе, как продуктивно использовать перемену, чего нельзя делать на переменах и почему. Значение школьного питания, правила поведения в столовой, ролевая игра.

Занятие 28. Поведение на улице, во дворе.

Улица общественное местонахождение людей. Внешний вид человека перед выходом на улицу. Правила поведения на улице. Умение обратиться с просьбой. Действие в опасных ситуациях. Встреча знакомого на улице –ролевая игра.

Занятие 29. Друзья Мойдодыра.

Личная гигиена. Как погиб «золотой мальчик». Мои правила гигиены

Занятие 30. Уважай своё время и время других.

 Время - великая ценность, потерянное время, ролевая игра.

Занятие 31. Нужен ли режим дня?

Понятие «режим дня», его значение в жизни школьника, самоанализ.

Занятие 32. -33. Праздник вежливых ребят

Подготовка и проведение праздника. Разыгрывание сценок, исполнение стихов и песен о вежливости.

Литература

  1. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: “ЛИТУР”, 2002. – 192с.
  2. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Методическое пособие для преподавателей. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 1997. – 171с.
  3. Григорьева Т.Г., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Хрестоматия–Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 1997. – 198с.
  4. Григорьева Т.Г.Основы конструктивного общения. Практикум.– Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 1997. – 116с.
  5. Крискунова И. Создай свой имидж./ Оформление С. Шикина – СПб.: Лань, 1997. – 176с.
  6. Насонкина С.А. Уроки этикета/ Худ. И.Н. Ржевцева. – СПб.: Изд-во “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2003. – 40с.: Ил.
  7. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2000. – 160с. (В помощь психологу.)
  8. Соловьев Э.Я. Этикет делового человека: Организация встреч, приемов, презентаций. – Мн., ПКИП “Асар”, 1994. – 96с.
  9. Шорыгина Т.А. Вежливые сказки: Этикет для малышей. – М.: Книголюб, 2004. – 64с. (Развивающие сказки для детей.)
  10.  Этикет. – М.: Рольф, Айрис-пресс, 1999. – 272с., с илл. – (Энциклопедии).
  11.  Н.А. Смирнов. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г.
  12.  О.С. Богданова Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.
  13.  Н.А. Горбунова Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г. 14.
  14.  Т.Н.Максимова Классные часы 1 класс Москва «Вако», 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классый час "школа вежливых наук"

Разработка классного часа содержит рекомендации  по его проведению, сценку, игру, и может использоваться для группы классов. В качестве дополнения предлагается просмотреть мультфильм "А...

Программа дополнительного образования "Школа вежливых наук"

Программа дополнительного образования «Школа вежливых наук» содержит систему творческих занятий, которые позволяют в занимательной игровой форме познакомить детей с историей развития культуры по...

Программа курса по внеурочной деятельности учащихся "Наука и эксперименты" (раздел химия)

Программа "Наука и эксперименты" относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности учащихся  5 класса (раздел химия).Данный курс можно использовать как факультатив...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука вежливости"

Рабочая программа предназначена для организации внеурочной деятельности обучающихся 1 класса...

Программа внеурочной деятельности "Школа вежливых наук"

В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;нравственно-этически...

КОНСПЕКТ занятия по внеурочной деятельности «Школа вежливых наук»

Тема занятия:            «Как быть вежливым и старательным»Цель: прививать навыки культурного поведения детей в общении друг с другом и др...

Конспект внеурочного занрятия «Путешествие в школу вежливых наук»

Направление:  общекультурноеВид деятельности:  игроваяТема: «Путешествие в школу вежливых наук»Форма проведения занятия:  беседа-играЦель – создание условий для ознако...