Программа курса по внеурочной деятельности учащихся "Наука и эксперименты" (раздел химия)
рабочая программа (5 класс) на тему

Скворцова Любовь Петровна

Программа "Наука и эксперименты" относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности учащихся  5 класса (раздел химия).

Данный курс можно использовать как факультатив по занимательной химии для учащихся 6-8 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_nauka_i_eksperimenty.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

  курса по внеурочной деятельности (раздел химия)
в соответствии с требованиями ФГОС 5 класс

«Наука и эксперименты»

 

      Программа составлена: учителем  химии  ГБУ СОШ №868 Скворцовой     Л.П.

      Нормативно-правовая и документальная основа программы:

  1. Закон РФ “Об образовании”.
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
  3. Национальная образовательная инициатива “Наша Новая школа”.
  4. ФГОС основного общего образования.
  5. Примерная основная образовательная программа основного общего образования.
  6. Распоряжение Правительства РФ от 07.09.10 №1567-р “О плане действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы”.
  7. Санитарно-эпидемиологические требования к учреждению образования.

       Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

        Кроме того, внеурочная деятельность позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
  • улучшить условия для развития ребенка;
  • учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

        Программа внеурочной деятельности «Наука и эксперименты» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

       Актуальность Внеурочная деятельность с пятиклассниками в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта необходимо организовать  для обеспечения досуга, который позволит удовлетворить познавательные интересы школьников, а также снизить эмоциональное напряжение, накопившееся в течение дня.

      Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами естествознания на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление об окружающем мире. 

      Для учащихся этого возраста очень важен уровень личных достижений. При посещении внеурочных занятий по химии он может почувствовать радость познания,  приобретет умение учиться, уверенность в своих способностях. 

   

     Цели курса:

развитие общекультурной компетентности учащихся и расширение и углубление химических знаний  школьников. Ознакомление с объектами материального мира. Развитие познавательного интереса учащихся и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента и самостоятельного приобретения знаний по химии в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

      

    Задачи курса:

- Сформировать начальные навыки исследовательской деятельности;

- Познакомить с первоначальными химическими сведениями (основными понятиями химии, химической символикой, важнейшими веществами, их свойствами, основами химического производства);

- Отработка простейших экспериментальных умений, необходимых для проведения практических работ (формирование умений обращаться с химическими веществами, простейшими приборами, оборудованием, решение экспериментальных и расчетных задач);

-   Повысить интерес к школьным дисциплинам и самообразованию;

- Развить творческие способности учащихся, целеустремленность, наблюдательность, воображение;

-  Формировать умений организовывать свой учебный труд, пользоваться дополнительной литературой;

-  Привить соблюдение правил поведения в кабинете химии; правил техники безопасности  при проведение практических, лабораторных и исследовательских работ.

   Основой разработки рабочей программы факультативного курса по внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС 5 класс
«Наука и эксперименты»
  является программа формирования универсальных учебных действий.

Программа содержит следующие  Универсальные учебные действия. /УУД/:

  • Личностные УУД
  • Коммуникативные УУД
  • Познавательные УУД
  • Регулятивные УУД

  Интерес школьников к занятиям внеурочной деятельности зависит от разнообразия их форм проведения (беседа, игра, химическое творчество, занятия-исследования,  химический эксперимент,  праздничные мероприятия и др.). 

Содержание занятий определяется, следующими критериями:
  - интеграция учебного содержания (использование не только химического содержания, но и введение в него элементов биологии, физики, литературы, истории и т.д.);
  - частая смена видов деятельности (за 40–60 мин от 3 до 5 раз);
  - использование самых разнообразных организационных форм, в том числе игровых;
  - акцент на практические виды деятельности;
  - отказ от обязательных домашних заданий;
  - обеспечение успеха и психологического комфорта каждому учащемуся путем развития его личностных качеств посредством эффективной и интересной для него деятельности, постоянного наблюдения за динамикой его развития и соответствующего поощрения…

Методы и приемы работы:

  • Сенсорное восприятие (лекция, просмотр видеофильмов, СД);
  • Коммуникативные (дискуссии, беседы, ролевые игры);
  • Практические (лабораторные работы, эксперименты).

Содержание курса:

  1. Тема 1. Введение (2 часа)

Что изучает химия. Состояние веществ. История возникновения науки химия.

  1. Тема 2. Кабинет химии (2 часа)

Правила техники безопасности при работе в кабинете химии. Химические реактивы. Химическое оборудование и посуда.

  1. Тема 3. Вещества (2 часа)

 Простые и сложные. Смеси, разделение смесей.

  1. Тема 4.Методики распознавания веществ (2 часа)

Сущность органолептических методов  и химико-физических.

  1. Тема 5.Химия и любимые продукты (20 часов).

Исследование следующих продуктов:  молоко, сливочное масло, мороженое, шоколад, чай, чипсы, газированные  напитки, фруктовые  соки, яблоки, курага, помидоры.  

  1. Тема 6. (4 часа)

Химия и парфюмерия. Мыло ручной работы. Создание своих духов.

  1. Тема 7. (2 часа)

     Волокна.  Исследование волокон.

  1. Тема 8. (2 часа)

Чудеса из аптеки. Опыты с лекарствами.

  1. Тема 9. (16 часов)

Увлекательная химия для экспериментаторов.

  1. Тема 10. (12 часов)

Экскурсионная работа.

Тематическое планирование курса “Наука и эксперименты”

             2 часа в неделю, всего 68 часов (4 часа – резерв)

занятия

Тема

занятия

Организационная

      форма

Теоретическая        часть

Практическая часть

1-2

Тема 1.

Введение -2часа

Занятие-лекция

Презентация.  История науки химии. Вещества.

Демонстрация веществ.

3-4

Тема 2.

Кабинет-2часа

Занятие-лекция

Занятие-практикум

Правила работы в кабинете химии.

Практическая работа "Знакомство с лабораторным оборудованием".

5-6

Тема 3.

Вещества -2часа

Занятие-практикум

Понятие вещества.

Практическая работы “Очистка поваренной соли”.

7-8

Тема 4.

Методики -2часа

Занятие-лекция

Демонстрация

Презентация.

Демонстрация органолептических методов и химико-физических методов.

9-12

_______

13-16

_______

17-18

_______

19-20

_______

21-22

_______

23-24

_______

25-26

_______

27-28

_______

29-32

_______

33-34

_______

35-36

_______

37-50

______

51-52

________

53-64

 

Тема 5.Продукты.

Молоко -2ч.

Масло сливочное -

2ч.

_______________

Мороженое -4ч.

________________

Шоколад -2ч.

________________

Чай -2ч.

________________

Чипсы -2ч.

________________

Газированные напитки -2ч.

________________

Фруктовые соки -2ч.

_________________

Овощи и фрукты -2ч.

_________________

Тема 6.

Химия и парфюмерия.-4ч.

_________________

Тема 7.

  Волокна -2ч.

_________________

Тема 8.

Чудеса из аптеки-2ч.

_________________

Тема 9.

Увлекательная химия для экспериментаторов

- 14ч.

_______________

  Вечер “Занимательной химии”-2ч.

________________

Тема 10,

Экскурсионная работа -12ч.

Поисково-исследовательская работа

_______________

Поисково-исследовательская работа

_______________

Занятие лекция-

исследование

_______________

Занятие лекция

-исследование

________________

Занятие лекция-исследование

________________

Занятие лекция–исследование

________________

Занятие-исследование

_______________

Занятие-исследование

________________

Занятие лекция-эксперимент

______________

Занятие лекция-эксперимент

_______________

Занятие лекция-эксперимент

_______________

Занятие -лабораторный опыт

Занятие  выступление-опыт

________________

 

Занятие-экскурсия

Состав молока.

Самое вкусное молоко. Разновидности

Масла.

_____________

Понятие мороженого. Виды мороженого. Пищевые добавки мороженого. Химический состав мороженого в различных видах и упаковках.

_____________

Состав шоколада. Влияние шоколада на здоровье человека.

Химические компоненты шоколада.

_____________

История употребления чая. Сорта чая.

Биологические особенности растений семейства чайных.

_____________

Многообразие чипсов.

Качественный состав, калорийность.

______________

Кока-кола, фанта и их влияние на организм.

Пить или не пить? (дискуссия)

______________

Понятие натурального фруктового сока.

Качество сока и его проверка в домашних условиях.

______________

Содержание витаминов.

Понятие нитратов.

_____________

Характеристика мыла. Мыло туалетное и хозяйственное. История создания духов.

______________

Волокна. Состав и виды.

_____________

Понятие лекарства. Группы лекарств.

_____________

Объяснение сущность опытов

Объяснение опытов

Объяснения опытов

1.Оценивания внешнего вида, вкуса, запаха, цвета и консистенции молока.

2. Обнаружение крахмала в молоке.

3.Определение температуры кипения и кислотности молока.

4.Определение жирности масла.

____________________

1.Обнаружение крахмала в вафельном стаканчике из-под мороженого.

2.Изменение цвета красителей, входящих в состав мороженого.

3.Обнаружение лимонной кислоты в плодово-ягодном обнаружении.

4.Обнаружение жиров.

____________________

1.Обнаружение кофеина и выделение масло какао.

2.Определение самого вкусного шоколада.

____________________

1.Выделение кофеина.

2.Изменение окраски чая в зависимости от pH среды.

3. Выделение танина и опыты с ним.

4.Определение качества чая.

____________________

1.Обнаружение соли.

2.Обнаружение жиров.

3.Определение крахмала.

4.Определение калорийности.

____________________

1.Качественная

реакция на сахар.

2.

Качественная реакция на углекислый газ.

3.Анализ на содержание искусственного красителя в напитке “Фанта”.

4.Анализ на наличие кислоты в напитке “Фанта”.

____________________

1.Определение искусственного красителя в соке.

2.Определение органолептических показателей сока.

3.Определение аскорбиновой кислоты во фруктовых соках.

____________________

1.Определение железа в яблоках и кураге

2.Анализ помидор на нитраты.

____________________

1.Получение мыло ручной работы.

2.Создание своих духов.

____________________

1.Исследование волокон растительного и животного происхождения.

____________________

Опыты с лекарствами.

Изменение цвета бриллиантовой зелени, фурацилина,ампицилина, перманганата калия.

____________________

1.Фараоновые змеи.

2.Дым без огня.

3.Вулкан.

4.Заживление раны.

5.Цветное молоко.

6.Танец бабочек.

7.Апельсин, лимон, яблоко.

8.Рост кристаллов.

9.Зимний пейзаж в стакане.

10.Несгораемая нитка.

11.Огонь-художник.

12.Превращение медного цветка в серебряный.

13.Таинственная надпись.

14.Исчезновение надписи.

15.Горящий снег.

16.Получение морских водорослей.

____________________

Занимательные опыты для учащихся начальной школы.

Посещений экскурсий по занимательной химии.

Вывод:  

Прогнозируемые результаты:

- активизация познавательной, поисково-исследовательской деятельности,

- привлечение учащихся к самостоятельному овладению научными знаниями, развитие логического, творческого мышления, знакомство с новейшими достижениями в области естественных наук.

- увеличение количества работ проектной и исследовательской направленности, участие в научных конференциях.

                                    Используемая литература:

1. В.Н. Алексинский.  Занимательные опыты по химии. Пособие для учителей, - М. Просвещение, 1980г.

2. К. Манолов. Великие химики, в 2-х томах.

3. Э. Гроссе , Х. Вайсмантель.  Химия для любознательных. Основы химии и занимательные опыты.

4.О. Ольгин.  Опыты без взрывов.

5. О. Ольгин.  Чудеса на выбор.

6. Т.В. Подлегаева, А.Ю. Просеков. Методы исследования сырья и продуктов питания. Учебное пособие Кемеровского пищевого университета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса по внеурочной деятельности для 5 класса в рамках ФГОС "Занимательная грамматика"

Программа курса внеурочной деятельности предназначена для учащихся 5 класса. Предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня, воспитывает чувс...

Программа курса по выбору "Точные науки в военном деле"

Данный курс по выбору  «Точные науки в военном деле» предназначен для учащихся 9 классов, ориентированных на информационно-технологический профиль. В основу курса положена идея исследования воору...

Рабочая программа курса по внеурочной деятельности "Разговорный английский"

Данный курс направлен на обеспечение необходимого и достаточного уровня коммуникативных умений учащихся в устной и письменной речи, их готовности и способности к речевому взаимодействию на английском ...

Программа курса по внеурочной деятельности "Информатика" для 3-4 класса

При проведении занятий в начальной школе использовала программу курса по внеурочной деятельности "Информатика" для 3-4 класса. В программе имеется календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа курса по внеурочной деятельности «Спорт – это жизнь»

   Рабочая программа курса по внеурочной деятельности «Спорт – это жизнь»  . Предназначена для 5 классов....

Программа курса по внеурочной деятельности по историческому краеведению «Тульские предприниматели в истории России» 9 класс

Главным объектом изучения курса является культура края. Через краеведение осуществляется связь школы с жизнью малой родины, с его художественной культурой, с людьми, созидающими художественные и эстет...