го классный час :"Действия населения при химических опасных явлениях"
классный час (8 класс) на тему

Абрамчук Татьяна Константиновна

Сценарий классного часа по ГО, работа в группах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy.docx35.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №12»

 муниципального образования

   Городской  округ  Симферополь  Республики  Крым

Классный час:

Тема «Действия населения при химических опасных явлениях».

 

     Учитель биологии и химии: Абрамчук Т.К.

г. Симферополь  

Цель: 

  1. Рассказать учащимся о порядке организации на всей территории РФ оповещения  

населения в случае угрозы или возникновения ЧС мирного или военного времени.

  1. Объяснить (напомнить) им последовательность действий при получение

сигналов оповещения.

  1. Ввести и закрепить понятие «АХОВ».
  2. Разобрать виды и определить степень опасности
  3. Изучить влияние вещества (хлора, аммиака) на организм человека.
  4. Сформировать у учащихся умение применять теоретические знания на практике.
  5. Развивать способности быстро находить ответ в нестандартной ситуации, развивать внимание, воображение.
  6. Напомнить о действиях педагогического состава и учащихся МБОУ «СОШ №12»  

       г. Симферополя в случае угрозы возникновения ЧС в школе.

 Форма проведения:  работа в группах

 Подготовительная работа: назначить группу журналистов (4человека), назначить 2 группы

  экспертов(8 человек), население(5 человенк) распределить материалы выступлений.

 Средства наглядности:  презентация, буклеты, рисунки

План классного часа

  1. Вступительное слово.
  2. Интерактивная беседа
  3. Заключительное слово.

Эпиграф:

 «Самое дорогое у человека – это жизнь.

 Она дается ему один раз … надо спешить жить.

Ведь какая-нибудь трагическая  случайность может  прервать ее».

Н. Островский

Вводное слово учителя:    

Учитель   Ребята, мы живём в современном и сложном мире. Жизнь, как бы сложна она ни была временами, замечательна. Недаром, все мы так дорожим ею. Однако на свете существует много опасностей, которые подстерегают людей на их жизненном пути. Надо сказать, что на протяжении всей истории человечество подвергается воздействию стихийных бедствий, аварий и катастроф, которые уносят тысячи жизней, причиняют колоссальный экономический ущерб, за короткое время разрушают всё, что создавалось годами, десятилетиями и даже веками.

Учитель:   К нам в гости пришли журналисты:

  • Здравствуйте. Мы из издательства «Жизнь».-  Новодранова  Маргарита, Торба Андрей

  • А мы представляем организацию «Экология Крыма»  - Рябошенко Полина, Дьячкова Алена

Татьяна Константиновна:

Когда уходите на пять минут
Не забывайте оставлять тепло в ладонях
В ладонях тех, которые вас ждут,
В ладонях тех, которые вас помнят.
Не забывайте заглянуть в глаза,
С улыбкой робкой и покорною надеждой.
Они в пути заменят образа
Святых, даже неведомых вам прежде.
Когда уходите на пять минут
Не закрывайте за собою двери-
Оставьте это тем, которые поймут,
Которые сумеют в вас поверить.
Когда уходите на пять минут,
Не опоздайте вовремя вернуться,
Чтобы ладони тех, которые вас ждут,
За это время не успели разомкнуться
     

 (Омар Хаям)

  • А какие вы знаете химические аварии, не имеющие аналогов в мире?

Савинова Настя:   Исторические фаты об авариях! (приложение 1)

Татьяна Константиновна:

Для того чтобы обезопасить себя в той или иной сложной ситуации или вообще её избежать, вы должны знать, какие бывают чрезвычайные ситуации и как себя вести, если случилась беда.

Новодранова Маргарита:

Наше издательство хочет выпустить памятку для населения «Как действовать при химических опасных явлениях». За помощью мы решили обратиться к вам, уважаемые эксперты.

I экспертная группа:  

Сержантова Настя

  • Прежде всего, мы должны четко понимать, что такое химическое заражение.

На промышленных предприятиях часто случаются аварии, которые сопровождаются проливом или выбросом опасных химических веществ. Такие аварии способны привести к гибели или химическому заражению людей, окружающей природной среды. Население, проживающие вблизи химически опасных объектов, должно знать свойства, отличительные признаки и потенциальную опасность аварийно химически опасных веществ, уметь действовать при возникновении аварии, оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

В настоящее время в промышленности и сельском хозяйстве применяют сотни тысяч различных химических веществ и их соединений. В мире насчитываются около 1 млн. наименований, только в России 70 тыс. наименований. В промышленности очень химических веществ. При выбросе которых в окружающую среду они способны вызывать массовые  поражения людей  или животных, а также заражение воздуха, почвы, воды, растений и различных объектов.

 Корниенко Аня:

Химические заражения: Наиболее опасны для населения аварии на предприятиях химической и других родственных ей видов промышленности. Повреждение или разрушение хранилищ, которые содержат ядовитые вещества, приводит к попаданию этих веществ в атмосферу. В дальнейшем под действием ветра образуется зона химического заражения.  Наиболее распространенные ядовитые вещества – это хлор и аммиак. Хлор – тяжелее воздуха. Проникает в нижние этажи и подвальные помещения зданий. Пары хлора сильно раздражают органы дыхания, глаза и кожу. Признаками поражения являются: резкая боль в груди, сухой кашель, резь в глазах, слезотечение, одышка. Аммиак – легче воздуха. При аварии и выходе в атмосферу дымит. Пары аммиака сильно раздражают органы дыхания, глаза и кожу. Признаками поражения являются резь в глазах и слезотечение, затрудненное дыхание, насморк, кашель.

 Журналисты: Новодранова Маргарита:

  • Уважаемые эксперты, что же делать в случае угрозы химического заражения?

Мартьянова Аня: 

Людям, оказавшимся в зоне заражения, немедленно покинуть дома, учреждения, предприятия, учебные заведения и выходить по кратчайшему маршруту.

Прежде чем выходить наденьте ватно-марлевые повязки, предварительно смочив их водой или 2%-м раствором соды. Если вы не успели до подхода зараженного воздуха покинуть квартиру, дом, то укройтесь в нем, плотно закройте двери, окна, форточки. Заклейте окна скотчем, или бумагой. В подвалах и нижних этажах не укрываться – хлор тяжелее воздуха и проникает во все низкие места, в том числе и подвалы. При движении по зараженной территории надо соблюдать следующие правила:

  • двигайтесь быстро, но не бегите и не поднимайте пыль;
  • избегайте прохода через тоннели и другие заглубленные места, где возможен застой ядовитых веществ;
  • на всем пути движения используйте простейшие средства защиты органов дыхания и кожи.

 «Экология Крыма»  Дьячкова Алена: 

  • Также    очень важно оценить химическую обстановку

II экспертная группа:

Кархардина Александра:

Оценка химической обстановки

Химическая обстановка - это совокупность последствий химического заражения местности опасными химическими веществами (ОХВ), оказывающими отрицательное влияние на население и работу объектов.

Оценка химической обстановки - это определение масштаба и характера заражения отравляющими и сильнодействующими ядовитыми веществами, анализ их влияния на деятельность объектов, сил ГО и населения.

Оценка химической обстановки включает определение:

  • размеров зон химического заражения;
  • времени подхода зараженного воздуха к определенному рубежу (объекту);
  • времени и поражающего действия (ОХВ);
  • выбора наиболее целесообразных вариантов действий, при которых исключается поражение людей.

Основными характеристиками химического заражения являются масштаб, длительность и опасность.

Масштабы химического заражения определяются площадью очага химического поражения и зоны химического заражения, то есть район (участок) местности, зараженный аэрозолем и каплями отравляющего вещества, a также зона распространения облака ОВ.

Пилюгина Вика:

Длительность химического заражения зависит от:

  • масштабов применения химического оружия,
  • типа отравляющего вещества, характера и степени заражения,
  • метеорологических условий и местности.

Длительное химическое заражение объектов и прилегающей местности изнуряет и значительно снижает работоспособность людей, т.к. вынуждает их использовать средства индивидуальной и коллективной защиты.

Опасность химического заражения в зависимости от примененного типа 0В, метеоусловий и времени года может быть различной. Оценивается опасность возможными потерями людей на площади очага химического поражения и зоны химического заражения.

Основные исходные данные при оценке химической обстановки :

  • тип отравляющего вещества;
  • район и время применения химического оружия (количество вылившихся ядовитых веществ);
  • метеоусловия и топографические условия местности;
  • степень защищенности людей,
  • укрытия техники и имущества.

Журналисты: «Жизнь». Торба Андрей:  

  • А какие химически опасные объекты есть  в г. Симферополе?

1 экспертная группа выброс хлора. 

Мартьянова Аня: 

Химический опасный объект (ХОО)- это объект, при аварии на котором может произойти поражение людей, с.х.- животных и растений либо заражение окружающей среды. Химические опасные объекты есть практически во всех областях нашей страны.

В зонах возможного химического заражения проживают более 53 млн. человек.

 Химически опасные объекты г. Симферополя.

1.  Симферопольские очистные сооружения ("Петровские скалы") – хлор 1т.

2.  ОАО "Консервный з-д им. Кирова – аммиак 6т.

3.  ОАО "Крыммолоко" – аммиак 6т.

4.  "КРЕАТ" – аммиак 3т.

5.  ОАО "Пивобезалкогольный комбинат "КРЫМ" – аммиак 9т.

6.  ОАО "Крымхолод" – аммиак 7,5т.

7.  ОАО "Птицекомбинат" – аммиак 9т.

8.  Винзавод комбината "Крымсовхозвинпром" – аммиак 6т.

9.  231 Центральный войсковой склад – аммиак 3т.            

 Журналисты: Экологи: Рябошенко Полина:

  • Уважаемые эксперты, а где используются опасные химические соединения?

Поддубная  Аня:                  Крупнейшие потребители АХОВ

  • Химическая, нефтехимическая и нефтеперерабатывающая промышленность
  • Черная и цветная металлургия (хлор, аммиак, соляная кислота, цианиды)
  • Целлюлозно-бумажная промышленность (хлор, аммиак, сероводород, сернистый ангидрид)
  • Машиностроение и оборонная промышленность (хлор, аммиак, соляная кислота, фтористый водород)
  • Коммунально-бытовое хозяйство (хлор, аммиак)
  • Медицинская промышленность (хлор, аммиак, фосген, соляная кислота)
  • Сельское хозяйство (аммиак, хлорпикрин, хлорциан, сернистый ангидрид)

Новодранова Маргарита:  

  • Господа  эксперты давайте, вместе  попробуем четко определить последовательность действий населения и служб оповещения

I экспертная группа:

Сержантова Настя

Основным способом оповещения населения об авариях с выбросом (выливом) аварийно химически опасных веществ является передача речевой информации через местную теле- и радиовещательную сеть.

Также для сообщения об авариях используется установленный сигнал «Внимание всем!», при котором включаются электросирены, дублируемые производственными гудками и другими сигнальными средствами.

Услышав этот сигнал,  население обязано включить радио- и телевизионные приемники и прослушать речевое сообщение о чрезвычайной ситуации и необходимых действиях/текст передаётся 3 раза, в дальнейшем – каждые 30 мин/

Корниенко Аня:

  • Закройте окна,
  • отключите электробытовые приборы и газ.
  • Наденьте резиновые сапоги, плащ, возьмите документы, необходимые теплые вещи, 3-суточный запас непортящихся продуктов,
  • оповестите соседей
  • и быстро, но без паники, выходите из зоны возможного заражения перпендикулярно направлению ветра, на расстояние не менее 1,5км от предыдущего места пребывания.
  • Для защиты органов дыхания используйте противогаз, а при его отсутствии - ватно-марлевую повязку или подручные изделия из ткани, смоченные в 2-5% растворе пищевой соды (для защиты от хлора)
  • При невозможности покинуть зону заражения плотно закройте двери, окна, вентиляционные отверстия и дымоходы.
  •  Имеющиеся в них щели заклейте бумагой и скотчем.
  • Не укрывайтесь на первых этажах зданий, в подвалах и полуподвалах!

Мартьянова Аня:  

         

   При авариях на железнодорожных и автомобильных магистралях, связанных с транспортировкой аварийно химически опасных веществ, опасная зона устанавливается в радиусе 200м от места аварии. Приближаться к этой зоне и входить в нее категорически запрещено.

Хлор – газ жёлто-зелёного цвета, в 2,45 раза тяжелее воздуха. При выбросе в атмосферу стелется по земле, заполняет подвалы, низины и т.п. Раздражает глаза, органы дыхания. Соприкосновение вызывает химические ожоги. 1-2 вдоха концентрированного хлора вызывают смерть, при меньших концентрациях дыхание останавливается через 5-25 мин.

 Первая помощь:

Свежий воздух, покой, тепло. Глаза и кожу промыть водой или мыльным раствором не менее 15 минут. Немедленная эвакуация в лечебное учреждение. Ингаляцию кислороды не проводить!

II экспертная группа:

Пилюгина Вика:

Мы уже знаем, что основные способы оповещения населения об авариях с выбросом (выливом) аварийно химически опасных веществ, является передача речевой информации через местную теле- и радиовещательную сеть. Также   используется установленный сигнал оповещения населения  «Внимание всем!», при котором включаются электросирены, дублируемые производственными гудками и другими сигнальными средствами.

Кархардина Александра:

Услышав этот сигнал,  население делает теже действия, что и при выбросе хлора. Но при этом надо:

Укрываться надо на первых этажах зданий, в подвалах и полуподвалах!

Потому что:

  • Аммиак – бесцветный газ с запахом нашатырного спирта в 2 раза легче воздуха, поднимается вверх, при выбросе в атмосферу дымит, образуя взрывоопасную концентрацию, т.е. способен самопроизвольно взрываться.  У человека вызывает жжение, першения в горле, кашель, удушье, рвоту. При соприкосновении с кожей вызывает ожоги с пузырями, слезотечение и жжение глаз. При высоких концентрациях – смерть.

А если есть пострадавшие, то им оказывается –

 

  • Первая помощь:

Свежий воздух, покой, тепло. Глаза и кожу промыть водой не менее 
15 минут. На пораженные участки кожи - примочки 3-5 % раствором борной, уксусной или лимонной кислоты, внутрь – теплое молоко с питьевой содой; при остановке дыхания – искусственное дыхание.

Наталья Юрьевна:   Звуковой сигнал

  • Население:  Внимание! Граждане! Возникла угроза химического заражения!

"Внимание! Говорит главное управление МЧС РФ по делам ГО и ЧС по Республике Крым. Граждане! Произошла авария на Симферопольских очистных сооружениях ("Петровские скалы") с выбросом хлора - сильнодействующего ядовитого вещества. Облако зараженного воздуха распространяется в... (таком - то) направлении. В зону химического заражения попадают… (идет перечисление улиц, кварталов, районов). Населению, проживающему на улицах... (таких-то), из помещений не выходить. Закрыть окна и двери, произвести герметизацию квартир. В подвалах, нижних этажах не укрываться, так как хлор тяжелее воздуха в 2,5 раза, стелется по земле и заходит во все низинные места, в том числе и в подвалы

Татьяна Константиновна:  Уважаемые  жители улицы Комсомольской  как вы поступите в данной ситуации?

 Население:  Антоненко Миша,  

Населению, проживающему на улицах... (таких-то), немедленно покинуть жилые дома, учреждения, предприятия и выходить в районы... (перечисляются). Прежде чем выходить, наденьте ватно-марлевые повязки, предварительно смочив их водой или 2%-м раствором питьевой соды. Сообщите об этом соседям. В дальнейшем действуйте в соответствии с нашими указаниями".

Татьяна Константиновна:

  • А теперь, давайте посмотрим. Как наше население будет вести при таких ситуациях:
  • Эксперты должны дать оценку.

Ситуация 1:  Антоненко Миша,  Дуваджиева Эльвина

Представьте, что на химическом предприятии произошел выброс аммиака. Облако зараженного воздуха распространяется на юго-восток, в направлении поселка Пионерское, расположенного в 4 км от комбината, и сел …………….   (в 7,5 км), ………. (в 12 км) и …………….. (в 16 км от комбината). Скорость ветра составляет 2 м/с.

  • Определите, за какое время облако зараженного воздуха дойдет до названных населенных пунктов.
  • Какие меры защиты должно принять население поселка и деревень?
  • Дайте характеристику аммиаку, его токсичным свойствам

Ситуация 2:  Савинова Настя, Гуков Андрей

Представьте, что вы проживаете неподалеку от железнодорожной станции. На станции остановился товарный поезд, в котором находится несколько цистерн с химическим веществом. Вы проходили недалеко от станции и не обратили внимания на надпись с наименованием вещества. На своем пути вы встретили друга, остановились и разговорились с ним. Неожиданно оба почувствовали резкий удушливый запах, появились резь в глазах, слезотечение, насморк, участилось сердцебиение.

  • Объясните, что могло произойти.
  • Какое вещество оказалось в воздухе?
  • Назовите физико-химические свойства этого вещества, его токсическое воздействие на человека, а также способы защиты.
  • Назовите последовательность ваших действий в описанной ситуации.

 Ситуация 3:  Мосеев Александр, Хализова Александра

Представьте, что вы проживаете на пятом этаже девятиэтажного дома, расположенного в 6 км от химического предприятия. В 19 часов вы услышали по радио сообщение об аварии на этом предприятии, в котором сообщалось, что произошел выброс хлора и жителям, проживающим на вашей улице, необходимо срочно покинуть дома и собраться на сборном пункте у автовокзала, откуда на автобусах будет произведена их эвакуация в безопасное место. У вас имеется 40 минут.

  • Назовите свойства хлора, его токсическое воздействие на человека, способы защиты.  

Выберите из предлагаемых вариантов ваши действия и определите их очередность:

а) возьмете продукты питания (двухдневный запас); 
б) возьмете продукты питания (однодневный запас); 
в) закроете форточки и окна с подветренной стороны; 
г) закроете все окна и форточки; 
д) закроете все двери; 
е) обесточите все электроприборы, находящиеся в доме (выдернете электровилки из электророзеток); 
ж) наденете простейшие средства защиты органов дыхания; 
з) отключите газ, воду, электричество; 
и) возьмете необходимые вещи и документы; 
к) возьмете только необходимые вещи; 
л) сообщите соседям; 
м) проследуете к автовокзалу, защитив органы дыхания; н) возьмете трехдневный запас продуктов питания

Ситуация 4:  Соломахин Ярослав.  

 

Представьте, что после сообщения об аварии вы выполнили рекомендации по эвакуации из зоны заражения, пришли на сборный эвакуационный пункт, откуда вас эвакуировали в безопасное место (район).

  • Что вам необходимо сделать, выйдя из зоны заражения?

Татьяна Константиновна:

  • Итак,  дорогие журналисты и население нашего города, давайте посмотрим, все ли вам понятно из сказанного экспертами по химическим заражениям окружающей среды.

Слайд 33

Выберите из предлагаемых вариантов ваши действия и определите их очередность:

а) немедленно зарегистрируетесь; 
б) вытрете ботинки и пройдете в здание; 
в) снимете верхнюю одежду; 
г) умоетесь; 
д) примете душ с мылом; 
е) пройдете на пункт питания (приема пищи); 
ж) прополощете рот; 
з) исключите какие-либо физические нагрузки, ляжете отдыхать; 
и) поможете эвакуируемым разместиться на сборном эвакопункте; 
к) тщательно промоете глаза; 
л) после регистрации наденете одежду и возвратитесь домой. 

 

Подведение итогов:

Татьяна Константиновна:

  • В заключении нашей беседы предлагаем посмотреть фильм:, и на память мы хотим вручить , вам памятки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррупция как социально - опасное явление

Урок в 10 классе, который направлен на формирование антикоррупционного поведения у старшеклассников....

презентация "Коррупция как социально опасное явление"

Презентация используется как дополнительный материал к уроку по этой теме...

Правила безопасного поведения при химических авариях с выбросом аварийно химически опасных веществ (АХОВ)

В Новокузнецке много предприятий, использующих опасные химические вещества, которые опасны для проживающего рядом с ними населения и окружающей природной среды, так как на них могут возникнуть аварийн...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБЖ Аварии на химически опасных объектах, защита населения. 8 класс.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБЖ 8 класс. Аварии на химически опасных объектах, защита населения....

Памятка по действиям населения в случае угрозы совершения террористических актов с использованием опасных химических и отравляющих веществ

Памятка  по действиям населения в случае угрозы совершения террористических актов с использованием опасных химических и отравляющих веществ...

Классный час "Действия населения при различных чрезвычайных ситуациях"

Действия населения при различных чрезвычайных ситуациях...

Тема урока: Опасность современных развлечений молодёжи, деструктивные сообщества. Опасные явления криминального характера.

Цель урока: Рассмотреть опасные явления современной молодежной среды, развивать навыки анализа и осознания рисковых ситуаций....