Классный час в 5 классе "Моя малая Родина"
классный час (5 класс) на тему

Блохина Галина Васильевна

формировать представление у детей о малой Родине – село Ульянково.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Ульянковская основная общеобразовательная школа

Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»

Классный час на тему:

 «Моё село – моя малая Родина»

                                                     

                                                            Классный руководитель 5 класса

Г.В. Блохина

                                                   

с. Ульянково

2018

Тема: «Моё село – моя малая Родина»

Цель: продолжить формировать представление у детей о малой Родине – село Ульянково.

Задачи:

Образовательная:

- закреплять знания о родном селе, учить узнавать знакомые места на фотографиях;

- дать представление о том, что для каждого человека малая Родина – это место, где человек родился, где прошло его детство;

-познакомить с устным народным творчеством через пословицы и поговорки о родной земле.

Развивающие:

- развивать устойчивое внимание, познавательную активность, любознательность, наблюдательность;

- развивать связную речь детей, отвечая на вопросы воспитателя полными предложениями.

Воспитательные:

- прививать любовь к малой Родине.

Предварительная работа:

- Проведение беседы с детьми «Что вы знаете о своём селе, районе?»

- Посещение школьного краеведческого музея.

- Заучивание стихотворений о селе, о Родине.

- Организация выставки рисунков на тему «Моя улица»

Оборудование: физическая карта России, Татарстана, фотографии села, презентация, ноутбук, проектор, экран, рисунки родного края.

Звучит музыка песни  «С чего начинается родина»  (Слайд 1)

 (сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера)

  1. С чего начинается Родина?
    С картинки в твоём букваре,
    С хороших и верных товарищей,
    Живущих в соседнем дворе.
    А может, она начинается
    С той песни, что пела нам мать,
    С того, что в любых испытаниях
    У нас никому не отнять.

    2. С чего начинается Родина?
    С заветной скамьи у ворот,
    С той самой берёзки, что во поле,
    Под ветром склоняясь, растёт
    А может, она начинается
    С весенней запевки скворца
    И с этой дороги просёлочной, 
    Которой не видно конца.

    3. С чего начинается Родина?
    С окошек, горящих вдали,
    Со старой отцовской будёновки,
    Что где-то в шкафу мы нашли.
    А может, она начинается
    Со стука вагонных колёс
    И с клятвы, которую в юности
    Ты ей в своём сердце принёс  ....

 Учитель: Дорогие ребята! О чем сегодня пойдет речь ?

Д. Мы будем говорить о родном крае.

У.

У.  Мы с вами сегодня и отправимся в путешествие по родному краю.

Работа по теме занятия

У. А что такое Родина?

Д. Это страна, в которой мы живём.

У.  За  Родину шли в бой русские дружины, воины князя Игоря, богатыри Куликова поля. Великое слово «Родина» стучало в их сердцах, оно заставляло живописцев взяться за кисть, оно звучит в музыке композиторов, в слове поэтов. С древних времен тема Родины стала главной темой отечественной литературы. Ей посвящали вдохновенные строки Пушкин и Лермонтов, Некрасов и Тютчев, Прокофьев и Есенин.
. У каждого человека есть своя Родина. Для нас это Россия. Посмотрите на карту,  какая она большая. Берега нашей Родины омывают три океана, 13 морей.

На поверхности много рек, озёр, гор, равнин. ( Слайд3)

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём. ( Слайд4)

На такой большой площади России находится  наша Республика, которая входит в состав России. В какой Республике мы живём? (Слайд 5)

Д. Мы живём в Татарстане. А в Татарстане  есть наш прекрасный  Кайбицкий район, где находится наше село.

У. Продолжаем путешествие,  и следующая остановка называется « Сельская»

 У каждого человека есть малая родина, где он родился, где живёт, где живут его  родители, где проходит его детство. А где родились вы? . ( Слайд 6)

Д. Мы родились в село Ульянково Кайбицкого района.

У. Назовите улицу, на которой вы живёте.

Д. Улица Зелёная, Садовая, Горная, Заречная, Школьная, Большая.

У. Обратите внимание, какие красивые названия улиц в нашем селе. ( Слайд  7-12)

На этих улицах живут замечательные люди: руководители, трактористы, комбайнёры, животноводы, ваши мамы, папы, дедушки и бабушки. В нашем селе дружно живут люди различных национальностей: русские, татары, чуваши и украинцы. ( показ фотографий из приложения) . ( Слайд  13)

У каждого народа свои традиции, свои праздники -«Сабантуй», «Масленица», в нашей школе проходят традиционные праздники  «Первого и последнего звонка» и многие другие, где собираются родители и жители села;

 свои национальные блюда, своя национальная одежда, свои национальные игры.

 У. Мы  продолжаем путешествие по родному краю по фотографиям.

Рассматривая фотографии, вы мне скажите, узнали ли вы эти места? (показ презентации) ( Слайд  14 – 17)

Д. Называют знакомые места, где были во время экскурсий по родному краю.

У. Мы любим своё село. Издавна народ русский свою землю славит. Много в народе об этом пословиц и поговорок. ( Слайд 18)

* Родина – мать, умей за неё постоять.

*Где кто родится, там и пригодится.

*Жить, Родине служить.

* Живешь на стороне, а свое село все на уме.

* Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

*Человек без Родины, что соловей без песни.

Д. Дети составляют пословицы из словосочетаний. ( Слайд 19)

У. Ребята, назовите как можно больше слов со словом «род» ( Слайд 20)

(родители, родич, родня, родословная, родственники, Родина)

У. Продолжим путешествие . Следующая остановка «Литературная»

Много стихов написано о селе, родной деревне.

Ребята, я расскажу стих собственного сочинения о нашем селе «Ульянково»

Деревня наша, как единая семья.

В ней всё едино и свои законы,
Но, чтоб не делала, как не хотела я,
Всё будет так, как захотят, стоящие у трона.

А люди наши очень уж простые,
Умеют слушать, мало говорят.

У многих руки золотые.
Всё могут сделать, если захотят

И ежедневно утром ранним,

Не ведая, что будет впереди,

Они идут, работают  с  желаньем,

Оставив всё плохое позади.

Как хочется, чтоб люди молодые

Пускали корни на родной земле,

Поженились парни холостые,

Девчат оставив на селе.

Иначе скоро не услышим,

Мы в переулках детских голосов.

Ведь для детей живём и дышим

И это ясно всем без слов.

Как хочется немножечко вниманья,

Чтоб обратили власти на село,

Осуществились наши  бы желанья,

И нам жилось в деревне хорошо.

 

Д.Читают выразительно стихи.

Стих Сергея Есенина

Село 

Село! В душе моей покой.
Село в Украйне дорогой.
И, полный сказок и чудес,
Кругом села зеленый лес.
Цветут сады, белеют хаты,
А на горе стоят палаты,
И перед крашеным окном
В шелковых листьях тополя,
А там всё лес, и всё поля,
И степь, и горы за Днепром...
И в небе темно-голубом
Сам Бог витает над селом.

‹1914›

Отрывок из стиха А.С. Пушкина «Деревня»

Я твой — люблю сей темный сад
С его прохладой и цветами,
Сей луг, уставленный душистыми скирдами,
Где светлые ручьи в кустарниках шумят.
Везде передо мной подвижные картины:
Здесь вижу двух озер лазурные равнины,
Где парус рыбаря белеет иногда,
За ними ряд холмов и нивы полосаты,
Вдали рассыпанные хаты,
На влажных берегах бродящие стада,
Овины дымные и мельницы крилаты;
Везде следы довольства и труда…

У. Молодцы!  Объявляю следующую остановку: «Музейная»

Дети, мы совершили экскурсию в школьный краеведческий  музей. Какие предметы быта вы там видели?

Д. Мы видели прялку,  зыбку, ступы, чугунные утюги, веретёна, самотканые половички, лапти  (Презентация)

У.Это старинные вещи сделанные руками умельцев нашего села. Ими когда-то пользовались ваши прабабушки и бабушки. Наше село славилось  валяльщиками валенок. Их валяли очень многие мастера. В соседнем селе делали из глины горшки, другие соседи  делали дубовые бочки.

У.А какие предметы у нас здесь?

Д. Глиняные горшки, веретёна, прялка.

В. Этими предметами и сейчас пользуются ваши бабушки. Они прядут шерсть и вяжут вам носки.

Это станция «Загадочная».

Дети, отгадайте загадки.

Здесь родился, живешь,
Уезжаешь — скучаешь,
Как зовут это место, знаешь? 
(Родина)
* * *
Люблю поле и березки,
И скамейку под окном,
Заскучаю — вытру слезки,
Вспоминая о родном.
Никуда я не уеду,
Буду здесь работать, жить,
Сердцу место дорогое
Буду я всегда любить!
Место это знаю я,
А вы знаете, друзья? 
(Родина)

* * *
Подрасту, и вслед за братом
Тоже стану я солдатом,
Буду помогать ему
Охранять мою... (страну)
* * *

Любой профессии военной
Учиться нужно непременно,
Чтоб быть опорой для страны,
Сберечь Россию от... (войны)

* * *

 Наше путешествие завершается.   Ребята, мы взрослые и дети любим свою  большую и малую Родину  за красоту природы, за могучие реки, за прекрасные песни,  за талантливость народа, за его смелость, за его подвиги в годы Великой Отечественной войны.

Итог занятия.

У.Что нового вы узнали сегодня о нашем селе?

Д.Ответы детей

У. Спасибо всем ребятам. С заданииями вы справились достойно.

Рефлексия

Учитель зажигает свечу:  Ребята, эта свеча - символ тепла, света, родного очага, малой родины. Я предлагаю вам,  передавая ее  друг другу, ответить на вопросы:

  • Какие впечатления у вас остались?
  • Что вам дал этот урок?

Ребята, кому понравился наш классный час – поднимите солнышко, кто ничего для себя хорошего не извлек – поднимите тучку.

C:\Users\Comp\Desktop\солнышко.jpg C:\Users\Comp\Desktop\т.jpeg

Используемая литература:

Харисова Л.А. Родина моя Татарстан – Казань: Магариф,2005

Закирова К.Ф.  На поляне детства – Казань: Редакционно-издательский центр,2011

Рахимов И.И., Ибрагимова К.К.  Растительный и животный мир Татарстана. Казань: Магариф, 2006.

Пармузин Ю.П.   Живая география, - М.: Просвещение, 2004

Богуславская И.Г.  Каждое дело – творчески, - Казань, ИПКРО, 2001

Дружкова О.Н.  1000 весёлых загадок для детей. – М.:АСТ,2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Талакан - моя малая Родина"

Классный час рассчитан на учащихся 5 - 9 классов. В сценарии классного часа раскрывается история поселка Талакан, отражены этапы строительства Бурейской ГЭС....

Классный час "Магадан - моя малая родина"

Материал классного часа посвящен юбилею Магадана. В нем рассказывается об истории города, его прошлом и настоящем. Предназначен для проведения в страших классах. Форма проведения - Диалог с властью....

Классный час "Кузбасс - моя малая родина"

Воспитание любви и уважения к своей малой родине....

Классный час "Звенигород-моя малая Родина"

Классный час "Звенигород-моя малая Родина". Конспект урока и мини-фильм о Звенигороде под песню Визбора....

Классный час тема "Моя малая родина - поселок Бохан"

Классный час тема "Моя малая родина - поселок Бохан"Цель:Расширение и углубление знания учащихся об истории родного поселка.Задачи: Образовательная: обобщить понятия: Родина, малая родинаРазвиваю...

Классный час. 10 класс. "Малая Родина - начало большой Отчизны" (80 лет Ленинскому району)

Классный час разработан для учащихся 10 класса и предполагает самостоятельную поисковую деятельность учеников...

Классный час "Хакасия - моя малая Родина!"

Знание своих истоков, своей малой Родины, имеет решающее значение для формирования и становления личности ребенка как гражданина и патриота своей Отчизны....