Классный час "Хакасия - моя малая Родина!"
классный час (6, 7 класс)
Знание своих истоков, своей малой Родины, имеет решающее значение для формирования и становления личности ребенка как гражданина и патриота своей Отчизны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl._chas_hakasiya_-_moya_malaya_rodina.docx | 36.55 КБ |
hakasiya_-_moya_malaya_rodina.pptx | 3 МБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие,
Самойлова Наталья Владимировна,
учитель английского языка
МБОУ «СОШ №3» г. Абакана
Классный час «Хакасия – моя малая Родина!»
6 – 7 класс
Цель: формирование гражданского самосознания у детей, гордости за свою малую Родину.
Задачи: 1. прививать любовь и уважение к родному краю;
2. расширить и обобщить знания обучающихся об интересных фактах родного края;
3. развивать познавательную активность обучающихся.
Обородувание: презентация, выставка книг, посвященных жизни родного края, музыкальный видеоклип о Хакасии.
Форма проведения мероприятия: виртуальная экскурсия.
Ход классного часа
Учитель: Добрый день, ребята. Сегодняшний классный час я хотела бы начать со стихотворения «О Родине»:
Что Родиной моей зовется?
Себе я задаю вопрос.
Река, что за домами вьется,
Иль куст кудрявых красных роз?
Вон та осенняя березка?
Или весенняя капель?
А может радуги полоска?
Или морозный зимний день?
Все то, что с детства рядом было?
Но это станет все пустяк
Без маминой заботы милой,
И без друзей мне все не так.
Та вот что Родиной зовется!
Чтоб были рядышком всегда
Все, кто поддержит, улыбнется,
Кому нужна и я сама!
(А.В. Жигулин)
Учитель: Что для вас значит Родина? (ответы учащихся).
Слайд 1. Учитель: Ребята, всех присутствующих сегодня в классе: и учителей, и учеников – объединяет одно: мы граждане России. А в этой стране есть наша маленькая республика Хакасия. Столица – город Абакан. Город, где мы учимся и живем. Итак, сегодня мы совершим обзорную экскурсию по родному краю при помощи наших ведущих.
Слайд 2, 3. Ведущий 1: Совсем немного места занимает Хакасия на карте нашей великой страны. На Западе Республика граничит с Кемеровской областью, на юго-западе – с Республикой Алтай, на севере и востоке – с Красноярским краем, на юго–востоке – с Республикой Тыва.
Хакасия моя! Земля моя родная!
Любимый край! Сердечный мой бальзам!
Я лишь тебе , всем сердцем прирастая,
Свой долг сполна, как матери отдам!
(Светлана Ромашина)
Слайд 4. Ведущий 2: У каждой страны есть свои государственные символы – флаг, герб и гимн.
Флаг Республики Хакасия представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трех горизонтальных полос синего, белого и красного цветов, и прилегающей к древку вертикальной полосы зеленого цвета, на которой помещен золотисто-белый солнечный диск. Три цвета флага соответствуют цветам Государственного флага Российской Федерации, подчеркивая тем самым, что Республика Хакасия – субъект Российской Федерации. Зеленый цвет – традиционный цвет Сибири – означает вечность жизни, возрождение, дружбу и братство народов Хакасии. Солярный знак на флаге символизирует дань уважения к поколениям людей, живущих на земле Хакасии.
Государственный герб Республики Хакасия представляет собой серебряный круглый щит в центре которого помещено красное хакасское традиционное женское нагрудное украшение пого. На пого изображен в прыжке серебряный крылатый барс с золотыми глазами и когтями. С обеих сторон пого окружено венком из красных ветвей с зелеными зубчатыми березовыми листьями. Внизу зеленая панель с золотой надписью Хакасия. В верхней части герба – солярный знак.
Слайд 5. Ведущий 3: Хакасия – многонациональная Республика. Численность населения республики по данным Росстата составляет 535 796 чел. (2015). Плотность населения — 8,7-1 чел./км2 (2015). Городское население — 68,49 % (2015). Всего в Республике Хакасия по данным переписи населения 2002 года проживали представители свыше 100 национальностей.
Учитель: Что вы знаете о хакасском национальном костюме? (ответы учащихся).
Слайд 6. Ведущий 4: Традиционная одежда разделялась на повседневную и праздничную. Праздничный костюм хакасов достаточно красочен, ярок, самобытен. Не в последнюю очередь это связано с материалами, из которых изготавливалась одежда - шелк, парча, плис (черный бархат), ценные меха. Уникальность ей придают орнамент, покрой и декор, которые находятся между собой в гармоничном сочетании. По одежде можно было судить о социальной принадлежности, семейном положении человека, мастерстве изготовителя одежды.
Основным видом нательного белья у хакасских мужчин являлась рубаха, а у женщин - платье. Рубаха и платье были одинакового покроя - широкие в подоле, объемные в рукаве, с разрезом на груди и отложным воротником. Рубаха была длиной до половины бедра, без вышитых орнаментов. Наплечники шились из той же ткани, что и сама рубаха. Платье же закрывало женскую фигуру полностью, оставляя открытыми лишь шею, голову и кисти рук. Полики, обшлага и подол женского платья делались из другой ткани. На них вышивался национальный растительный орнамент. К женскому костюму предъявлялось больше требований в зависимости от семейного и возрастного статуса владелицы. Характерным признаком замужних женщин являлась безрукавка «сигедек», носимых поверх халатов и шуб. Молодые женщины носили распашные кафтаны из черного сукна и плиса.
Учитель: Когда был основан город Абакан? Какие достопримечательности города вы можете назвать? (ответы учащихся).
Слайд 7. Ведущий 1: Город в котором мы родились и живем является признанным промышленным, культурным и научным центром Хакасии. В 1675 году близ устья реки Абакан построен Абаканский острог (Абаканск), положивший начало освоению Минусинской котловины. В 1780-х годах возникло село Усть-Абаканское; с 1925 года - посёлок Хакасск; в 1931 посёлок преобразован в город Абакан. Абакан - это уникально обособленный город, со своим микроклиматом, психологическим и природным. Абаканцы отличаются от жителей других городов. Уникальность Абакана заключается в характере абаканцев, среди которых есть немало талантливых людей в самых различных сферах.
Абакан родной – моя столица!
Город солнца, песен и друзей!
Абакан родной, тобой гордится
Весь народ Хакасии моей.
Отказался ты от улиц узких
И как всадник в степи ускакал.
Абакан – “Медвежья кровь”
По-русски,
По-хакасски просто
Ты АГБАН.
(Н.Доможаков)
Учитель: Ребята, чем может славиться родной край? (ответы учащихся).
Слайд 8. Ведущий 2:
Золотая Хакасия, солнечный край, Ведущий 3: Кадышев Семен Прокопьевич родился в бедной многодетной семье охотника и сказителя. Искусство хайджи перенял у отца. Род Кадышевых из поколения в поколение славился своими потомственными сказителями, мастерски владевшими хакасскими народными инструментами — чатханом и хомысом. С. П. Кадышев знал свыше тридцати героических сказаний, десятки легенд, преданий и сказок. Первые героические сказания «Албынжи» и «Богатырь на буланом коне» были опубликованы в 50-е годы ХХ века. В 1954 году С. П. Кадышев первым из хакасских фольклористов был принят в члены Союза писателей СССР. Из всех многочисленных сказителей Хакасии имел самую громкую славу. Сейчас имя Кадышева носит Хакасский республиканский центр культуры и народного творчества и названа одна из улиц города Абакана. Ведущий 4: Николай Фёдорович Катанов родился в местности Узюм у села Аскиз, являлся российским тюркологом, профессором Императорского Казанского университета и Казанской духовной академии, доктор сравнительного языкознания, этнографом, фольклористом, общественным деятелем. Считается первым хакасским учёным. В 1994 году имя Н.Ф. Катанова было присвоено Хакасскому Государственному Университету, а в 1997 году на проспекте Ленина ему был установлен памятник. Ведущий 1: Николай Георгиевич Доможаков (12 июля 1916 — 16 ноября 1976) — хакасский писатель, родился в семье батрака в улусе Хызыл-Хас (ныне Усть-Абаканский район Хакасии). Окончил Абаканское педагогическое училище, после чего работал сельским учителем. В 1939 году поступил в Абаканский учительский институт, а в 1941 — в аспирантуру Института языка и письменности народов СССР. В 1940-е годы участвовал в создании Хакасского НИИ языка, литературы и истории, который потом и возглавил. В период с 1958 по 1963 год возглавлял Союз писаталей Хакасской АО. До самой смерти преподавал в Абаканском пединституте. Первые произведения Доможакова были опубликованы в 1935 году. Он является автором первого в хакасской литературе романа — «В далеком аале» — повествующего о первых годах советской власти в Хакасии. Доможаков перевёл на хакасский язык ряд произведений У. Шекспира, А. С. Пушкина, М. Горького. Также он является автором многих трудов по хакасскому языкознанию. Его имя присвоено Национальной библиотеке Хакасии. Учитель: каких известных людей Хакасии вы можете еще назвать? (ответы учащихся). Учитель: Назовите самую крупную ГЭС в России. (ответы учащихся). Слайд 9. Ведущий 2: Основа всей экономики региона — технологически связанные: гидроэлектроэнергетика и производство алюминия. В энергосистему Хакасии входят: Саяно-Шушенская ГЭС, самая мощная в России — 6400 МВт), Майнская ГЭС (мощность 321 МВт) и три ТЭЦ суммарной мощностью 300 МВт. На территории республики находятся Саяногорский и Хакасский алюминиевые заводы, а также ОАО «Саянская фольга» (все принадлежат «Российскому алюминию»). Также в регионе осуществляется добыча угля (ООО «Угольная компания „Разрез Степной“» и Черногорский филиал ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания»). Коэффициент душевого производства по электроэнергии — 7,3, самый высокий в России; по углю — 5,3. Хакасия также развитый сельскохозяйственный район Южной Сибири. Обширные площади, занятые пастбищами и сенокосами — основа развития животноводства (тонкорунное овцеводство, молочное животноводство). Важную роль играет коневодство. В растениеводстве главные культуры: пшеница, ячмень, овёс, просо. Из технических культур —подсолнечник, сахарная свёкла. Сельскохозяйственные угодья составляют менее 20 % от площади региона. Учитель: Приходилось ли вам пробовать блюда хакасской национальной кухни? Знаете ли вы их названия? (ответы учащихся). Слайд 10. Ведущий 3: Национальная кухня Хакасии имеет свои неповторимые особенности и традиции. Основной пищей хакасов, как и других скотоводческих народов юга Сибири, составляли молочные продукты, растительная пища в летнее время, а с наступлением зимы в пищу употреблялось мясо домашнего скота и птицы, пойманная рыба, добытое охотниками мясо и дичь. Из молока приготавливались большое количество различных сыров, сметана, масло, творог которые в сочетании с другими продуктами составляли большую часть блюд. В хакасской кухне достаточно большое количество блюд приготовлено на сметане. Слайд 11. Ведущий 4: Природа Хакасии неповторима. Это край степей и гор, рек и озер. Однажды побывав в этом крае, сюда хочется возвращаться снова и снова. Хакасия, край мой! Родные просторы, Учитель: Какие чудеса Хакасии вам известны? Что вы можете о них сказать? (ответы учащихся). Слайд 12. Ведущий 1: Республику Хакасию по праву называют «Меккой сибирской археологии». С давних времён и по сей день, многие хакасы сумели сохранить свою уникальную шаманскую культуру, несмотря на то, что эти земли подвергались завоеваниям, как со стороны исламских цивилизаций, так и со стороны завоевателей, которые принесли сюда православие. Возможно, поэтому здесь каждый квадратный километр богат памятниками древнейших культур и верований. К примеру, «Улуг Хуртуяк Тас», что в переводе означает «Большая каменная бабушка» – одна из самых старинных достопримечательностей Хакасии. Этот исторический объект предстаёт в виде беременной женщины и является символом женского начала. Бытует мнение, что невероятная энергетика этого объекта, способна дать возможность для зачатия ребёнка, и как следствие, сюда со всего мира съезжаются шаманы, которые хотят восстановить силы для врачевания, туристы и паломники. Учитель: Каких животных Хакасии вы можете назвать? Существуют ли проблемы по охране животного мира Хакасии? (ответы учащихся). Слайд 13. Ведущий 2: Фауна республики Хакасия полностью отражает животных и природу заповедника. Из мелких млекопитающих распространены такие животные, как джунгарский хомяк, заяц-русак, лисица, полевка, длиннохвостый суслик и джунгарский хомяк. К крупным – волк, косуля, бурый медведь, рысь, росомаха, саянский северный олень, лось, кабарга, марал. Марал, это красивый благородный и наиболее крупный подвид оленя, который обитает в нашей стране. Питается марал разной растительностью. Территорию занимают по размерам, зависящую от того, насколько на ней много корма. Живут в горах стадами, ведут кочевой образ жизни. Волки, тигры, рычи, леопарды, медведи и росомахи являются природными врагами маралов. Но, с полным правом можно считать главным врагом благородного оленя, человека. Слайд 14. Учитель: Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы. Где бы мы не жили, на каком бы языке ни говорили, Россия – наша общая, большая, единственная Отчизна. Однако у каждого из нас есть еще и свой, милый сердцу уголок земли, где мы увидели свет солнца, сделали первые шаги, получили путевку в жизнь. Это место - несравнимо ни с чем другим. Это наш порог жизни. Малая Родина. Цвети, моя Хакасия, любимая земля! Пусть мир, любовь, согласие Придут в твои края. Пусть будут молоды всегда, идеями полны, Твои, Хакасии, сыны! (Сергей Волошанин) Учитель: 1. Ребята, что нового вы узнали из данной экскурсии? (ответы учащихся) 2. Если бы вы были главой Республики, что бы вы хотели сделать для родного края? (ответы учащихся) В заключение просмотр видеоклипа с песней «Степной мираж» в исполнении нашего земляка Руслана Ивакина. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Хакасия любимая моя! Хакасия моя! Земля моя родная! Любимый край! Сердечный мой бальзам! Я лишь тебе , всем сердцем прирастая, Свой долг сполна, как матери отдам! (Светлана Ромашина )
Хакасия – субъект Российской Федерации. Хакасия – субъект Российской Федерации
Символы Хакасии Флаг Герб
Хакасия-многонациональная Республика Народ Численность в 2010 году, %. Русские 81,7 % Хакасы 12,1 % Немцы 1,1 % Украинцы 1,0 % Татары 0,6 % Другие 3,97 % Население Республики Хакасия — 535 796 чел. (2015), плотность населения — 8,7 чел./км², удельный вес городского населения — 68, 49 %. Национальный состав населения Республики Хакасия по данным 2010 года был следующим:
Национальный костюм хакасов У мужчин рубаха ( ир кӧгенек ), а у женщин — платье ( ипчі кӧгенек ) шились предпочтительно из ткани ярких цветов. Подтаёжная часть населения носила рубахи из холста. Остальные из хлопчатобумажных тканей. Наиболее зажиточные хакасы имели шелковые рубашки и платья, которые надевали по праздникам.
Столица Хакасии – город Абакан. Спасо - Преображенский собор Драматический театр им. М. Ю. Лермонтова Памятник воинской Славы
Знаменитые люди Хакасии Кадышев Семен Прокопьевич (1885 – 1977) Николай Федорович Катанов (1862 – 1922) Доможаков Николай Георгиевич (1916 – 1976)
Экономика Хакасии Саяно-Шушенская ГЭС Добыча угля Сельское хозяйство
Блюда хакасской кухни Бог (баранья нога) Талкан (печенье) Потхы (каша) Хыйма Мюн (бульон)
Хакасия – край озер, родников и рек.
Хакасии любимые места Улуг Хуртуях Тас Салбыкский курган Сундуки
Животный мир Хакасии
Мы гордимся своей Республикой! Цвети, моя Хакасия, любимая земля! Пусть мир, любовь, согласие Придут в твои края. Пусть будут молоды всегда, идеями полны, Твои, Хакасии, сыны! (Сергей Волошанин )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Моя малая Родина - Пермский край"
Интеллектуальная игра для учащихся 7-9 классов....
методический материал для проведения цикла классных часов "Моя Малая Родина"
Данная работа представляет собой рекомендации по проведению цикла классных часов по изучению родного города....
классный час "Моя малая родина"
В разработке классного часа вы узнаете об истории возникновения села, о людях, проживающих в нем....
Классный час "Моя малая Родина"
Россия – огромная страна! Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до южных морей. Есть у нас высокие горы, полноводные реки, глубокие озёра, густые леса и бескрайние степи. Есть и ...
Классный час "Моя малая Родина - край Нижегородский"
Материал рассчитан на занятия с детьми 11-13 лет. Разработка включает в себя викторину по истории Нижегородского края, а также мероприятие по истории Богородского района....
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА "МОЯ МАЛАЯ РОДИНА"
Как организовать воспитательную работу в классе? Каким содержанием её наполнить? На что обратить внимание при определении задач и видов деятельности? Какими средствами, с опорой на какие ценности восп...
Классный час "Моя Малая Родина"
Классный час для уч-ся 9 класса "Моя Малая Родина - Санкт-Петербург"...