Классный час "Хакасия - моя малая Родина!"
классный час (6, 7 класс)

Самойлова Наталья Владимировна

Знание своих истоков, своей малой Родины, имеет решающее значение для формирования и становления личности ребенка как гражданина и патриота своей Отчизны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие,

Самойлова Наталья Владимировна,

учитель английского языка

МБОУ «СОШ №3» г. Абакана

Классный час «Хакасия – моя малая Родина!»

6 – 7 класс

Цель: формирование гражданского самосознания у детей, гордости за свою малую Родину.

Задачи: 1. прививать любовь и уважение к родному краю;

               2. расширить и обобщить знания обучающихся об интересных фактах родного края;

3. развивать познавательную активность обучающихся.

Обородувание: презентация, выставка книг, посвященных жизни родного края, музыкальный видеоклип о Хакасии.

Форма проведения мероприятия: виртуальная экскурсия.

Ход классного часа

Учитель: Добрый день, ребята. Сегодняшний классный час я хотела бы начать со стихотворения «О Родине»:

Что Родиной моей зовется?

Себе я задаю вопрос.

Река, что за домами вьется,

Иль куст кудрявых красных роз?

Вон та осенняя березка?

Или весенняя капель?

А может радуги полоска?

Или морозный зимний день?

Все то, что с детства рядом было?

Но это станет все пустяк

Без маминой заботы милой,

И без друзей мне все не так.

Та вот что Родиной зовется!

Чтоб были рядышком всегда

Все, кто поддержит, улыбнется,

Кому нужна и я сама!

                                   (А.В. Жигулин)

Учитель: Что для вас значит Родина? (ответы учащихся).

Слайд 1. Учитель: Ребята, всех присутствующих сегодня в классе: и учителей, и учеников – объединяет одно: мы граждане России. А в этой стране есть наша маленькая республика Хакасия. Столица – город Абакан. Город, где мы учимся и живем. Итак, сегодня мы совершим обзорную экскурсию по родному краю при помощи наших ведущих.

Слайд 2, 3. Ведущий 1: Совсем немного места занимает Хакасия на карте нашей великой страны. На Западе Республика граничит с Кемеровской областью, на юго-западе – с Республикой Алтай, на севере и востоке – с Красноярским краем, на юго–востоке – с Республикой Тыва.

Хакасия моя! Земля моя родная! 
Любимый край! Сердечный мой бальзам! 
Я лишь тебе , всем сердцем прирастая, 
Свой долг сполна, как матери отдам!

                                     (Светлана Ромашина)

Слайд 4. Ведущий 2: У каждой страны есть свои государственные символы – флаг, герб и гимн.

Флаг Республики Хакасия представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трех горизонтальных полос синего, белого и красного цветов, и прилегающей к древку вертикальной полосы зеленого цвета, на которой помещен золотисто-белый солнечный диск. Три цвета флага соответствуют цветам Государственного флага Российской Федерации, подчеркивая тем самым, что Республика Хакасия – субъект Российской Федерации. Зеленый цвет – традиционный цвет Сибири – означает вечность жизни, возрождение, дружбу и братство народов Хакасии. Солярный знак на флаге символизирует дань уважения к поколениям людей, живущих на земле Хакасии.

Государственный герб Республики Хакасия представляет собой серебряный круглый щит в центре которого помещено красное хакасское традиционное женское нагрудное украшение пого. На пого изображен в прыжке серебряный крылатый барс с золотыми глазами и когтями. С обеих сторон пого окружено венком из красных ветвей с зелеными зубчатыми березовыми листьями. Внизу зеленая панель с золотой надписью Хакасия. В верхней части герба – солярный знак.

Слайд 5. Ведущий 3: Хакасия – многонациональная Республика. Численность населения республики по данным Росстата составляет 535 796 чел. (2015). Плотность населения — 8,7-1 чел./км2 (2015). Городское население — 68,49 % (2015). Всего в Республике Хакасия по данным переписи населения 2002 года проживали представители свыше 100 национальностей.

Учитель: Что вы знаете о хакасском национальном костюме? (ответы учащихся).

Слайд 6. Ведущий 4: Традиционная одежда разделялась на повседневную и праздничную. Праздничный костюм хакасов достаточно красочен, ярок, самобытен. Не в последнюю очередь это связано с материалами, из которых изготавливалась одежда - шелк, парча, плис (черный бархат), ценные меха. Уникальность ей придают орнамент, покрой и декор, которые находятся между собой в гармоничном сочетании. По одежде можно было судить о социальной принадлежности, семейном положении человека, мастерстве изготовителя одежды.

Основным видом нательного белья у хакасских мужчин являлась рубаха, а у женщин - платье. Рубаха и платье были одинакового покроя - широкие в подоле, объемные в рукаве, с разрезом на груди и отложным воротником. Рубаха была длиной до половины бедра, без вышитых орнаментов.  Наплечники шились из той же ткани, что и сама рубаха. Платье же закрывало женскую фигуру полностью, оставляя открытыми лишь шею, голову и кисти рук. Полики, обшлага и подол женского платья делались из другой ткани. На них вышивался национальный растительный орнамент. К женскому костюму предъявлялось больше требований в зависимости от семейного и возрастного статуса владелицы. Характерным признаком замужних женщин являлась безрукавка «сигедек», носимых поверх халатов и шуб. Молодые женщины носили распашные кафтаны из черного сукна и плиса.

Учитель: Когда был основан город Абакан? Какие достопримечательности города вы можете назвать? (ответы учащихся).

Слайд 7. Ведущий 1: Город в котором мы родились и живем является признанным промышленным, культурным и научным центром Хакасии. В 1675 году близ устья реки Абакан построен Абаканский острог (Абаканск), положивший начало освоению Минусинской котловины. В 1780-х годах возникло село Усть-Абаканское; с 1925 года - посёлок Хакасск; в 1931 посёлок преобразован в город Абакан. Абакан - это уникально обособленный город, со своим микроклиматом, психологическим и природным. Абаканцы отличаются от жителей других городов. Уникальность Абакана заключается в характере абаканцев, среди которых есть немало талантливых людей в самых различных сферах.

Абакан родной – моя столица!
Город солнца, песен и друзей!
Абакан родной, тобой гордится
Весь народ Хакасии моей.
Отказался ты от улиц узких
И как всадник в степи ускакал.
Абакан – “Медвежья кровь”
По-русски,
По-хакасски просто
Ты АГБАН.
                      (Н.Доможаков)

Учитель: Ребята, чем может славиться родной край? (ответы учащихся).

Слайд 8. Ведущий 2:

Золотая Хакасия, солнечный край,
Полюбились навек мне родные просторы,
Вековая тайга, твой ореховый рай,
Богатырь Енисей и Саянские горы.
Нежно краски твои мне ласкают глаза,
Я парю, глядя в даль на Таштыпское поле,
Вот река Абакан, вот моя Абаза,
Табуны скакунов, что резвятся на воле.
Много бурь над тобой пронеслось за века,
Прошумел над тобой миллион ураганов,
Сколько вод унесла через годы река,
Охраняя покой твоих древних курганов.
Здесь и Кадышев пел, Каратанов творил,
Кильчичаков писал и работал Топанов,
Доможаков вершину свою покорил,
Путь в науку торил знаменитый Катанов.
                 (Из стихотворения "Хакасия" Д. Логачева)

Ведущий 3: Кадышев Семен Прокопьевич родился в бедной многодетной семье охотника и сказителя. Искусство хайджи перенял у отца. Род Кадышевых из поколения в поколение славился своими потомственными сказителями, мастерски владевшими хакасскими народными инструментами — чатханом и хомысом.

С. П. Кадышев знал свыше тридцати героических сказаний, десятки легенд, преданий и сказок. Первые героические сказания «Албынжи» и «Богатырь на буланом коне» были опубликованы в 50-е годы ХХ века. В 1954 году С. П. Кадышев первым из хакасских фольклористов был принят в члены Союза писателей СССР. Из всех многочисленных сказителей Хакасии имел самую громкую славу. Сейчас имя Кадышева носит Хакасский республиканский центр культуры и народного творчества и названа одна из улиц города Абакана.

Ведущий 4: Николай Фёдорович Катанов  родился в  местности Узюм у села Аскиз, являлся  российским тюркологом, профессором Императорского Казанского университета и Казанской духовной академиидоктор сравнительного языкознанияэтнографомфольклористом, общественным деятелем. Считается первым хакасским учёным. В 1994 году имя Н.Ф. Катанова было присвоено Хакасскому Государственному Университету, а в 1997 году на проспекте Ленина ему был установлен памятник.

Ведущий 1: Николай Георгиевич Доможаков (12 июля 1916 — 16 ноября 1976) — хакасский писатель, родился в семье батрака в улусе Хызыл-Хас (ныне Усть-Абаканский район Хакасии). Окончил Абаканское педагогическое училище, после чего работал сельским учителем. В 1939 году поступил в Абаканский учительский институт, а в 1941 — в аспирантуру Института языка и письменности народов СССР. В 1940-е годы участвовал в создании Хакасского НИИ языка, литературы и истории, который потом и возглавил. В период с 1958 по 1963 год возглавлял Союз писаталей Хакасской АО. До самой смерти преподавал в Абаканском пединституте. Первые произведения Доможакова были опубликованы в 1935 году. Он является автором первого в хакасской литературе романа — «В далеком аале» — повествующего о первых годах советской власти в Хакасии. Доможаков перевёл на хакасский язык ряд произведений У. ШекспираА. С. ПушкинаМ. Горького. Также он является автором многих трудов по хакасскому языкознанию. Его имя присвоено Национальной библиотеке Хакасии.

Учитель: каких известных людей Хакасии вы можете еще назвать? (ответы учащихся).

Учитель: Назовите самую крупную ГЭС в России. (ответы учащихся).

Слайд 9. Ведущий 2: Основа всей экономики региона — технологически связанные: гидроэлектроэнергетика и производство алюминия.

В энергосистему Хакасии входят: Саяно-Шушенская ГЭС, самая мощная в России — 6400 МВт), Майнская ГЭС (мощность 321 МВт) и три ТЭЦ суммарной мощностью 300 МВт.

На территории республики находятся Саяногорский и Хакасский алюминиевые заводы, а также ОАО «Саянская фольга» (все принадлежат «Российскому алюминию»).

Также в регионе осуществляется добыча угля (ООО «Угольная компания „Разрез Степной“» и Черногорский филиал ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания»).

Коэффициент душевого производства по электроэнергии — 7,3, самый высокий в России; по углю — 5,3.

Хакасия также развитый сельскохозяйственный район Южной Сибири. Обширные площади, занятые пастбищами и сенокосами — основа развития животноводства (тонкорунное овцеводство, молочное животноводство). Важную роль играет коневодство. В растениеводстве главные культуры: пшеницаячменьовёспросо. Из технических культур —подсолнечниксахарная свёкла. Сельскохозяйственные угодья составляют менее 20 % от площади региона.

Учитель: Приходилось ли вам пробовать блюда хакасской национальной кухни? Знаете ли вы их названия? (ответы учащихся).

Слайд 10. Ведущий 3: Национальная кухня Хакасии имеет свои неповторимые особенности и традиции. Основной пищей хакасов, как и других скотоводческих народов юга Сибири, составляли молочные продукты, растительная пища в летнее время, а с наступлением зимы в пищу употреблялось мясо домашнего скота и птицы, пойманная рыба, добытое охотниками мясо и дичь. Из молока приготавливались большое количество различных сыров, сметана, масло, творог которые в сочетании с другими продуктами составляли большую часть блюд. В хакасской кухне достаточно большое количество блюд приготовлено на сметане.
Немало продуктов питания приготовлены из зерна и муки. Традиционным блюдом можно уверенно назвать талган, он готовится из обжаренного ячменя, перемалываемого вручную в сочетании с другими продуктами. Из дрожжевого теста выпекаются лепешки (чалбах), коржики (коптиргес), ореховое печенье (хузухты халас). С русскими переселенцами и появлением картофеля (яблах) в национальной кухне стали приготавливать картофельные супы, картофельные пюре на сметане (яблах потхы). Большое количество блюд в хакасской кухне отводилось мясу домашних животных, птицы, дичи и рыбы. Необходимо сказать, что мясные блюда составляли очень большое разнообразие. Из крови барана или овцы приготавливается популярный хан, из тонких кишок барана готовился орамыс, руками умельцев создавались замечательные деликатесные колбасы (харты и хайма), отварная конина, баранина. Мясо использовалось в приготовлении различных супов и других национальных блюд. Ни один из праздников не обойдется без щедро накрытого стола, украшенного лучшими блюдами, приготовленные заботливыми руками хозяйки. Помимо своих питательных значений, национальные блюда имеют целебные свойства.

Слайд 11. Ведущий 4: Природа Хакасии неповторима. Это край степей и гор, рек и озер. Однажды побывав в этом крае, сюда хочется возвращаться снова и снова.

Хакасия, край мой! Родные просторы,
Вы мне улыбаетесь морем огней,
Широкие степи, высокие горы
Навеки в душе сохранятся моей.
                               (М.Кильчичаков)

Учитель: Какие чудеса Хакасии вам известны? Что вы можете о них сказать? (ответы учащихся).

Слайд 12. Ведущий 1: Республику Хакасию по праву называют «Меккой сибирской археологии». С давних времён и по сей день, многие хакасы сумели сохранить свою уникальную шаманскую культуру, несмотря на то, что эти земли подвергались завоеваниям, как со стороны исламских цивилизаций, так и со стороны завоевателей, которые принесли сюда православие. Возможно, поэтому здесь каждый квадратный километр богат памятниками древнейших культур и верований. К примеру, «Улуг Хуртуяк Тас», что в переводе означает «Большая каменная бабушка» – одна из самых старинных достопримечательностей Хакасии. Этот исторический объект предстаёт в виде беременной женщины и является символом женского начала. Бытует мнение, что невероятная энергетика этого объекта, способна дать возможность для зачатия ребёнка, и как следствие, сюда со всего мира съезжаются шаманы, которые хотят восстановить силы для врачевания, туристы и паломники.

Учитель: Каких животных Хакасии вы можете назвать? Существуют ли проблемы по охране животного мира Хакасии? (ответы учащихся).

Слайд 13. Ведущий 2: Фауна республики Хакасия полностью отражает животных и природу заповедника.

Из мелких млекопитающих распространены такие животные, как джунгарский хомяк, заяц-русак, лисица, полевка, длиннохвостый суслик и джунгарский хомяк.

К крупным – волк, косуля, бурый медведь, рысь, росомаха, саянский северный олень, лось, кабарга, марал.

Марал, это красивый благородный и наиболее крупный подвид оленя, который обитает в нашей стране. Питается марал разной растительностью. Территорию занимают по размерам, зависящую от того, насколько на ней много корма. Живут в горах стадами, ведут кочевой образ жизни. Волки, тигры, рычи, леопарды, медведи и росомахи являются природными врагами маралов. Но, с полным правом можно считать главным врагом благородного оленя, человека.

Слайд 14. Учитель: Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы. Где бы мы не жили, на каком бы языке ни говорили, Россия – наша общая, большая, единственная Отчизна. Однако у каждого из нас есть еще и свой, милый сердцу уголок земли, где мы увидели свет солнца, сделали первые шаги, получили путевку в жизнь. Это место - несравнимо ни с чем другим. Это наш порог жизни. Малая Родина.

Цвети, моя Хакасия, любимая земля!

Пусть мир, любовь, согласие

Придут в твои края.

Пусть будут молоды всегда, идеями полны,

Твои, Хакасии, сыны!

                                  (Сергей Волошанин)

Учитель: 1. Ребята, что нового вы узнали из данной экскурсии? (ответы  учащихся)

                  2. Если бы вы были главой Республики, что бы вы хотели сделать для родного края? (ответы учащихся)

В заключение просмотр видеоклипа с песней «Степной мираж» в исполнении нашего земляка Руслана Ивакина.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Хакасия – моя малая Родина! Составитель: учитель английского языка МБОУ «СОШ №3» г. Абакана Самойлова Наталья Владимировна Хакасия – моя малая Родина!

Слайд 2

Хакасия любимая моя! Хакасия моя! Земля моя родная! Любимый край! Сердечный мой бальзам! Я лишь тебе , всем сердцем прирастая, Свой долг сполна, как матери отдам! (Светлана Ромашина )

Слайд 3

Хакасия – субъект Российской Федерации. Хакасия – субъект Российской Федерации

Слайд 4

Символы Хакасии Флаг Герб

Слайд 5

Хакасия-многонациональная Республика Народ Численность в 2010 году, %. Русские 81,7 % Хакасы 12,1 % Немцы 1,1 % Украинцы 1,0 % Татары 0,6 % Другие 3,97 % Население Республики Хакасия — 535 796 чел. (2015), плотность населения — 8,7 чел./км², удельный вес городского населения — 68, 49 %. Национальный состав населения Республики Хакасия по данным 2010 года был следующим:

Слайд 6

Национальный костюм хакасов У мужчин рубаха ( ир кӧгенек ), а у женщин — платье ( ипчі кӧгенек ) шились предпочтительно из ткани ярких цветов. Подтаёжная часть населения носила рубахи из холста. Остальные из хлопчатобумажных тканей. Наиболее зажиточные хакасы имели шелковые рубашки и платья, которые надевали по праздникам.

Слайд 7

Столица Хакасии – город Абакан. Спасо - Преображенский собор Драматический театр им. М. Ю. Лермонтова Памятник воинской Славы

Слайд 8

Знаменитые люди Хакасии Кадышев Семен Прокопьевич (1885 – 1977) Николай Федорович Катанов (1862 – 1922) Доможаков Николай Георгиевич (1916 – 1976)

Слайд 9

Экономика Хакасии Саяно-Шушенская ГЭС Добыча угля Сельское хозяйство

Слайд 10

Блюда хакасской кухни Бог (баранья нога) Талкан (печенье) Потхы (каша) Хыйма Мюн (бульон)

Слайд 11

Хакасия – край озер, родников и рек.

Слайд 12

Хакасии любимые места Улуг Хуртуях Тас Салбыкский курган Сундуки

Слайд 13

Животный мир Хакасии

Слайд 14

Мы гордимся своей Республикой! Цвети, моя Хакасия, любимая земля! Пусть мир, любовь, согласие Придут в твои края. Пусть будут молоды всегда, идеями полны, Твои, Хакасии, сыны! (Сергей Волошанин )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Моя малая Родина - Пермский край"

Интеллектуальная игра для учащихся 7-9 классов....

методический материал для проведения цикла классных часов "Моя Малая Родина"

Данная работа представляет собой рекомендации по проведению цикла классных часов по изучению родного города....

классный час "Моя малая родина"

В разработке классного часа вы узнаете об истории возникновения села, о людях, проживающих в нем....

Классный час "Моя малая Родина"

Россия – огромная страна! Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до южных морей. Есть у нас высокие горы, полноводные реки, глубокие озёра, густые леса и бескрайние степи. Есть и ...

Классный час "Моя малая Родина - край Нижегородский"

Материал рассчитан на занятия с детьми 11-13 лет. Разработка включает в себя викторину по истории Нижегородского края, а также мероприятие по истории Богородского района....

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА "МОЯ МАЛАЯ РОДИНА"

Как организовать воспитательную работу в классе? Каким содержанием её наполнить? На что обратить внимание при определении задач и видов деятельности? Какими средствами, с опорой на какие ценности восп...

Классный час "Моя Малая Родина"

Классный час для уч-ся 9 класса "Моя Малая Родина - Санкт-Петербург"...