Классный час "Магадан - моя малая родина"
классный час по краеведению (10 класс) по теме

Рыбалкина Вера Ивановна

Материал классного часа посвящен юбилею Магадана. В нем рассказывается об истории города, его прошлом и настоящем. Предназначен для проведения в страших классах. Форма проведения - Диалог с властью. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc157 КБ

Предварительный просмотр:

Форма мероприятия – беседа

Тема: «Магадан – моя малая родина.»

Характеристика аудитории: учащиеся 10-11 классов

Время: 40 минут

Задачи мероприятия:

  • воспитывать чувства патриотизма, любви и уважения к малой родине,  к любимому городу, к жителям города – магаданцам;
  • оживить в памяти странички истории города, выявить изменения, которые произошли в городе за последние годы, отметить факторы, способствовавшие развитию города, изменению его облика;
  • продолжить работу по формированию навыков анализа исторического материала, сравнения и выводов, умения формулировать вопросы и видеть проблемы, связанные с развитием города.

Применялись следующие методы:

  1. объяснительно-иллюстративный
  2. проблемный
  3. репродуктивный
  4. наглядный

Оборудование: на доске – название темы; даты основных событий этого года, связанные с историей Магадана; эпиграф – стихотворение А. Кымытваль; тематическая выставка книг, экран и мультимедийная установка для демонстраций кадров из истории города и видеоролика о современной столице Колымского края

Ход мероприятия:

        Как человек любимый, Магадан

        Мне дорог вот такой, какой мне дан:

        И снег с дождем – а пишется рассветно,

Я слышу солнце сквозь морозный ветер,

Туман родными делает дома…

Оптимистичен здесь народ весьма.

                                        А. Кымытваль

В начале встречи учитель предлагает вспомнить, с какого события началась история и золотой Колымы, и города Магадана, при этом воссоздать картины прошлого и дополнить рассказ учителя помогает слайдовая презентация (смотри приложение № 6, приложение №1).

Вывод: за последние годы любимый город преобразился и стал краше

Групповое обсуждение вопроса: благодаря кому или чему Магадан превратился в форпост России на востоке страны, в современный город с развитой промышленностью, с наукой и культурой, спортом.

Результаты обсуждения: магаданец – звание особое, оно определяет категорию людей мужества. Именно они, наши земляки, сумели на вечной мерзлоте возвести Колымскую ГЭС, сделать край золотой кладовой страны… Магаданцы – ваши дедушки и бабушки, мамы и папы, это вы. Магаданец – звучит гордо! (смотри  приложение №2)

Учитель подчеркивает важность и значимость деятельности городской власти. Диалог с мэром города Магадана (учащиеся задают вопросы, смотри приложение №3).

Подведение итогов встречи. Обмен мнениями участников встречи о перспективах молодежи в родном городе. Примерная логика подведения итогов с учащимися:

Магадан => наш дом => уютный дом => почти в каждом микрорайоне расцвели уголки для отдыха горожан с цветочными клумбами, фонтанами =>

=> магаданцы любят свой город.

Вы, ребята, в этом году заканчиваете школу, вы на пороге выбора, вам

=> остаться

                => вернуться

России, где вас ждут, где вы продолжите трудиться, преобразуя и дальше любимый город, родной край – свою малую родину.

Просмотр видеоролика «Мой Магадан», подготовленного МТК-Видео (по заказу управления образования мэрии г. Магадана)


Приложение №1

 Предлагаемый вариант начала беседы.

Ребята, уважаемые гости! Мы сегодня собрались на первом уроке в этом учебном году и будем говорить о нашем родном городе Магадане – вспомним страницы истории, поразмышляем о будущем.

  • Такие вы взрослые, отдохнувшие, загоревшие…
  • Кто где отдыхал?..
  • Вы вернулись из отпуска, какие изменения заметили?

Действительно, наш город стал еще краше, преобразился.

А когда-то…

Слайдовая презентация.

На берегу бухты Нагаева выросли первые дома будущего города, у которого имени еще и не было – Магадан.

Точкой отсчета его истории стало 4 июля 1928 г., когда японский пароход «Дайбоши-мару» высадил в устье еще никому не известной реки Ола «аргонавтов из Геолкома», так в шутку называли себя члены Первой Колымской геологической экспедиции. В ее составе было 22 геолога, а возглавлял ее Юрий Билибин. Экспедиция доказала наличие в верховьях Колымы громадных запасов промышленного золота. Собственно, с этой экспедиции и началась история и золотой Колымы, и города Магадана.


Приложение №2:

Предлагаемый вариант беседы

Магадан – столица Колымского края, - город удивительной судьбы и богатой истории. Построенный в тридцатые годы, послуживший для многих людей ГУЛАГом, он переломил свою судьбу, превратился в форпост России на востоке страны, в современный город с развитой промышленностью, наукой, культурой, спортом. Согласитесь, все это произошло благодаря труду и стараниям и тех людей, которые 70 лет назад вступили на эту суровую землю, и тем поколениям колымчан, которые остаются преданными Северу и Магадану.

Магаданец – звание особое, оно определяет категорию людей мужества. Именно они сумели на вечной мерзлоте возвести Колымскую ГЭС, сделать край золотой кладовой страны…

Разные пути привели их в Магадан – невзгоды репрессий, многие приехали по комсомольским путевкам, другие с желанием заработать. По сути, вся страна строила и обживала Магадан. Это делает невозможным поименно назвать тех, кто вложил в его развитие свой труд, свою душу, а многие – жизнь. Но это же обязывает сказать «спасибо» всем людям за то, что вопреки пророчествам пессимистов они возвели на краю земли замечательный город.


Приложение №3

Вопросы мэру

Белякова Лиза – Нам очень нравится, как благоустроен наш город. Будут ли так же выглядеть и окраины Магадана, например, Марчекан – район, в котором я живу?

Шибецкая Алиса – Я несколько лет являюсь мэром класса. И столкнулась с трудностями в организации сплоченной команды. Как это удается Вам?

Епифанов Евгений – Вы много работаете. А есть ли свободное время, как проводите?

Вифлянцев Вениамин – В этом году я заканчиваю 11 классов, хотелось бы быть полезным своему городу. Каковы перспективы для молодежи в Магадане сегодня?


Приложение №4:

Словарь (составлен с учетом использованной литературы, приложение №5):

  1. Магадан – город на побережье Охотского моря, у бухты Нагаева, административный центр Магаданской области
  2. Малая родина – место, где человек родился и проживает в данный момент
  3. «Дайбоши-мару» - японский пароход, высадивший участников Первой Колымской экспедиции
  4. п. Ола – поселок на побережье Охотского моря
  5. Первая Колымская геологическая экспедиция – организована Советским правительством с целью подтвердить отрывочные и противоречивые сведения о наличии полезных ископаемых в крае
  6. Ю. Билибин (1901-1952 гг.) – выдающийся геолог, один из первооткрывателей колымского золота, руководитель экспедиции
  7. Колымская ГЭС – крупнейшая стройка Магаданской области
  8. Репрессии – карательные меры, наказания, применяемые карательными органами
  9. Комсомольцы – члены РКСМ (Российский Коммунистический Союз Молодежи, образован в 1918 году)
  10. А. Кымытваль (1938 г.р.) – известная магаданская писательница.
  11. 4 июля 1928 г. – высадка Первой Колымской геологической экспедиции
  12. 14 июля 1939 г. – Указом Президиума Верховного Совета РСФСР поселок Магадан переименован в город
  13. 12 октября 2008 г. – выборы мэра города Магадана
  14. 30 ноября 2008 г. – 20-летний юбилей МОУ «Гимназия №30»

Приложение №5:

Литература

  1. История Магаданской области: С начала XX века до наших дней. Учебное пособие для учащихся 9-10 классов школ Магаданской области. – Магадан: Книжное издательство, 1982 г.
  2. История Магаданской области: С начала XX века по 1937 год. Учебное пособие для учащихся 10 классов школ Магаданской области. – Магадан: Книжное издательство, 1991 г.
  3. Магадан: Путеводитель-справочник – Магадан: Книжное издательство, 1989 г.
  4. Магадан: Фотоальбом. – Магадан: Книжное издательство, 1996 г.
  5. Магадан – город утреннего солнца: Альбом. – «Книжное издательство Пента», Москва, 2004 г.
  6. Щербинин Б.Г., Леонтьев В.В. – Там, где геологи прошли, - Магадан: Книжное издательство, 1980 г.

Приложение №6

Слайдовая презентация – смотри диск

Приложение №7

Видеоролик – смотри диск



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Моя малая Родина - Пермский край"

Интеллектуальная игра для учащихся 7-9 классов....

методический материал для проведения цикла классных часов "Моя Малая Родина"

Данная работа представляет собой рекомендации по проведению цикла классных часов по изучению родного города....

классный час "Моя малая родина"

В разработке классного часа вы узнаете об истории возникновения села, о людях, проживающих в нем....

Классный час "Моя малая Родина"

Россия – огромная страна! Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до южных морей. Есть у нас высокие горы, полноводные реки, глубокие озёра, густые леса и бескрайние степи. Есть и ...

Классный час "Моя малая Родина - край Нижегородский"

Материал рассчитан на занятия с детьми 11-13 лет. Разработка включает в себя викторину по истории Нижегородского края, а также мероприятие по истории Богородского района....

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА "МОЯ МАЛАЯ РОДИНА"

Как организовать воспитательную работу в классе? Каким содержанием её наполнить? На что обратить внимание при определении задач и видов деятельности? Какими средствами, с опорой на какие ценности восп...

Классный час "Моя Малая Родина"

Классный час для уч-ся 9 класса "Моя Малая Родина - Санкт-Петербург"...