Родительские собрания
материал по теме

Коноваленко Мария Алексеевна

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Тема: «Об этом с тревогой говорят родители …Наркомания.

Что нужно о ней знать?»

Задачи собрания:

  1. Помочь родителям получить достоверную информацию о наркотиках и их влиянии на личность.
  2. Формировать у родителей понимание значимости данной проблемы в обществе, желание предупредить проблему

Форма проведения собрания:  вечер вопросов и ответов

Подготовительная работа к собранию

  • Социологический и анкетный опрос среди учащихся и их родителей
  • Изучение тенденции к риску у старшеклассников
  • Подготовка вопросов родителей и учащихся
  • Проведение классного часа «Я выбираю жизнь!»

Опрос родителей и учащихся

        Учащиеся получают лист опроса и выполняют задание дома вместе с родителями

  1. Большинство наркотиков не вызывает серьезных осложнений здоровья, если принимать их в умеренных количествах.
  2. Наркоманы иногда совершают жестокие криминальные преступления, о которых впоследствии не помнят.
  3. Марихуана вызывает у человека потерю интереса к любимой деятельности.
  4. Каждый раз, когда человек находится в состоянии наркотического опьянения, происходит разрушение клеток мозга, которые в последствие не восстанавливаются.
  5. Каждое принятие наркотиков требует увеличения принимаемой ранее дозы для получения прежнего эффекта.
  6. От инфицированной иглы невозможно заразиться СПИДом.
  7. Алкоголь – это наркотик, позволяющий ощутить свободу и прилив энергии.

Опрос родителей

  1. Общаясь с ребенком, касаетесь ли в разговоре темы наркотиков?
  2. Как реагирует ребенок на ваши вопросы?
  3. Доверяете ли вы вашему ребенку в вопросах, касающихся наркотиков?
  4. Читаете ли вы литературу по этой проблеме?
  5. На какие вопросы по данной теме вы хотели бы получить ответ на родительском собрании?

        Вопросы родителей собираются и анализируются. На основе вопросов составляется предварительный запрос родителей на получение информации по теме собрания

(наиболее частые вопросы)

  1. Почему подростки наиболее подвержены наркомании?
  2. Можно ли реально через наркотики заболеть СПИДом?
  3. Каковы опасности, связанные с наркотиками?

Ход собрания

        I Вступительное слово классного руководителя 

Уважаемые родители! Мамы и папы!

Сегодня мы поговорим с вами о проблеме наркомании среди молодежи и попробуем найти ответ на вопрос «Почему?»

        Наркотики – это токсические вещества, вызывающие поражение многих органов, снижающие иммунитет и приводящие к ранней смерти. Под действием наркотиков у человека происходят резкие изменения психики, появляются галлюцинации – видения, которые не существуют на самом деле. Человек начинает жить новыми ощущениями, ничего не замечая вокруг, ему могут казаться разные вещи. В таком состоянии человек способен на любые поступки и преступления, т.к. у него отсутствует контроль за своим поведением.

        После того, как действие наркотика проходит, наступает очень болезненное состояние, вынуждающее снова применять наркотическое средство.

        По мнению многих исследований, наркомания во многом связана с плохим настроением, очень часто молодые люди впадают в депрессии, из которых выходят тяжело. Депрессивный больной все видит в мрачном свете, тоска парализует его деятельность. Это глубоко несчастные люди, они заражают и других своим тоскливым настроением.

        Иногда депрессия проявляется не только в тоске, но и в тревоге; обычно тревога бывает столь сильной, что человек плачет, не находит себе места и т.д. Депрессия может приводить к пьянству, самоубийству (суициду) и другим несчастьям.

        Суицид – акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания. Это созданный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при которых собственная жизнь как высшая ценность теряет для данного человека смысл. Резко возросло число самоубийств: 

  • в США с 1970 – 1980 г.г. – 1 самоубийство каждые 20 минут;
  • в Венгрии в 90-х годах – 40 самоубийств на 100 тыс. человек в год!
  • В последние 5 лет число самоубийц в нашей стране превысило число убийств, а за 70 лет число самоубийств среди молодёжи возросло в 7 раз.

Смертность населения от убийств и самоубийств (на 100 тыс. человек населения)

 Годы                  убийства           самоубийства

2001                      14,6                 15,2                

2002                      22,8                 30,6                

2003                      32,6                 30,7                

2004                     26,4                 26,5                

2005                      32,0                 38,1                

2006                      42,1                 41,4

 

(Источник: Российский статистический ежегодник. М.:Госкомстат,1996. С. 57.)

  • Что же толкает молодых людей на самоубийства?

В 2005. провели опрос подростков и молодых людей в возрасте от 13 до 18 лет (всего 150 человек).

У половины опрошенных хотя бы иногда возникали мысли о самоубийстве, а каждый десятый сказал, что думал совершить такую попытку, неудавшуюся в силу различных причин.

  • Почему у молодых людей возникает желание расстаться с жизнью?

Причины:

1) конфликты в семье – 29 % опрошенных;

2) плохие отношения со сверстниками – 11,3 %;

3) частые депрессии – 18 %;

4) тяжёлое материальное положение – 5 %;

5) проблемы, связанные с учёбой – 11 %;

6) безвыходная ситуация – 8,7 %;

7) другое – 13 % (заблуждение, страх, неуверенность в себе, одиночество).

        Наибольшее количество проблем, ведущих к суициду, связано с конфликтными ситуациями в семье.

По данным другого опроса детей было выяснено, что родители часто прибегают к насилию по отношению к своему ребёнку.

        в начальной школе

1) 39,4 % из 850 опрошенных детей ответили, что часто их бьют родители за плохие оценки;

2) 24,4 % - это бывает постоянно;

        в старших классах (опрошено 300 человек)

1) 50,2 % считают своё положение в семье равноправным;

2) 8,7 % - занимают в семье положение человека, вынужденного только подчиняться;

3) 2,4 % - одиноки, их никто не понимает и не любит;

4) 9,3 % - ощущают постоянную опеку;

5) 4,3 % - считают, что создают проблемы в семье;

6) 1 % - посторонние в семье.

Некоторые дети отметили, что родители редко обращают внимание на их настроение.

        Была установлена следующая зависимость: среди тех, кто никогда не задумывался о самоубийстве, отношения с родителями в основном хорошие, тогда как у потенциальных самоубийц – удовлетворительные и плохие.

        Конфликты в семье особенно значимы для 13 – 16 – летних, для тех, кому 17 – 18, наиболее важны проблемы со сверстниками.

        Исследования показали, что нервная депрессия не просто серьёзное заболевание – она имеет генную природу, т. е. передаётся по наследству.

        Есть и другие факторы: употребление алкоголя и наркотиков. 21 % хотя бы время от времени употребляют наркотики, 85 % - алкогольные напитки.

Большинство опрошенных считают попытку самоубийства проявлением

отчаяния – 60 %;

слабости – 18,2 %;

смелости – 6,3 %;

безысходности – 6,3 %;

глупости – 3,7 %.

Итак, семья и школа – два социальных института, играющих решающую роль в предотвращении суицидальных явлений у молодёжи. Их влияние будет тем эффективнее, чем полнее и глубже они будут использовать свои возможности, дополняя и обобщая воздействия друг друга.

        С какого же возраста возможна депрессия?

        Депрессия за последние годы значительно «омолодилась» Уже с конца 60-ых годов представления о депрессии несколько изменились: оказалось, что она явно помолодела и стала встречаться не только у 12 – 14-летних подростков, но и у 8 – 10-летних мальчишек и девчонок.        

        Помимо явно выраженной депрессии, существует и скрытая депрессия, или депрессия в маске. Маска бывает самая разнообразная, но чаще  - соматическая: и там болит, и здесь болит, какие-то неприятные ощущения.

        

        Причины ранних депрессий почти всегда социально обусловлены. Я бы выделила наиболее важные:

  1. Недостаточное общение матери и ребенка в раннем детстве: мать вечно спешит и на ребенка не остается времени. Ведь с ребенком (тем более грудным) нужно много разговаривать, ласкать его, улыбаться ему. Если этого нет, то последствия нарушенного контакта матери и ребенка будут ощущаться долго, если не всю жизнь, и одним из универсальных проявлений недостаточного контакта будет стойкое снижение настроения у ребенка. Поэтому мать должна знать, что она обязана уделять максимум внимания прежде всего своему ребенку, а потом всему остальному.
  2. Неудержимо увеличивающаяся интеллектуальная, эмоциональная и сенсорная нагрузка на ребенка. Сейчас нужно больше знать, чем раньше, и знать лучше, чем раньше. Чтобы достичь успеха, нужно много работать, и чем раньше человек начнет гнаться за успехом, тем быстрее он придет к удачному финишу. А за такую гонку приходиться расплачиваться неврозами, депрессиями.
  3. Увеличение количества стрессов, действующих на ребенка: хамство окружающих, несправедливость, нетерпимость, стремление отыграться на подрастающем поколении, выместить на нем свои ущемленные комплексы и неотреагированные переживания.

         И именно в таком состоянии – депрессивном -  некоторые молодые люди и совершают первые шаги к употреблению наркотиков. Существует наркомания, обусловленная приемом препаратов снотворного действия. Конечные состояния наркомании, вызванной приемом снотворных, учеными не описаны. Почему? Да по простой причине: до конечных состояний эти наркоманы не доживают, или довольно скоро кончают жизнь самоубийством или становятся слабоумными.

        - Как и при хроническом алкоголизме, по мере приема наркотиков развиваются три главных клинических феномена.

  • Первый из них – психическая зависимость: человек не может жить без приема наркотика. Наркотик увлекает наркомана в пропасть, находясь в которой о бодрости или душевном спокойствии приходится мечтать как о чем-то совершенно невозможном. Со временем психическая зависимость нарастает и соответственно нарастают дозы наркотика.
  • Второй  феномен – физическая зависимость от наркотика, который в результате более или менее длительного приема становится частью обмена веществ наркомана, организм которого уже не способен обходиться без этого дурмана. Если наркоман не употребит соответствующее количество наркотика, он испытывает сильные физические муки: ломота, дрожь, обильная потливость (или, наоборот, сухость кожи), неприятные ощущения во всех частях тела
  • Третий феномен – нарастание выносливости (толерантности) к приему наркотика, поэтому наркоманы со стажем принимают куда большие дозы наркотиков, чем на первых этапах своего падения в наркотическую бездну.

        

        - Почему наркомании возникают в основном у молодежи? Личностная и идейная незрелость, неопределенность социальной роли молодого человека, чрезмерные реакции протеста против власти взрослых, власти, которую молодые люди склонны преувеличивать и воспринимать крайне обостренно. Около 50% - 80% всех наркоманов впервые попробовали наркотики не потому, что их соблазняли наркоманы, не потому, что страдали нарушением влечений, - они попробовали в первый, второй и третий раз исключительно из любопытства, а потом уже не смогли или не пожелали остановиться. Употребление наркотиков носит характер моды. Какая-то неведомая сила тянет человека следовать строго определенной моде – и в одежде, и в поведении, и в идеологических симпатиях.

II     Показ видеоролика «Молодежь против наркотиков», созданного учащимися

       III    Классный руководитель знакомит  родителей с материалами анкетирования учащихся и родителей

       IV   Приглашенные специалисты (или классный руководитель) отвечает на вопросы родителей

       V    Ознакомить родителей с результатами опроса учащихся на классном часе

Памятка для родителей

  • Вы должны быть своему ребенку самым близким человеком, независимо от тех трудных ситуаций, в которые он может попадать.
  • Если ребенок выходит из под вашего контроля, не замалчивайте проблему, идите к специалистам, чтобы ее решить.
  • Если ваш ребенок пьет спиртные напитки, курит, вы не застрахованы  от того, что он может принимать наркотики.
  • Если вашему ребенку дома плохо, если он живет в мире ссор и скандалов, то он может оказаться в компании, которая научит его, как уйти в мир счастья и покоя с помощью наркотиков.
  •  Наблюдайте за поведением и состоянием здоровья вашего ребенка.
  • Старайтесь не отмахиваться от вопросов собственного ребенка, будьте справедливы и честны в оценке его поступков и действий.
  • Если ваш ребенок испытывает необъяснимую тошноту, возбуждение, бред, галлюцинации, вам необходимо срочно обратиться к специалистам.
  • Помните! Если ребенок принимает наркотики, значит, в его воспитании вы допустили серьезные просчеты. Не усугубляйте их.

Обмен мнениями родителей.

Итог собрания.



Предварительный просмотр:

Родительское собрание.

Нравственные приоритеты семьи

Нищете материальной нетрудно помочь - нищете души - невозможно.

Монтень

Задачи: обратить внимание родителей учащихся-подростков на значимость проблемы нравственного воспитания детей в семье; формировать у родителей понимание необходимости воспитания нравственных качеств подростка, их приоритетности в жизни каждого человека.

Форма проведения: разговор по душам детей и взрослых.

Вопросы для обсуждения: значимость нравственного воспитания детей, нравственные традиции и обычаи.

Подготовительная работа: анкетирование учащихся и родителей (см. приложение); полезная информация (см. приложение); сочинение-размышление учащихся «Черно-белый мир. Как я это понимаю»; разработка сценария родительского собрания; подготовка приглашений для родителей (см. приложение).

Ход  собрания

I. Вступительное слово

Уважаемые папы и мамы, мальчики и девочки!

Снова мы собрались все вместе, нас собрала актуальная и значительная тема разговора, разговора о нравственности. Что означает это магическое слово — нравственность?

Нравственность — это правила поведения человека, которыми он руководствуется в своей жизни. Правила эти во многом зависят от того, как человек живет, кто формируется образ его мыслей, какая среда влияет на его привычки, поступки, поведение.

Один человек живет так, что и через века его вспоминают с уважением  и гордостью...

Этот человек жил на земле, он делал ее чище, добрее, рядом с ним было тепло людям, нуждающимся в тепле, было радостно нуждающимся в радости.

Люди эти — пример нравственности, пример человеколюбия и человечности. Как хочется всем нам, чтобы наши дети стали такими, чтобы мир, такой хрупкий и бесценный, они сумели сохранить и приумножить.

В честь и в память о близких и далеких людях, несших в этот мир добро и свет, мы зажигаем свечу. Пусть она горит и напоминает нам о тех, чей нравственный подвиг не имеет цены.

II. Учащиеся читают стихи

И. Анненскш «Завещание»

Где б ты ни стал на корабле,

У мачты иль кормила,

Всегда служи своей земле:

Она тебя вскормила.

В волнах иль по ухабам,

- Будь вынослив, отважен будь,

Но не кичись над слабым,

Быть добрым не забудь.

Не отступай, коль принял бой -

Платиться - так за дело,

А если петь — так птицей пой —

Свободно, звонко, смело.

В. Высоцкий «Песня о Земле»

Кто сказал: «Все сгорело дотла,

Больше в Землю не бросите семя!»?

Кто сказал, что Земля умерла?

Нет, она затаилась на время!

Материнства не взять у Земли,

Не отнять, как не вычерпать моря,

Кто поверил, что Землю сожгли?

Нет, она почернела от горя.

Как разрезы, траншеи легли,

И воронки - как раны зияют,

Обнаженные нервы Земли

Неземное страдание знают.

Она вынесет все, переждет, -

Не записывай Землю в калеки!

Кто сказал, что Земля не поет,

Что она замолчала навеки?!

Нет! Звенит она, стоны глуша,

Изо всех своих ран, из отдушин,

Ведь Земля - это наша душа, -

Сапогами не вытравить душу!

III. Анализ сочинений учащихся Учащиеся читают свои сочинения.

IV.  Выступления родителей на тему «Нравственные традиции  и обычаи нашего дома»

V.  Продолжение выступления классного руководителя

Старый доктор зябко повел плечами, отодвинул дневник, снял очки и растер пальцем переносицу. Закончился трудный день. Сегодня ему удалось раздобыть подгнившей картошки и накормить детей перед сном. В зимней оккупированной Варшаве 1942 года это было непросто, особенно, если голодных ртов у тебя не один, не два, а двести...

В 1907 году доктор Януш Корчак организовал в Варшаве дом сирот, содержавшийся на пожертвования, купцов и интеллигенции. Обездоленные дети обретали стараниями старого доктора нормальную жизнь, и будущее. Он создал настоящую детскую республику, основой которой были любовь и уважение к воспитанникам. Кто-то из мальчиков, покидая Дом сирот, сказал: «Если бы не этот дом, я бы не знал, что на свете есть честные люди, что можно говорить правду, что на свете есть правда».

Старый доктор долго не мог понять, что есть Бог, пока не решил, что его Бог - это глубочайшее уважение и любовь к детям. Старый доктор так и не завел семьи. Незадолго до смерти он скажет: «Сыном своим я выбрал служение детям».

Все я, Боже, получил сполна, Где, в какой мне расписаться ведомости? Об одном прошу - спаси от ненависти, Мне не причитается она.

Наступило завтра - 5 августа 1942 года. Двести детей Дома сирот и четыре воспитателя построились в колонну по четверо. Они не плакали и не пытались бежать, они, как птенцы, жались к старому доктору. Он шел впереди, держа на руках маленькую девочку, ослабевшую после тяжелой болезни. Старый доктор давал детям последний урок — он учил их достойно умирать.

У вагона, отправлявшегося в Треблинку, эсэсовец спросил: «Кто этот человек?». Ему ответили, что это - господин Януш Корчак, автор книги «Как любить детей», старый доктор, возглавивший Дом сирот в Варшаве.

Эсэсовец вспомнил, что в детстве он читал знаменитую книгу Корчака «Банкротство маленького Джека» и предложил доктору остаться. Но Корчак ответил: «Дети — это главное», вошел в вагон и захлопнул дверь в газовую камеру, уйдя вместе со своими чужими детьми в бессмертие...

VI.  Мысли вслух о воспитании нравственности (см. приложение)

VII.  Анализ анкетированияVIII. Рекомендации родителям по теме родительского собрания

IX.  Подведение итогов

Литература

Кабуш В, Т. Система гуманистического воспитания школьников. Минск, 2000.

Станчиц М. А. Этика милосердия. Пособие для учителей и воспитателей. М., 1996.

Приложение

Анкета родителей (1)

1.  Считаете ли вы необходимостью проведение в классе родительского собрания, посвященного нравственной тематике?

2.  Какие нравственные проблемы, на ваш взгляд, необходимо поднимать в классе?

3. Уделяете ли вы внимание нравственному воспитанию своих детей?

4.  Какие нравственные заповеди существуют в вашей семье?

5.  Как вы наказываете своего ребенка, если он нарушил нравственные запреты семьи?

6.  Позволяете ли вы себе поступать безнравственно?

7. Что вы можете простить в своей семье, что вы простить никогда не сможете?

8.  Можете ли вы поделиться опытом нравственного воспитания детей в семье?

Анкета родителей (2)

Любимый кинофильм детей и родителей.

Любимая телепередача детей и родителей.

Почитаемый в семье исторический персонаж.

Исторический персонаж, к которому в семье относятся плохо.

Идеал героизма в семье.

Антиидеал героизма в семье.

Любимая книга семьи.

Любимое время провождение в семье.

Самый почитаемый праздник в семье.

Люди рода, которых чтит семья.

Люди, которые не вызывают уважения в семье.

Нравственные качества, почитаемые в семье.

Качества, которые семья считает безнравственными.

Главный нравственный закон семьи.

Какие поступки детей в семье подлежат порицанию.

Какие поступки детей в семье приветствуются и поддерживаются. Какие нравственные качества родители считают программой воспитания детей в семье.

Анкета учащихся (1)

Методика неоконченных предложений:

Добро — это________________.

Человечность - это________________.

Воспитанность — это________________.

Доброжелательность — это________________.

Порядочность — это________________.

Зло — это________________.

Грубость — это________________.

Хамство - это________________.

Ложь — это________________.

Учащиеся высказывают свое суждение по различным, нравственным категориям и определяют свое отношение к ним.

Анкета учащихся (2)

Я злюсь, когда________________.

Я вру, когда________________.

Я грублю, когда________________.

Я радуюсь, когда________________.

Мне нравится, когда________________.

Я не люблю, когда взрослые________________.

Я люблю, когда взрослые________________.

Дома я стараюсь________________.

В школе я стараюсь________________.

Мне плохо, когда меня________________.

Приглашение для родителей

Уважаемые родители!

 «Самое простое правило нравственности состоит в том, чтобы заставлять служить себе как можно меньше и служить другим как можно лучше» (Л. Н. Толстой)

Родительский комитет и классный руководитель приглашают вас принять участие в разговоре о нравственности. Мы надеемся, что ваше участие поможет сделать обсуждение проблемы интересным и полезным для детей и взрослых.

Родительский комитет Воспитание нравственности

- Дети отличаются от взрослых тем, что еще не умеют скрывать безграничную потребность быть любимыми.

- Ребенок - тот же человек, что и взрослый, только маленький.

-  Маленький - значит, еще слабый, нуждающийся в нашей помощи, заботе и примере...

- Маленький - не низкорослый, к которому надо нагибаться, чтобы снисходительно выслушать, о чем он там плачет...

- Чтобы понять ребенка, дотянуться до его мудрости и глубинного понимания мира, взрослому приходится вставать на цыпочки.

- Я, классный руководитель ваших детей, прошу вас стать на цыпочки и прислушаться к тому, что говорят нам наши дети...



Предварительный просмотр:

Родительское собрание в 9-м классе « Как научиться быть ответственным за свои поступки»

"Уроки этики поведения дпя детей и взрослых. Этика - это безгранично расширенная ответственность по отношению ко всему живущему."
А. Швейцер

"Резкость, грубость, неотесанность - это пороки, от которых иной раз не свободны даже умные люди."
Ж Пабрюйер

"
Вежливость порождает и вызывает вежливость."
Э. Роттердамский

Задачи собрания:

1. Обсудить с родителями проблемы поведения учащихся в школе и дома.
2. Формировать у родителей понимание значимости данной проблемы для становления характера их ребенка, его взглядов, для успешности учебной деятельности в девятом классе.

Форма проведения собрания: дискуссионный клуб.

Вопросы для обсуждения:
1. Что значит быть культурным человеком? Критерии культуры личности.
2. Анализ результативности работы с детским коллективом по воспитанию нравственных ценностей с 5-го по 9-й класс.

Подготовительная работа к собранию:
1. Анкетирование детей и родителей по проблеме собрания.
2. Подбор ситуаций для дискуссии.
3. Подготовка устного журнала учащихся на тему "Изнанка жизни в нашем классе".
4. Подготовка памятки для родителей.

Анкетирование учащихся

Считаешь ли ты себя культурным человеком? Если да, то отметь в этом списке те действия, которые ты считаешь приличными, знаком "+", те действия, которые ты считаешь неприличными, знаком " - "

~ громко кричать;
~ драться;
~ перебивать в разговоре другого человека;
~ списывать из чужой тетради во время контрольной;
~ задавать неуместные вопросы;
~ свистеть;
~ ругаться;
~ жадничать;
~ сплетничать;
~ ябедничать;
~ врать;
~ навязываться в друзья;
~ проявлять подлость;
~ заниматься вымогательством;
~ не обращать внимания, если над кем-то издеваются;
~ молчать, если кто-то совершил подлость или преступление;
~ приставать к людям с расспросами, проявлять неуместное любопытство;
~ завидовать кому-то;
~ жаловаться на кого бы то ни было;
~ быть равнодушным к чужой беде.

Анкетирование учащихся

Продолжи предложения:
1. Добрый человек - это тот, который
2. Злой человек - это тот, который
3. Честный человек - это тот, который
4. Правдивый человек - это тот, который
5. Жестокий человек - это тот, который
6. Грубый человек - это тот, который
7. Подлый человек - это тот, который
8. Преступник - это тот, который
9. Вежливый человек - это тот, который
10. Эгоист - это тот, который

Анкетирование учащихся 

Из приведенных ниже прилагательных выпиши в отдельный столбик те слова, которые, по твоему мнению, никак к тебе не относятся. Умный, глупый, злой, добрый, красивый, дружелюбный, хитрый, жадный, заносчивый, правдивый, врун, отзывчивый, грубый, ласковый, ябеда, насмешник, жалобщик, непоседа, эгоист, подлиза, подхалим, вымогатель, нахал, притвора, жестокий, безразличный ко всему происходящему, мстительный.

Анкетирование родителей. 

Из приведенных ниже слов выберите те слова, которые лучше всего характеризуют вашего ребенка. Добрый, красивый, умный, симпатичный, открытый, добросердечный, мягкий, податливый, грубый, злой, жестокий, уравновешенный, непоседливый, тихий, крикливый, неугомонный, жадный, скрытный, ласковый, любознательный, любопытный, откровенный, правдивый, требовательный, агрессивный эгоистичный, безответственный.

Ситуации для дискуссии 

Ситуация 1
Всем классом учащиеся выехали на природу. Они играли, пели песни, обсуждали дела класса, строили планы на будущий год. Наконец наступило время еды. Все ребята расположились на поляне, разложили свои запасы. Две девочки встали и отошли от класса, укрылись в тени деревьев и стали есть вдвоем. На приглашение учителя и ребят принять участие в общей трапезе ответили отказом...

Ситуация 2
На контрольной работе мальчик добросовестно заглядывал через плечо в тетрадь своего соседа. Учитель это видел, но не одергивал списывающего ученика. Результатом контрольной работы стала «двойка». Ученик же, у которого мальчик списывал, получил «пять». Подросток, который списывал, сравнил свою работу с работой одноклассника и заявил, что ему учитель несправедливо ставит отметки...

Ход собрания

Вступительное слово классного руководителя В толковом словаре под редакцией С. И. Ожегова сказано, что воспитанный человек — это человек, который умеет хорошо вести себя. Кого мы считаем воспитанным? Можно ли каждого человека считать воспитанным, образованным и культурным? Образованность сама по себе не предопределяет воспитанность, хотя и создает для нее благоприятные условия. Воспитанность человека, его хорошие манеры, его уважение к другим, людям и к самому себе начинается в детстве.

Ребенок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые в нем закладывает его семья. Если изо дня в день ребенок наблюдает хамство и грубость, обман и безразличие, двурушничество и хамелеонство, если родители ослеплены жаждой наживы и ради этого не поскупятся ничем, если ребенок учится в семье рисовать жизнь только черными красками, как бы ни старались школа и педагоги — помочь такому ребенку жить по законам добра трудно.

Семья должна учить ребенка не только законам человеческого существования, но и законам совместного проживания. Ребенок должен знать, когда можно и нужно включать и выключать музыку в доме, как вести себя в общественных местах, как вести разговор с незнакомым человеком, как вести себя в транспорте и т. д.

Этим вопросам были посвящены классные часы и часы общения в нашем классе. Сейчас мы вам напомним об этом, начиная с пятого класса. Ребята показывают страницы устного журнала родителям по годам. Но к проблемам культуры человека нам все время приходится возвращаться, ибо на них строится сама жизнь. Какие качества характера присущи культурному человеку? Каким он должен быть? Каких качеств мы с вами в наших детях еще не раскрыли? Давайте обратимся к анализу анкет детей и родителей.

Анализ анкетирования 
Обсуждение с родителями детских самохарактеристик и характеристик, которые дали своим детям родители. Классный руководитель говорит родителям о том, что эти характеристики лягут в основу характеристик для рекомендаций к поступлению учащихся в средние специальные учебные заведения, в качестве характеристик для первых призывных комиссий.

Классный руководитель обсуждает с родителями причины нравственных проступков учащихся, дает рекомендации, как построить взаимоотношения с подростком, которому предстоят первые экзаменационные испытания.

Дискуссия по ситуациям, приведенным классным руководителем. Работа с памяткой для родителей и обсуждение ее.


Памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у детей

1. Не демонстрируйте своему ребенку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнет вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам.
2. Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребенка.
3. Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажете в этом пример своему ребенку, ждите, что очень скоро он скажет то же самое о вас.
4, Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это хороший урок добра и человечности для вашего ребенка.
5. Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии своего ребенка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете его уважение.
6. Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите благородству своего ребенка. Помните, что поведение - это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!



Предварительный просмотр:

Родительское собрание.

Тема «Склонности и интересы подростков в выборе профессии».

Провела классный руководитель: Коноваленко Мария Алексеевна.

Цель собрания - формирование готовности обучающихся школьников  к профессиональному самоопределению на основе профессионального интереса.

Задачи: 1. Выявление профессиональных интересов и склонностей обучающихся.

2. Умение адекватно оценивать свои реальные способности.

3. Выявление внутренних ресурсов личности.

4. Ознакомление родителей с индивидуально-психологическими особенностями личности детей.

5. Научить родителей понимать запросы и особенности своего ребёнка.

Ход собрания:

I. Вступительное слово классного руководителя.

Здравствуйте уважаемые родители!

Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о выборе профессии.

Выбор профессии является одним из ответственных моментов, определяющих весь жизненный дальнейший путь человека. Поскольку в жизни всё взаимосвязано, правильно выбранная профессия оказывает влияние на все остальные сферы жизни. Сделать правильный выбор – ответственный шаг, особенно в настоящее время, когда получить профессиональное образование очень сложно.  

Многие ученики на момент окончания школы не имеют сформированного профессионального плана, у других профплан носит случайный, необоснованный характер.

На чью же помощь могут рассчитывать наши дети в таком нелёгком деле, как выбор профессии? Конечно, прежде всего, на помощь своих родных и близких.

У нас сегодня на собрании присутствует психолог (представление психолога).

II. Классный руководитель даёт слово психологу.

Уважаемые родители!

          Подростковый возраст – возраст критического ума, быстро нарастающего логического мышления, стремления к познанию всего окружающего,  активности, инициативности, смелости, мужества, а также нравственно-эмоционального развития. Как в организме подростка, так и в его психическом мире происходят существенные изменения. В этом возрасте продолжается становление личности, дальнейшее развитие интеллектуальных и волевых черт характера. Подросток деятелен, а это значит, что с каждым годом  нарастает способность к абстрактному мышлению и формированию творческого мышления. В отличие от младшего школьника, он способен не только к отдельным произвольным действиям, но и к волевой деятельности. Бурно  развиваются его чувства. Эмоциональные переживания приобретают устойчивость.

III. Что влияет на выбор профессии:

1. Позиция старших членов семьи. 

2. Позиция товарищей, подруг. 

3. Позиция учителей, школьных педагогов. 

4. Личные профессиональные планы. 

5. Способности. 

6. Уровень притязаний на общественное признание. 

7. Информированность. 

8. Склонности. 

В начале месяца мы решили выяснить, какие профессии хотят приобрести наши дети и кем хотят видеть родители своих детей. Для этого мы провели анкетирование среди учащихся и их родителей. Цель анкетирования узнать выбор будущей профессии учащихся школы и их родителей и предупреждение возможной рассогласованности в выборе будущей профессии.

 

IV.Обсуждение с родителями.

V. Что следует учитывать при выборе профессии? Благодаря чему человек может достигнуть успехов в профессиональной деятельности, делая это без особенных усилий и напряжения, и к тому же получая от этого удовольствие? 

У Вас на столах лежат цветные лепестки. Напишите, пожалуйста, как бы Вы ответили на поставленный вопрос: «Какие требования Вы предъявляете к своей будущей профессии?». Вам даётся 5 минут. После истечения времени психолог просит прикрепить лепестки на доску. На которой заранее был нарисован круг с надписью внутри «ПРОФЕССИЯ».

Идёт обсуждение с родителями «ромашки», которая получилась в итоге.

Ребятам был задан такой же вопрос: «Какие требования Вы предъявляете к своей будущей профессии?». И вот какие были получены результаты. Давайте вместе, сравним ваши ответы.

Профессия должна быть: 

1) престижной; 

2) хорошо оплачиваемой; 

3) интересной; 

4) с хорошими условиями труда; 

5) чтобы её легко было приобрести; 

6) соответствовать желанию родителей; 

7) можно было бы учиться и работать с друзьями; 

8) востребована на рынке труда. 

Теперь давайте посмотрим, какие ошибки, и затруднения в выборе профессии существуют.

Далее родителям даются рекомендации, как относиться к интересам своих детей при выборе профессии.

VI. Здоровье наших детей - это самое главное для родителей. Выбирая профессию, ребёнок должен задумываться как она повлияет на здоровье: не вызовет ли обострения имеющихся хронических заболеваний или возникновение новых? Проблемы со здоровьем могут осложнить профессиональную деятельность, но и нелюбимая работа может привести человека к нервному срыву. Заболеваниям психосоматического характера, потере интереса к жизни, если конечно, у человека нет других ценностей, кроме карьерного благополучия.

Почти все профессии предъявляют свои требования к здоровью человека. Условно эти требования можно разделить на четыре группы.

VII. Работа с родителями.

Существует притча, в которой говориться о заурядном парикмахере, который после смерти оказался в обществе великих полководцев. Он решил, что это какая-то ошибка: ведь он не бывал не в одном сражении. Однако выяснилось, что в том мире места распределялись по предназначению человека, а не по фактическим достижениям. И спрашивали не за то, чего ты достиг, а за то, как распорядился данным тебе от Бога талантом.

Идёт обсуждение притчи.

VIII. Заключение.

В заключении психолог подводит итоги собрания.

Если вы хотите добиться от жизни чего-то значительного, недостаточно просто действовать - надо ещё и мечтать; недостаточно просто планировать - надо ещё и верить.

IX. Психологический тренинг с родителями.

Уважаемые родители у Вас на партах лежат заготовленные паруса. А на доске нарисован корабль. Корабль это ваша семья, ваши дети, которым необходима ваша поддержка. Для того чтобы плыть по жизни легко. Кораблю необходимы паруса с вашими пожеланиями. Прошу Вас написать пожелания вашим детям, и мы вместе отправим наш корабль в долгое плаванье по жизни.

Желаю Вам успеха!



Предварительный просмотр:

Родительское собрание № 2

на тему:

«Роль общения в жизни школьника».

Дата проведения: 28.10. 2016.

Классный руководитель:  Коноваленко М.А.

План

 

1. Лекция «Общение в жизни школьника»

2. Анализ учебных достижений учащихся за 1четверть  

3. Тренинг «Учимся видеть проблему ребёнка и помогаем решать её».

Три составляющих проблемы.

4. Разное (текущие проблемы класса, новогодние подарки, уборка кабинетов)

  1. Общение как одна из основных сфер жизнедеятельности школьников

В развитии каждого конкретного человека от стадии детства до вступления в самостоятельную жизнь ведущим фактором является общение с окружающими людьми.
В связи с этим очень важным является то, что "есть все основания дополнить принцип единства сознания и деятельности, согласно которому сознание формируется, развивается и проявляется в деятельности, аналогичным принципом, относящимся к проблеме сознания и общения,-сознание формируется, развивается и проявляется в общении людей".
Общение школьников-это обмен духовными ценностями (общепризнанными и специфическими), который происходит как в форме диалога школьника с другим "я", так и в процессе взаимодействия учащихся с окружающими их людьми.

Этот обмен оказывает как объективное, так и в определенной мере педагогически направляемое влияние на становление и жизнедеятельность личности. Анализ реального общения школьников позволяет выявить две цели общения и в соответствии с ними определить два вида общения школьников. Если общение имеет цель в себе самом, то это общение-межличностное. Межличностным (свободным) общением можно считать то, которое происходит у школьников в процессе их взаимодействия с окружающими людьми независимо от деятельности не обусловлено ею.

Свободное общение предполагает возможность для его участников вступать в него и прерывать его по своему желанию. Целью межличностного общения является создание или поддержание удовлетворяющих школьника взаимоотношений с окружающими.
В зависимости от меры личностной значимости контактов и эмоциональных проявлений в них партнеров различают знакомство, приятельство, дружбу.

Межличностное общение реализуется школьниками в процессе взаимодействия со своим кругом общения, под которым понимается "совокупность лиц (состав может изменяться), постоянно встречающихся и поддерживающих постоянные личные контакты, не обладающих ни четким принципом обособления, ни выкристаллизованной внутренней организацией".

 В круге общения школьников различаются сферы общения: сверстники своего и противоположного пола, ребята младшего и более старшего возраста, взрослые, функции круга общения в общем виде могут быть представлены как обмен информацией и предоставление возможности выбора партнеров для общения различной степени близости.
Круг общения имеет определенную структуру, под которой понимается совокупность тех общностей, в составе которых школьник имеет контакты со всеми лицами.

 Она включает в себя семью, родственные и соседские группы, коллективы, в которые входит школьник, дружеские и приятельские группы. Если общение имеет цель вне себя, связано с каким-либо видом деятельности или игрой школьников, то это межролевое общение. Межролевое (деловое) общение осуществляется в процессе различных видов организованной деятельности (или в игре). В зависимости от характера отношений участников деятельности или игры к целям и друг к другу между ними складывается партнерское или товарищеское общение. Товарищеское общение предполагает взаимопомощь, доброжелательность и заинтересованность участников в достижении цели деятельности не только ими самими, но и их сотрудниками по ее реализации.
Объединяясь в коллективе или в стихийной группе первоначально с целью только реализовать ту или иную деятельность или игру, школьники в процессе их реализации вступают в общение. Это общение может включать в себя и элементы свободного общения. Оно может продолжаться вне процесса деятельности или игры, став межличностным. И наоборот, межличностное общение оказывает существенное влияние на общение в процессе какой-либо деятельности или игры.

Общение играет существенную роль в процессе формирования личности: в освоении школьниками норм социально-типического поведения (общение как нормативный процесс); в эмоциональном развитии в приобретении школьниками индивидуального социального опыта (общение как познавательный процесс); в реализации типичных и индивидуальных сторон личности школьника (общение как способ и средство социального утверждения личности).
Общение-познавательный процесс.

Познание выступает как освоение школьником и выработка им системы значений (смыслов), которая дает ему возможность адекватно понять мир и себя в нем. Значения, обращающиеся в обществе, по мере их познания школьником формируют не только его эталоны восприятия, но и, это, пожалуй, главное, сам механизм познания действительности. Связь познания и общения обнаруживается в познавательной деятельности школьника.

 Социальная суть познавательной деятельности выступает как система целей деятельности, как предметы познания, и как взаимодействие людей в процессе познавательной деятельности, т. е. как общение в процессе познания. В связи с этим особым вопросом проблемы усвоения общественной культуры является изучение процесса познания в групповом общении. Будучи членом различных коллективов и групп, школьник общается в них и в процессе этого общения получает разнообразные знания как о предметном мире, так и о мире идей и отношений. Причем, как утверждают специалисты, это очень эффективный путь познания, ибо он связан с высоким уровнем понимания, низкой избыточностью информации, экономией затрат времени

2. Перейдём к следующему вопросу. Анализ учебных достижений учащихся за 1 четверть.

На конец четверти 2 четверти нет отличников. 

Ударники: хорошисты 3.

Троечники: 10 человек

Также классный руководитель обращает внимание родителей на табеля успеваемости учащихся. Некоторые учащиеся могут значительно улучшить свои показатели по оценкам.

ЕВ. выразила желание совместно с родителями помочь ребятам повысить успеваемость и качество знаний в классе. Особое внимание обращается на формирование стойкой мотивации к учению, потребности в учении.

Рекомендации родителям: обращать внимание на заполнение дневников учащимися, тетрадей. Наличие учебных принадлежностей: ручек, карандашей, линеек.

Внешний вид учащихся, наличие сменной обуви.

Справки, объяснительные в случае болезни или пропуска.

3. Тренинг «Учимся видеть проблему ребёнка и помогаем решать её».

Три составляющих проблемы.(ситуация (что?), причины возникновения ситуации (почему?), пути решения (как?))

В процессе обучения у ребёнка возникает ряд проблем. Это вызвано различными требованиями со стороны преподавателей, увеличением объёма знаний. Возникновение проблем это нормальный процесс. Нужно просто научиться умело решать, возникающие проблемы. Условно решение проблемы можно представить схематически:

Проблема                                                          Почему?                                             Как решить?

  1. плохие оценки по математике               не понимаю, как решать задачи        научиться решать задачи

                                                                                                                                       различной степени сложности (шаблон)

2.  не учат дом. задание по природоведению            плохая память                   уметь составлять опорные схемы  

Любая проблема может включать в себя различные варианты решений. Выбирается доступный вариант. Если ребёнок слабо решает примеры на дроби, ликвидировать пробелы (тренироваться в решении примеров с дробями).

Данный тренинг помогает детям и родителям уметь анализировать проблему и находить выход из,  казалось бы, сложного положения.

4. Разное (текущие проблемы класса, новогодние подарки, уборка кабинетов.)

Также на классном родительском собрании особое внимание уделялось текущим проблемам класса.  Цель: сохранение чистоты и порядка в классе..

Решено не покупать подарки детям.

Классный руководитель также отметила, что дети плохо приучены к труду.

В заключении классный руководитель  выразила желание на дальнейшее сотрудничество и поздравила всех присутствующих мам с наступающим праздниками. Пожелала здоровья, счастья, семейного благополучия.

Вопросы родителей.  

Индивидуальные консультации с родителями.

Классный руководитель                                                                                       Коноваленко М.А



Предварительный просмотр:

 

Конспект родительского собрания на тему: «Добро пожаловать в пятый класс»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бланк протокола родительского собрания ,доверенность на сбор взносов,выписка из протокола родительского собрания об ответственности родителей...

В данной папке находятся: бланк протокола родительского собрания, доверенность на сбор взносов,выписка из протокола родительского собрания об ответственности родителей за безопасность своих дете...

Рекомендации по проведению родительских собраний. Протокол родительского собрания на тему: "Социализация и социальная адаптация учащихся с нарушениями слуха"

Этапы подготовки к родительскому собранию: 1. Выбор темы собрания. 2. Определение целей родительского собрания. 3. Изучение классным руководителем и другими организаторами собрани...

Сценарий родительского собрания Семья — моя радость (родительское собрание совместно с детьми)

Сценарий родительского собрания,проводимого  совместно с детьми 7-я — моя радостьЦель: раскрытие важности семьи для становления человека;способствовать сближению и взаимопониманию между...

«Родительское собрание как одно из основных направлений в сотрудничестве с родителями (методика организации и формы проведения родительского собрания)»

Родительское собрание включает в себя  шесть обязательных компонентов:Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части собрания классный руководитель знакомит родителей с результатам...

Педагогический совет на тему: «Содержание и формы проведения родительских собраний. Технологии проведения родительских собраний»

         Родительское собрание - это важный педагогический инструмент в руках учителя, это огромная ответственность: в этот день придётся рассказать каждой семье об их ...

Доклад на тему: " Содержание и формы проведения родительских собраний. Технология проведения родительских собраний"

Доклад на тему: "Содержание и формы проведения родительских собраний. Технология проведения родительских собраний"....