Развитие творческих способностей учащихся
статья на тему
В своей педагогической деятельности большое внимание я уделяю не только учебной (что неоспоримо очень важно), но и внеклассной деятельности, так как в ней имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а так же на собственное педагогическое творчество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya.docx | 23.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей учащихся
«Мудрец напомнил учителю, что тот должен сделать ребенка крылатым. «Как сделаю его крылатым, если я сам хожу по земле?» - изумился педагог. Но спустя некоторое время мудрец увидел, как по небу летит мальчик, а за ним еле поспевает крылатый учитель. Они спустились к мудрецу, и учитель начал расхваливать крылья мальчика, любовно гладя их руками. «Но твои крылья пока что нравятся мне больше!» - сказал мудрец педагогу».
Ш. Амонашвили
В наше время России, как никогда, нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей школы, а, следовательно, и нас учителей.
Развитие творческих способностей – это непрерывный процесс, который проходит через все этапы развития личности ребёнка, побуждающий инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
В своей педагогической деятельности большое внимание я уделяю не только учебной (что неоспоримо очень важно), но и внеклассной деятельности, так как в ней имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а так же на собственное педагогическое творчество.
Сегодня многие педагоги осознают, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах. Ещё В.А.Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться беспрерывному накоплению знаний, …хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».
Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса развития творческих способностей учащихся необходимо остановиться на понятии «творчество». Что же такое творчество?
Творчество — это порождение новых идей, стремление научиться большему, думать о деле иначе и делать его лучше.
Я скажу по-другому, творчество – это человеческая потребность. Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а люди ко всему равнодушные, ничем не увлеченные чаще болеют и быстрее стареют.
Творческий стиль жизни – это единственный способ нормального существования и развития общества. На нас лежит огромная ответственность – развить в ребенке творческое начало для того, чтобы состоялся человек, личность.
Психологи давно пришли к мнению, что все дети обладают самыми разнообразными творческими способностями. Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребёнок может проявить себя. Бесталанных детей нет. Задача школы состоит в том, чтобы выявить и развить эти способности в доступной и интересной деятельности.
В своей педагогической деятельности я как классный руководитель использую разные формы работы, мы с детьми участвуем в таких мероприятиях как: фестивали, конкурсы, праздники, выставки творческих работ, игры, акции. Должна сказать, что эту работу я начала с 5 класса. Сначала я организовала волонтёрский отряд, мы с детьми участвовали в разных акциях, оздоровительные поездки за город, помощь в озвучивании сказок…Участвовали в разнообразных мероприятиях (9мая, акции за ЗОЖ и милосердие, День улыбок), и наконец к старшим классам сами организовываем и проводим общешкольные мероприятия (День знаний, День Матери, День Флага, День здоровья, Новогодний огонёк»
С творческими детьми очень интересно работать.
В чем проявляет себя творческая личность?
- Чувствительна к проблемам: распознает проблемы как таковые, ставит привычное под сомнение, разведывает новые возможности
- Мыслит гибко. Ориентируется в различных областях, широкий кругозор.
- Оригинальна, комбинирует различные находки.
- Работа приносит ей удовольствие.
- Вынослива, упорна, энергична, не останавливается на достигнутом.
- Уверена в своих оценках. Фильтрует перспективные идеи, распознает удачные решения
При организации любого внеклассного мероприятия я ставлю перед собой цель, Ну а в основные задачи обязательно включаю от 1до3 следующих задач:
- усилить педагогическое влияние на жизнь учащегося в свободное время;
- организация досуговой деятельности;
- выявить интересы, склонности, способности, возможности;
- оказать помощь в поисках «себя»;
- создать условия для индивидуального развития в избранной сфере;
- развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей;
- создать условия для реализации приобретённых знаний, умений и навыков;
- развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
- расширять рамки общения с социумом;
- воспитывать культуру досуговой деятельности.
Стараюсь целенаправленно выявлять склонности детей, предлагаю им участвовать или даже организовать мероприятия в соответствии с их интересами и возможностями. Я позволяю ребятам самим выбирать, здесь я выступаю в роли помощника.
Существует много простых способов, как развить творческие способности:
Иногда мы с детьми делаем такие упражнения на классных часах, или они делают самостоятельно, дома.
- Добейтесь одинакового владения обеими руками. Заставляйте себя набирать номер телефона или писать недоминирующей рукой.
- Прочтите первых десять страниц нового романа. Завершите эту историю сами.
- Раскладывая на обеденный стол салфетки, сворачивайте их в причудливые формы.
- Сидя в транспорте, замечайте номерные знаки соседних автомобилей, без бумажки суммируйте Цифры, результат возводите в квадрат, а потом делите на семь.
- Смотрите телевизор с выключенным звуком и пытайтесь понять, что происходит на экране. Сочините свою историю.
- Вырежьте из журналов несколько фотографий: рисунки отдельно, подписи к ним отдельно. Перемешайте всё и распределите подписи как к карикатурам наугад.
- Каждый день открывайте наугад словарь английского языка и прочитывайте страницу целиком, лучше словарь с примерами.
- Прочитайте что-нибудь из выученного наизусть, но с конца.
- Удовлетворяйте свое любопытство. Если вы чем-то заинтересуетесь, посмотрите в справочниках, позвоните кому-нибудь, спросите.
- Придумайте хотя бы десять способов использования ,н-р, треснутых чашек.
- Вспомните и перечислите письменно все предметы одежды, которые висят в вашем шкафу в спальне.
- Рассмотрите какое-нибудь рекламное объявление в журнале или газете. Подумайте, что бы вы улучшили в его графическом оформлении? Придумайте новый рекламный лозунг и название.
- Перечислите как можно больше слов, оканчивающихся буквами «ция».
Таким образом, можно сделать вывод, что развитие творческих способностей и их творчество должно проходить и в учебной и во внеклассной деятельности обязательно, причем деятельность эта должна координироваться.
Будем помнить, что мы, взрослые, должны быть для ребёнка и плодородной почвой, и живительной влагой, и тёплым солнышком, согревающим цветок детской души. Именно тогда раскроются уникальные способности, данные каждому ребенку от рождения.
Хотелось бы чтобы в основе работы каждого учителя лежали слова Сократа: «В каждом ребенке есть солнце, только дайте ему светить».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как метод обучения и развития творческих способностей учащихся детского творческого объединения.
В статье рассматривается организация и проведение сюжетно-ролевой игры "День Земли"....
Творческий отчет по теме "игра как одно из средств развития творческих способностей учащихся" и разработка урока для 7 класса по этой теме.
Работа готовилась к школьной НПК. К творческому отчету была приложена презентация ( к сожалению не могу загрузить)...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.
В данной статье представлен опыт работы с учащимися в форме творческого проекта. Представлены индивидуальный творческий проект, коллективный долгосрочный творческий проект для разновозрастных учащихся...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.презентация к статье
презентация к статье РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ....
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и реализация творческого потенциала через организацию проектной и внеурочной деятельности».
Актуальность проблемы :развития творческих способностей на уроках технологии обусловлена тем, что в настоящее время в условиях модернизации образования всё более утверждается личностно-ориентиров...
Развитие творческих способностей учащихся через систему творческих заданий.
Опыт работы по развитию креативных способностей учащихся через систему нетрадиционных заданий по истории...
Досугово-развлекательные мероприятия для развития опыта творческой деятельности и развития творческих способностей учащихся.
Всестороннее развитие личности школьника, наряду с получением образования, невозможно без активной, насыщенной досуговой жизни в школе. Организационно-содержательное наполнение школьной жизни нев...