Развитие творческих способностей учащихся
статья на тему

В своей педагогической деятельности большое внимание я уделяю не только учебной (что неоспоримо очень важно), но и внеклассной деятельности, так как в ней имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а так же на собственное педагогическое творчество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya.docx23.71 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей учащихся

«Мудрец напомнил учителю, что тот должен сделать ребенка крылатым. «Как сделаю его крылатым, если я сам хожу по земле?» - изумился педагог. Но спустя некоторое время мудрец увидел, как по небу летит мальчик, а за ним еле поспевает крылатый учитель. Они спустились к мудрецу, и учитель начал расхваливать крылья мальчика, любовно гладя их руками. «Но твои крылья пока что нравятся мне больше!» - сказал мудрец педагогу».

Ш. Амонашвили

В наше время России, как никогда, нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей школы, а, следовательно, и нас учителей.

        Развитие творческих способностей – это непрерывный процесс, который проходит через все этапы развития личности ребёнка, побуждающий инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

В своей педагогической деятельности большое внимание я уделяю не только учебной (что неоспоримо очень важно), но и внеклассной деятельности, так как в ней имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а так же на собственное педагогическое творчество.

Сегодня многие педагоги осознают, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах. Ещё В.А.Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться беспрерывному накоплению знаний, …хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».

Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса развития творческих способностей учащихся необходимо остановиться на понятии  «творчество». Что же такое творчество?

Творчество — это порождение новых идей, стремление научиться большему, думать о деле иначе и делать его лучше.

Я скажу по-другому, творчество – это человеческая потребность. Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а люди ко всему равнодушные, ничем не увлеченные чаще болеют и быстрее стареют.

Творческий стиль жизни – это единственный способ нормального существования и развития общества. На нас лежит огромная ответственность – развить в ребенке творческое начало для того, чтобы состоялся человек, личность.

Психологи давно пришли к мнению, что все дети обладают самыми  разнообразными творческими способностями. Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребёнок может проявить себя. Бесталанных детей нет. Задача школы состоит в том, чтобы выявить и развить эти способности в доступной и интересной деятельности.

В своей педагогической деятельности  я как классный руководитель использую разные формы работы, мы с детьми участвуем в таких мероприятиях как: фестивали, конкурсы, праздники, выставки творческих работ, игры, акции. Должна сказать, что эту работу я начала с 5 класса. Сначала я организовала волонтёрский отряд, мы с детьми участвовали в разных акциях, оздоровительные поездки за город, помощь в озвучивании сказок…Участвовали в разнообразных мероприятиях (9мая, акции за ЗОЖ и милосердие, День улыбок), и наконец к старшим классам сами организовываем и проводим общешкольные мероприятия (День знаний, День Матери, День Флага, День здоровья, Новогодний огонёк»

С творческими детьми очень интересно работать.

В чем проявляет себя творческая личность?

  • Чувствительна к проблемам: распознает проблемы как таковые, ставит привычное под сомнение, разведывает новые возможности
  • Мыслит гибко. Ориентируется в различных областях, широкий кругозор.
  • Оригинальна, комбинирует различные находки.
  • Работа приносит ей удовольствие.
  • Вынослива, упорна, энергична, не останавливается на достигнутом.
  • Уверена в своих оценках. Фильтрует перспективные идеи, распознает удачные решения

При организации любого внеклассного мероприятия я ставлю перед собой цель, Ну а в основные задачи обязательно включаю от 1до3 следующих задач:

  • усилить педагогическое влияние на жизнь учащегося в свободное время;
  • организация досуговой деятельности;
  • выявить интересы, склонности, способности, возможности;
  • оказать помощь в поисках «себя»;
  • создать условия для индивидуального развития в избранной сфере;
  • развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей;
  • создать условия для реализации приобретённых знаний, умений и навыков;
  • развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
  • расширять рамки общения с социумом;
  • воспитывать культуру досуговой деятельности.

Стараюсь целенаправленно выявлять склонности детей, предлагаю им участвовать или даже организовать мероприятия в соответствии с их интересами и возможностями. Я позволяю ребятам самим выбирать, здесь я выступаю в роли помощника.

Существует много простых способов, как развить творческие способности:

Иногда  мы с детьми делаем такие упражнения на классных часах, или они делают самостоятельно, дома.

  1. Добейтесь одинакового владения обеими руками. Заставляйте себя набирать номер телефона или писать недоминирующей рукой.
  2. Прочтите первых десять страниц нового романа. Завершите эту историю сами.
  3. Раскладывая на обеденный стол салфетки, сворачивайте их в причудливые формы.
  4. Сидя в транспорте, замечайте номерные знаки соседних автомобилей, без бумажки суммируйте Цифры, результат возводите в квадрат, а потом делите на семь.
  5. Смотрите телевизор с выключенным звуком и пытайтесь понять, что происходит на экране. Сочините свою историю.
  6. Вырежьте из журналов несколько фотографий: рисунки отдельно, подписи к ним отдельно. Перемешайте всё и распределите подписи как к карикатурам наугад.
  7. Каждый день открывайте наугад словарь английского языка и прочитывайте страницу целиком, лучше словарь с примерами.
  8. Прочитайте что-нибудь из выученного наизусть, но с конца.
  9. Удовлетворяйте свое любопытство. Если вы чем-то заинтересуетесь, посмотрите в справочниках, позвоните кому-нибудь, спросите.
  10. Придумайте хотя бы десять способов использования ,н-р, треснутых чашек.
  11. Вспомните и перечислите письменно все предметы одежды, которые висят в вашем шкафу в спальне.
  12. Рассмотрите какое-нибудь рекламное объявление в журнале или газете. Подумайте, что бы вы улучшили в его графическом оформлении? Придумайте новый рекламный лозунг и название.
  13. Перечислите как можно больше слов, оканчивающихся буквами «ция».

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие творческих способностей и их творчество должно проходить и в учебной и во внеклассной деятельности обязательно, причем деятельность эта должна координироваться.

Будем помнить, что мы, взрослые, должны быть для ребёнка и плодородной почвой, и живительной влагой, и тёплым солнышком, согревающим цветок детской души. Именно тогда раскроются уникальные способности, данные каждому ребенку от рождения.

Хотелось бы чтобы в основе   работы каждого учителя лежали слова  Сократа: «В каждом ребенке есть солнце, только дайте ему светить».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как метод обучения и развития творческих способностей учащихся детского творческого объединения.

В статье рассматривается организация и проведение сюжетно-ролевой игры "День Земли"....

Творческий отчет по теме "игра как одно из средств развития творческих способностей учащихся" и разработка урока для 7 класса по этой теме.

Работа готовилась к школьной НПК. К творческому отчету была приложена презентация ( к сожалению не могу загрузить)...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.

В данной статье представлен опыт работы с учащимися в форме творческого проекта. Представлены индивидуальный творческий проект, коллективный долгосрочный творческий проект для разновозрастных учащихся...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.презентация к статье

презентация к статье РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ....

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и реализация творческого потенциала через организацию проектной и внеурочной деятельности».

Актуальность проблемы :развития творческих способностей на уроках технологии обусловлена тем, что в настоящее время в условиях модернизации образования всё более утверждается личностно-ориентиров...

Развитие творческих способностей учащихся через систему творческих заданий.

Опыт работы по развитию креативных способностей учащихся через систему нетрадиционных заданий  по истории...

Досугово-развлекательные мероприятия для развития опыта творческой деятельности и развития творческих способностей учащихся.

Всестороннее развитие личности школьника, наряду с получением образования, невозможно без активной, насыщенной досуговой жизни в школе. Организационно-содержательное наполнение школьной жизни нев...