Классный час по теме "Взаимопонимание"
классный час (7 класс) на тему

Жданова Мария Викторовна

Класссный час поднимает проблемы взаимопонимания между здоровыми людьми и людьми с ограниченными возможностями здоровья. Детям предлагаются задания, при выполнении которых можно попробовать "встать на место" таких людей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_vzaimoponimanie.docx150.69 КБ

Предварительный просмотр:

Мы просто другие, 
Мы живем на другой глубине.
Мы просто такие.
Неизвестно, по чьей вине.
Нам себя уже не изменить
И такими, как вы, не стать.
Так попробуйте рядом быть,
Попытайтесь нас просто понять.

Это слова из  песни « Мы просто другие» (Муз. Александра Ермолова, сл. Вадима Борисова)

Тема нашего занятия «Взаимопонимание»

Вопрос: часто ли мы сталкиваемся в жизни с людьми, испытывающими ограничения в коммуникации? Какие чувства испытываем, находясь рядом с ними? Всегда ли можем встать на место этих людей? Понять, насколько они другие?

Люди с ограниченными возможностями здоровья… Кто они? Большая часть-это инвалиды детства. Но есть огромное число людей, которые стали такими в результате травм уже во взрослой жизни, а также-пожилые люди, причиной ограничения здоровья которых явился возраст.

Попробуем прожить мгновение их жизни сами, прочувствовать их проблемы.

Как ощущают себя в нашей жизни люди с проблемами зрения? Как выполняют простые повседневные действия? Приготовить пищу, одеться, налить воды, сходить в магазин, заработать денег в конце концов!

Мы знаем, что есть большая организация «Общество слепых», которая помогает адаптироваться в социальной жизни людям с ограничениями по зрению-дает им возможность трудоустроиться, вместе с социальными службами помогает организовать быт и досуг.

Конечно, такие люди стараются жить полноценной жизнью! Они учатся чтению и общению по специальной азбуке - азбуке Брайля, разработанной в 1824 году Луи Брайлем. В основе ее стоит выпуклое шеститочие: комбинациями точек обозначаются и буквы, и цифры, и нотные знаки. А легко ли научиться по ней читать?

Задание № 1

Перед вами на столе- карточки с математическими примерами, написанными с помощью шрифта Брайля. Попробуйте их решить . Задание выполняется 1,5-2 минуты.

Рефлексия:

Мы заканчиваем. Скажите пожалуйста, трудно ли было выполнять задание? Что ограничивало ваши возможности?

Перед вами люди, которые преодолели такие же сложности, и не только научились жить, смирившись с судьбой, но и радоваться жизни, получая от нее все, что можем получить мы, и даже много-много больше.

Это Эрик Вайхенмейер. В 3 года от роду ему был назван диагноз: отслойка сетчатки глаза. С годами мальчик стремительно терял зрение, и полностью ослеп к 13 годам. Однако, несмотря на недуг сына, родители не стали отдавать его в школу для слепых: мальчик учился бок о бок со здоровыми детьми. И не просто учился, а лидировал среди них!

Первое время ему тяжело было свыкнуться со слепотой. Эрик упорно ломал трости, отказывался ездить на специальном автобусе для инвалидов и принципиально отказывался от любой помощи. Но после он понял, что, ослепнув, он стал в некотором смысле более свободен: ведь теперь, по крайней мере, он мог заниматься любыми физическими нагрузками, что было ему запрещено из-за болезни до тех пор, пока он не лишился зрения. И мальчик отправился в школьную команду по рестлингу – в первую очередь, за тем, чтобы превзойти своих зрячих сверстников и стать капитаном.

Сейчас ему 44 года, он- отличный семьянин, ныряет с аквалангом, ходит в многодневные походы, штурмует горы. И он единственный в мире человек, который покорил гору Эверест, будучи слепым.

Кроме людей, у которых нарушения зрения, есть люди с нарушениями слуха. Люди, которые не слышат, понимают окружающий мир с помощью мимики и жестов.

2. Задание в пары – у одного в паре карточка с заданием. Карточки выдаются. И чтобы почувствовать на себе как это не просто, предлагаю: показать, не говоря ни слова(мимикой и жестами) копию того, что изображено на карточке.

Рефлексия:

Ребята,это задание тоже заканчивается. Покажите пожалуйста, что у вас получилось.

Трудно ли было выполнять задания? В чем возникли трудности? Что ограничивало ваши возможности?

А как живут люди с проблемами слуха?.

 Люди с нарушениями слуха общаются жестами, это - жестовая речь. Поэтому таким людям необходимо видеть руки и лицо собеседника. Для них создана специальная азбука – дактильная.

Не всегда удобно передавать слова и предложения жестами, поэтому помимо этой азбуки разработаны специальные жесты для передачи целых слов.

3. Работа в парах( сменного состава)

- А если человек лишен и зрения и слуха? Как общаться тогда? А тогда необходим контакт "ладонь в ладонь".

Давайте попробуем. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза партнеру, возьмите его за руку так, чтобы он почувствовал ваше доброе отношение к нему. Попробуйте написать на ладони партнера слово, недлинное, не более чем из 4 букв, проверьте, сумеет ли он определить это слово.

Мы с вами неоднократно встречали людей с ограничениями в движении. Их конечности могут быть малоподвижными или вовсе не подвижными, или нет руки или ноги, или обеих рук и ног. Люди, у которых нет ног, чаще всего, передвигаются на инвалидных колясках. Они вынуждены постоянно пользоваться посторонней помощью. Представьте свое утро со связанными руками: как умываться, завтракать, одеваться?

 - Почувствовать на себе как трудно таким людям сделать, то что для нас не составляет труда, поможет одно упражнение. Давайте попробуем с помощью одной руки надеть перчатку. Для этого левую руку заведем за спину, у нас окажется свободной только правая рука. Перчатка находится перед вами на столе.

Заканчиваем задание. Давайте проанализируем: что вам хотелось сделать? Что испытывали?

Ярким примером подобного человека с ограниченными возможностями является Ник Вуйчич.

 Он родился без рук и ног, но его можно назвать самым счастливым человеком на земле. Учитесь у него, как полюбить себя таким, какой ты есть и получать удовольствие, ведь жизнь прекрасна.

Жизнь Ника Вуйчича больше походит на миф — красивую, очень поучительную, но нереальную историю. Вы только вдумайтесь: мальчик, родившийся без рук и ног, к 31 году становится всемирно известным мотивационным оратором, счастливым мужем и отцом. Он объездил полмира. Выступал на стадионе, а 120 тысяч человек его слушали. 

Многие вполне здоровые и крепкие люди жалуются на жизнь, не верят в себя и свой успех. А есть те, кто ограничен, кто получил инвалидность, но не сдался, не поставил крест на своей жизни и достиг успеха. Это люди, которые добились успеха. Таких людей на самом деле не так уж и мало. Они заслуживают уважения и почета, так как несмотря на свои физические недостатки смогли достичь поставленных целей и доказать всему миру, что инвалидность вовсе не преграда на пути к желаемой цели.

Мы с вами немного попробовали встать на место этих людей, тех, кто находится рядом с нами, нуждается в нас. Для таких людей очень много делается сейчас на уровне государства. Существует огромный проект «Доступная среда». На наиболее важным является не только физическая помощь, но и понимании таких людей. Людей, которые хотят быть не рядом с нами, а вместе.


http://2.bp.blogspot.com/-u13qm3504s8/UMV6cN2zPUI/AAAAAAAAA4U/sly1WKUoIzg/s1600/%25D0%2591%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B9%25D0%25BB%25D1%258C+2.jpg


        


 возрасте пяти лет вследствие заболевания менингитом Оля полностью лишилась зрения и начала постепенно терять слух. Примерно до 11—13 лет слышала громкую речь на правое ухо, но к 14 годам совсем оглохла[4]. В 1922 году после смерти матери её направили в Школу слепых в Одессе. В 1925 году слепоглухая и почти уже немая Оля попала в школу-клинику для слепоглухих детей в Харькове, которую основал профессор И. А. Соколянский. Под его присмотром у девочки восстановилась устная речь, она начала вести записи по самонаблюдению.

В 1947 году вышла её книга «Как я воспринимаю окружающий мир», которая вызвала исключительный интерес к дефектологии. Этот литературный труд был отмечен премией К. Д. Ушинского. В 1954 году книга была дополнена второй частью и опубликована под названием «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир», в 1972 году также дополнена и издана под названием «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир».

В 1948 году Скороходова стала научным сотрудником (позднее старшим научным сотрудником) НИИ дефектологии АПН СССР. Здесь Ольга Ивановна проработала до конца своей жизни.

Olga Skorokhodova.jpg возрасте пяти лет вследствие заболевания менингитом Оля полностью лишилась зрения и начала постепенно терять слух. Примерно до 11—13 лет слышала громкую речь на правое ухо, но к 14 годам совсем оглохла[4]. В 1922 году после смерти матери её направили в Школу слепых в Одессе. В 1925 году слепоглухая и почти уже немая Оля попала в школу-клинику для слепоглухих детей в Харькове, которую основал профессор И. А. Соколянский. Под его присмотром у девочки восстановилась устная речь, она начала вести записи по самонаблюдению.

В 1947 году вышла её книга «Как я воспринимаю окружающий мир», которая вызвала исключительный интерес к дефектологии. Этот литературный труд был отмечен премией К. Д. Ушинского. В 1954 году книга была дополнена второй частью и опубликована под названием «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир», в 1972 году также дополнена и издана под названием «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир».

В 1948 году Скороходова стала научным сотрудником (позднее старшим научным сотрудником) НИИ дефектологии АПН СССР. Здесь Ольга Ивановна проработала до конца своей жизни.

                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...