Оценка уровня адаптации учащихся 5 класса
учебно-методический материал (5 класс) на тему

Федотова Маргарита Владимировна
Тема: «Адаптация учащихся 5 класса к условиям обучения в среднем звене школы». Цель: учёт индивидуальных особенностей и личностных качеств учащихся в адаптации школьников к условиям обучения в среднем звене, сформированность ЗУН, условия нормализации учебной нагрузки учащихся, единство требований к учащимся со стороны учителей-предметников, учет индивидуальных особенностей обучающихся;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otsenka_urovnya_adaptatsii_uchashch-ya_5_klassa.docx218.35 КБ
Файл 5_klass_kok.pptx444.58 КБ

Предварительный просмотр:

Справка об итогах классно-обобщающего  контроля  в 5 классе

     В соответствии с планом, с целью контроля  за качеством знаний обучающихся, уровнем сформированности  классного коллектива, уровнем адаптации  обучающихся   с  15 октября  2015 г. был проведен классно-обобщающий контроль в 5 классе.

Тема: «Адаптация учащихся 5 класса к условиям обучения в среднем звене школы».

Цель: учёт индивидуальных особенностей и личностных качеств учащихся в адаптации школьников к условиям обучения в среднем звене, сформированность ЗУН, условия нормализации учебной нагрузки учащихся, единство требований к учащимся со стороны учителей-предметников, учет индивидуальных особенностей обучающихся;

Психолого-педагогическая характеристика 5 класса

В 5 классе обучается 9 учеников: 4 мальчика и 5 девочек. Возраст 10-11 лет: 2004 г. р.  – 2 человека, 2005  г. р.  – 7 человек. В коллективе 4 ребят из многодетных семей,  1 - из неполной семьи.

 Второгодников и переростков – нет.

В классе  успеваемость по всем предметам. На уроках учащиеся внимательны, добросовестно относятся к выполнению домашних заданий, но не всегда.  Неуспевающих – нет.

Результаты ежегодного медицинского обследования свидетельствуют о том, что здоровье детей находится в пределах допустимых норм: основную группу здоровья имеют 98% пятиклассников.

 Дисциплина на уроках удовлетворительная, активность учащихся на занятиях зависит от предмета, но в целом ученики готовы к урокам, требования учителей-предметников выполняются. Так как коллектив по своему составу неоднородный, то и классное руководство требует особого подхода к каждому ученику согласно индивидуальным особенностям, сложившегося уровня мышления, социального уровня семьи. Отношение к классному руководителю уважительное, доверительное.

Характер взаимоотношений между ребятами всегда ровный, спокойный; могут иметь разные мнения по какому-либо вопросу, спорить, высказывать свою точку зрения. Отношения между мальчиками и девочками приятельские.

В коллективе имеются лидеры – это  Колодина Даша, Чердонов Мэргэн, Федотова Саша. Они самостоятельны, активны, способны повести за собой класс. Кроме этого есть группа ребят, которые обладают организаторскими способностями Галсанова Чимита, ,Колодина Даша, Федотова Саша.

Ребята проявляют активность и творчество в проведении классных и школьных мероприятий. Инициативность, активность, живой оклик на новые дела, творческие начинания – вот основные черты классного коллектива. Однако, коллектив требует постоянного контроля со стороны классного руководителя, тесной связи между учителями-предметниками, классного руководителя и родителями.

Все учащихся   занимаются в учреждениях дополнительного образования.

У ребят привито бережное отношение к труду. Они понимают ценность труда, добросовестно относятся к самообслуживанию, бережливы в сохранности учебников и школьной мебели, проявляют огромный интерес к общественным делам.

Для выявления наиболее существенных свойств коллектива, межличностных отношений и взаимодействия, а также уровня развития таких общих характеристик, как направленность, организованность, интеллектуальная коммуникативность, психологический климат, было проведено обследование обучающихся 5 класса.

Направление активности

Класс активен, полон творческой энергии. Ребята в своих делах ставят перед собой общественно полезные цели, положительные духовные запросы. Их объединяет  общая цель деятельности, а не просто сходные цели каждого ученика в отдельности. Пятиклассники стремятся постоянно общаться и сотрудничать друг с другом. Их  отличают устойчивые интересы.

Организованность

В коллективе справедливо относятся ко всем одноклассникам, стремятся поддержать слабых (Оокина Валя) в общей деятельности;  разумно, доброжелательно решаются вопросы взаимопомощи. Трудные условия, ситуация опасности, неожиданные сильные воздействия еще более сплачивают класс. Класс доброжелательно, участливо относится к новым членам коллектива (Данарунова Сэлмэг), старается помочь освоиться и «прижиться», влиться в свою среду.

Интеллектуальная коммуникативность

Большинство ребят класса прислушиваются к мнению своих товарищей и приходят к единодушному суждению, легко находят общий язык, взаимопонимание при решении групповых задач. Критические замечания со стороны членов класса принимаются доброжелательно и способствуют созданию единого группового мнения.

Психологический климат

В классе преобладает мажорный, добрый общий тон, доброжелательность во взаимоотношениях. Успехи или неудачи товарищей вызывают переживание, искреннее участие других членов класса, здесь имеют место одобрение, поддержка, а упреки и критика делаются с доброжелательных позиций. Ребятам нравится бывать вместе находиться в классе, участвовать в совместной деятельности.

Также для изучения психологической адаптации учащихся 5 класса проводились следующие методики: 1. «Цветные пиьма» - цель- определение психологической комфортности на разных уроках. Нужно было закрасить квадрат соответстующий  тому или иному предмету таким цветом, который определяет твое состояние на этом уроке.

Анализируя полученные результаты детей, систематизированные на рисунке, можно смело сделать вывод о том, что на разного рода уроках, обучающиеся 5-го класса проявляют активность и стремление к общению, деятельноти (т.к. у большинства обучающихся преобладает желтый, красный цвет), у пятерых учащихся наблюдаетя по одному черному цвету (страх), у девяти учащихся присутствует зеленый цвет (уверенность).

Интерпретация цвета по методике М.Люшера

 

спокойствие

 

уверенность

 

энергия, стремление к активной деятельности

 

активность, стремление к общению

 

страх

 

тревога

 

нейтральная граница

Предмет

Галанова Чиита

Данаруноа Сэлмэг

Колодина Даша

Ленхоев содном

Оокина Валя

Ринчинов Толя

Федотова Саша

Чердоно Мэргэн

Широкшин Алеша

1

Математика

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Русский язык

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Биология

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

Английский язык

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

История

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

Общетвозние

8

География

9

Музыка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

ИЗО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

Физическая культура

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

Технология

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

преобладает

Зеленый 

Желтый, зеленый

Желтый  

Красный, синий 

Зеленый, синий 

 Красный

 Желтый, зеленый

Желтый, красный

Зеленый 

2. Опросник С.В. Левченко «Чувства в школе»

Эмоциональная сфера играет огромную роль в жизни человека. Эмоции помогают познавать окружающий мир, общаться друг с другом, быть успешным в различных областях. Эмоциональное самочувствие - не только фактор развития личности, оно выполняет ряд важных функций в воспитательных отношениях. Положительный настрой

–мощный мотиватор деятельности: выполняется с особым энтузиазмом то, что привлекательно, приятно, насыщено радостью. Данная методика позволяет наглядно увидеть настрой класса, его «эмоциональный портрет». Цель: составить «эмоциональный портрет класса». Процедура диагностики: учащимся предлагается выбрать те чувства, которые они наиболее часто испытывают в школе. Инструкция: из 16 перечисленных чувств выберите только 8, которые наиболее часто испытываешь в школе.

Заключение: на первом месте – радость испытывают в школе 9 учащихся, на втором месте -  сомнение 8 учащихся, на третьем месте – спокойствие и уверенность 7 учащихся,  на четертом месте- желание приходить в школу 6 учащихся.

3. Анкета «Вот я какой!» Цель: Изучение интересов учащихся, для формирования коллектива. Анкета состояла из 18 вопросов.

C:\Users\Windows\Desktop\фото 5 класс\P9250013.JPG  Осокина Валя, любимая еда – лапша, страна в которую хотела бы съездить – город, самая главная цель –нет ответа, любит в себе - затруднилась. Тихая, молчаливая, необщительная.

C:\Users\Windows\Desktop\фото 5 класс\P9250013.JPG  Галсанова Чимита, любимая еда – все, кроме яиц, страна в которую хотела бы съездить – во все, самая главная цель – стать знаменитым художником, любит в себе – что умеет рисовать. Скромная, умная, талантливая, общительная, добрая.

  C:\Users\Windows\Desktop\фото 5 класс\P9250013.JPG  Ринчинов Толя, любимая еда – гамбургер, страна в которую хотел бы съездить – Париж, самая главная цель – перечитать энциклопедии, любит в себе – затруднился ответить.  Обидчивый, иногда не внимательный, непостоянный.      

    C:\Users\Windows\Desktop\фото 5 класс\P9250013.JPG  Ленхоев Содном, любимая еда – позы, страна в которую хотел бы съездить – Япония, самая главная цель – учиться на «4», любит в себе – затруднился ответить. Добрый, покладистый, общительный, спокойный.

     C:\Users\Windows\Desktop\фото 5 класс\P9250013.JPG Чердонов Мэргэн, любимая еда – позы, страна в которую хотел бы съездить –Бразилия, самая главная цель – стать великим футболистом, любит в себе – что умеет играть в футбол. Общительный, есть чувство юмора, ворчлив, добрый.

C:\Users\Windows\Desktop\фото 5 класс\P9250013.JPG   Колодина Даша, любимая еда – борщ, страна в которую хотела бы съездить –Сочи, самая главная цель – быть отличницей, любит в себе –характер. Шустрая, внимательная, общительная, спортивная.      

  C:\Users\Windows\Desktop\фото 5 класс\P9250013.JPG Федотова Саша, любимая еда –все, страна в которую хотела бы съездить- Африка, самая главная цель – быть умной, любит в себе – затруднилась ответить. Общительная, веселая, ответственная.

             

  C:\Users\Windows\Desktop\фото 5 класс\P9250013.JPG Широкшин Алеша , любимая еда –суп молочный, страна в которую хотел бы съездить- Москва, самая главная цель –футбол, любит в себе – затруднился ответить. Открытый, добрый,  немногословный, спортивный.

                       Дансарунова Сэлмэг, любимая еда – вкусная выпечка, страна в которую хотела бы съездить – Казахстан,  веселая, добрая, дружелюбная.

Выводы, рекомендации: анализируя результаты деятельности обучающихся 5-го класса в период адаптации в среднем звене, можно сделать вывод о том, что адаптационный период у обучающихся 5-го класса прошел успешно, без значительных осложнений. Безусловно, есть некоторые моменты, на которые необходимо обратить внимание, но они разрешаемы и не столь глобальны. Учителям предметникам проводить коррекцию знаний учащихся, учитывая их физиологические, интеллектуальные и личностные особенности; повышая их познавательную и мотивационную активность, применяя при этом стимулирующие факторы. А также, продумать работу со способными учащимися класса, оказывая им всяческую поддержку для развития их способностей и укрепления их положительной мотивации к обучению. Необходимо учитывать индивидуальные нормы каждого ребенка, т.е. зоны его актуального и ближайшего развития путем сопоставления его вчерашних, сегодняшних и, возможно, завтрашних успехов.

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

5 класс

Слайд 2

Методика «Цветные письма » Цель- определение психологической комфортности на разных уроках № Предмет Галанова Чиита Данаруноа Сэлмэг Колодина Даша Ленхоев содном Оокина Валя Ринчинов Толя Федотова Саша Чердоно Мэргэн Широкшин Алеша 1 Математика 2 Русский язык 3 Литература 4 Биология 5 Английский язык 6 История 7 Общетвозние 8 География 9 Музыка 10 ИЗО 11 Физическая культура 12 Технология преобладает Зеленый Желтый, зеленый Желтый Красный, синий Зеленый, синий Красный Желтый, зеленый Желтый, красный Зеленый

Слайд 3

Интерпретация цвета по методике М.Люшера спокойствие уверенность энергия, стремление к активной деятельности активность, стремление к общению страх тревога нейтральная граница

Слайд 4

2.Опросник С.В. Левченко «Чувства в школе » Цель : составить «эмоциональный портрет класса »

Слайд 5

Осокина Валя, любимая еда – лапша, страна в которую хотела бы съездить – город, самая главная цель –нет ответа , любит в себе - затруднилась. Тихая, молчаливая, необщительная. Галсанова Чимита , любимая еда – все, кроме яиц, страна в которую хотела бы съездить – во все, самая главная цель – стать знаменитым художником, любит в себе – что умеет рисовать . Скромная , умная, талантливая, общительная, добрая. Ринчинов Толя, любимая еда – гамбургер, страна в которую хотел бы съездить – Париж, самая главная цель – перечитать энциклопедии, любит в себе – затруднился ответить. Обидчивый, иногда не внимательный, непостоянный.

Слайд 6

Ленхоев Содном, любимая еда – позы, страна в которую хотел бы съездить – Япония, самая главная цель – учиться на «4», любит в себе – затруднился ответить. Добрый, покладистый, общительный, спокойный.

Слайд 7

Чердонов Мэргэн , любимая еда – позы, страна в которую хотел бы съездить –Бразилия, самая главная цель – стать великим футболистом, любит в себе – что умеет играть в футбол. Общительный, есть чувство юмора, ворчлив, добрый.

Слайд 8

Колодина Даша, любимая еда – борщ, страна в которую хотела бы съездить –Сочи, самая главная цель – быть отличницей, любит в себе –характер. Шустрая, внимательная, общительная, спортивная.

Слайд 9

Федотова Саша, любимая еда –все, страна в которую хотела бы съездить- Африка, самая главная цель – быть умной , любит в себе – затруднилась ответить. Общительная, веселая, ответственная.

Слайд 10

Широкшин Алеша, любимая еда –суп молочный, страна в которую хотел бы съездить- Москва, самая главная цель –футбол, любит в себе – затруднился ответить. Открытый, добрый, немногословный, спортивный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование системы контрольно-измерительных материалов для оценки уровня подготовки учащихся на уроках истории

Тестирование пользуется широкой популярностью в образовательном процессе. Тесты ценятся за возможное использование на всех этапах обучения от первичного закрепления и систематизации до итогового контр...

Оценка уровня успеваемости учащихся с применением информационных технологий.

Каждый учитель обязательно проводит анализ своей работы. В этом нам помогает, утвержденная в школе, оценочная пятибалльная система. Установлены четкие периоды подведения итогов – четверти, год, итог. ...

Оценка уровня воспитанности учащихся

Диагностическая методика для классных руководителей....

Оценка уровня мотивации учащихся к занятиям в творческом объединении

Оценка уровня мотивации учащихся к занятиям в творческом объединении Анкета для учащихся 7-10 классов...

Типы тестовых заданий для оценки уровня знаний учащихся по теме «Кровообращение» 8 класс

Типы тестовых заданий для оценки уровня знаний учащихся по теме «Кровообращение» 8 класс...

Мастер-класс "Использование компьютерных технологий для оценки уровня знаний учащихся"

Представлен мастер-класс по использование компьютерных технологий для оценки уровня знаний учащихся на примере программы MyTest. MyTest- это система программ - программа тестирования учащихся, редакто...

Доклад по итогам анализа уровня адаптации учащихся 5-х классов к условиям обучения в среднем звене в 2023-2024 учебном году

   Докладпо итогам анализа уровня адаптации учащихся 5-х классов к условиям обучения в среднем звене в 2023-2024 учебном году...