"Стереотипизация этнического сознания" Дискуссия на основе тренинговых методик
классный час (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Чертова Евгения Валентиновна

Почти обо всех нациях существует определенное сложившееся мнение. И это мнение настолько распространилось по всему миру, что стало закоренелым стереотипом, по которому воспринимают всю страну и ее культуру. Со временем стереотипы превращаются не только в шутки и анекдоты, но и становятся визитной карточной всей нации. Откуда берутся стереотипы– остается загадкой. Дискуссия на основе тренинговых методик «Стереотипизация этнического сознания» проводилась в рамках традиционного гимназического проекта "Неделя немецкого языка и культуры". Географическое положение Калининградской области актуализирует тему дискуссии, а тренинговые формы работы, предложенные в процессе дискуссии, будут интересны классным руководителям в воспитательной работе по формированию толерантных качеств личности учащегося.  Дискуссия сопровождается презентацией. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дискуссия на основе тренинговых методик «Стереотипизация этнического сознания»

Тренинговые формы работы, предложенные в процессе дискуссии, будут интересны классным руководителям в воспитательной работе по формированию толерантных качеств личности учащегося. 

Цель: выявить влияние этнических стереотипов на общество, рассмотреть основные проблемы формирования стереотипа, пути решения проблемы.

Задачи: - проанализировать понятие «Стереотип», выявить сущность и формирование этнических стереотипов в массовом сознании.

Техн. сопровожд.

текст

примечание

Слайд 1

Теперь, когда мы научились 
летать по воздуху, как птицы, 
плавать под водой, как рыбы, 
нам не хватает только одного:
научиться жить на земле, как люди».
Б.Шоу

        Вы сегодня привлекательны, впрочем, как и всегда. Ведь - Все русские женщины сногсшибательно красивы! Весьма тешащий мое самолюбие стереотип. Уважаемые коллеги, рады вас поприветствовать на сегодняшней дискуссии на основе тренинговых методик «Стереотипизация этнического сознания», которая проводится в рамках Недели немецкого языка и культуры. 
       Почти обо всех нациях существует определенное сложившееся мнение. И это мнение настолько распространилось по всему миру, что стало закоренелым стереотипом, по которому воспринимают всю страну и ее культуру. Со временем стереотипы превращаются не только в шутки и анекдоты, но и становятся визитной карточной всей нации. Откуда берутся стереотипы– остается загадкой.
 

Ведущий 1

       Современный культурный человек – это не только образованный человек, но и человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. А для этого нам следует учиться быть толерантными по отношению друг к другу, уважать индивидуальность и неповторимость каждого из нас.

«Исключение»

Слайд 2

Стикеры, карточки с цветом группы

     Одной из наиболее эффективных форм организации деятельности является работа в группах. Поэтому предлагаем вам объединиться в группы. Для этого вам нужно найти участников дискуссии, у кого цвет стикера такой же как у вас. Одно условие - никто не должен ничего говорить, т.е. участники не могут обмениваться словами.

В результате у нас сформированы 4 группы (цвета:….., …,)

 - Что вы ощутили, когда вы встретили первое лицо, имеющее стикер того же цвета, что и у вас?

-Что почувствовал человек, у которого оказался единственный стикер желтого цвета?

- С какими трудностями может столкнуться человек, который, по нашему мнению, отличается от всех остальных?

Слайд 3 – 4

Листы с терминами для групп

     Для дальнейшего обсуждения нам необходимо дать определение терминам и понятиям, которые нам сегодня понадобятся в дискуссии. Предлагаем в группах обсудить значения предложенных терминов.

      Обратите внимание на определения, соотнесите определение с термином.  (высказываются представители каждой группы)

Ведущий 2

Слайд 5

Посмотрите на картинку – карта мира, что особенного? Почему именно этими образами представлены страны?

 (выводим на термины: Стереотип, Стереотипизация)

Слайд 6

Определение терминов.  Откуда берутся стереотипы? Конечно же, из нашего жизненного опыта, когда одни и те же явления имеют одинаковые последствия, мы возводим их в ранг стереотипных. Таким образом нам легче жить, не заостряя внимание на формировании правильного поведения в типичных ситуациях. Аналогично формируются и социальные стереотипы, только на их появление или разрушение необходимо больше времени.

Слайд 7

        Оказывается, стереотипы пришли к нам из типографского дела. Специальные клише, которые использовались в печати, как раз так и назывались – «стереотипы». Но мы больше знаем это понятие, как психологический термин. В этом аспекте стереотипы означают установившееся в обществе стойкие мнения касательно людей, явлений, действий. Многие из стереотипов навязываются конкретным обществом. При чем меняться стереотипы могут, но на это могут уйти годы, если не века. Например, на сайте Гарвардского университета информация до сих пор классифицирована по национальности, цвету кожи и расе.

 Функции стереотипов можно условно подразделить на «положительные» и «отрицательные». Основным положительным аспектом стереотипа является экономия мыслительной деятельности человека. Человек, за свою короткую жизнь не может знать все обо всем, но на основе опыта других может иметь представление о многих вещах, даже если они не имеют отношение к его реальности. Отрицательный аспект сводится к тому, что личный опыт (даже однократный) подтверждающий верность того или иного стереотипа закрепляется в подсознании и мешает воспринимать людей, явления по-другому.

Ведущий 3

Слайд 8

Видео!

Все ли типы стереотипов мы рассмотрели? Прежде, чем ответить на этот вопрос, предлагаем вам посмотреть небольшое видео.

Этнические стереотипы – (дать определение)

Слайд 9

Карты, картинки, магниты

С каждой страной возникает множество ассоциаций, как отрицательных, так и положительных. Для выполнения следующего задания нужен один представитель из каждой группы. Участникам необходимо выбрать ассоциации, которые возникают у людей со странами Россия, Германия.

Ведущий 1

Магниты, картинки, карты

Слайд 10-11 слайд

«Встречают по одежке». Чтобы остальные участники не скучали, предлагаем вам посмотреть фотографии незнакомых людей и предположить кто перед вами – национальность человека, вид деятельности и т.п.

Фото из проекта Джоела Пареса - В своей фотосерии под названием «Осуждающая Америка» Джоэл пытается разрушить предрассудки в отношении той или иной этнической группы людей. Для каждого героя своего проекта фотограф сделал два портрета — один показывает, как общество видит этого человека из-за его национальности и цвета кожи, а другой портрет является отражением реальности этого человека, его профессии и личности.

То есть фотограф Джоэл Парес попытался донести до людей простую истину — не стоит судить по внешности. Не все темнокожие являются гангстерами, латиноамериканцы — наркоторговцами, а мусульмане — террористами.

Выводы: сравнить сделанные им выводы, которые основывались на каких–либо стереотипах (черты лица, одежда и т.д.), с фактами

Ведущий 3

Слайд 12

Плакаты, фломастеры, ручки

Сколько сказано и написано о русском характере, загадочной русской душе. Какие они, русские? Как много иностранцев пытается умом понять Россию. Предлагаем вам взглянуть на себя глазами иностранцев.

Русские и немцы. Считается, что именно Петр I прорубил окно в Европу, но, как известно, немцы уже проживали к этому времени на территории России и даже оказали серьезное влияние на мировоззрение будущего реформатора. Считал немцев своими учителями и «наше все» в науке Михайло Ломоносов. Немецкий язык изучался во всех высших и средних учебных заведениях России, и многие поколения россиян воспитывались на произведениях «сумрачного немецкого гения» – поэтов, ученых, философов.  (тренинг с плакатами)

Выводы: результаты исследования, анкетирования 50 российских и немецких современников, по 25 человек с каждой стороны, в основном, жителей Москвы, Подмосковья, Берлина и Баварии, мужчин и женщин 25−65 лет с высшим и средним образованием.

Ведущий 2

Слайд 13

Предмет-помеха (4 шт), листочки , коробка

«Камешек в ботинке».

Предлагаем самым смелым поместить камешек в обувь и попробовать пройтись.

- Скажите, а что вам мешает красиво пройти. (Камешек)  Как избавиться от стереотипов?

Что такое стереотип для людей, которые занимаются самосовершенствованием и саморазвитием? Таких людей становится все больше. Стереотипы и предрассудки мешают видеть за «заезженными» штампами и клише реальных конкретных людей, и понимать те или иные человеческие поступки в контексте реальности. Прошлый опыт, не всегда срабатывает в новой ситуации. Отказ от стереотипного мышления, предполагает работу над собой:

  • смена привычного взгляда на мир;
  • отказ от поспешных суждений;
  • открытость восприятия явления целиком;
  • подвергание шаблонов критике: «это действительно так?»;

формирование новых мнений, собственных
-Предлагаем и вам найти то, что мешает жить в мире с самим собой и с окружающими людьми. (гнев, страх, робость, злость, трусость, болтливость, лень, грусть,) Запишите на листочках…. 
-Теперь сверните листок и выбросите в коробку.

(Коробка выставляется за дверь).

-Теперь вам ничего не будет мешать общаться с другими людьми.

Ведущий 1

Слайд 13

В заключение хочу прочитать слова писателя М. М. Рощина «Попробуйте не наступить, а уступить. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать. Не разорвать, а склеить». Одним словом «Мы избавляемся от стереотипов и выбираем толерантность, и тогда наш коллектив будет сильным, дружным, сплоченным. 

Ведущий 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Физическое воспитание обучающихся на основе индивидуализированной методики с учетом развития двигательных качеств при организации круговой тренировки»

Среди факторов, влияющих на уровень физического развития и здоровья учащихся (экологических, биологических, социально-экономических и др.) значительное место занимает существующая система традиц...

Интегрированное открытое внеклассное мероприятие обобщения и систематизации знаний (на основе проектной методики ). «Заимствования в английском и русском языках».

Интегрированное открытое внеклассное мероприятие  обобщения и систематизации знаний (на основе проектной методики ).«Заимствования в английском и русском языках»....

Открытый урок обобщения и систематизации знаний (на основе проектной методики) Political systems of the world. Политические системы мира.

В основе урока лежит тема, которая разрабатывается студентами и обобщается на последнем уроке данного цикла. Проектный метод предоставляет большие возможности для осуществления основного принципа обуч...

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия(на основе проектной методики) Конкурс презентаций "Музыка нас связала"

С точки зрения учащегося проект — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому. Это дея­тельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знан...

Текст - как основа коммуникативной методики

В данной презентации учителя знакомятся с методикой РКИ...

Открытый урок систематизации и обобщения знаний (на основе проектной методики): “Inventions and Inventors”(Изобретения и изобретатели).

В основе урока лежит тема, которая разрабатывается студентами и обобщается на последнем уроке данного цикла. Проектный метод предоставляет большие возможности для осуществления основного принципа обуч...

Презентация к дискуссии на основе тренинговых методик "Стереотипизация этнического сознания"

Почти обо всех нациях существует определенное сложившееся мнение. И это мнение настолько распространилось по всему миру, что стало закоренелым стереотипом, по которому воспринимают всю страну и ее кул...