Педагогическая диагностика для оценки результатов воспитательной деятельности классного коллектива
статья (11 класс) на тему

Смурыгина Татьяна Владимировна

Педагогическая диагностика для оценки результатов воспитательной деятельности  классного коллектива

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostiki.docx126.45 КБ

Предварительный просмотр:

http://helpiks.org/helpiksorg/baza6/65456373821.files/image016.jpg

Аспекты изучения

Диагностические средства

I. Сформированность познавательного потенциала личности учащегося.

1. Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости.

2. Методики изучения развития познавательных процессов личности ребенка.

3. Школьный тест умственного развития (ШТУР).

4. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся.

5. Педагогическое изучение.

II. Сформированность нравственного потенциала личности учащегося.

  1. Тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте» для определения нравственной направленности личности.
  2. Методика С.М. Петровой «Пословицы» для определения направленности личности.
  3. Методики Б.П. Битинаса и С.М. Шиловой для изучения воспитанности учащегося.
  4. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся.
  5. Педагогическое наблюдение.

III. Сформированность коммуникативного потенциала личности учащегося.

  1. Методика выявления коммуникативных склонностей.
  2. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки уч-ся.
  3. Педагогическое наблюдения.

IV. Сформированность эстетического потенциала личности учащегося.

  1. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся.
  2. Педагогическое наблюдение.

V. Сформированность физического потенциала личности учащегося.

1. Статистический медицинский анализ состояния здоровья учащихся.

2. Выполнение контрольных нормативов в беге на 30 метров, шестиминутном беге, прыжках в длину с места, подтягивание (юноши), поднимании туловища (девушки).

3. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся.

VI. Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе.

  1. Методика А.А.Андреева (Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью).
  2. Методика Е.Н.Степанова для исследования удовлетворенности педагогов и родителей жизнедеятельностью в образовательном учреждении.

VII. Сформированность общешкольного коллектива.

  1. Методика Р.С.Немова «социально – психологическая самоаттестация коллектива (СПСК)».
  2. Методика М.И.Рожкова «Определение уровня развития ученического самоуправления».
  3. Методика Л.В.Байбородовой для изучения степени развития основных компонентов педагогического взаимодействия.

1. Методики для изучения процесса  и результатов развития личности учащегося.

    А. Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности.

  Цель: выявление мотивов учащихся в деятельности.

  Ход проведения. Учащимся предлагается определить , что и в какой степени привлекают их в совместной деятельности.

  Для ответа используется следующая шкала:

3 – привлекает очень сильно;

2 – привлекает в значительной степени

1 – привлекает слабо

0 – не привлекает совсем.

   Что привлекает в деятельности:

  1. Интересное дело.
  2. Общение с разными людьми.
  3. Помощь товарищам.
  4.  Возможность передать свои знания.
  5. Творчество.
  6. Приобретение новых знаний, умений.
  7. Возможность руководить другими.
  8. Участие в делах своего коллектива.
  9. Вероятность заслужить уважение товарищей.
  10. Сделать доброе дело для других.
  11. Выделиться среди других.
  12. Выработать у себя определенные черты характера.

  Обработка и интерпретация результатов. Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки:

          а) коллективистские мотивы

          б) личностные мотивы

          в) престижные мотивы

  Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия школьников в деятельности.

Б. Методика диагностики уровня творческой активности учащихся.

   Цель: на онове выявленных критериев и эмпирических показателей повести сравнительный анализ изменений в сформированности у учащихся творческой активности.

   Ход проведения. Замеры осуществляются по четырем критериям: чувство новизны; критичность; способность преобразовать структуру объекта; направленность на творчество.

  Предусмотрен также контрольный опрос, предполагающий сравнение оценки ответов и самооценки качеств, осуществляемой испытуемыми.

  Оценивание критерия осуществляется по средней оценке, получаемой учащимся по каждому критерию. При этом важно сопоставить полученные результаты с самооценкой, которая выявляется в последнем разделе опросника. Самооценка по критерию «чувство новизны» определяется по среднему баллу ответов на вопросы 41-44; по критерию «критичность – на вопросы 45-48; по критерию «способность  преобразовать  структуру объекта» - на вопросы 49-52; по критерию «направленность на творчество» - на вопросы 53-56. Например, по критерию «чувство новизны» средний балл составил 1,45, а самооценка – 0,9. В этом случае мы корректируем оценку, высчитывая средний результат между оценкой и самооценкой.

  Можно выделить три уровня творческой активности школьника и отдельных ее аспектов:  низкий – от 0 до 1; средний- от 1 до 1,5; высокий – от 1,5 до 2.

                       Опросник. «Чувство новизны»

  Выберите тот ответ, который соответствовал бы Вашему поступку в предложенных ниже ситуациях:

  1. Если бы я строил дом для себя, то:

а) построил бы его по типовому проекту - 0                                                            

б) построил бы такой, ко-рый видел на картинке в журнале или в кино - 1

в) построил бы такой, которого нет ни у кого - 2                                                    

    2.  Если мне нужно развлекать гостей, то я:

         а) провожу вечер, как проводят мои родители со своими знакомыми 0

         б) сочиняю сам сюрприз для гостей       2

         в) стараюсь провести вечер, как любимые герои в кино     1

     3. Среди предложенных задач на контрольной я выбираю:

         а) оригинальную     2

         б) трудную               1

         в) простую              0

    4. Если бы я написал картину, то выбрал бы для нее название:

         а) красивое    1

         б) точное        0

         в) необычное    2

    5. Когда я пишу сочинение, то:

        а) подбираю слова как можно проще     0

        б) стремлюсь употреблять слова, которые привычны для слуха и хорошо  отражают мои мысли         1

        в) стараюсь употребить оригинальные, новые для меня слова     2

    6. Мне хочется чтобы на уроках:

        а) все работали     1

        б) было весело      0

        в) было много нового       2

    7. Для меня в общении самое важное:

       а) хорошее отношение товарищей    0

       б) возможность узнать новое    2

       в) взаимопомощь   1

   8. Если  бы я был поваром, то:

     а) стремился бы к тому, чтобы все, кто ест мои блюда, были сыты и довольны 0

     б) создавал бы новые блюда   2

     в) старался бы мастерски готовить все известные блюда    1

9. Из трех телевизионных передач, идущих по разным программам, я выбрал бы:

      а) «Седьмое чувство»    0

      б) «Поле чудес»           1

      в) «Очевидное – невероятное»    2

10. Если бы я оправился в путешествие, то выбрал бы:

     а) наиболее удобный маршрут    0

     б) неизведанный маршрут      2

     в) маршрут, который хвалили мои друзья   1

                                    2. Опросник. «Критичность»

Согласны ли вы со следующими высказываниями великих?

 а) полностью согласен – 0;

 б) не согласен – 2;

 в) не готов дать оценку данному высказыванию – 1.

11. Знания и только знания делают человека свободным и великим (Д.И. Писарев).

12. Лицо – зеркало души (М. Горький).

13. Единственная настоящая ценность – это труд человеческий (А. Франс).

14. Разум человека сильнее его кулаков (Ф. Рабле).

15. Ум, несомненно, первое условие для счастья (Софокл).

16. Дорога к славе прокладывается трудом (Публимий Сир).

17. Боится презрения лишь тот, кто его заслуживает (Франсуа де Ларошфуко).

18. Нас утешает любой пустяк, потому что любой пустяк приводит нас в уныние (Блез Паскаль).

19. Способности, как и мускулы, растут при тренировке (К.А. Тимирязев).

20. Только глупцы и покойники никогда не меняют своих мнений (Д. Л. Оруэлл).

3. Испытание

               «Способность преобразовывать структуру объекта»

                                21-23 (для старшеклассников)

В каждом пункте есть пара слов, между которыми существует неая связь или какое-то соотношение. Вы должны определить, какая связь или какое соотношение существует между этими двумя словами; и выбрать из четырех предложенных ответов пару слов, между которыми существует та же связь или то же соотношение. Запишите в карточку номер ответа.

   21.ИЗГНАНИЕ – ЗАВОЕВАТЕЛЬ

                                 а) вор

           Арест            б) обвиняемый

                                 в) судья

                                 г) адвокат

    22. ОЗЕРО – ВАННА

                                 а) лужа

          Водопад        б) труба

                                 в) вода

                                 г) душ

   23. ВУЛКАН – ЛАВА

      1) источник – родник

      2) глаз – слеза

      3) огонь – костер

      4) шторм – наводнение

                                      21-23 (для среднего возраста)

Представлена исходная пара слов, которые находятся в определенном отношении, и пять других слов, из которых только одно находится в таком же отношении к исходному слову (правильный выбор оценивается оценкой 2).

     21. ШКОЛА – ОБУЧЕНИЕ

                                 а)доктор

                                 б) ученик

         Водопад          в) учреждение

                                  г) лечение

                                 д) больной

 22. ПЕСНЯ – ГЛУХОЙ

                                а) хромой

                                б) слепой

  Картина                в) художник

                                г) рисунок

                                д) больной

23. РЫБА – СЕТЬ

                                а) решето

                                б) комар

      Муха                 в) комната

                                г) жужжать

                                д) паутина

24-27. Найдите выход из предложенных ниже ситуаций (свой ответ запишите на обороте карточки).

24. Заснув в своей постели, утром Вы проснулись в пустыне. Ваши действия?

25. В машине, которой Вы управляли, оказались проколытыми два колеса, а запасное только одно. Необходимо срочно ехать дальше – Ваши действия?

26. В чужом городе Вы оказались без документов и денег. Вам нужно найти выход из положения.

27. Вы оказались в городе, где говорят на незнакомом вам языке. Как Вы будете изъясняться?

       Для ответа на каждый из четырех вопросов дается 30 секунд. Экспериментатор оценивает ответ следующим образом:

      отсутствие ответа - 0

      тривиальный ответ - 1

      оригинальный ответ – 2

 28-30. На обороте карточки перечислите как можно больше способов использования каждого названного ниже предмета.

28. Консервная банка.

29. Металлическая линейка.

30. Велосипедное колесо.

                 4. «Направленность на творчество»

31-40. Если бы у Вас был выбор, то что бы Вы предпочли?

31. а) читать книгу           0                

      б) сочинять книгу       2

      в) пересказывать содержание книги друзьям      1

32. а) выступать в роли актера        2

      б) выступать в роли зрителя      0

      в) выступать в роли критика      1

33. а) рассказывать всем местные новости       0

      б) не пересказывать услышанное   1

      в) прокомментировать то, что услышали    2

34. а) придумывать  новые способы выполнения работ     2

      б) работать, используя испытанные приемы    0

      в) искать в опыте других лучший способ работы    1

35. а) исполнять указания  0

      б) организовывать людей   2

      в) быть помощником руководителя    1

36. а) играть в игры, где каждый действует сам за себя   2

      б) играть в игры, где можно проявить себя    1

      в) играть в команде     0

37. а) смотреть интересный фильм дома   1

      б) читать книгу       2

      в) проводить время в компании друзей      0

38. а) размышлять, как улучшить мир     2

      б) обсуждать с друзьями, как улучшить мир  1

      в) смотреть спектакль о красивой жизни 0

39. а) петь в хоре    0

      б) петь песню соло или дуэтом  1

      в) петь свою песню  2

40. а) отдыхать на самом лучшем курорте      0

      б) оправиться в путешествие на корабле   1

      в) оправиться в экспедицию с ученными   2

                        5. Самооценка  (контрольный опрос)

                       Да – 2; трудно сказать – 1; нет – 0.

41. Мне нравится создавать фантастические проекты.

42. Могу представить себе то, чего не бывает на свете.

43. Буду участвовать в том деле, которое для меня  ново.

44. Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.

45. В основном стараюсь обо всем иметь свое мнение.

46. Мне удается находить причины своих неудач.

47. Стараюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.

48. Могу обосновывать: почему мне что-то нравится или не нравится.

49. Мне не трудно в любой задаче выделить главное и второстепенное.

50. Убедительно могу доказать свою правоту.

51. Умею сложную задачу разделить на несколько простых.

52. У меня часто рождаются интересные идеи.

53. Мне интереснее работать творчески, чем по-другому.

54. Стремлюсь всегда найти дело, в котором могу проявить творчество.

55. Мне нравится организовывать своих товарищей на интересные дела.

56. Для меня очень важно, как оценивают мой труд окружающие.

                      Карта ответов на вопросы анкеты*

Фамилия  _________________  Класс _______ Дата заполнения ___________

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

*В карточке с номером вопроса напишите букву или цифру, обозначающую выбранный Вами ответ.

  1. Методики диагностики сформированности коллектива.

                  А. Методика «какой у нас коллектив»

(разработана профессором А. Н. Лутошкиным)

     Цель: определить степень удовлетворенности учащихся своим коллективом.

     Ход проведения. Школьникам предлагаются характеристики различных уровней развития коллектива: «Песчаная россыпь», «Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горящий факел» (Лутошкин А. Н. Как вести за собой. М., 1986).

                                  «Песчаная россыпь»

     Присмотритесь к песчаной россыпи – сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет по площадке. Дунет ветер посильнее и не станет россыпи.

     Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый как песчина: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, что «сцепляло» бы, соединяло людей. Здесь люди или еще мало знают друг друга, или просто не решаются, а может быть, и не желают пойти на встречу друг другу. Нет общих интересов, нет общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к рыхлости, рассыпчатости группы.

      Группа эта существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в нее входит.

                                    «Мягкая глина»

       Известно, что мягкая глина – материал, который сравнительно легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера, а таким в группе, классе, ученическом коллективе может быть командир или организатор дела, этот материал превращается в искусный сосуд, в прекрасное изделие. Но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложить усилий. Когда мягкая глина оказывается в руках неспособного человека, она может принять самые неопределенные формы.

В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робки, не все получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы.

        Скрепляющим здесь звеном еще являются  нормальная дисциплина и требования старших. Отношения разные – доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного мастера – хорошего организатора пока нет или ему трудно проявить себя, так как по-настоящему его некому поддержать.

     

                                     «Мерцающий маяк»

     В штормовом море маяк приносит уверенность и опытному и начинающему мореходу: курс выбран правильно, «так держать!» Заметьте, маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь».

      Формирующийся коллектив озабочен, что бы каждый шел верным путем. В таком ученическом коллективе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание – это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В группе есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители» маяка, те, которые не дадут погаснуть огню, - организаторы, актив.

       Эта группа заметно отличается от других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении  трудностей, не всегда хватает сил у некоторых членов групп подчиняться коллективным требованиям. Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложения по улучшению дел не только в своем коллективе, но и в более значительном коллективе, в который он, как часть, входит. Мы видим проявления активности всплесками, да и то не у всех.

                                      «Алый парус»

          Алый парус – это символ устремленности вперед, неуспокоенности,  дружеской верности, преданности своему долгу. Здесь действуют по принципу «один за всех, и все за одного». Дружеское участие и  заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью  и взаимной требовательностью. Командный состав парусника – знающие и надежные организаторы, авторитетные товарищи. К ним обращаются за советом, помощью, и они бескорыстно оказывают ее. У большинства членов «экипажа» появляется чувство гордости за свой коллектив; все переживают горечь, когда их постигают неудачи. Коллектив живо интересуется, как обстоят дела в других коллективах, например, в соседних. Бывает, что приходят на помощь, когда их об этом попросят.

          Хотя коллектив и сплочен, но бывают моменты, когда он не готов идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу, но постепенно положение может быть исправлено.

«Горящий факел»

          Горящий факел – это живое пламя, горючим материалом которого являются тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Да, здесь хорошо проявляются все качества коллектива, которые мы видели на ступени «Алый парус». Но это не все.

            Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, подымаясь на скалы, спускаясь в ущелье, проторяя новые тропы. Но разве можно чувствовать себя счастливым, если рядом кому – то трудно, если позади тебя коллективы, группы, которым нужна твоя помощь и твоя крепкая рука. Настоящий коллектив – тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего сердца дорогу другим.

         Учащиеся оценивают уровень развития своего коллектива. На основании ответов педагог может определить по пятибалльной шкале степень их удовлетворенности своим классом, узнать, как оценивают школьники его сплоченность, единство. Вместе с тем удается определить тех учащихся, которые недооценивают или переоценивают (по сравнению со средней оценкой) уровень развития коллективистских отношений, довольных и недовольных ими.

         Возможен и другой вариант использования этой методики. Школьники обсуждают, разбившись на группы, следующие вопросы: на каком этапе развития коллектива находится наше классное сообщество и почему; что нам мешает подняться на более высокий уровень развития коллектива; что поможет стать нам более сплоченным коллективом. В этом случае педагог может получить более развернутую о состоянии взаимоотношений в коллективе, удовлетворенности детей своим коллективом, видении школьниками перспектив его развития.

                          Б)  МЕТОДИКА «НАШИ ОТНОШЕНИЯ»

                  (составлена по кн.: Фридмана Л.М. и др. Изучение личности    

                               учащегося и ученических коллективов. М., 1988)                                

    Цель: выявить степень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива.

     Ход проведения. Школьнику предлагается ознакомиться с шестью утверждениями. Нужно записать номер того утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением. Может быть выявление различных сфер взаимоотношений детей в коллективе. Например, для изучения взаимоприемлемости друг друга (дружбы, сплоченности) или, наоборот, конфликтности может быть предложена серия утверждений:

  1. Наш класс очень дружный и сплоченный.
  2. Наш класс дружный.
  3. В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.
  4. В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.
  5. Наш класс недружный, часто возникают ссоры.
  6. наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.

        Другая серия утверждений позволяет выявить состояние взаимопомощи (или ее отсутствие):

          1. В нашем классе принято помогать без напоминания.

          2. В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям.

          3. В нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик.

          4. В нашем классе помощь оказывается только тогда, когда требует учитель.

          5. В нашем классе не принято помогать друг другу.

          6. В нашем классе отказываются помогать друг другу.

           Обработка и интерпретация результатов. Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, свидетельствуют об определенных взаимоотношений в коллективе. В то же время мнение конкретного ученика показывает, как ощущает он себя в системе этих отношений.

                             В)  МЕТОДИКА

     «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АТМОСФЕРА В КОЛЛЕКТИВЕ»

                                       (подготовлена Л.Г. Жедуновой)

Цель: изучить психологическую атмосферу в коллективе.

Ход проведения. Каждому педагогу, школьнику предлагается оценить состояние психологической атмосферы в коллективе по девятибалльной системе. Оцениваются полярные качества:

                                     9 8 7 6 5 4 3 2 1      

             1. Дружелюбие                         Враждебность

             2. Согласие                                Несогласие

             3. Удовлетворенность              Неудовлетворенность

             4. Увлеченность                        Равнодушие

             5. Результативность                  Нерезультативность

             6. Теплота взаимоотношений   Холодность сотрудничества

             7. Сотрудничество                     Отсутствие сотрудничества

             8. Взаимная поддержка              Недоброжелательность

             9.Занимательность                      Скука

             10.Успешномть                            Неуспешность

     Чем выше балл, тем выше оценка психологического климата, и наоборот. Анализ результатов предполагает субъективные оценки состояния психологического климата и их сравнение между собой, а также вычисление средней для коллектива оценки атмосферы.

                          3.   МЕТОДИКИ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

                    УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ и РОДИТЕЛЕЙ

                    ОРГАНИЗАЦИЕЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

               И ЖИЗНИДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

А) МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНЬЮ (разработана доцентом А.А. Андреевым)  

Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

                              4 – совершенно согласен;

                              3 -  согласен;

                              2 – трудно сказать;

                              1 – не согласен;

                              0 – совершенно не согласен.

1. Я иду утром в школу с радостью.

2. В школе у меня обычно хорошее настроение.

3. В нашем классе хороший классный учитель.

4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.

5. У меня есть любимый учитель.

6. В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.

7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.

8. У меня есть любимые школьные предметы.

9. Я считаю, что школа по – настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.

10. На летних каникулах я скучаю по школе.

Обработка полученных данных. Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью (У) является частное от деления общей сумму балов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если  У больше 3, то можно константировать о высокой степени удовлетворенности, если же У больше 2, но меньше 3 или 2, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Б) Методика изучения удовлетворенности родителей работой ОУ

(разработана доцентом Е.Н. Степановым)

       Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива.

Ход проведения. На родительском собрании предлагается родителям внимательно прочитать перечисленные ниже утверждения и оценить степень согласия с ними. Для этого родителю необходимо обвести ниже каждого выражения одну цифру, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения.

Цифры означают следующие ответы:

4 – совершенно согласен;

3 – согласен;

2 – трудно сказать;

1 – не согласен;

0 – совершенно не согласен.

Класс, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным.

                      4        3        2        1       0

В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно.

                      4         3        2        1      0

Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку.

                      4         3        2        1       0

Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и учителями нашего ребенка.

                      4          3        2        1       0

В классе, в котором учится наш ребенок, хороший классный руководитель.

                      4          3        2        1        0

Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка.

                      4           3        2        1       0

Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями.

                      4            3        2        1       0

Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка.

                      4            3        2         1       0

В школе проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку.

                      4            3        2         1       0

В школе работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься наш ребенок.

                     4             3        2         1       0

Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания.

                     4             3         2        1       0

В школе заботятся о физическом развитии здоровье нашего ребенка.

                     4            3          2        1       0

Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка.

                     4            3          2        1       0

Администрация и учителя создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка.

                     4            3          2        1       0

Школа по – настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни.

                    4             3          2        1       0

Обработка результатов теста. Удовлетворенность родителей работой школы (Y) определяется как частное от деление общей суммы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов.

Если коэффициент Y равен 3 или больше этого числа, то это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности; если он равен или больше 2, но меньше 3, то можно констатировать средний уровень удовлетворенности; если же коэффициент У меньше 2, то это является показателем низкого уровня удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения.

Диагностические методики

Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности

(Л.В. Байбородова)

Цель: выявление мотивов деятельности учащихся.

Ход проведения. Учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности. Для ответа используется следующая шкала: 3 - привлекает очень сильно; 2 - привлекает в значительной степени; 1 - привлекает слабо; О - не привлекает совсем. Что привлекает в деятельности:

1. Интересное дело.

2. Общение с разными людьми.

3. Помощь товарищам.

4. Возможность передать свои знания.

5. Творчество.

6. Приобретение новых знаний, умений,

7. Возможность руководить другими.

8. Участие в делах своего коллектива.

9. Вероятность заслужить уважение товарищей.

10. Сделать доброе дело для других.

11. Выделиться среди других.

12. Выработать у себя определенные черты характера

Обработка и интерпретация результатов. Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки:

а) коллективистские мотивы (п. 3, 4, 8, 10);

б) личностные мотивы (п. 1, 2, 5, 6, 12);

в) мотивы престижности (п. 7, 9, 11).

Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия школьников в деятельности.

Методика «Незаконченные предложения» из теста (Ж. Нюттен – А.Б. Орлов),

Цель  – выявить, как ученики воспринимают школу, учителя, себя в школе.

  1. Я думаю, что хороший ученик – это тот, кто ….
  2. Я думаю, что плохой ученик – это тот, кто …..
  3. Больше всего я люблю, когда учитель …
  4. Больше всего я не люблю, когда учитель …
  5. Больше всего мне нравится школа за то, что …
  6. Я не люблю школу за то, что …
  7. Мне радостно, когда в школе …
  8. Я боюсь, когда в школе …
  9. Я хотел бы, чтобы в школе …
  10. Я не хотел бы, чтобы в школе …
  11. Когда я был маленьким, я думал, что в школе …
  12. Если я невнимателен на уроке, я …
  13. Когда я не понимаю что – нибудь на уроке, я …
  14. Если мне что – то не понятно при выполнения домашнего задания, я …
  15. Я всегда могу проверить, правильно ли я …
  16. Я никогда не могу определить, правильно ли я …
  17. Если мне что – нибудь нужно запомнить, я …
  18. Мне всегда интересно, когда на уроках …
  19. Мне всегда неинтересно, когда на уроках …
  20. Я лучше понимаю, когда на уроке …


Полученные данные можно сводить в таблицу, выделяя характерные и единичные ответы. Материал можно использовать для корректировки собственной работы, внесения изменений в учебно – воспитательный процесс.

Определение уровня воспитанности школьника

Воспитанность – это свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных социально значимых качеств, в обобщенной форме отражающих систему отношений человека к миру, к людям, к самому себе.

Общий уровень воспитанности школьника определяется на основе выведения среднего оценочного балла, складывающегося из:

  • самооценки школьника;
  • оценки классного руководителя;
  • оценки родителя;
  • взаимооценки школьников (одноклассников) по всем критериям отслеживания.


Режим диагностирования: 

  1. Начало года – 1-я половина сентября.
  2. Конец года – 2-я половина апреля.


Критерии изучения уровня воспитанности 

  1. Свобода личности:
  • уровень самосознания;
  • самостоятельность в принятии решения;
  • самодисциплина, честность:
  • чувство собственного достоинства, самоуважение;
  • гражданский выбор содержания жизнедеятельности.
  1. Гуманность личности:
  • милосердие, доброта;
  • способность к состраданию, сопереживанию, альтруизм;
  • терпимость, доброжелательность;
  • скромность;
  • готовность оказать помощь близким и дальним;
  • стремление к миру, добрососедству;
  • понимание ценности человеческой жизни.
  1. Духовность личности:
  • потребность в самопознании;
  • потребность в красоте;
  • потребность в общении;
  • поиск смысла жизни;
  • способность к рефлексии.
  1. Творчество личности:
  • развитые способности;
  • развитый интеллект;
  • интуиция;
  • потребность в преобразующей деятельности.
  1. Практичность личности:
  • знание основ экономики;
  • трудолюбие;
  • хозяйственность;
  • компьютерная грамотность;
  • владение языками;
  • здоровый образ жизни, физическая закалка;
  • эстетический вкус;
  • хорошие манеры.


Оценивание общего уровня воспитанности школьника 

Оценивается по 5-балльной системе.


Высокий уровень – 5 баллов (проявляется ярко и есть стремление к этому).
Выше среднего уровень – 4 балла (в целом проявляется).
Средний уровень – 3 балла (проявляется ограниченно, недостаточно).
Низкий уровень – 2 балла (не проявляется совсем).



Характеристика каждого уровня воспитанности

(по Ю.В. Васильеву
) 



           Высокий уровень. Школьник осознает свои учебные, общественные, трудовые и другие обязанности как долг перед обществом, коллективом, переживает свою сопричастность к делам коллектива, общества. Есть интерес, волевое стремление к учению, общественной и другим деятельностям, самовоспитанию, потребность в трудовом образе жизни, положительных привычках. Учащиеся самостоятельны, активно участвуют в трудовых делах, умело ведут патриотическую, экологическую, культурно-образовательную и другую работу.

Выше среднего. Нравственные установки соответствуют требованиям и морали общества. Школьники положительно относятся к учению, труду и другим видам деятельности, но самостоятельность, творчество проявляют в отдельных ситуациях, когда работа им «по душе». В ситуациях, требующих напряжения воли, часто не доводят дело до конца. Некоторые из них больше любят труд, чем учение. Глубина знаний в значительной мере зависит от интереса к предмету. Поэтому степень системности знаний невысокая, за исключением предметов, которые нравятся. Умения сформированы главным образом в тех видах деятельности, в которых школьники более заинтересованы. Самовоспитание занимаются не систематически, хотя и считают его необходимым.

Средний уровень. Нравственные позиции характеризуются сочетанием убеждений, соответствующих требованиям общества, с эгоистическими, индивидуалистическими устремлениями, накопительством, вещизмом. Учащиеся не понимают ценности получения образования для собственного развития. Если они не намерены учиться в вузе, то среднее образование теряет для них смысл. Такая позиция порождает ограниченность интересов школьников к учебным предметам, к трудовой, общественной и другим деятельностям. Нередко - отрицательное отношение к труду при общем стремлении к учению. Многие личные интересы ставят выше общественных, а иногда и вовсе не считаются с последними. Самовоспитание направлено на развитие престижных, с их точки зрения, качеств. Знания учащихся часто поверхностны. Умения ограничены теми деятельностями, которые для школьника престижны, нужны для его самоутверждения.

Низкий уровень. Школьники равнодушны к жизни страны. Не испытывают сопричастности к делам коллектива, общества. Не видят социального смысла в учении, трудовой и другой деятельности. Необходимости в среднем образовании не осознают, что порождает отрицательное отношение к труду, к учению, стремление лишь к развлечениям, удовольствиям, праздному образу жизни. Знания по большинству предметов отрывочные, не связанные с жизненным опытом. Умения учебной, трудовой и других видов деятельности не сформированы, носят локальный характер.

Методика отслеживания уровня воспитанности школьника

Для того чтобы определить уровень воспитанности каждого школьника, предлагается индивидуальный оценочный лист, в котором субъекты оценивания (сам школьник, семья, одноклассники и классный руководитель) оценивают его по каждому качеству личности. По тому или иному качеству личности и показателю воспитанности выводятся средние баллы:

Арифметическая сумма средних

оценок показателей воспитанности

__________________________________________ _ Уровень воспитанности

Число показателей воспитанности

Образец индивидуального оценочного листа по определению уровня воспитанности школьника:

(Ф.И.О., класс, учебный год).

Затем классный руководитель делает анализ полученных в ходе диагностического исследования результатов по каждому показателю воспитанности школьника с целью организации с ним индивидуальной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение в своей практике средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов

В данной статье речь пойдет о различных формах педагогической диагностики, которые я применяю в своей практике. ...

Виды педагогической диагностики для оценки образовательных результатов

Успех процесса обучения английскому языку, равно как и другим дисциплинам, во многом зависит от заинтересованности учеников и их активности. А залогом этого, в свою очередь, служат конкретные и ...

Диагностическая карта (лист развития) Развития музыкально – художественной деятельности детей старшей группы. Диагностика проведена по журналу « Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы»

Диагностический журнал представляет систему обследования динамики развития детей старшей группы в освоении программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаро...

Обоснование применения в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов.

Обоснование применения в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов....

Методика диагностики и оценки результатов обучения английскому языку в системе дополнительного образования

В данной работе рассматривается методика диагностики и оценки результатов обучения детей английскому языку в системе дополнительного образования, приводятся критерии оценки уровня обученности детей ос...

Диагностика и анализ результатов воспитательной деятельности

Дианости проводилась в течение 2-х лет: 2016-2017 уч.год и 2017-2018 уч.год...

Педагогическая диагностика детей по результатам мониторинга достижений воспитанников по образовательной области «Физическое развитие» 2022 - 2023 учебный год

В общей системе образовательной работы МАДОУ физическое воспитание занимает особое место. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ре...