Виды педагогической диагностики для оценки образовательных результатов
материал по теме

 

Успех процесса обучения английскому языку, равно как и другим дисциплинам, во многом зависит от заинтересованности учеников и их активности. А залогом этого, в свою очередь, служат конкретные и посильные цели, достижение которых поощряется тем или иным образом, как правило, – оценками. Последние являются не только инструментом рейтинга одноклассников, но и позволяют школьникам выделиться, проявить себя перед сверстниками и родителями. Поэтому необходимо очень ответственно относиться к диагностике уровня знаний учеников, максимально гибко работая со шкалой отметок. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл виды педагогической диагностики15.65 КБ

Предварительный просмотр:

ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

Успех процесса обучения английскому языку, равно как и другим дисциплинам, во многом зависит от заинтересованности учеников и их активности. А залогом этого, в свою очередь, служат конкретные и посильные цели, достижение которых поощряется тем или иным образом, как правило, – оценками. Последние являются не только инструментом рейтинга одноклассников, но и позволяют школьникам выделиться, проявить себя перед сверстниками и родителями. Поэтому необходимо очень ответственно относиться к диагностике уровня знаний учеников, максимально гибко работая со шкалой отметок.

Существующая у нас система оценки образовательных достижений учеников далека от совершенства. Во многом из-за ряда противоречий. К примеру, от школьников ждут инициативы и активности, но при этом отношение к ним со стороны наставников строятся, во многом, на основании успеваемости.

Так или иначе, контроль знаний и умений учеников должен базироваться на выполнении ряда требований. При осуществлении диагностики образовательного уровня педагог обязан исходить из принципов гуманизации и гарантировать каждому воспитаннику право на улучшение отметки. Для всех учеников рекомендуется создать условия, в которых можно выбрать уровень сложности проверочного задания. Мониторинг знаний и умений следует проводить своевременно и целенаправленно. Что может быть предметом контроля на занятиях по английскому языку? В первую очередь, знания, которые являются содержанием учебной дисциплины и перечислены в рабочей программе для школьников. Во-вторых, основные способности и компетентность учеников, которые могут быть представлены на т. н. карте образовательных результатов. В-третьих, письменный и устный текст на английском языке.

Диагностика уровня знаний осуществляется посредством тематического, тестового и итогового контроля. Первый проводится в виде устного зачета по произношению и письменного по чтению и аудированию. Итоговый контроль осуществляется в виде творческой защиты (презентации творческого проекта) по выбранной или установленной теме. В число форм тематического контроля по английскому языку входят диагностика произношения, аудирования и чтения, различные виды контроля по разделам и курсам, творческий, устный и письменный зачеты.

Отдельно следует сказать о критериях оценки знаний и умений учеников. На уроках английского языка рекомендуется пользоваться не устаревшей пятибалльной, а, хотя бы, восьмибалльной системой. Это позволяет лучше оценить как степень усвоения материала, так и развития основных способностей и компетентность учащихся, а также более дифференцировано представить показатели успеваемости.

В своей работе я использую такие виды контроля, как формирование словаря для сказочного героя, составление кроссвордов, создание реальных ситуаций, накопление портфеля достижений.

Карта образовательных результатов, часто используемая на занятиях по английскому языку, позволяет ученикам спланировать график освоения материала по дисциплине и впоследствии успешно справиться с творческим заданием и выдержать проверку знаний. А наставнику она дает возможность более дифференцированно оценить своих воспитанников. Карта может иметь вид различных предметов: корабля, дерева, дома и т.д.

Суть работы с картой образовательных результатов заключается в следующем. На ней изложена формулировка задания, которое ученики обязаны своевременно выполнить, представив результаты в виде творческой работы. Как и на любой другой карте, на этой представлены основные смысловые точки с указанием промежуточных и итогового результатов. Карту заполняют сами ученики на уроке планирования. Разумеется, учитель помогает им определиться с объемами материалов и сроками выполнения поставленных задач. Двигаясь от точки к точке, учащиеся проходят промежуточные контрольные испытания, демонстрируя предметные знания и умения по английскому языку. На финише образовательного маршрута они защищают творческую работу, показывая, как именно научились использовать полученные навыки.

При выставлении оценки наставнику целесообразно обсудить ее вместе с учеником, а заодно спланировать дальнейшую работу, определить, чему следует уделить повышенное внимание. Уместно снизить отметку в случае, когда учащийся умеет лишь излагать, но не аргументировать. В таком случае к следующему контрольному испытанию школьник уделит внимание именно этому, часто важнейшему, аспекту. А поупражняться в аргументации можно на уроке-семинаре, примеряя на себя роль автора и критика.

Возвращаясь к роли оценок в диагностике уровня знаний ученика по английскому языку, следует подчеркнуть, что она остается одной из самых болезненных тем в сфере образования. Главным образом потому, что баллы как таковые лишают учащихся духа искреннего соперничества и интереса к «небалльным» формам поощрения. Оценка – лишь соотношение знаний и умений с требованиями программ и стандартов. Она не может дать всех сведений об успехах ученика. Да и сами наставники порой говорят, что «пятерка пятерке рознь», имея ввиду, что одному для такой отметки надо корпеть, преодолевая самого себя, а другому она дается легко в силу природных способностей к языкам.

В психике многих учеников четко откладывается связь между хорошими отметками и поощрением, а также плохими отметками и наказанием. Альтернативой этому выступает рейтинговая система диагностики уровня знаний по английскому языку. Она обеспечивает более системный контроль учебного процесса, а главное – делает его корректирующим, позволяя выявлять и исправлять пробелы в знаниях учащихся, делая процесс изучения иностранного языка индивидуализированным и результативным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценка образовательных результатов.

Материал по внутришкольному контролю....

Применение в своей практике средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов

В данной статье речь пойдет о различных формах педагогической диагностики, которые я применяю в своей практике. ...

Обоснование применения в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов.

Обоснование применения в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов....

«Система объективной оценки качества образования: современные способы и процедуры оценки образовательных результатов»

«Система объективной оценки качества образования: современные способы и процедуры оценки образовательных результатов»...

Педагогическая диагностика для оценки результатов воспитательной деятельности классного коллектива

Педагогическая диагностика для оценки результатов воспитательной деятельности  классного коллектива...

Кодификатор диагностики и оценки предметных результатов обучения истории

В новых образовательных стандартах для средней школы результаты обучения разделены на три группы. В ходе реализация ФГОС определился приоритет – это формирование личности учеников, чему способст...

Реализация индивидуальной образовательной траектории выпускника при подготовке к государственной итоговой аттестации: система диагностики и мониторинга образовательных результатов, механизм устранения пробелов в знаниях.

Актуальность данной проблемы несомненна уже потому, что предмет «обществознание» - сегодня самый востребованный на итоговой аттестации. И если за последние годы по остальным предметам коли...