Организация работы классного руководителя.
опыты и эксперименты (9 класс) на тему

Антонина Николаевна Узких


В данном  материале представлен опыт работы классного руководителя по воспитанию у учащихся культуры поведения, формирование положительных качеств личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация работы классного руководителя

 по воспитанию  культуры поведения  учащихся

Из опыта работы

Узких Антонины Николаевны

 

     Классным руководителем 9В класса я  являюсь  5 – ый год.  С первого дня знакомства с детьми  провожу повседневную работу, направленную на формирование положительных качеств и преодоление отрицательных. Организуя и направляя воспитательный процесс, преследую цель -всестороннее развитие личности, повышение качества знаний, укрепление дисциплины и порядка в классе, а главное - обеспечение единых требований к учащимся со стороны школы и семьи.

    Чтобы мои ученики вели себя хорошо в школе и в общественных местах, потрачено  много сил. Старалась понять и принять их такими, какими  они предстали передо мной, помогала каждому найти в себе положительные качества,  доброе, светлое.  

    Важным звеном в своей работе  по воспитанию культуры  поведения  считаю,  прежде всего,  знание и понимание учениками норм поведения, поэтому особое внимание уделяю тому, как мои дети знают правила, а главное – как их выполняют. Меньше говорю, чего нельзя делать, рассказываю о том, что, зачем и как нужно делать, как нужно поступать в том или ином случае. Не увлекаюсь коллективным осуждением недостатков в поведении ученика: провожу индивидуальные беседы с тем, кто нарушает нормы поведения. Вместе с учителями, работающими в классе, анализирую уровень воспитанности и поведения своих  учеников, на родительских собраниях знакомлю родителей с актуальными проблемами, которые возникают в классе, даю рекомендации по воспитанию сознательной дисциплины у детей в классе и вне школы, провожу индивидуальные консультации, оказываю помощь в решении возникших проблем. Использую в ходе работы в данном направлении разные формы: беседы, диспуты, практикумы, ролевые игры, турниры. Излечивать в трудную минуту «болезни» мне помогает юмор. Так, предложила своим воспитанникам  Правила поведения учеников в шуточной форме:

   1. Сменная обувь – это вредная вещь. Ведь изнашиваешь целых      

      две  пары вместо одной. Экономьте!!!

   2. На уроке стоит задавать один вопрос по 5 – 6 раз. Ведь и у      

      учителя может измениться мнение.

  3. Подходя к своему месту, пройди по стулу соседа, чтобы сделать

    ему приятно.

  4. В классе надо бегать по партам, чтобы не испачкать пол.

  5. Если учитель вышел из класса, надо громко закричать и

    показать всей школе, что очень скучно без него.

  1. Если погода хорошая, то  в школу можно не ходить, лучше посидеть за компьютером или просто погулять.

  7. На переменах в школе бывает очень душно, можно их

     проветрить, разбив окно.

   8. На переменах надо истратить все силы, чтобы их не хватило на урок.

   9. При появлении взрослых в классе надо обязательно сесть, иначе

      они, «взрослые» не увидят вас, не обратят должного внимания.

   10. Чужое время – мелочь. Всегда можно опаздывать, лучше совсем

       не прийти.

   11. Находясь на лестнице, стоит плюнуть вниз, если ты попадёшь,

       тебя могут заметить и поощрить.

    12. В тетрадях должно быть всё так засекречено, чтобы

        не разобрался никто и никогда:  ни родители,  ни учитель, ни САМ.

          Вызвал интерес у учеников практикум  «Достаточно ли мы воспитаны?», в ходе которого анализировались жизненные ситуации по правилам хорошего тона. Положительно зарекомендовали себя и диспут по актуальным вопросам культуры поведения «Кого можно назвать воспитанным человеком?», где восьмиклассникам были предложены вопросы:

                    1. Дисциплина и воспитанность… Связаны ли эти два

                        понятия друг с другом?

                    2. Можно ли считать образованного человека воспитанным?

                    3. Воспитание – это только хорошие манеры?

                    4. Что значит быть человеком среди людей?

                    5. Тактичность и вежливость… Чем отличаются эти

                      два понятия? 

          В результате мои  дети пришли к выводу, что поведение – это зеркало,

  в котором  каждый показывает свой истинный облик.

         Активное участие мои  ученики приняли  в тренинге «Этикет от А до Я», на котором анализировали факты, отстаивали свою точку зрения, слушали и понимали своих одноклассников. Понравилась моим воспитанниками ролевая игра «Азбука вежливости», которая помогла обсудить проблему, найти правильный выход. Часто для решения конкретной проблемы я использую «Мозговой штурм». Например, при возникновении ссоры, конфликта предлагаю для обсуждения вопросы:

  1. Можно ли было избежать конфликта?
  2. Кто виноват в ссоре?

    Все мнения ребят фиксирую, но не оцениваю, не комментирую, никого не заставляю высказывать своё мнение. «Мозговой штурм» заканчиваю, когда нет   желающих   высказаться. Предложенные идеи рассматриваем с активом и оцениваем.

      Вызвать интерес к проблеме  культуры поведения и воспитанности  помогают материалы  презентаций.  В моей копилке классного руководителя имеются:

                  1.  Школьный этикет.

                  2. Правила поведения в школе.

                  3. Будьте вежливы.

                 4. Правила хорошего тона

                5. Этикет от А до Я

       В этом учебном году  высветилась ещё одна проблема – сквернословие, поэтому был проведён вне плана разговор на классном часе на тему «Мой взгляд», на котором девятиклассники высказывали своё мнение о сквернословии, приводили примеры жизненных ситуаций, искали ответ на вопрос: Почему люди выражаются нецензурной бранью?  Девочки к этому мероприятию подобрали интересный материал «Советы от Игоря, не ругающегося матом».

     Не оставляю без внимания межличностные отношения в коллективе, постоянно наблюдаю за  эмоциональным состоянием своих воспитанников. А когда возникают конфликты, выясняю причины и принимаю меры по установлению гармонии в отношениях, всегда  добиваюсь согласия в решении проблемы, нахожу общее решение.  

   Основы дурных манер, не соблюдения норм поведения, как правило, лежат в психологии и взглядах человека. Это проявляется  в заниженном представлении у  некоторых моих учеников требовательности к себе. Гуманное отношение с моей стороны привело к тому, что некоторые из них убеждены: «Всё сойдёт…». Кроме того, у этих детей  слабо развито  чувство терпимости. Изучив психологические особенности личности своих воспитанников,  прежде всего,  попыталась разобраться в душе каждого, особенно одной ученицы, которая может нагрубить,  сквернословить. Наблюдая за ней,   я пришла к выводу:  поступки  ученицы  никогда не бывают случайными, они опираются на её взгляды. Девочка убеждена в том, что наделена   особой  привилегией: не троньте меня и не делайте никаких замечаний. Её неуравновешенный характер, несдержанность проявляются в тот момент,  когда ей делают замечания или в чём – то с ней не соглашаются. В пылу гнева она не способна контролировать свои поступки.

    Изучив особенности   личности неуравновешенных детей, я поняла мотивы их поведения, а это позволило мне предвидеть  реакции в различных ситуациях и спланировать работу по коррекции воспитанности: индивидуальные беседы по культуре и манере поведения. Кроме того,  создала условий, при которых эти дети изменили  своё поведение.

            Каковы же результаты работы по воспитанию культуры поведения в классе? Произошли позитивные изменения. На сегодняшний день в коллективе благоприятный микроклимат: 3 ученика, обижавшие   одноклассницу, прекратили унижать её.  Наблюдения за поведением детей  позволяет сделать вывод, что большую часть проблем удалось решить: класс организованно идёт в столовую, соблюдает культуру поведения во время обеда. Отношения  к  друг другу в коллективе стали тёплыми, доброжелательными,  сегодня в классе  ссоры и конфликты не возникают. Коллектив изменился: мои ученики  соблюдают нормы речевого этикета, правила поведения в школе, уважительно относятся к старшим, доброжелательны и приветливы с ними.          

     Информация «Почему люди выражаются нецензурной бранью?» многих

      заставила задуматься. Удалось ли эту проблему решить до конца? Говорить «да» ещё рано, но в открытой форме в стенах школы сквернословие уже не звучит.   Необходимо сделать в воспитательной работе с детьми ещё многое:

  - Продолжить работу по формированию потребности у всех учащихся в соблюдении правил поведения.

- Создать атмосферу нетерпимости  к нарушителям норм поведения и сквернословия.

- Стимулировать интерес в борьбе за культуру речи и соблюдение норм речевого этикета.

- Провести КТД – мульти – проект «Что такое хорошо? и «Что такое плохо?» с целью преодоления дурных манер и сквернословия

- Порекомендовать  учащимся  провести  ролевую игру «Молодёжный сленг», оказать помощь в её подготовке.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Папка "Классное руководство" содержит документы по организации работы классного руководителя

Самоанализ воспитательной работы. Социальный паспорт класса.  Социальный паспорт ученика. Тесты "Какой у нас коллектив?"...

Папка "Классное руководство" содержит документы по организации работы классного руководителя

Самоанализ воспитательной работы. Социальный паспорт класса.  Социальный паспорт ученика. Тесты "Какой у нас коллектив?"...

Презентация для социальных педагогов Семинар для классных руководителей "Организация работы классного руководителя по профилактике ПАВ"

презентация с методическими рекомендациями для классных руководителей по организации наркопрофилактики в классном коллективе...

Диплом о переподготовке Организация работы классного руководителя в образовательной организации от 08.05.2021 г.

laquo;Организация работы классного руководителя в образовательной организации» Профессиональная переподготовка. Диплом  № 483-167406 от 08.05.2021 г. ООО Центр инновационного образования и...

Выступление на МО классных руководителей 26.12.2022 на тему: «Организация работы классного руководителя по оптимизации взаимодействия обучающихся и родителей»

Задача каждого классного руководителя – стать для родителей помощником и советчиком в вопросах воспитания, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра и взаимопомощи. Взаимодействие ш...