Воспитание личности
статья на тему
В данной статье предоставлена актуальная проблема воспитания. Речь идет об ответственном родительстве, роли школы, учителя, семьи, о том, что воспитание происходит не только в процессе деятельности и это не односторонний процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
strigunkova_m.d._vospitanie_lichnosti.docx | 29.7 КБ |
Предварительный просмотр:
М.Д. Стригункова
МБОУ «СОШ» №59 г.Курск, Россия
Воспитание личности
Ключевые слова:
Воспитание, проблема, ответственное родительство, семья, школа, ребёнок, духовность, мудрые мысли о воспитании.
Key words: behavior, problem, responsible parents, family, school, teacher, words of wisdom.
Аннотация
В данной статье представлена актуальная проблема воспитания. Речь идёт об ответственном родительстве, роли школы, учителя, семьи, о том, что воспитание происходит не только в процессе деятельности и это не односторонний процесс.
«Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, - а иным даже лёгким. – и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врождённая способность и умение, навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения и навыка, необходимы ещё и специальные знания, хотя многочисленные педагогические блуждения наши и могли бы всех убедить в этом». К.Д. Ушинский.
Но самая большая проблема в воспитании – это ослабление семейных уз. Если в детстве в человека семьей не было заложено ничего прочного в нравственном смысле, то у общества потом будет немало хлопот с этим гражданином.Другая крайность — это чрезмерная опека ребёнка родителями – так же является следствием ослабления семейного начала. Недодавшие своему ребёнку душевного тепла родители, стремятся оплатить свой внутренний душевный долг запоздалой опекой и материальными благами.
Мир меняется, но если родители не смогли установить контакт с ребёнком, то он рано приобретает неверие в бескорыстие, а жизнь его обедняется. Ответственный родитель – это не только добрый, заботливый родитель, который следит за его здоровым образом жизни, урочной и внеурочной деятельностью, но и человек, который занимается формированием его характера и духовной жизни.
Глубоко был прав А.С. Макаренко, когда, обращаясь к родителям, он говорил: «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка, только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваетес другими людьми… как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и врагами, как вы смеётесь, читаете газету – всё это, имеет для ребёнка большое значение… А если вы дома грубы или хвастливы, или пьянствуете, а ещё хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не надо думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей. И воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут». Думаю, что над этими словами следует серьёзно подумать каждому, кто хочет достичь успеха в формировании личности ребёнка в воспитании у него культурного поведения.
Существует много книг по воспитанию, но как вписать законы любви к детям в своё сердце, чтобы они стали естественными? Как в нужное время получить мудрость свыше – руководство о том, как поступить в возникшей ситуации? Как избежать обострений в отношениях с детьми. Ответственный родитель – это высокая степень доверия в отношениях, желание поддерживать ребёнка, развивать его личные качества. Это коммуникативное, эмоциональное, охранительное, экономическое., духовно-нравственное воспитание в семье. От родителей зависит, какие базовые ценности и каким образом они будут преподавать их детям. Попадание в дурную компанию, опасные игры, некоторые экстремальные виды спорта могут стать причиной многих проблем, с которыми ребёнок сталкивается на более поздних этапах своей жизни, приводит к нарушению процесса социализации. Не умея отличить добро от зла. Ребёнок может оказаться объектом манипуляции, ведь Интернет также часто оказывается непроверенными источником и из-за непонимания в родительском доме и отсутствия положительного лидера, ребята попадают в криминальные группы, секты, компании наркоманов, где мнения и советы авторов различных сайтов более авторитетны, чем родительские.
В настоящее время задачи духовно-нравственного воспитания стоят не на высоком уровне. И роль семьи, школы – поднять задачи духовного плана на более высокий уровень. Планируя духовно-нравственное, экологическое, трудовое, гражданско-патриотическое, спортивное воспитание классный руководитель совместно с родительским комитетом старается охватить все сферы воспитания ребёнка: это совместные вылазки в кино, театр, библиотеку, экскурсии в краеведческие и археологические музеи, выставки, встречи с ветеранами ВОВ, классные экскурсионные туры по местам боевой славы, участие в акциях «Бессмертный полк», милосердия, тематические часы о здоровом образе жизни, культуре речи, спортивные праздники, праздничные чаепития, благоустройство территории школы и т.д.
В процессе воспитания ребёнка необходимо добиваться единства и согласованности педагогических усилий учителей, семьи и общественных организаций.
В воспитании важно, чтобы каждый педагог по отношению к каждому ребёнку в отдельности и ко всему коллективу детей в целом, руководствовался системой принципов и правил, обосновывающих целостный процесс воспитания.
Характер принципов воспитания проявляется в единстве: нельзя принципы бережного отношения к личности (раскованности, защищенности) рассматривать в отрыве от единства высоких требований к ребёнку, гражданственности и человечности, саморегуляции и общения в различных видах деятельности – обучении, труде, спорте, искусстве и т.д. В практической деятельности воспитателя главное найти меру согласованности, взаимовлияния между школой, родителями, детьми. Школа и общество – сосуды взаимосвязанные существуют целые семейные традиции, когда семейный опыт и родительская деятельность передаются следующим поколениям. В основном пример ответственного родительства – это мать. «Будущее нации - в руках матерей» - писал Оноре Де Бальзак. Ответственная мать – это хранительница семейного очага, образец семейной жизни, она формирует представление ребёнка о социуме и готовит его к жизни в нём.
Ответственный отец – это человек, способный установить контакт, взаимопонимание с ребёнком. «Лучшее, что отец может сделать для своих детей – это любить их мать»(Т. Хесберг).
Уважение к мужу и отцу детей – секрет счастливой семьи.
Если говорить об уважении к мужьям, то следует признать, что многие замужние женщины не всегда понимают, что это означает для мужчин. Причина заключается в психологических отличиях между мужчиной и женщиной. Конечно, и женщины нуждаются в уважении, но жизнь показывает, что замужние женщины более всего жалуются на недостаток любви со стороны мужа, а мужчины – на недостаток уважения со стороны жены. Поэтому апостол Павел писал: «Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» (Ефесянам 5:33). Слово «боится», которое апостол упоминает в своём контексте относится как раз к сфере уважения.
Уважительное отношение к мужу и отцу детей – это его «топливо». Для женщины, которая не только любит своего мужа, но и уважает его, мужчина захочет «свернуть горы».
Уважать мужа и отца детей –это искренне признавать его достоинства. Это значит осознавать то, что именно он является для вас самым первым человеком в жизни. А все остальные дорогие вам люди, включая детей, родителей и подруг, уступают ему по значимости.
Только в той семье, где жена искренне уважает своего мужа, доверяет его решениям, происходит полноценное воспитание детей. Когда же придёт время и взрослым детям создавать свои собственные семьи, помня взаимоотношения матери и отца, они будут иметь все шансы построить правильную модель взаимоотношений со своими супругами и избежать многих проблем.
Муж чувствует себя мужчиной, когда несёт на себе ответственность не только за себя, но и за всю семью.
Уважать мужа и отца детей – это значит:
-Ценить его труд как кормильца семьи
-Признавать его мужскую силу
-С пониманием относиться к его интересам и увлечениям
-Признавать его заслуги и достижения
-Доверять его решениям
-Ценить то, что он делает для вас, и говорить ему об этом
-Внимательно слушать, когда он говорит
-Разговаривать с ним без высокомерных оттенков в голосе
-Не критиковать и не делать ему замечаний в присутствии детей и посторонних людей
-Уважать его родителей
Уважая и ценя своего мужа, вы, тем самым, поддерживаете хорошие взаимоотношения, обеспечиваете благополучное будущее для своей семьи, ведь взаимопонимание и любовь являются основой для прочных отношений.
Ответственные родители должны понимать, что на данном возрастном этапе или в данной жизненной ситуации нужно их ребёнку. А.С. Макаренко писал, что «самые лучшие дети бывают у счастливых родителей», а Л.Н. Толстой утверждал, что «счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Как бы ни жил человек, ему всё равно требуется семья. Семью не заменить ни деньгами, ни карьерой, ни друзьями. Семья – это элемент пазла: найдёшь недостающий кусочек, и картинка жизни сложится. Семья – это любовь, уважение, поддержка. В семье все радости и печали пополам. Семья – это когда ценят, помогают, понимают, обнимают, оберегают, а в разговоре употребляют слова «мы» и «наше». «Отношение в семье – это те нити, узы, связи, которые объединяют людей в единое целое». (Вирджиния Сатар)
Важно, чтобы общение с детьми строилось на принципах равенства и уважения в атмосфере любви, доброжелательности, доверия, а ребёнок легко и охотно принимал бы родительские советы.
Воспитание личности – конституционная обязанность родителей. Воспитание в семье оказывает большое влияние на ее собственное укрепление. Дети цементируют семью, вносят в неё дух бодрости и здорового сплочения. Отсюда следует, что чем лучше семья воспитывает детей, тем лучше дети ведут себя, тем больше радости приносят они родителям и способствуют подержанию здоровых отношений между ними, что в свою очередь укрепляет их воспитательный потенциал.
Ф.М. Достоевский говорил, что «главная педагогия – родительский дом».
Школа не может не считаться с тем, что влияние семьи на развитие личности во многом связано с эффектом раннего воспитания. Основы личностного развития человека закладываются в раннем детстве.
Такие волшебные слова как «здравствуйте, пожалуйста, спасибо, извините» впервые дети узнают дома. Именно дома дети учатся быть честными, пунктуальными, прилежными, хорошо относиться к друзьям, уважать старших и учителей. Именно дома они учатся быть аккуратными, выбрасывать мусор в урну, правилам поведения за столом, не сквернословить, быть организованными, ухаживать за своими вещами и т.д., а родительское воспитание, учителя лишь подкрепляют, но не заменяют.
Вместе с тем, влияние родителей и семьи продолжается и в годы последующего формирования личности, что также не может не учитываться в процессе школьного воспитания.
Несколько советов маминой школы:
- Когда сын или дочь возвращаются, встречайте их у дверей. Ребёнок должен знать, что вы рады его возвращению, даже если он и провинился.
- Подростки – ужасные скептики, не затевайте с ними бесконечных споров. Относитесь к скептицизму терпимо. Со временем это пройдёт
- Договаривайтесь с ребёнком заранее о тех домашних делах, которые он должен сделать. Старайтесь, чтобы ваше «сделай», «сходи» не заставляло сына или дочь в расплох, ведь у них тоже могут быть свои важные дела.
- Когда вам хочется сказать ребёнку: «не ври, не лги, не обманывай», скажите лучше: «кажется, кто-то говорит неправду».
- Когда вы раздражены, начните говорить с ребёнком тихо, едва слышно. У многих родителей раздражение сразу проходит.
- Когда вы что-то запрещаете ребёнку, объясняйте причину запрета, при этом требования родителей должны быть согласованы.
- Помните, что в любом конфликте как минимум двое участников и ребёнку нелегко, ведь он слабее и неопытнее.
- Все семейные вопросы старайтесь решать в духе уважения и диалога. Это правило никогда не устаревает и даёт хороший результат в любом возрасте детей.
- Воспитывайте силу воли детей с раннего возраста. Воля – это способность решать. В подростковом периоде это будет фундаментом для формирования отношений нового качества.
- От самого рождения родители не забывают, что нужно управлять способностью ребёнка правильно выбирать.
- Следите за речью, контролируйте слова, с которыми вы обращаетесь друг к другу и к ребёнку. Грубый приказной тон не допустим.
- Поведение наших детей – это отражение наших ошибок и недостатков или достоинств и побед. Проблемы в отношениях с детьми – это наши проблемы. Не срывайте своё недовольство и злость на детях. Ищите и исправляйте свои ошибки.
- Если допущенные ошибки касались ваших отношений с детьми, проявите мужество и простите прощение у них. Ваш личный пример научит детей, как поступать, если человек ошибся. Не требуйте извинений только от детей.
- Родители должны быть образцом самообладания. Именно это может стать основой прекрасно воспитанных, благородных детей, не позволяющих себе оскорбительных слов, тона или крика. Дети учатся не только ушами, но и глазами.
- Будьте спокойны. Неторопливы, свободны от возбуждения нервной системы. Для вас и ребёнка такое поведение будет школой, в которой они учатся дисциплине. Пусть приятные, ободряющие сова всегда будут похожи на солнечные лучи в вашем доме, семье.
Пусть добрым будет ум у них, а сердце умным будет. «но без души и помыслов высоких живых путей от сердца к сердцу нет» В. Гёте
«Любовью служите друг другу» (Галатам 5:13)
Литература
1.Мир детства М.: Педагогика, 1988. Под редакцией А.Г. Хрипковой (Библиотека для родителей)
2. Как найти подход к ребёнку – Н. Кислова sokrsokr.net/mir-v-semye
3. Как избежать обострений в отношениях со старшими подростками. Л.Нейкурсwww.8doktorov.ru/mamina-shkola
4. Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни. И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько – М.Просвещение 1987
5. Уважение к мужу – секрет счастливой жизни – sokrsokr.net/ mir-v-semye
6. Папа глазами детейchudostranichki.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности учителем истории и обществознания.
Духовно-нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу невозв...
презентация "Духовно-нравственное воспитание личности"
Презентация составлена по материалам новых образовательных ствандартов...
Изучение истории и культуры родного края как средство нравственного воспитания личности.
Обобщение опыта работы....
Воспитание личности школьника-важнейшее условие оптимизации образовательного процесса
Материал данной разработки использовался при выступлении на педсовете. Он сопровождает презентацию...
Воспитание семейных ценностей как важное звено духовно-нравственного воспитания личности
Воспитание семейных ценностей как важное звено духовно-нравственного воспитания личностиРечь идет о воспитании семейных ценностей через реализацию проекта "Православный семейный городок" В нашей...
Методическая разработка Семинар Духовно-нравственное воспитание в современном образовательном пространстве на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»
Целью данного семинара является осознание педагогами смысла понятия духовно-нравственное воспитание, а также систематизирующего значения духовно-нравственного воспитания в современном образовательном ...
Программа воспитания "Воспитание личности в классном коллективе"
Данна программа составления для организации воспитательной работы в классе по основным направлениям воспитательной деятельности....