Воспитание личности
статья на тему

Стригункова Маргарита Дмитриевна

В данной статье предоставлена актуальная проблема воспитания. Речь идет об ответственном родительстве, роли школы, учителя, семьи, о том, что воспитание происходит не только в процессе деятельности и это не односторонний процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strigunkova_m.d._vospitanie_lichnosti.docx29.7 КБ

Предварительный просмотр:

М.Д.  Стригункова

МБОУ «СОШ» №59 г.Курск, Россия

Воспитание личности

Ключевые слова:

Воспитание, проблема, ответственное родительство, семья, школа, ребёнок, духовность, мудрые мысли о воспитании.

Key words: behavior, problem, responsible parents, family, school, teacher, words of wisdom.

Аннотация

    В данной статье представлена актуальная проблема воспитания. Речь идёт  об ответственном родительстве, роли школы, учителя, семьи, о том, что воспитание происходит не только в процессе деятельности и это не односторонний процесс.

   «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, - а иным даже лёгким. – и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врождённая способность и умение, навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения и навыка, необходимы ещё и специальные знания, хотя многочисленные педагогические блуждения наши и могли бы всех убедить в этом». К.Д. Ушинский.

    Но самая большая проблема в воспитании – это ослабление семейных уз. Если в детстве в человека семьей не было заложено ничего прочного в нравственном смысле, то у общества потом будет немало хлопот с этим гражданином.Другая крайность — это чрезмерная опека ребёнка родителями – так же является следствием ослабления семейного начала. Недодавшие своему ребёнку душевного тепла родители, стремятся оплатить свой внутренний душевный долг запоздалой опекой и материальными благами.

   Мир меняется, но если родители не смогли установить контакт с ребёнком, то он рано приобретает неверие в бескорыстие, а жизнь его обедняется. Ответственный родитель – это не только добрый, заботливый родитель, который следит за его здоровым образом жизни, урочной и внеурочной деятельностью, но и человек, который занимается формированием его характера и духовной жизни.

    Глубоко был прав А.С. Макаренко, когда, обращаясь к родителям, он говорил: «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка, только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда  когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваетес другими людьми… как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и врагами, как вы смеётесь, читаете газету – всё это, имеет для ребёнка большое значение… А если вы дома грубы или хвастливы, или пьянствуете, а ещё хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не надо думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей. И воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут». Думаю, что над этими словами следует серьёзно подумать каждому, кто хочет достичь успеха в формировании личности ребёнка в воспитании у него культурного поведения.

    Существует много книг по воспитанию, но как вписать законы любви к детям в своё сердце, чтобы они стали естественными? Как в нужное время получить мудрость свыше – руководство о том, как поступить в возникшей ситуации? Как избежать обострений в отношениях с детьми. Ответственный родитель – это высокая степень доверия в отношениях, желание поддерживать ребёнка, развивать его личные качества. Это коммуникативное, эмоциональное, охранительное, экономическое., духовно-нравственное воспитание в семье.            От родителей зависит, какие базовые ценности и каким образом они будут преподавать их детям. Попадание в дурную компанию, опасные игры, некоторые экстремальные виды спорта могут стать причиной многих проблем, с которыми ребёнок сталкивается на более поздних этапах своей жизни, приводит к нарушению процесса социализации. Не умея отличить добро от зла. Ребёнок может оказаться объектом манипуляции, ведь Интернет также часто оказывается непроверенными источником и из-за непонимания в родительском доме и отсутствия положительного лидера, ребята попадают в криминальные группы, секты, компании наркоманов, где мнения и советы авторов различных сайтов более авторитетны, чем родительские.

    В настоящее время задачи духовно-нравственного воспитания стоят не на высоком уровне. И роль семьи, школы – поднять задачи духовного плана на более высокий уровень. Планируя духовно-нравственное, экологическое, трудовое, гражданско-патриотическое, спортивное воспитание классный руководитель совместно с родительским комитетом старается охватить все сферы воспитания ребёнка: это совместные вылазки в кино, театр, библиотеку, экскурсии в краеведческие и археологические музеи, выставки, встречи с ветеранами ВОВ, классные экскурсионные туры по местам боевой славы, участие в акциях «Бессмертный полк», милосердия, тематические часы о здоровом образе жизни, культуре речи, спортивные праздники, праздничные чаепития, благоустройство территории школы и т.д.

     В процессе воспитания ребёнка необходимо добиваться единства и согласованности педагогических усилий учителей, семьи и общественных организаций.

     В воспитании важно, чтобы каждый педагог по отношению к каждому ребёнку в отдельности и ко всему коллективу детей в целом, руководствовался системой принципов и правил, обосновывающих целостный процесс воспитания.

    Характер принципов воспитания проявляется в единстве: нельзя принципы бережного отношения к личности (раскованности, защищенности) рассматривать в отрыве от единства высоких требований к ребёнку, гражданственности и человечности, саморегуляции и общения в различных видах деятельности – обучении, труде, спорте, искусстве и т.д. В практической деятельности воспитателя главное найти меру согласованности, взаимовлияния между школой, родителями, детьми. Школа и общество – сосуды взаимосвязанные существуют целые семейные традиции, когда семейный опыт и родительская деятельность передаются следующим поколениям. В основном пример ответственного родительства – это мать. «Будущее нации -  в руках матерей» - писал Оноре Де Бальзак.  Ответственная мать – это хранительница семейного очага, образец семейной жизни, она формирует представление ребёнка о социуме и готовит его к жизни в нём.

    Ответственный отец – это человек, способный установить контакт, взаимопонимание с ребёнком. «Лучшее, что отец может сделать для своих детей – это любить их мать»(Т. Хесберг).

    Уважение к мужу и отцу детей – секрет счастливой семьи.

    Если говорить об уважении к мужьям, то следует признать, что многие замужние женщины не всегда понимают, что это означает для мужчин. Причина заключается в психологических отличиях между мужчиной и женщиной. Конечно, и женщины нуждаются в уважении, но жизнь показывает, что замужние женщины более всего жалуются на недостаток любви со стороны мужа, а мужчины – на недостаток уважения со стороны жены. Поэтому апостол Павел писал: «Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» (Ефесянам 5:33). Слово «боится», которое апостол упоминает в своём контексте относится как раз к сфере уважения.

     Уважительное отношение к мужу и отцу детей – это его «топливо». Для женщины, которая не только любит своего мужа, но и уважает его, мужчина захочет «свернуть горы».

Уважать мужа и отца детей –это искренне признавать его достоинства. Это значит осознавать то, что именно он является для вас самым первым человеком в жизни. А все остальные дорогие вам люди, включая детей, родителей и подруг, уступают ему по значимости.

     Только в той семье, где жена искренне уважает своего мужа, доверяет его решениям, происходит полноценное воспитание детей. Когда же придёт время и взрослым детям создавать свои собственные семьи, помня взаимоотношения матери и отца, они будут иметь все шансы построить правильную модель взаимоотношений со своими супругами и избежать многих проблем.

     Муж чувствует себя мужчиной, когда несёт на себе ответственность не только за себя, но и за всю семью.

Уважать мужа и отца детей – это значит:

-Ценить его труд как кормильца семьи

-Признавать его мужскую силу

-С пониманием относиться к его интересам и увлечениям

-Признавать его заслуги и достижения

-Доверять его решениям

-Ценить то, что он делает для вас, и говорить ему об этом

-Внимательно слушать, когда он говорит

-Разговаривать с ним без высокомерных оттенков в голосе

-Не критиковать и не делать ему замечаний в присутствии детей и посторонних людей

-Уважать его родителей

    Уважая и ценя своего мужа, вы, тем самым, поддерживаете хорошие взаимоотношения, обеспечиваете благополучное будущее для своей семьи, ведь взаимопонимание и любовь являются основой для прочных отношений.

     Ответственные родители должны понимать, что на данном возрастном этапе или в данной жизненной ситуации нужно их ребёнку. А.С. Макаренко писал, что «самые лучшие дети бывают у счастливых родителей», а Л.Н. Толстой утверждал, что «счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Как бы ни жил человек, ему всё равно требуется семья. Семью не заменить ни деньгами, ни карьерой, ни друзьями. Семья – это элемент пазла: найдёшь недостающий кусочек, и картинка жизни сложится. Семья – это любовь, уважение, поддержка. В семье все радости и печали пополам. Семья  – это когда ценят, помогают, понимают, обнимают, оберегают, а в разговоре употребляют слова «мы» и «наше». «Отношение в семье – это те нити, узы, связи, которые объединяют людей в единое целое». (Вирджиния Сатар)

     Важно, чтобы общение с детьми строилось на принципах равенства и уважения в атмосфере любви, доброжелательности, доверия, а ребёнок легко и охотно принимал бы родительские советы.

      Воспитание личности – конституционная обязанность родителей. Воспитание в семье оказывает большое влияние на ее собственное укрепление. Дети цементируют семью, вносят в неё дух бодрости и здорового сплочения. Отсюда следует, что чем лучше семья воспитывает детей, тем лучше дети ведут себя, тем больше радости приносят они родителям и способствуют подержанию здоровых отношений между ними, что в свою очередь укрепляет их воспитательный потенциал.

     Ф.М. Достоевский говорил, что «главная педагогия – родительский дом».

Школа не может не считаться с тем, что влияние семьи на развитие личности во многом связано с эффектом раннего воспитания. Основы личностного развития человека закладываются в раннем детстве.

    Такие волшебные слова как «здравствуйте, пожалуйста, спасибо, извините» впервые дети узнают дома. Именно дома дети учатся быть честными, пунктуальными, прилежными, хорошо относиться к друзьям, уважать старших и учителей. Именно дома они учатся быть аккуратными, выбрасывать мусор в урну, правилам поведения за столом, не сквернословить, быть организованными, ухаживать за своими вещами и т.д., а родительское воспитание, учителя лишь подкрепляют, но не заменяют.

    Вместе с тем, влияние родителей  и семьи продолжается и в годы последующего формирования личности, что также не может не учитываться в процессе школьного воспитания.

Несколько советов маминой школы:

  1. Когда сын или дочь возвращаются, встречайте их у дверей. Ребёнок должен знать, что вы рады его возвращению, даже если он и провинился.
  2. Подростки – ужасные скептики, не затевайте с ними бесконечных споров. Относитесь к скептицизму терпимо. Со временем это пройдёт
  3. Договаривайтесь с ребёнком заранее о тех домашних делах, которые он должен сделать. Старайтесь, чтобы ваше «сделай», «сходи» не заставляло сына или дочь в расплох, ведь у них тоже могут быть свои важные дела.
  4. Когда вам хочется сказать ребёнку: «не ври, не лги, не обманывай», скажите лучше: «кажется, кто-то говорит неправду».
  5. Когда вы раздражены, начните говорить с ребёнком тихо, едва слышно. У многих родителей раздражение сразу проходит.
  6. Когда вы что-то запрещаете ребёнку, объясняйте причину запрета, при этом требования родителей должны быть согласованы.
  7. Помните, что в любом конфликте как минимум двое участников и ребёнку нелегко, ведь он слабее и неопытнее.
  8. Все семейные вопросы старайтесь решать в духе уважения и диалога. Это правило никогда не устаревает и даёт хороший результат в любом возрасте детей.
  9.  Воспитывайте силу воли детей с раннего возраста. Воля – это способность решать. В подростковом периоде это будет фундаментом для формирования отношений нового качества.
  10. От самого рождения родители не забывают, что нужно управлять способностью ребёнка правильно выбирать.
  11. Следите за речью, контролируйте слова, с которыми вы обращаетесь друг к другу и к ребёнку. Грубый приказной тон не допустим.
  12. Поведение наших детей – это отражение наших ошибок и недостатков или достоинств и побед. Проблемы в отношениях с детьми – это наши проблемы. Не срывайте своё недовольство и злость на детях. Ищите и исправляйте свои ошибки.
  13. Если допущенные ошибки касались ваших отношений с детьми, проявите мужество и простите прощение у них. Ваш личный пример научит детей, как поступать, если человек ошибся. Не требуйте извинений только от детей.
  14.  Родители должны быть образцом самообладания. Именно это может стать основой прекрасно воспитанных, благородных детей, не позволяющих себе оскорбительных слов, тона или крика. Дети учатся не только ушами, но и глазами.
  15.  Будьте спокойны. Неторопливы, свободны от возбуждения нервной системы. Для вас и ребёнка такое поведение будет школой, в которой они учатся дисциплине. Пусть приятные, ободряющие сова всегда будут похожи на солнечные лучи в вашем доме, семье.

    Пусть добрым будет ум у них, а сердце умным будет. «но без души и помыслов высоких живых путей от сердца к сердцу нет» В. Гёте

«Любовью служите друг другу» (Галатам 5:13)

Литература

1.Мир детства М.: Педагогика, 1988. Под редакцией А.Г. Хрипковой (Библиотека для родителей)

2. Как найти подход к ребёнку – Н. Кислова sokrsokr.net/mir-v-semye

3. Как избежать обострений в отношениях со старшими подростками. Л.Нейкурсwww.8doktorov.ru/mamina-shkola

4. Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни. И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько – М.Просвещение 1987

5. Уважение к мужу – секрет счастливой жизни – sokrsokr.net/ mir-v-semye

6. Папа глазами детейchudostranichki.ru



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности учителем истории и обществознания.

Духовно-нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу невозв...

презентация "Духовно-нравственное воспитание личности"

Презентация составлена по материалам новых образовательных ствандартов...

Воспитание личности школьника-важнейшее условие оптимизации образовательного процесса

Материал данной разработки использовался при выступлении на педсовете. Он сопровождает презентацию...

Воспитание семейных ценностей как важное звено духовно-нравственного воспитания личности

Воспитание семейных ценностей как важное звено  духовно-нравственного воспитания личностиРечь идет о воспитании семейных ценностей через реализацию проекта "Православный семейный городок" В нашей...

Методическая разработка Семинар Духовно-нравственное воспитание в современном образовательном пространстве на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»

Целью данного семинара является осознание педагогами смысла понятия духовно-нравственное воспитание, а также систематизирующего значения духовно-нравственного воспитания в современном образовательном ...

Программа воспитания "Воспитание личности в классном коллективе"

Данна программа составления для организации воспитательной работы в классе по основным направлениям воспитательной деятельности....