классный час "Твоя жизнь твой выбор"
классный час (8 класс) на тему

Мамаджонова Наргиса Курбоналиевна

Адресат: Целевой группой в рамках данного занятия являются обучающиеся в возрасте 12-16 лет.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_tvoya_zhizn.docx44.11 КБ
Файл klassnyy_chas.pptx2.14 МБ

Предварительный просмотр:

        

Методическая разработка

классного часа

 «Твоя жизнь – твой выбор»

разработала:

Мамаджонова Н.К

2018г.

Классный час:

 «Твоя жизнь – твой выбор».

Адресат: Целевой группой в рамках данного занятия являются обучающиеся в возрасте 12-16 лет.

Цели: воспитание нравственной культуры учащихся как основы нравственного здоровья; расширение знаний по вопросам психических и физических возможностей человека.
Задачи: 

-рассмотреть здоровье как основной ценности человеческой жизни и человеческого общества;

-сформулировать понятие «здоровье человека» (осознать из чего складывается это понятия);

- обсудить понятия нравственность, совесть, стыд, раскаяние, осуждение, одобрение, рассмотреть примеры нравственных и безнравственных поступков

- формирование морально-нравственных качеств личности;

- обучение навыкам группового взаимодействия, умению работать в команде.

Оборудование:

- мультимедийный проектор,

- экран

- ватман и фломастеры,

- листочки для заметок, шариковые ручки


Ход занятия

Тема классного часа «Твоя жизнь – твой выбор»

    Эпиграфом нашего классного часа будут слова «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…»,- так сказал когда-то великий классик

           Вы мечтали когда-нибудь найти клад или владеть сокровищем? А может многим из нас сокровище даётся при рождении? Но не все в состоянии сохранить, сберечь это сокровище. «Здравствуйте!» - говорим мы друг другу при встрече, не задумываясь, что это не просто приветствие, а пожелание здоровья. Именно здоровья мы желаем в первую очередь, когда поздравляем кого-либо с каким-нибудь праздником.

Сейчас я поздоровалась с вами словесно, а как еще можно поздороваться?

(студенты вспоминают виды невербальных приветствий, на экране демонстрируются слайды по теме).

      Есть множество совершенно уникальных традиций приветствия. Сколько народов, столько и культур приветствий. Каждое «здравствуй» индивидуально и несет в себе особый, глубокий смысл. Порой традиции приветствия удивляют, порой вызывают улыбку. Но, без сомнения, в какой бы стране вы не здоровались, приветствуя, люди желают только здоровья,

Ведь здоровье – это и есть сокровище, самое ценное в нашей жизни. Говорят: «здоровье – это ещё не всё. Но без него всё остальное – ничто».

Во все времена здоровье считалось эквивалентом красоты, а красота - признаком здоровья.

Упражнение “Ассоциации”
Что такое здоровье? У каждого из вас при упоминании о здоровье возникают свои ассоциации. Я предлагаю каждой команде записать на стикерах по три ассоциации.
И так, здоровье для вас – это…

Участники перечисляют слова-ассоциации записанные на стикерах

В соответствии с Уставом Всемирной Организации Здравоохранения под здоровьем понимается “состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”.
Действительно, долгие годы здоровье и понималось как отсутствие болезней и физических недостатков. Но в наше время установилась другая точка зрения. Согласно этой точке зрения, здоровье бывает физическое, душевное (психическое) и социальное (нравственное).

Как вы понимаете эти аспекты?

Физическое здоровье - это правильная работа всего организма. Если человек физически здоров, то он может выполнять все свои текущие обязанности без излишней усталости. У него достаточно энергии, чтобы успешно учиться и делать все необходимые дела дома.

Душевное здоровье проявляется в том, что человек доволен собой, нравится самому себе таким, каков он есть, он удовлетворен своими достижениями и может делать выводы из своих ошибок. Для поддержания душевного здоровья необходимо отдыхать, получать новые впечатления, общаться с друзьями.

Социальное здоровье проявляется в отношениях с другими людьми. Социально здоровые люди умеют ладить с окружающими. Они уважают чужие права и могут отстоять свои. Они поддерживают добрые отношения с родственниками, умеют находить новых друзей, умеют выразить свои потребности и нужды так, чтобы они стали понятны окружающим.

Вы узнали, что такое физическое здоровье, психическое здоровье, социальное здоровье.

Итак, ребята, мы с вами рассмотрели три основных аспекта здоровья, которые составляют основу здорового образа жизни.


Упражнение “Экспресс здоровья”

У вас есть листочки со словами–ассоциациями. Прикрепите их, пожалуйста, к тому вагону, какое здоровье, по вашему мнению, обозначает это слово.

Участники прикрепляют листики со словами-ассоциациями к плакату с изображением паровоза с тремя вагонами: 1 вагон – социальное здоровье, 2 вагон – психическое здоровье, 3 вагон – физическое здоровье

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/3/42190_d811f14a0dd221e5005a6ef76450c34e.jpg.jpg


Здоровым можно назвать только такого человека, который обладает всеми тремя видами здоровья.

Посмотрите на доску, как вы думаете, какой проблемный вопрос заключён в этой схеме?

 (Какое здоровье из какого вытекает? Какое первично физическое, психическое, нравственное? )

Выяснить это цель нашей работы? (Да)

- Чтобы разобраться, ответьте, пожалуйста, вопрос: есть ли у вас вредные привычки, которые могут повлиять на здоровье?

- Хотели бы вы от них избавиться?

- Попробовали ли вы это сделать? Если получилось, то хорошо, а если нет, -что стало причиной?

- Какие качества нужны для избавления от вредных привычек? ( воля, разум)

- Это признаки какого здоровья? (Нравственного)

- Так какой вывод можно сделать?

Человек должен двигаться от нравственного здоровья к физическому.

От … здоровья к…..

От нравственного здоровья к физическому.

- Если нравственное здоровье первично, попробуем дать основные его составляющие.(совесть, стыд, раскаяние, осуждение, одобрение, сочувствие, великодушие)

Но это не все составляющие нравственного здоровья. Не всегда мы обладаем только положительными качествами.

Ребята, а знаете ли о том, что наши болезни чаще всего являются следствием мыслей, поступков, эмоций?

Л.Толстой  «Наша жизнь бывает хороша или дурна от того, каковы наши мысли»
«Человек насыщается плодами своих помыслов»
«Мысль может ранить так же,как исцелять, приводить в плохое настроение так же,как и утешать»

Оказывается, многие проблемы со здоровьем возникают из-за проблем нравственности, совести, любви. 
Гнев, печаль, ревность, обида могут стать причиной душевного заболевания.

Я вам расскажу о том, какие факторы разрушают человека.

  1.  Лень. Такое знакомое слово. Бездействие, неподвижность – самые первые «убийцы» психической энергии. Но оказывается, существует лень не только физическая, есть лень душевная, внутренняя, и она более опасна. 
  2. Страх. Когда человек испытывает это чувство, его биополе резко уменьшается.
  3.  Раздражение – ещё одно вредное состояние человека, между прочим, если человек ругается, говорит на повышенных тонах всего пять минут, так вот чтобы восстановить потраченную энергию, времени уйдет неделя. 
  4. Зависть тоже не лучшее качество человека. Существует выражение: « От зависти желчью изошёл». Доказано, что агрессивные люди вспышками гнева укорачивают свой век, а спокойные и уравновешенные удлиняют. Разница в продолжительности лет этих категорий шесть лет. 
    Задумайтесь над этим и старайтесь сберечь своё здоровье! 
    “Мат укорачивает жизнь”, “Сквернословие вредит здоровью”, “Словом можно убить”, “У того, кто ругается – некрасивое лицо”. 
    «Речь – это показатель ума» Сенека 

Но имея      отрицательное      качество,       надо сосредотачиваться    мыслью     на     противоположном   п о л о ж и т е л ь н о м,  тем  самым, вытесняя  первое  и    р а з в и в а я     второе (например, есть энергия ненависти и есть  энергия   любви; трусость - мужество;  лживость - честность  и т. д.).

Ребята выполните задание по соответствию каждой черте нравственности ее антипод

Ложь, лживость, лжесвидетельство,

обман, изворотливость, неправедность

Правда, истина,правдивость,достоверность,

праведность

Лицемерие, лукавство,неискренность, притворство, ханжество, цинизм, хитрость, коварство,недоверие

Искренность, чистосердечие, бесхитростность, доверие

Осуждение, хула, клевета, пересуды, поношение

Неосуждение, возвышение

Неблагодарность

Благодарность, признательность

несправедливость

справедливость

зависть

сорадость

Безнравственность, темнодушие

Нравственность, безгрешие, чистота духовная

2. Упражнение «Я работаю над своим здоровьем»

(студенты встают со своих мест, немного отодвигая свой стул, в центре круга стоит вывеска «Здоровье»)

Я буду задавать вопросы, если будет ответ положительный, то делайте шаг вперёд, если отрицательный - не двигайтесь.

- я ежедневно выполняю утреннюю гимнастику;

- я не подвержен стрессам

- я ежедневно совершаю прогулки перед сном;

- я посещаю тренажёрный зал, или занимаюсь каким-либо спортом;

- я периодически провожу разгрузочные дни;

- я редко нервничаю

- у меня отсутствуют вредные привычки;

- я не срываюсь на других;

- я правильно питаюсь;

- я эмоционально уравновешен;

- я выполняю профилактику заболеваний.

- я считаю себя здоровым человеком

Итак, кто из вас оказался рядом с бесценным сокровищем «здоровье»?

Это упражнение помогает наглядно увидеть, на правильном ли вы пути, помогаете ли вы себе в укреплении здоровья, ведёте ли здоровый образ жизни. И каждому из нас есть о чём задуматься.

Притча: Когда-то давно в древнем Китае жил очень умный, но очень горделивый знатный вельможа. Весь день его состоял из примерок богатых нарядов и разговоров с подданными о своем уме ... Так проходили дни за днями, года за годами ...

И вот прошел по всей стране слух, что неподалеку от границы появился мудрец, умнее всех на свете. Дошла та молва и к нашему вельможе. Очень разозлился он: кто может называть какого-то монаха самым умным человеком в мире !? Но вида о своем возмущении не подал, а пригласил мудреца к себе во дворец. Сам же задумал обмануть монаха: «Я возьму в руки бабочку, спрячу ее за спиной и спрошу, что у меня в руках - живое или мертвое. И если монах скажет, что живое - я раздавлю бабочку, а если мертвое - я выпущу ее ... »

И вот наступил день встречи. В пышной зале собралось много людей, всем хотелось послушать словесный поединок самых умных людей в мире. Вельможа сидел на высоком троне, держал за спиной бабочку и с нетерпением ждал прихода монаха. И вот дверь открылась, и в зал вошел небольшой худощавый человек. Он подошел к вельможе, поздоровался и сказал, что готов ответить на любой его вопрос. И тогда, зло улыбаясь, Вельможа сказал: «Скажи-ка мне, что я держу в руках – живое или мертвое?».

Мудрец чуть-чуть подумал и ответил «ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ!». Растерянный вельможа выпустил бабочку из рук, и та полетела на волю, радостно трепеща своими яркими крыльями.

            Таким образом, только от вас зависит, будет ли ваше взаимодействие с другими живым, ярким, плодотворным или наоборот. От себя хочу добавить, что благополучия можно достичь, если приложить  немало усилий, т.к. в жизни ничего просто так не дается и всего надо достигать и добиваться своим неустанным  трудом.

- Наш  мир порой холодный чёрствый, но не стоит забывать, что только от нас зависит его теплота, отзывчивость. Всё преодолеть- возможно. Как преодолевая холод выходит на свет символ весны – подснежник. Попробуем и мы обратится друг к другу с тёплыми словами и подарить подснежник.

Учитель раздаёт цветы из бумаги, на которых написано:

Я желаю Вам….., ( всегда побеждать разумом, а не силой)

обучающиеся дарят друг другу подснежники, дописав предложения.

Урок завершается цитированием А.П. Чехова:

«В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли …» А.П. Чехов Классный час «Твоя жизнь – твой выбор»

Слайд 8

«Здоровье – это ещё не всё. Но без него всё остальное – ничто ».

Слайд 9

Упражнение «Ассоциации» Здоровье для вас – это…

Слайд 10

Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов

Слайд 11

ЗДОРОВЬЕ физическое психическое Социальное (нравственное)

Слайд 12

это правильная работа всего организма. Если человек физически здоров , то он может выполнять все свои текущие обязанности без излишней усталости. У него достаточно энергии, чтобы успешно учиться и делать все необходимые дела дома. Физическое здоровье

Слайд 13

проявляется в том , что человек доволен собой, нравится самому себе таким, каков он есть, он удовлетворен своими достижениями и может делать выводы из своих ошибок. Для поддержания душевного здоровья необходимо отдыхать , получать новые впечатления, общаться с друзьями. Психическое здоровье

Слайд 14

проявляется в отношениях с другими людьми. Социально здоровые люди умеют ладить с окружающими. Они уважают чужие права и могут отстоять свои. Они поддерживают добрые отношения с родственниками, умеют находить новых друзей, умеют выразить свои потребности и нужды так, чтобы они стали понятны окружающим. Социальное (нравственное) здоровье

Слайд 15

Какое здоровье из какого вытекает? Какое первично физическое, психическое, нравственное? Прикрепите листочки со словами–ассоциациями к тому вагону, какое здоровье, по вашему мнению, обозначает это слово.

Слайд 16

Человек должен двигаться От ………. здоровья к….. нравственного физическому

Слайд 17

Нравственное здоровье Стыд Совесть Раскаяние Осуждение Одобрение Сочувствие Великодушие

Слайд 18

«Мысль может ранить так же , как исцелять, приводить в плохое настроение так же , как и утешать» «Наша жизнь бывает хороша или дурна от того, каковы наши мысли » Л.Толстой «Человек насыщается плодами своих помыслов»

Слайд 19

Факторы, разрушающие человека “Мат укорачивает жизнь” “Сквернословие вредит здоровью” “Словом можно убить” “У того, кто ругается – некрасивое лицо” «Речь – это показатель ума»

Слайд 20

И мея отрицательное качество , надо сосредотачиваться мыслью на противоположном п о л о ж и т е л ь н о м , тем самым, вытесняя первое и р а з в и в а я второе

Слайд 21

Ложь, лживость, лжесвидетельство, обман, изворотливость Лицемерие, лукавство,неискренность, притворство, ханжество, цинизм, хитрость, коварство,недоверие Осуждение, хула, клевета, пересуды, поношение Неблагодарность Несправедливость Зависть Безнравственность, темнодушие

Слайд 22

Упражнение « Я работаю над своим здоровьем» - я ежедневно выполняю утреннюю гимнастику ; - я не подвержен стрессам - я ежедневно совершаю прогулки перед сном; - я посещаю тренажёрный зал , или занимаюсь каким-либо спортом; - я периодически провожу разгрузочные дни; - я редко нервничаю - у меня отсутствуют вредные привычки; - я не срываюсь на других; - я правильно питаюсь; - я эмоционально уравновешен; - я выполняю профилактику заболеваний. - я считаю себя здоровым человеком

Слайд 23

Притча «Бабочка» Благополучия можно достичь, если приложить немало усилий, т.к. в жизни ничего просто так не дается и всего надо достигать и добиваться своим неустанным трудом. ТВОЯ ЖИЗНЬ – ТВОЙ ВЫБОР

Слайд 24

Я желаю Вам…………

Слайд 25

«В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Твоя жизнь – твой выбор»

Название: «Твоя жизнь – твой выбор» (Родительский всеобуч по профилактике употребления психоактивных веществ детьми и подростками)...

Модуль "Твоя жизнь - твой выбор"

Предлагаемый модуль включает комплекс материалов для занятий, направленных на приобретение воспитанниками знаний, умений и навыков реализации здорового образа жизни и предупреждения употребления нарко...

Комплексная психолого-педагогическая программа первичной профилактики немедицинского потребления наркотиков «Твоя жизнь – твой выбор»

Создание системы информационно - пропагандистской работы с обучающимися  по формированию здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения детей и подростков...

Классный час "Твоя жизнь - твой выбор"

Цели: воспитание нравственной культуры учащихся как основы нравственного здоровья; расширение знаний по вопросам психических и физических возможностей человека....

Программа превентивного воспитания "твоя жизнь - твой выбор"

Данная программа способствует формированию правового мировоззрения подростков, предупреждению правонарушений среди учащихся...