Описание педагогической системы работы классного руководителя.
статья на тему

Файзулина Ирина Сергеевна

Система работы классного руклводителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_pedagogicheskoy_sistemy_raboty.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Описание педагогической системы работы

классного руководителя Файзулиной И.С.

          Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов между собой с целью создания благоприятных условий для развития воспитанника.

         Построение системы воспитательной работы в классе является не только желанием классного руководителя, но и объективной необходимостью. Но проблема состоит в том, чтобы найти наиболее эффективные формы и методы создания и развития такой системы в классе, создать условия для развития личности ребенка на каждом возрастном этапе обучения. Я строила систему воспитательной работы, опираясь на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую.

Вся деятельность по моделированию, построению и развитию системы воспитательной работы в классе, была направлена на формирование творческой личности  и патриота своей страны. И здесь можно говорить об эффективности работы классного руководителя, о том, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ребенка, формирует творческую личность, готовит ее к творческой, познавательной и общественно-трудовой деятельности. Именно это и повлияло на образование системы воспитательной работы в классе.

          Исходя из вышесказанного, для реализации намеченной цели были определены следующие задачи: 

  1. Изучение личности ребёнка (индивидуальных и возрастных особенностей; интересов; склонностей; способностей).
  2. Изучение и анализ направленности интересов учащихся.
  3. Взаимодействие с педагогами дополнительного образования, школьным психологом, социологом, учителями-предметниками.
  4. Взаимодействие с семьями учащихся; индивидуальная работа с родителями учащихся.
  5. Выявление уровня воспитанности детского коллектива; составление программы воспитания детского коллектива.
  6. Нахождение путей представления детских творческих достижений.

           Созданию положительной воспитательной среды в классном коллективе способствует реализация инновационной целевой программы взаимодействия семьи и школы “Семья”, цель которой – привлечение родителей к сопровождению ребенка в процессе обучения и воспитания (формирование модели взаимодействия с родителями через реализацию принципов пяти СО: соглашения, сопряжения, сопереживания, сопричастности, содеянности). Составлен социально-демографический паспорт семей, изучены внутрисемейные отношения, воспитательная позиция, уровень педагогической культуры родителей, что позволяет устанавливать оптимальные взаимоотношения с ними и шире привлекать их к жизни школы и класса.

             Именно общение со взрослыми, самыми близкими людьми – своими родителями – помогает преодолеть тот барьер, который так часто становится разобщающим поколения, не находящие общего языка. Появиться общий язык может лишь из общих интересов, поэтому работе с родителями отвожу значимое место в воспитательной системе. В каждом отдельном случае стараюсь использовать наиболее эффективную форму, будь то общее собрание родителей или индивидуальная встреча, семейный праздник или соревнование детей и взрослых, помощь в организации праздника или изготовление костюмов и многое другое. Главное, чтобы родители участвовали, интересовались жизнью в классе, нашими победами и проблемами, жили жизнью своих детей, не оставались равнодушными, не ставили барьеров между семьей и школой.

             Работа с родителями является сегодня ведущим направлением в системе моей воспитательной деятельности. Здесь я выделяю три следующие задачи:

  1. Привлекать родителей к организации воспитательной работы в классе.
  2. Помогать родителям в решении наиболее актуальных проблем воспитания.
  3. Способствовать повышению роли и значения семьи в гуманистически-ориентированном воспитании детей.

            Для классного руководителя очень важно объективно оценить результаты своей работы, сделать это профессионально грамотно, сформулировав цель и подобрав нужную исследовательскую методику. При оценке качества своей профессиональной воспитательной деятельности как классного руководителя я ориентируюсь на следующий ряд критериев:

  1. Возрастающая упорядоченность жизнедеятельности классного коллектива.
  2. Взросление классного коллектива, возрастание его сплоченности и удовлетворенности учащихся своим коллективом.
  3. Общий устойчивый эмоционально-положительный психологический климат в классе.
  4. Социальная защищенность каждого члена коллектива и его комфортность.
  5. Повышение уровня воспитанности и общей культуры учащихся.
  6. Активное участие класса в школьных воспитательных мероприятиях.
  7. Степень вовлечения родителей учащихся в дела классного коллектива.
  8. Осознанный выбор учащимися социально приемлемых духовно-нравственных форм самореализации и самовыражения.

            Как правило, итогом воспитательной работы классного руководителя и родителей становится дружный, сплочённый коллектив, способный самостоятельно решать важные жизненные вопросы. В настоящее время я являюсь классным руководителем 7б класса, где дети, их родители и классный руководитель – одна большая семья единомышленников: учатся – вместе, работают – вместе, отдыхают – вместе. Это сплочённый, организованный, трудолюбивый, инициативный и ответственный коллектив, строящий свою работу на принципах само- и соуправления. Все учащиеся получают дополнительное образование на факультативах, в кружках и секциях. Ребята принимают активное участие в жизни класса и школы (конкурсы, спортивные соревнования, интеллектуальные игры, акции поддержки нуждающимся, помощь ветеранам Великой Отечественной войны и труда, субботники, учебно-исследовательская работа). Большое внимание уделяю работе с родителями, их педагогическому и психологическому просвещению, провожу тематические собрания, индивидуальные беседы, заседания родительского комитета, посещение семей.

          Тематика родительских собраний разнообразна (учитываются возрастные особенности детей).

  • Первые проблемы подросткового возраста.
  • Компьютер в жизни школьника.
  • Поощрение и наказание детей в семье.
  • О родительском авторитете.
  • Нравственные уроки моей семьи.
  • О трудностях учения.

              Неотъемлемой частью работы классного руководителя является систематическое общение с педагогами, работающими в классе, с целью выяснения успеваемости и дисциплинированности учащихся. Чтобы лучше узнать детей, их наклонности, задатки и мотивации,  провожу различные диагностики, мониторинги, исследования. Это поможет правильно строить воспитательную работу в классе. Вся воспитательная работа в классе основывается на привитии детям общечеловеческих ценностей . Поэтому система воспитательной работы в классе предполагает, что каждое воспитательное мероприятие должно быть разработано так, чтобы формировалось положительное отношение к ценностям: Человек, Познание, Творчество, Нравственность. Вся воспитательная работа класса строится на принципах, заложенных в Программе воспитания ”, на основе личностно-ориентированного подхода в соответствии с разработанной моделью обучения и воспитания. Цель моей работы в настоящее время заключается в воспитании личности, способной быть счастливой: гуманной, творческой, высоконравственной, способной мыслить и понимать окружающий мир. По моему мнению, личность - это многогранный феномен, включающий в себя различные структурные компоненты целостной системы.

           На становление жизненных позиций школьника особое влияние оказывает детское самоуправление. Под этим выражением мы с детьми понимаем совместную деятельность учащихся, их равноправные отношения и управление своим поведением и собственной деятельностью. Главной задачей самоуправления мы считаем привлечение каждого учащегося к жизнедеятельности класса, поэтому за основу классного самоуправления берем Советы дела. Они помогают стать лидером ребятам в зависимости от их интересов и увлечений. Для решения многих значимых вопросов проводится общее классное собрание. Также избирается глава самоуправления – староста и творческие группы.

          Во всей системе работы мы стараемся реализовать идею сотрудничества и формирования благоприятного морально-психологического климата в коллективе. Это способствует достижению в нашем классе положительных результатов в учебно-воспитательном процессе:

  • высокий уровень успеваемости и качества знаний;
  • высокий уровень школьного патриотизма;
  • определение учащимися своего класса как семьи;
  • высокий уровень развития у учащихся таких качеств как уважение к старшим, готовность прийти на помощь, толерантность, активность и др.
  • высокая степень удовлетворенности жизнедеятельностью в классе и школе, заинтересованность и активность в общешкольных мероприятиях и делах.

Описывая систему воспитательной работы в классе, ее функционально-деятельностный компонент, нельзя умолчать о внедрении новых образовательных технологий, имеющие комплексный результат в обучении и воспитании (технология студийного обучения, мастерская, технология “Игра”, информационно-коммуникационные технологии.

        Основные педагогические принципы, используемые в воспитательной работе

Ребёнок - субъект собственной жизни.Педагогу-воспитателю следует направлять ребенка, а не принуждать, так как любое потенциальное принуждение ведёт (в большинстве случаев) к моральной деградации растущей личности. Ребёнок сам, в меру своих сил, должен определиться, что ему интересно, что для него важно, а что не вызывает интереса, что является второстепенным.

Каждый ребёнок талантлив. Исходя из этого чрезвычайно важного для меня принципа, я считаю необходимым помочь каждому ребёнку найти себя, проявить, развить свои способности.

Принцип толерантности. Толерантность есть терпимое, вдумчивое отношение к людям, признающее право каждого человека на ошибку, осуществляемое в рамках законов, принятых человеческим сообществом, государством, а также образовательным учреждением. Распространяемая в наши дни культура и философия толерантности базируется на признании за каждым человеком права иметь собственные взгляды, принципы, отношение к происходящему, свободное отношение к культуре и моде, к людям и окружающему миру.

Принцип индивидуализации воспитания Данный принцип предполагает определение индивидуальной траектории перспектив социального (познавательно-творческого и др.) развития каждого ученика, интерес всех детей к самым различным видам деятельности, то есть раскрытие потенциалов личности как в учебной, так и во внеурочной работе, предоставление каждому учащемуся возможности для самореализации.

          Чтобы максимально реализовать все представленные выше стратегические устремления, мне, как классному руководителю, необходимо обеспечить оптимистический (по А.С. Макаренко - "мажорный") тон жизнедеятельности детского ученического коллектива. В моем классе сложились традиции, которые, как я убедилась на практике, позволяют создать атмосферу действительно открытого, доверительного общения. Кратко прокомментирую те организационно-педагогические формы воспитательной работы, которые позволяют добиться желаемого результата:  прогулки в лес, на каток, на снежную горку, "День именинника" (под знаком Зодиака), Новогодние праздники, Праздник завершения учебного года; Мир моих увлечений; поездки в другие города нашего округа и др.

Содержание воспитательной работы в классе разрабатывается на основе

  1. комплексного анализа воспитательной работы в предыдущем году;
  2. данных мониторинга достигнутого уровня сформированности классного коллектива и творческого развития личности;
  3. учета возрастных особенностей учащихся;
  4. изучения индивидуальных интересов и потребностей учащихся;
  5. коллективного планирования основных дел и мероприятий в системе жизнедеятельности классного коллектива.

       Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основная задача современной школы – помочь ребёнку реализовать свои возможности. Для этого между педагогом и ребёнком, на мой взгляд, необходимо установить такие взаимоотношения, которые способствовали бы его развитию, создавали условия для его самодвижения. В своей работе я, как классный руководитель, стремлюсь к этому. Такую стратегически важную задачу необходимо каждодневно конкретизировать в планомерной системно осуществляемой работе. Получая и осмысливая диагностическую информацию о своих воспитанниках, их психофизическом развитии, социальном окружении, семейных обстоятельствах, я уточняю свои задачи и корректирую способы реализации целостного воспитательного процесса, более точно проектирую динамику становления личности каждого ребенка, формирование его духовно-нравственных качеств. Собрав все фактические данные, комплексно анализирую эффективность оказываемых на ребенка воспитательных воздействий и, как следствие, координирую учебную деятельность каждого воспитанника, всего классного коллектива, оцениваю сплоченность класса, достигнутый уровень развития творческих способностей воспитанников, сложившиеся взаимоотношения с другими участниками целостного (общешкольного) воспитательного процесса.

         Я часто представляю, какими будут мои дети – это будут САМОстоятельные и САМОдеятельные личности, понявшие свою САМОценность, которые достигли САМОопределения и САМОутверждения путём САМОразвития и САМОреализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся).

Программа развития воспитания в системе образования России на 1999–2001 гг. (приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.10.99 № 574) выделяет воспитание как важнейшую стратегичес...

Описание системы работы классного руководителя

Краткий рассказ как я работаю с классом...

Выступление на 8 межрегиональных Булдаковских (педагогических) чтениях "Педагогические технологии в образовательной практике" по теме "Система работы классного руководителя с родителями обучающихся"

В данном материале можно ознакомиться с различными формами работы классного руководителя, которые актуальны в наше время. А также познакомиться с индивидуальными, групповыми и коллективными формами ра...

Система работы классного руководителя с родителями /Из опыта работы классного руководителя 5-6 классов, Рыбаковой Веры Васильевны/

Опыт работы подсказывает, что только от взаимоотношений классного руководителя с родителями зависит успех работы учителя с детьми....

Описание системы работы классного руководителя

В данной статье представлены приоритетные направления в работе класса (здоровье, социальная активность, познавательная активность)...

Описание системы работы классного руководителя

Материал для педагогического конкурса "Педагогический марафон"...

Педагогический совет "Система работы классного руководителя с учителями-предметниками"

Материалы для подготовки и проведения педагогического совета или методического объединения классных руководителей....