Описание системы работы классного руководителя
методическая разработка (8 класс)

Емельянова Ирина Владимировна

Материал для педагогического конкурса "Педагогический марафон"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_opyta_i_sistemy_raboty_emelyanovoy_i.v.docx35.61 КБ

Предварительный просмотр:

Описание опыта и системы работы Емельяновой Ирины Владимировны, классного руководителя 8 «а» класса МБОУ СОШ №14.

      В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Классный руководитель – ключевая фигура в воспитательной деятельности образовательного учреждения, он является организатором воспитательного процесса. Воспитание детей – рекордно сложное занятие, самое запутанное из всех видов творчества. Это творение живых характеров, создание необыкновенно сложных микромиров. К воспитанию детей стоило бы относиться, как к самой важной из всех земных профессий.

     Основное назначение классного руководителя – создание условий для раскрытия потенциала талантов ребенка, для их максимального развития, для сохранения неповторимости личности каждого ученика, для нормального умственного, духовного и физического совершенствования.

     В школе я работаю учителем математики. По образованию я математик. Окончила Кубанский Государственный Университет в 2002 году. На протяжении всей своей жизни занимаюсь изучением психологии личности.

Я являюсь классным руководителем в данном классе четвертый год.    Сложность заключалась в том, что детки данного класса пришли в пятый класс из разных классов начальной школы, при этом большинство имеет высокий уровень обучаемости, высокую самооценку, поэтому многим сложно считаться с мнением товарищей.

     В связи с этим, одной из основных целей в воспитательной работе данного класса является создание теплой, духовно-нравственной атмосферы развития класса, которая позволит учащимся выйти на более высокий уровень взаимоотношений  и еще больше повысит познавательную активность ребят.  Э. Асадов сказал: « Плохой ли, хорошей рождается птица – ей суждено летать. Человеку же так не годиться. Человеку мало родиться, им еще надо стать». В связи с этим, я абсолютно согласна с Музалевской Е.В. в том, что «основная задача это забота о красоте человеческой души, потому, что лучшие мысли рождаются в душе. Человек, имеющий душу, прекрасно мыслит. А это так важно для процесса познания».

Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветет ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. Все мы родом из детства. А детство и школа – во многом тождественные понятия. И счастливы те люди, в чьей памяти неизгладимый след оставили мудрые слова учителя, те, чья память хранит самые добрые и теплые воспоминания о любимом классе, родной школе. Школа – это место, где дети получают не только образование, но и где происходит духовно-нравственное формирование ребенка.

     Воспитывать нравственные качества непросто. На этом пути могут случаться неудачи и ошибки, но самое главное состоит в том, чтобы работа по формированию нравственной культуры школьника была правдивой и искренней, в ней не может быть фальшивых слов и действий. Только построив отношения с учащимися на основе искренности, доверия, уважения их достоинства, можно добиться таких результатов, которые позволят молодому поколению уверенно войти в мир взрослых, состояться в нем, стать гражданином своей страны не на словах, а на деле. И в этом большую роль играет человек, который находится рядом. Этим человеком являются родители и педагог: учитель, классный руководитель. Роль классного руководителя остается неизменной. Он не только руководит, направляет, но и воспитывает. Как воспитать ученика, чтобы ежедневно можно было отмечать положительные изменения и помогать преодолевать те черты характера, которые, к сожалению, приходится видеть гораздо чаще. Это возможно только в том случае, когда процесс воспитания носит системный характер, когда педагог понимает, что процесс воспитания человека – это процесс создания личности, способной впитать культуру своего народа, человечества и способной шагнуть дальше в развитии себя, своей собственной культуры.

Мое педагогическое кредо:  «Никакие богатства мира не стоят слёз ребёнка»;

Девиз:  Любовь к детям творит чудеса;

Принципы: Каждый ребёнок – индивидуальность. Необходимо найти ключ к каждой личности.

Работая с детьми, я руководствуюсь следующими правилами:

- Люби детей! Защити их любовью и правдой.

- Не ври!

- Постоянно ищи в ребенке богатство его души.

- Научи детей думать и любить.

- Дари себя детям!

- Знай, к чему стремишься!

- Ни дня без новизны!

- Воспитывай, опираясь на природу ученика.

- Учитель учит других до тех пор, пока учится сам.

- Классный руководитель – автор своей программы, системы, методов, своего класса.

Законы нашего класса:

  1. Закон Правды.

Правда нужна не только тебе, но и окружающим.

  1. Закон Добра.

Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.

  1. Закон Заботы.

Прежде, чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим.

  1. Закон Любви

Любовь – это одно из древнейших и уважаемых чувств. Не стесняйтесь ее.

  1. Закон Милосердия

Тебе сегодня хорошо, а другим, может быть, плохо – не забывай о них.

  1. Закон Уважения

Хочешь, чтобы тебя уважали, уважай других.

  1. Закон Чести

Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге и достоинстве.

  1. Закон Памяти

Народ, забывший свою историю, умрет. Помни о своем народе и своей истории.

  1. Закон Старости

Помни: старость уважается у всех народов. Будь цивилизованным.

  1. Закон Смелости

     Вчера ты струсил, но сегодня ты у нас – в коллективе: будь смел.

  1.  Закон Свободы

Будь свободным и отстаивай свою свободу, не забывая о свободе других.

     В своей работе  классного руководителя, я стараюсь сама всегда следовать всем этим законам, подавая пример своим деткам. Последний закон – закон Свободы также очень важен в воспитательном процессе учащихся, ведь он должен строиться на добровольности участия детей в любом  мероприятии. Не могу не согласиться с И.В. Нецветаевой, которая говорит о том, что свободная воля проявляется, если воспитатель опирается на интерес, романтику, чувства товарищеского и гражданского долга, творчество. Всеми этими качествами руководствуется и наш коллектив, где я работаю.

     Для реализации целей и задач, был составлен план работы классного руководителя с различными направлениями его реализации, циклограммами мероприятий и мониторингами.  (Прил. №1) Основные цели и задачи класса заключаются в следующем:

Основные цели воспитательной деятельности учащихся:

- Формирование и сплочение дружного классного коллектива.

-  формирование гражданско-патриотического сознания, воспитание чувства гордости за свою школу, район, город;

- развитие познавательных интересов учащихся, их творческой активности;

- воспитание доброго отношения к жизни;

- приобщение ребят к здоровому образу жизни;

- воспитание положительного отношения к учебе.

Задачи воспитательной деятельности учащихся:

- сформировать у  учащихся чувства долга перед родными, семьей, родиной;

- развить чувства ответственности за свой дом, порядок в нем;

- изучить  национальные традиции народов;

- воспитать у детей уважение к людям, достигшим успеха в жизни трудом;

- развить потребности к изучению истории своей родины, своего народа, своего села;

- развить активности во всех сферах жизни.

Основные направления воспитательной работы:

- Интеллект

- Общение

- Здоровье

- Досуг

- Семья

(Прил. №3)

Путь к успеху:

-соблюдаю законы

- творю, выдумываю, пробую

- активный участник жизни

- совершенствую себя

- живу в мире и согласии

- веду ЗОЖ

- в ладу с природой

- люблю свою Родину

(Прил. №3)

Организация духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся 8 «а» класса осуществляется по следующим направлениям:

• воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов).

В этом направлении дети данного класса принимают активное участие в различных мероприятиях:

  • Международная научно-практическая конференция «Развитие личности в государственной образовательной системе: диалог концепций и культур» (Россия - Индонезия) в рамках школьного проекта «Радуга интеллекта и творчества»;(Прил. №4)
  • Всероссийский детский и юношеский конкурс творчества «Базовые национальные ценности в творчестве» (тематика «Гражданственность. Закон»); (Прил. №4)
  • Первая встреча партнерских школ (МБОУ СОШ №14 г. Красногорска и Индонезийской школы в Москве), проходившей в рамках Международного проекта «Голубь гармонии и красоты мира. Культурное многообразие. Межкультурный диалог.»

(Прил. №4)

  • Художественный конкурс «Наша победа» (Молодежное общественное движение экологов Подмосковья)
  •  анкетировании (Прил.№3), классных часах, беседах, посвященных данной тематике. (Прил. №2)

Патриотическое воспитание в школах на сегодняшний момент становится одним из приоритетных направлений. Это не может не радовать, так как дает возможность гордиться своей страной, своей историей. Учащиеся нашей школы ведут шефство над ветеранами труда и ВОВ. Ученики моего класса стараются уделить максимум внимания нашему подшефному, участнику ВОВ Ковалеву Леониду Ефимовичу и Лариной Розе Дмитриевне. Делают это они с большим энтузиазмом и отзывчивостью. (Прил. №4). Весной 2015 года я, как родитель, и мой класс принимали участие во всероссийской акции «Мост пожеланий поколений», посвященной 70-летию Великой Победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945г.г. в рамках международного проекта «Голубь гармонии и красоты. Час мира». (Прил.№4). Каждый год участвуем в акции «Георгиевская ленточка» и праздничных шествиях.

• воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство; закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны).

В  2014-2015 учебном году наша школа и наш класс активно принимали участие в международном социально-образовательном Проекте «Голубь Гармонии и Красоты Мира. 108 дней вокруг Земли», посвященного 55-летию начала космической эры. (Прил.№5).

Ребята являются активными участниками школьных объединений «Юный друг полиции» и «ЮДП» (Прил.№5)

Команда нашего класса «Феникс» успешно приняла участие в школьном квесте «Ваши права и обязанности» (Прил. №5)

Учащиеся  успешно выступили в муниципальном этапе областного конкурса творческих работ «Мы за безопасную дорогу» (средняя  возрастная группа) в номинации «Презентация по обучению безопасному поведению на дороге», 2015-16 учебный год. (Прил. №5)

• воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности).

Одно из самых главных, на мой взгляд, для педагога в воспитании любви к своей стране не превратить патриотизм в экстремизм, позитивный пример не заменить примером ненависти к другим странам и национальностям. В нашем классе обучаются ребята разных национальностей, поэтому толерантность это одно из направлений, над которым мы все вместе работаем. Этой теме посвящены беседы и классные часы, дети учатся разрешать конфликты, правильно взаимодействовать друг с другом, вместе участвуют в районных и общешкольных мероприятиях, таких как марафон Добра, посвященный дню толерантности в рамках школьного проекта «Голубь детства», участие в стартовавшем 1 сентября этого учебного года проекте «Радуга творчества и интеллекта».

Ребята приняли активное участие в благотворительной ярмарке, которая состоялась в сентябре 2016 года.

• воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой).

     Учащиеся активно участвуют в конкурсах, школьных и муниципальных спортивных соревнованиях, в общешкольных мероприятиях, классных часах, анкетированиях, занимают призовые места, получают благодарности за активное участие. Мои воспитанники принимают участие в классных часах, готовят интересный материал, презентации.  (Прил. №7). В рамках воспитания экологической культуры и любви к животным мы с ребятами посетили питомник хаски. (Прил. №7)

• воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии (ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремленность и настойчивость, бережливость, выбор профессии).

 Наш класс всегда принимает активное участие в субботниках, в сборе макулатуры. Участвовали в акции «Посади свое дерево». (Прил.№8)

• воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).

Участие в районных и общешкольных мероприятиях и мастерклассах доставляет ребятам огромное удовольствие. (Прил. №9)

Свой духовный мир учащиеся стараются обогатить через систему поездок, экскурсий. (Прил.№9)

Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

     На сегодняшний день, 8 «а» класс -  это класс, в котором обучаются 31 учащийся: 12 девушек и 19 юношей. Цели, задачи и содержание воспитательной деятельности определялись в соответствии со статусом класса, интересами и потребностями учащихся, родителей и педагогов. Воспитательная работа проводится по основным направлениям:
- создание доброжелательного микроклимата и комфортных условий пребывания учащихся в классе;
- оказание помощи учащимся в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде;
- определение круга реальных учебных возможностей учащихся, создание условий для их продвижения в интеллектуальном развитии;
- создание условий для проявления учащимися инициативы, самостоятельности, ответственности, искренности в реальных жизненных ситуациях.
    Подводя итоги жизнедеятельности классного сообщества в прошлом учебном году, можно сделать вывод о правильности выбранных целевых ориентиров и способов их реализации, о чём свидетельствуют положительные изменения в различных сферах.
    Так, о высоком уровне развития познавательных интересов учащихся класса свидетельствует посещение ими предметных факультативов и различных кружков, секций, клубов.

 Ребята активно участвуют в предметных неделях, школьной научно-практической конференции. (Прил. 10)

В 2015-16 учебном году  команда учащихся нашего класса стала призером муниципального математического конкурса «Принцессы математики» (Прил. 10)

Среди учащихся класса есть победители и призеры школьных  и районных олимпиад. (Прил. №10), участники и победители школьных спортивных соревнований, участники, районных и общероссийских конкурсов (Прил. №4).

 Многими педагогами отмечается повышение культуры общения, самостоятельности ребят, развитие их умений и навыков, проявляющиеся в разных видах деятельности. 
    Определенные результаты достигнуты в сплочении коллектива.     Значительную роль в воспитательном процессе играет организация самоуправлении в классе. (Прил. №1) Эта форма работы с классным коллективом помогает осуществить воспитание у ребят чувства личной ответственности за коллективные дела в классе, позволяет каждому ребенку проявить свои способности, способствует развитию личности, помогает определить свое место в коллективе.

По мнению учащихся и учителей, в классе хороший микроклимат. Ребята доброжелательны, активны, самостоятельны. Особенно отмечается дух товарищества и творчества, стараются всегда поддерживать друг друга. 
    Проведенные социометрические исследования показали, что в классе нет «отверженных» и у всех ребят существует свой круг общения. Наличие положительных лидеров обеспечивает высокий уровень самоуправленческой деятельности в классе, что проявляется в высоком уровне самостоятельности учащихся при планировании, организации и анализе мероприятий. Особенно важно, что в классе есть ребята с высокой степенью нравственной ориентацией, которые существенно влияют на общественное мнение в коллективе. В нашем классе считается престижным вести здоровый образ жизни, уметь дружить, творчески подходить ко всем делам. 
    По-прежнему высока активность учащихся класса в организации и проведении школьных мероприятий. Ребята делают это с удовольствием, являются инициаторами многих дел в школе. Классный коллектив имеет авторитет среди старшеклассников. 
    В течение года сложились добрые отношения с родителями учащихся. В значительной степени успехи в воспитании учащихся связаны с заинтересованностью родителей в организации жизнедеятельности и воспитательного процесса класса. Наиболее активные из них, вошедшие в родительский комитет (Костюхина И.Н.,  Волкова Т.В., Евсюкова С.В.), оказывали помощь в сплочении родительской общественности класса, формировании активной позиции и усилении влияния родителей на процесс воспитания. 
    На сегодняшний день можно сделать вывод о том, что в значительной степени удалось решить поставленные задачи. Удовлетворенность большей части родителей и учащихся жизни в классе показывает правильность выбранных ориентиров воспитательной работы. Следовательно, основные направления деятельности должны остаться прежними, но следует внести следующие коррективы с целью устранения недостатков:
- в учебной деятельности возможности школьников были реализованы не полностью;
- не все учащиеся нашли свою нишу в школьном сообществе;
- имеются случаи необъективной оценки учащимися своего поведения и поступков.
    Проанализировав все вышеизложенное, можно определить целевые установки на следующее полугодие и основные направления, формы,  методы их достижения и работать в данном направлении. 

     Очень часто я задаюсь таким вопросом: Смогу ли я научить моих ребят верить в добро, справедливость, защищать слабых, оградить их от всего злого и грязного, что есть в нашей жизни? Мы: родители, учителя должны быть примером нашему подрастающему поколению, постараться воспитать здоровое, умное, нравственное поколение сегодня, чтобы наше будущее было цивилизованным завтра!

      Инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни, быть искренними, верить и творить добро  – именно это мне бы хотелось видеть в моих детках, в нашем подрастающем поколении.

Литература

  • Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999.
  • Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979.
  • Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя 5-11 кл. + новые собрания. - М.: ВАКО, 2005.
  • Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. - М., 1996
  • Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа, 1974.
  • Пахомова Н.Ю. Методология учебного проекта. Учитель, 2000г. № 1, 4
  • Шараборова Ю.Д. Взаимовлияние дополнительного образования и внеурочной деятельности.// Классный руководитель. – 2002. - № 6. – С. 111 – 113.
  • Щуркова Н.Е. Профессиональное мастерство классного руководителя. М.: Айрис – пресс, 2007.
  • Щуркова Н.Е. За гранью урока: О внеклассной работе со школьниками. М.: ЦГЛ, 2004.
  • http://pedsovet.ORG.ru 
  • http://www.1september.ru
  • http://nsportal.ru/emelyanova-irina-vladimirovna


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся).

Программа развития воспитания в системе образования России на 1999–2001 гг. (приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.10.99 № 574) выделяет воспитание как важнейшую стратегичес...

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Описание системы работы классного руководителя

Краткий рассказ как я работаю с классом...

Описание опыта работы классного руководителя.

Тема:«Эффективность воспитательной работы в аспекте коллективной творческой деятельности обучающихся как личностно ориентированной воспитательной технологии». ...

Система работы классного руководителя с родителями /Из опыта работы классного руководителя 5-6 классов, Рыбаковой Веры Васильевны/

Опыт работы подсказывает, что только от взаимоотношений классного руководителя с родителями зависит успех работы учителя с детьми....

Описание системы работы классного руководителя

В данной статье представлены приоритетные направления в работе класса (здоровье, социальная активность, познавательная активность)...