Роль классного руководителя в школе
методическая разработка на тему

Булгакова Ольга Алексеевна

Главная  задача воспитания и воспитателя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Педагог гуманизирует отношения между детьми в коллективе, способствует формированию нравственных смыслов и духовных ориентиров, организует социально-ценные отношения и переживания воспитанников в классном сообществе, творческую, личностно и общественно значимую деятельность, систему самоуправления. Классный руководитель создает ситуацию защищенности, эмоционального комфорта, благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности ребенка, способствует формированию навыков самовоспитания обучающихся и призван быть связующим звеном между учеником, педагогами и родителями, социумом, а зачастую и между самими детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_klassnogo.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Красноануйская основная общеобразовательная школа»

Солонешенского района Алтайского края

Роль классного руководителя в школе.

подготовила  учитель

математики и  информатики

Булгакова Ольга Алексеевна

с.Солонешное

2018

Главная  задача воспитания и воспитателя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Педагог гуманизирует отношения между детьми в коллективе, способствует формированию нравственных смыслов и духовных ориентиров, организует социально-ценные отношения и переживания воспитанников в классном сообществе, творческую, личностно и общественно значимую деятельность, систему самоуправления. Классный руководитель создает ситуацию защищенности, эмоционального комфорта, благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности ребенка, способствует формированию навыков самовоспитания обучающихся и призван быть связующим звеном между учеником, педагогами и родителями, социумом, а зачастую и между самими детьми.

Деятельность современного классного руководителя в первую очередь направлена на работу с обучающимися своего класса. Он формирует мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития  и стимулирования познавательных интересов.

В своей деятельности применяю формы работы с ученическим коллективом: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно-полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д.

Проектирую  воспитательную систему класса вместе с детьми с учетом их интересов, способностей, пожеланий, интересуюсь вопросами волнующими  современную молодежь, изучаю новинки информационных технологий. Регулярно повышаю свою квалификацию, посещая и участвуя в тематических секциях, семинарах и конференциях.

В процессе своей деятельности я в первую очередь взаимодействую с учителями – предметниками, привлекая учителей к работе с родителями, что позволяет скоординировать помощь ученикам.

Стараюсь включать обучающихся своего класса в систему внеклассной работы по предметам. Это и разнообразные предметные кружки, факультативы, выпуск предметных газет, и совместная организация и участие в предметных неделях, тематических вечерах и других мероприятиях.  

Так как я являюсь учителем информатики классов, то уже с 3 класса веду у детей эти уроки. Соответственно, в течение двух лет я почти знакома уже до 5 класса  с родителями всех детей. Это дает мне возможность установить эмоциональный контакт, как с детьми, так и с родителями. С целью сохранения преемственности в воспитании изучаю опыт работы классного руководителя начальных классов. После того как становлюсь их классным руководителем, на собрании я знакомлю их с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе и предлагаю практические советы по адаптации ребенка к средней школе.

Я считаю, что родители должны активно участвовать в учебно-воспитательном процессе в школе и в своих классах, поэтому в работе с ними использую традиционные формы работы (родительский комитет, родительские собрания, совместные мероприятия, индивидуальные беседы и консультации), я привлекаю родителей к участию в воспитательной работе  класса, школы. Мною были проведены мероприятия с участием родителей: «Моя семья - мое богатство», «Неразлучные друзья - взрослые и дети», «Мы за чаем не скучаем», «Мама, папа, я – дружная семья» и т.д.

Для того чтобы создать благоприятный микроклимат в классе, сплочения детского коллектива  провожу разнообразные по тематике и формам проведения классные часы, психологические и игровые практикумы, диагностики личности учащихся и классного коллектива которые объединены проблемами нравственности, духовности, патриотического воспитания учащихся, формирования здорового образа жизни, профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

Считаю, что в моем классе сформирован благоприятный микроклимат. Дети уважают друг друга, прислушиваются к мнению своих товарищей и педагогов. С удовольствием помогают мне в проведении различных воспитательных мероприятий.

Одним из важных направлений в работе классного руководителя является диагностика. В школе нет психолога, поэтому коррекционную работу с детьми  и отдельными учащимися приходится проводить самой, используя различные психологические анкеты, тренинги, тесты, подобранные и адаптированные к возрастным особенностям учащихся. Мною были проведены с классом диагностики: «Мое учение» с целью выявления доминирующего мотива учения, диагностика нравственных приоритетов личности, чтобы узнать какие проблемы нуждаются в обсуждении на классных часах. С целью узнать, как подростки сами оценивают позицию в коллективе и какой они ее хотят видеть была проведена диагностика «Мишень», проведен микропрактикум «Мой класс» и т.д. некоторые диагностики провожу каждый год, например с целью определить изменения, происшедшие в личности школьников в течение учебного года проведено анкетирование «Какие качества я в себе воспитал», анкетирование «Изучение взаимоотношений в коллективе».

Диагностика в работе с классом мне помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семьях, дает возможность выбрать правильную линию поведения с родителями тех учеников, положение которых в семье чрезвычайно трудное.

Воспитательный процесс заключается не только во внеурочной деятельности, это и учебные занятия, уроки и перемены. Миссия классного руководителя особенна потому, что каждое его слово, каждый жест и движение должны нести в себе положительный импульс, так как именно при позитивном настрое любые начинания удаются. В работе с детским коллективом я стараюсь проговаривать все проблемные вопросы, касающиеся общения детей и родителей, осуществляя серьезное и целенаправленное просвещение родителей своих учащихся в области воспитания, информирую родителей о достижениях ребенка и доброжелательно указываю им на те, проблемы, которые требуют незамедлительного решения.

Таким образом, для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса. Только тогда можно будет говорить о положительных результатах в системе воспитательной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"

В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы  VIII вида по профориентации учащихся....

Роль классного руководителя в современной школе

В презентации "Роль классного руководителя в современной школе " раскрываю деятельность классного руководителя  в создании условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его усп...

Роль классного руководителя в современной школе

Заседание ШМО классных руководителей по теме "Роль классного руководителя в современной школе"...

"Роль классного руководителя в организации антинаркотической профилактики в школе". Материалы к семинару классных руководителей.

Материал может быть использован для проведения семинара как для классных руководителей, так и для заместителей директоров по воспитательной работе школ. Цель: воспитание психологического иммунитета у ...

Роль классного руководителя в современной школе

Материал представлен как обобщение опыта классного руководителя по теме "Роль классного руководителя в современной школе"...

Статья "Роль классного руководителя в школе"

      В условиях современного мира классный руководитель должен быть на шаг впереди тех, кого воспитывает. Ему необходимо быть интересной личностью, глубоко владеть знаниями, уме...

Роль классного руководителя в школе

Классный руководитель в современной школе...