Тренинг "Дыши легко"
методическая разработка на тему

Тараканова Анна Васильевна

Тренинг "Дыши легко"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_dyshi_legko.docx46.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Бутурлинская средняя общеобразовательная школа имени В.И. Казакова

в рамках проведения Международного дня отказа от курения

для учащихся 8 – 11 классов

Разработала: Тараканова А.В.,

социальный педагог

2018 год

                                 профилактика табакокурения среди школьников

►образовательные

  • способствовать формированию знаний о вредных последствиях табакокурения на здоровье человека;
  • сформировать негативное отношение подростков к курению и снизить риск  приобщения к этой вредной привычке

►развивающие:

  • содействовать развитию познавательных и творческих способностей,

развивать эмоциональную сферу через создание ситуации удивления, заинтересованности, эмоциональных переживаний. 

►воспитательные: 

  • содействовать воспитанию ответственности за свое поведение и наличие вредных привычек, 
  • содействовать воспитанию активной жизненной позиции, нетерпимости к курению;
  • развитие устойчивой мотивации к ЗОЖ.

«Человек – высшее творение природы, но для того чтобы наслаждаться её сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию: быть здоровым»

А. А. Леонов

        Участники тренинга рассаживаются по кругу.

        Уважаемые участники тренинга!  Сегодня я приглашаю вас поучаствовать в тренинге, посвящённом Международному дню борьбы с курением, который отмечается ежегодно в третий четверг ноября. В 2018 году этот день отмечается 15 ноября.

        Производство табака является очень прибыльным делом, прибыль от продажи табачных изделий составляет свыше 200%, производители сигарет не перестанут заниматься этим сверхприбыльным бизнесом, они пускаются на различные ухищрения: рекламу,  ложные сведения о «безвредности» курения, подпольное производство табачных изделий низкого качества, содержащих гораздо большее количество вредных веществ, чем в сигаретах производимых легально. 
           Производство табака растёт с каждым годом,  за последние пять лет потребление табака  выросло в три раза, количество же мужчин-курильщиков остается неизменным. Так за счет кого же пополняется армия курильщиков? Конечно же, за счет женщин и подростков! 

Наш тренинг называется «Дыши легко». Сегодня мы обсудим в виде различных упражнений, игр, проигрывании ситуаций проблему табакокурения, которая превратилась в глобальную проблему.

        Итак, для начала давайте примем правила, которыми мы будем пользоваться в ходе нашего тренинга.

  1. Правило ушей: ты говоришь – я слушаю, ты говоришь – я слушаю
  2. Правило толерантности: я принимаю чужое мнение, даже если оно не совпадает с моим
  3. Правило участия: я принимаю участие во всех упражнения и играх

  Если вы согласны со всеми правилами, прошу вас поднять правую руку,

если не согласны – левую.

  1. Правило конфиденциальности: мнения, услышанные здесь, останутся между участниками группы и не допускаются к разглашению

Участники делятся на пары, выстроившись в шеренги. Предложена ситуации: «Вы и ваши знакомые едете в общественном транспорте в противоположные стороны. На светофоре оба автобуса остановились. Вы увидели друг друга, но между вами стекло, и вы не слышите друг друга. Вы не можете выйти, а вам надо договориться о встрече».

Один участник пытается назначить встречу, а другой пытается понять где, когда и во сколько назначена встреча. Затем участники меняются ролями.

Ситуации:

  1. В 20.00  в пиццерии;
  2. В 15.00 в кинотеатре;
  3. В 14.00 возле остановки;
  4. В 12.00 в столовой.  (Приложение 1)

     Ведущий заготавливает карточки, на некоторых указаны семейные роли (муж, жена, сын, дочь, бабушка, дедушка). Таких карточек- небольшое количество, остальные- пустые. Предлагается учащимся вытянуть карточки. Далее активно работают те, кому достались «роли», у кого пустые карточки – наблюдатели.

Таким образом, активные участники образуют «семью», которая идет в магазин за покупками. У них есть определенная сумма денег. Все члены семьи высказывают свои пожелания о том, что им хочется купить в магазине. В магазине имеются разные товары (на столе разложены карточки, на которых написаны названия товаров, в том числе и сигареты). Семья осуществляет покупки и обосновывает свой выбор или отказ от покупки. Обсуждение.

    Карточки: натуральный сок, сигареты, фрукты, чипсы, лёгкие сигареты, овощи, пиво, рыба, газированный напиток, молочные продукты. (Приложение 2)

        

       Ведущий демонстрирует перед участниками закрытую коробку (внутри она пустая, но участники тренинга не знают об этом).

        Ведущий говорит: «А знаете ли вы, что совсем недавно одной табачной компанией были выпущены легкие сигареты, которые совсем не причиняют вреда организму человека, даже подростковому. Я предлагаю вам посмотреть, как они выглядят»

        Далее по кругу участники заглядывают в коробочку.

        Упражнение заключается в том, что если человек заглянул в коробочку, значит он уже заинтересовался этими «лёгкими сигаретами», значит он подвержен любопытству к ним (а действительно, как выглядят «лёгкие сигареты»?)    

        Тот, кто вообще не захотел смотреть в коробку – тема сигарет ему не интересна и он не заинтересуется ими в реальной жизни.        

       Участникам предлагается изобразить курящего человека, используя жесты и мимику.

Обсуждение:  

Вы, очевидно, заметили, что у курящих людей изменяются привычки, жесты, мимика. Это происходит из-за возникающей зависимости от курения. Такое аддиктивное, т.е. зависимое поведение, не может приносить положительных результатов в деятельности. Появляется нервозность, раздражительность, легко возбудимость, нетерпеливость, частая смена настроения  и сильно выраженная  тяга к курению. Курящий человек постоянно мучается кашлем.

    Участникам группы по очереди зачитываются предложения. Подростки по очереди должны их закончить:

  • Когда стоящий рядом со мной человек курит, я ...
  • Если девушка (юноша) курит, я ...
  • Люди курят потому, что…

Участникам предлагаются карточки с названиями органов человека (лёгкие, сердце, уши, глаза, нос, кожа, рот, мочеполовая система). Участники должны назвать воздействие курения на тот или иной орган человека. (Приложение 3)

ЧАСТИ ТЕЛА

ВЛИЯНИЕ КУРЕНИЯ

Сердце

Сужает кровеносные сосуды

Легкие

Затрудняет нормальное дыхание

Уши

Поражает нервы и сосуды уха

Глаза

Делает глаза красными. Риск развития катаракты (помутнение хрусталика глаза, которое приводит к слепоте)

Рот

Повреждает слизистую оболочку, изменяет вкусовую чувствительность, приводит к кашлю, приводит к неприятному запаху изо рта, способствует инфекциям полости рта.

Нос

Снижает способность воспринимать запахи

Кожа

Температура кожи падает, раньше появляются морщины.

Мочеполовая

система

Нарушение половой функции, бесплодие, выкидыш, рождение детей с различными физическими и умственными дефектами (для девушек)

Желудок

Гастрит, язва, рак желудка

        Участникам предлагается лист бумаги, на котором они должны написать список, состоящий из 10 пунктов – причин, чтобы не начинать курить (или бросить, если кто – то уже курит)

        Примерные причины:

  1. Хочу иметь крепкое здоровье
  2. Хочу сохранить привлекательность
  3. Хочу сохранить интеллект
  4. Не хочу умереть от рака лёгких, пищевода  
  5. Хочу иметь здоровых детей

         и т. д.  (Приложение 4)

        Антитабачный закон существенно ужесточается с 1 июня — список мест, где теперь нельзя курить, значительно расширен. В частности, в России теперь нельзя курить в кафе, барах и ресторанах, в гостиницах и общежитиях, на рынках и в торговых помещениях, на некоторых платформах вокзалов, а показ фильмов, где содержатся сцены курения, будет обязательно сопровождаться соответствующей социальной рекламой.

       Закон о курении с 1 июня 2014 года «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» был принят в 2013 году. Он предусматривает поэтапное введение жестких мер. Уже действуют запреты на курение на стадионах, территориях образовательных учреждений, домах культуры, в поликлиниках, самолетах, магазинах, в лифтах, на детских площадках, АЗС. Закон запрещают рекламу и стимулирования продажи табака, спонсорство табака.

  1.  Журнал «Школьный психолог» №6,2005.
  2.  Здоровье: Учебно-методическое пособие для учителей 1-

11 классов. Под редакцией В.Н.Касаткина, Л.А. Щеплягиной.  Ярославль: Аверс Пресс, 2005.

  1. Орлова Т.Г. как помочь подростку войти во взрослую жизнь.- М.:ЗАО Ценрполиграф,2005.
  2. Сазонов А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения. Школа без табака.5-11класс, ПТУ.М.: Дако;2004.

Приложение 1

В 20.00  в пиццерии

В 15.00 в кинотеатре

В 14.00 возле остановки

В 12.00 в столовой

Приложение 2

Муж

Жена

Сын

Дочь

Бабушка

Дедушка

Натуральный сок

Сигареты

Фрукты

Чипсы

Лёгкие сигареты

Овощи

Пиво

Рыба

Газированный напиток

Молочные

продукты

Мясо

Картофель фри

        Приложение 3

Лёгкие

Сердце

Уши

Глаза

Нос

Кожа

Рот

Мочеполовая

система

Желудок

Приложение 4

10 причин, чтобы не начинать курить

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Легко ли прощать? Легко ли простить?

Разговор с учащимися.Любить – это значит прощать, прощать – это понять, понять – это значит знать, знать – это приблизиться к порогу мудрости.           ...

Технологическая карта урока биологии по теме "Строение легких. Газообмен в легких и тканях" 8 класс

Технологическая карта урока биологии "Строение легких. Газообмен в легких и тканях"...

Конспект урока "Строение легких. Газообмен в легких и тканях".

Данный урок продолжает знакомство с дыхательной системой человека. Учащиеся подробно изучат строение легких. Узнают механизмы акта вдоха и выдоха, а также этапы газообмена в легких и тканях. Рассмотря...