Классный час. Что такое личность. 8 класс
классный час (8 класс) на тему

Новокрещенова Татьяна Евгеньевна

Классный час "Что такое личность" 8 класс. Материал классного часа направленн на сформирование у учащихся представления о понятиях «человек», «личность», «индивидуальность», помочь научиться понимать себя и объективно оценивать свое поведение, поступки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_chto_takoe_lichnost_8_klass.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»

г. ЖЕЛЕЗНОГОСК КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Сценарный план классного часа

«Что такое личность»

Составитель: классный руководитель

8 «Д» класса

Новокрещеновой Т.Е.

г. Железногорск

2016г.

Цель: сформировать у учащихся представление о понятии «человек», «личность», «индивидуальность»; помочь научиться понимать себя и объективно оценивать свое поведение, поступки.

Оборудование: сообщения о случаях воспитания маленьких детей животными; чистые листы бумаги для тестирования.

Ход практикума

На доске:  

«Наша личность – это сад, а наша воля – его садовник».  

В. Шекспир

                   «У каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и, наконец, тот, который есть в действительности».

                                                                                                                             В. Гюго

Человек становится человеком, личностью только среди людей, с их помощью осознавая самого себя, окружающий мир, свои возможности, с их помощью овладевает речью.

Мать, окружающие ребенка люди учат его говорить, знакомят с различными предметами, их назначением. В общении с членами семьи, близкими, сверстниками, затем в образовательных учреждениях и, наконец, самостоятельно с помощью книг человек познает мир, овладевает опытом, накопленным предыдущими поколениями, различными видами деятельности, приобретает и актуализирует возможности для самовыражения, самореализации.

Что такое человек? Чем он отличается от животных? Над этим вопросами люди задумывались давно. Древнегреческий философ Платон отвечал на них так: «Человек – это двуногое животное без перьев». Через две тысячи лет известный французский физик и математик Б. Паскаль возразил Платону: «Человек без ног все же остается человеком, а петух без перьев человеком не становится».

Что же отличает людей от животных? Есть, например, признак, присущий только людям: из всех живых существ лишь человек имеет мягкую мочку уха. Но является ли этот факт тем главным, что отличает человека от животных?

Великие мыслители пришли к выводу: самый важный признак человека заключается в том, что он существо общественное или социальное. Каждый родившийся ребенок становится человеком только в обществе. Детеныши животных от рождения имеют инстинкты, которые помогают им ориентироваться в том, что можно и чего нельзя есть, на кого можно нападать, а кого следует опасаться. Дитя человеческое после рождения – самое неприспособленное к жизни из всех живых существ. И человек из него вырастает только в семье, в обществе, которые учат его жить, дают ему знания об окружающем мире, умение трудиться.

Были случаи, когда совсем маленькие дети попадали к животным. Выросшие среди зверей, они не научились ходить на двух ногах, разговаривать, пользоваться различными предметами. Они не способны были мыслить как люди, и, оказавшись среди людей, вели себя, как пойманные животные.  

Сообщения учащихся о случаях воспитания маленьких детей животными, взятыми из периодической печати.

Послушайте стихотворение и подумайте, согласны ли вы с автором? Свою точку зрения аргументируйте.

Стихотворение написано на доске.

Для человека мысль – венец всего живого.

А чистота души есть бытия основа.

По этим признакам находим человека:

Всех тварей на земле превыше он от века.

А если он живет не мысля и не веря,

То человек не отличается то зверя.  

                                                                                                     Анвари

Надпись на Дельфийском храме гласит: «Познай самого себя». Именно с познания самого себя начинается определение цели жизни. Человеку нужно знать: каков он? Кто он? Знает ли он себя?

Итак, какое оно – ваше собственное «Я»? Прежде всего, уясним, что понятие «Я» очень сложное. Поэтому различают «реальное - Я» - то, каким представляет себя человек на самом деле в данный момент; «динамическое  - Я» - каким человек хочет стать; «фантастическое Я» - каким он видит себя в мечтах, каким бы он хотел стать, если бы это было возможно; «будущее Я» - каким он может стать; «идеалистическое Я» - каким человеку приятно было бы себя видеть; и целый ряд воображаемых, «представляемых Я» - каким человек выставляет себя намеренно, как бы прячась за маски, скрывающие какие – то черты своего «реального Я».

Как же человек обычно узнает сам о себе? Человек может определить себя только в сравнении с другими людьми (слова К. Маркса).

Познать себя весьма непросто. Здесь человека подстерегают неожиданные сложности. Прежде всего, нужно быть предельно искренним, честным по отношению к себе. Часто человек склонен оценивать себя выше, чем он есть на самом деле. В таком случае его отношения с товарищами, близкими строятся неправильно. «Он много о себе мнит», -  говорят о таком человеке. Если же человек оценивает себя излишне низко, то здесь таится другая опасность: неуверенность в себе.

Самотестирование

«Ваша индивидуальность»

Давайте попробуем с вами немного узнать о себе с помощью теста. Помните, что отвечать надо искренне.  

  1. Легко ли вы сходитесь с людьми?

(да – 1; не очень – 3; нет - 5).

  1. Курите ли вы?

(да – 1; иногда – 3; нет - 5).

  1. Если вы совершаете дурной поступок или лжете, то:

(никогда не признаюсь в этом – 1; иногда признаюсь – 3; признаюсь - 5).

  1. Если бы друзья предложили, вы попробовали бы наркотики?

(да – 1; не знаю – 3; нет - 5).

  1. Вы считаете, что трезвый среди пьяных – «белая ворона»?

(да – 1; не уверен – 3; нет - 5).

  1. Если бы к вам обратились за помощью настоящие погорельцы, отдали бы вы им последние деньги?

(да – 5; не все – 3; нет - 1).

  1. Если бы вы увидели, как ваши друзья унижают малыша или слабого, вступились ли вы за него?

(да – 5; не уверен – 3; нет - 1).

  1. Если бы слепому потребовалась ваша помощь при переходи улицы, то вы помогли бы?

(да – 5; если бы не спешил – 3; нет - 1).

  1. Когда родители пытаются вас чему-то научить, то вы:

(учусь – 5; делаю вид, что учусь – 3; стараюсь отделаться - 1).

  1. Когда родители просят помочь по дому, делаете ли вы то, о чем просят?

(да – 5; иногда – 3; по принуждению - 1).

ТО 10 ДО 22 БАЛЛОВ. Ваша индивидуальность рискует никогда не проявиться. Вы живете серо и буднично, не заглядывая в будущее, принимая мрак за норму. Вы абсолютно зависимый человек. Причем вы в значительной мере зависите от себя и в не меньшей степени – от своих друзей, которых сочувствующие вам люди называют «дружками». Вы не способны постоять за себя. Зато вам кажется, что вы хороший друг и можете постоять за «дружков». Но собственного мнения у вас, как правило, нет. Хотя не исключено, что чужое мнение вы отстаиваете очень рьяно. Но этот процесс протекает без участия вашего разума, а только при напряжении вашего упрямства.

РЕКОМЕНДАЦИИ: прекратите думать, что хорошие и добрые поступки совершают одни дураки. Не ищите дешевой популярности. Стремитесь к свету.

ОТ 23 ДО 38 БАЛЛОВ. Если вы без натяжек выставили себе тройки и пятерки, то ваша индивидуальность начинает просыпаться. Вы способны противостоять дурным влияниям и заглядывать в будущее, понимая, что школьные годы – это прелюдия, что жизнь впереди и ее качество будет зависеть от того, что и как вы делаете сейчас. Похоже, что вы перестаете «жить в собственное брюхо» (выражение классика литературы). Вы думаете о других людях. Но, думаю, часто ничего не делаете. Вы пока не понимаете, что, отдавая, человек приобретает массу положительных качеств, которые в будущем не останутся незамеченными.

РЕКОМЕНДАЦИИ:  помните, что индивидуальность проявляется в поступках, направленных на благо других людей. Спешите делать добро, и оно к вам вернется.

ОТ 39 ДО 50 БАЛЛОВ. Ваша индивидуальность уже в значительной мере проявилась. Вы разобрались в том, что на самом деле полезно и чего стоит упущенное для самосовершенствования время. Вы не боитесь работы благодаря способности совершать волевые усилия над собой. Вы ориентируетесь не на тех, кто сильней, а на тех, кто интересней, полезней. На тех, с кем вы не будете курить, нюхать, глотать и пить всякую гадость, потому что «все так делают». Возможно, с вами нелегко общаться, но к вам будут тянутся нормальные люди. Вы будете получать огромное наслаждение, помогая тем, кто нуждается в вашей помощи.

РЕКОМЕНДАЦИИ: продолжайте в том же духе.

Из теста мы не только узнали что-то новое о себе, но и познакомились с собственной индивидуальностью. А что это такое?

Трудно представить общество, в котором все люди абсолютно одинаковы. Как прекрасно, что все люди разные! Прекрасна жизнь, расцвеченная многими красками.

Уже в первые минуты знакомства с человеком мы составляем определенное представление о нем. Вспомните свои ощущения в момент знакомства с людьми. Один мог произвести впечатление пустого и неинтересного человека. Это от того, что с первых минут он уже болтал всякую чепуху, а вам даже рта не позволил раскрыть. Другой, наоборот, вызвал ваше расположение готовностью слушать и соглашаться со всем, что вы говорите. Третий не понравился скованностью – будто «аршин проглотил». Четвертый сразу пошутил над чьим-то, а не над своим недостатком, и вы почувствовали себя с ним легко и свободно. Но первое впечатление, как говорят, обманчиво.

Давайте, выполним следующее задание: попытайтесь воспроизвести свои ощущения, возникающие в первые минуты знакомства с людьми. Выпишите на листочке наиболее распространенные проявления в поведении, которые:

А) сразу привлекают;

Б) сразу отталкивают.

Вспомните, какими оказались эти люди в дальнейшем? Идет выполнение задания и обсуждение полученных результатов.

Что же такое индивидуальность? Это неповторимое сочетание психологических особенностей человека – характера, темперамента, воли, чувств, мотивов деятельности, способностей.

Самотестирование

«Нравитесь ли вы людям?»

Отвечайте искренни. Отвечать надо «да» или «нет».

  1. Я должен помнить, что почти ежеминутно в течение дня меня пристально оценивают те, с кем приходится общаться.
  2. У человека должно быть достаточно развито чувство независимости, чтобы обсуждать с друзьями свое хобби, независимо от того, разделяют они его увлечение или нет.
  3. Самое мудрое – это сохранять достоинство даже тогда, когда это кажется невозможным.
  4. Если человек замечает ошибки в речи других, он должен их поправлять.
  5. Когда вы встречаетесь с незнакомыми людьми, вы должны быть достаточно остроумны, общительны и привлекательны, чтобы произвести на них впечатление.
  6. Когда вас представляют другому человеку, а вы не расслышали его имя, вы должны попросить его повторить.
  7. Вы уверены, что вас уважают за то, что вы никогда не позволяете другим подшучивать над собой.
  8. Вы должны быть всегда на стороже, не то окружающие начнут подшучивать над вами и выставлять вас в смешном виде.
  9. Если вы общаетесь с блестящим и остроумным человеком, лучше не ввязываться в соревнование, а отдать ему должное и выйти из разговора.
  10. Человек всегда должен стараться, чтобы его поведение соответствовало настроению компании, в которой он находится.
  11. Вы должны всегда помогать своим друзьям, потому что может настать время, когда вам понадобится их помощь.
  12. Не стоит оказывать слишком много услуг даром, потому что, в конце концов, очень немногие оценивают эти услуги по достоинству.
  13. Лучше, если другие зависят от вас, чем, если вы зависите от других.
  14. Настоящий друг старается помогать своим друзьям.
  15. Человек должен выставлять напоказ свои лучшие качества, чтобы его оценили по достоинству и одобрили.
  16. Если в компании рассказывают анекдот, который вы уже слышали, вы должны остановить рассказчика.
  17. Если в компании рассказывают анекдот, который вы уже слышали, вы должны быть достаточно вежливы, чтобы от всего сердца посмеяться над анекдотом.
  18. Если вас пригласили к другу, а вы предпочитаете сходить в кино, вы должны сказать, что у вас болит голова, или придумать какое-либо другое объяснение, но не рисковать возможностью обидеть друга, сообщая ему действительную причину.
  19. Настоящий друг требует, чтобы его близкие поступали всегда наилучшим образом для него, даже когда они и не хотят этого.
  20. Люди не должны упрямо и настойчиво защищать свои убеждения всякий раз, когда кто-нибудь выразит противоположное мнений.

     За каждый ответ, который совпадает с правильным, начислите себе по 5 баллов. Правильные ответы: «да» - 6, 13, 14, 20; «нет» - все остальные.

     Сложите сумму баллов:

     85 – 100 – отлично;

     75 – 80 – хорошо;

     65 – 70 – удовлетворительно;

     0 – 60 – плохо.

Чем выше сумма баллов, тем больше у вас оснований считать, что окружающие вас любят.

Стремление познать себя, сформировать свой характер, развить способности и волю на благо людей – все это необходимо человеку для полноценной жизни. Знаменитый ученый – физиолог И.П. Павлов писал, что у человека наряду с низшими рефлексами (пищевым, например) есть рефлекс – стремление к преодолению преград. Надо сознательно развивать у себя этот рефлекс. Вас не должны пугать или расстраивать результаты, полученные во время тестирований. Каковы бы они небыли у вас впереди целая жизнь и вы можете многое в себе изменить при желании. А если результаты были положительные, то у вас есть уже все возможности себя максимально проявить в жизни. Так что ваша жизнь в ваших руках, и какая она будет, так же зависит от вас. Желаю, что бы в ней было как можно больше надежных и хороших  друзей. А вы себя чувствовали всегда уверенно, и смело во всех ситуациях.

                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Что такое хорошо и что такое плохо?» ( использование ненормативной лексики подростками)

Классный час по теме?: "Что такое хорошо?".( использование ненормативной лексики подростками)Цели:1) Помочь учащимся задуматься о проблеме сквернословия, обсудить и установить причины распространения ...

Классный час " Что такое хорошо и что такое плохо".

Разработка классного  часа  предназначена для учителей 1 - 2 классов коррекционной школы 8 вида....

Классный час "Что такое классный коллектив". 1–3-й классы

Классный час "Что такое классный коллектив". 1–3-й классы Цели:дать учащимся представление о том, каким должно быть отношение одноклассников друг к другу, как создавать учебный коллектив;формиров...

Классный час "Что такое личность"

« У каждого человека три характера: тот, который ему приписывают, тот, который он сам себе приписывает, и, наконец, тот, который есть в  действительности.«...

Классный час "Что такое хорошо, что такое плохо?"

Данное мероприятие направлено на раскрытие понятий «хорошо» и «плохо» через примеры  жизненных ситуаций, игровые моменты, практические упражнения тренинга и, конечно же, с...