Главные вкладки

    Материал (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме:
    Программа духовно - нравственного воспитания школьников.

    данный раздел содержит программу духовно - нравственного воспитания школьников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vospitatelnaya_rabota.rar245.51 КБ

    Предварительный просмотр:

    Содержание программы

    1. Пояснительная записка.

    2. Основные направления духовно-нравственного развития, воспитания и социализации.

    3. Принципы и особенности организации содержания работы.

    4. Технологии и методы.

    5. Основные направления, формы и методы взаимодействия с семьей.

    6 . Планируемые результаты духовно-нравственному развития.

    7. Мониторинг эффективности реализации программы воспитания и социализации обучающихся.

    8. Психолого-педагогическая характеристика класса.

    9. Календарно-тематическое планирование (Приложение)

    Пояснительная записка

    Программа духовно-нравственного воспитания школьников разработана на основе школьной Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования  и ориентирована на обеспечение уровня социальной готовности личности к самоопределению, на развитие способности к творческому самовыражению обучающихся в учебной, внеурочной, досуговой деятельности, общественно-полезной, успешной профессиональной ориентации.

    Программа учитывает возрастные особенности обучающихся и основные жизненные задачи возраста, отечественные воспитательные традиции и традиции школы, базовые российские ценности, современные социокультурные условия развития детства в современной России.

    Программа рассчитана на 5 лет, с 5-го по 9-ый класс.

     Цель программы: социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.

    Задачи:

    В области формирования личностной культуры:

    • формирование основ нравственного самосознания личности: способности подростка формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
    • осознание подростком ценности человеческой жизни;
    • формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;
    • развитие способности открыто выражать и аргументировано отстаивать свою нравственно оправданную позицию;

    В области формирования социальной культуры:

    • формирование российской гражданской идентичности, включающей в себя идентичность члена семьи, школьного коллектива, своего города, округа, российской гражданской нации;
    • формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;
    • развитие эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям;
    • формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям представителей народов России;

    В области формирования семейной культуры:

    • укрепление отношения к семье как основе российского общества;
    • укрепление у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.


    Основные направления духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся

    № п/п

    Направление

    Ценности

    Содержание, виды деятельности и формы занятий

    1.

    Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

    Любовь к России, своему народу, к городу Советский, к ХМАО, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, социальная солидарность.

    • исследовательская работа с последующими дискуссиями об основаниях, по которым люди относят тех или иных деятелей к категории героев, считают их выдающимися, замечательными и т.д.; презентации о славных людях города, округа, России, рода человеческого;
    • дискуссии о ценности человеческой жизни.

    2.

    Воспитание социальной ответственности и компетентности

    Правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и порядок, социальная компетентность, социальная ответственность

    • участие в улучшении школьной среды, доступных сфер жизни окружающего социума.
    • овладевают формами и методами самовоспитания: самокритика, самовнушение, самообязательство, эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека.
    • активно и осознанно участвуют в разнообразных видах и типах отношений в основных сферах своей жизнедеятельности: общение, учёба, игра, спорт, творчество, увлечения (хобби).
    • приобретают опыт и осваивают основные формы учебного сотрудничества: сотрудничество со сверстниками и с учителями.

    3.

    Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания

    Нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, культура достоинства, любовь и верность, забота о младших и старших, толерантность.

    • коллективное принятие в качестве общей нормы этически осмысленных взаимоотношений в коллективе класса, что предполагает   овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым, взаимной поддержке;
    • посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, природе.

    4.

    Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

    Жизнь во всех ее проявлениях, экологическая безопасность, экологическая грамотность, физическое, репродуктивное здоровье, психическое, социально-психологическое и духовное здоровье, социальное партнерство для улучшения экологического качества окружающей среды.

    • получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (во время экологических акций, десанта, высадки растений, создания цветочных клумб, очистки доступных территорий от мусора и т. д);
    • усвоение принципов экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсий, походов).

    5.

    Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии.

    Научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, интеллектуальное развитие личности, уважение к труду и людям труда, творчество и созидание, целеустремленность, настойчивость, выбор профессии.

    • организация общения с профессионально успешными людьми (выпускники, родители);
    • достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни;  
    • участие подростков в проектной деятельности;
    • приобретение опыта участия в различных видах общественно полезной, собственно творческой или исследовательской деятельности.

    6.

    Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры

    красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности.

    • организация   экскурсий в музей с последующим обсуждением увиденного и прочувствованного и оформлением в виде презентаций, эссе и других форм;
    • поддержка подростковой творческой деятельности посредством вынесения ее в публичное пространство, развитие умения выражать себя вербально.


    Принципы и особенности организации воспитательной работы

    1. Принцип ориентации на идеал

             Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.

    2. Аксиологический принцип

               Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности. Любое содержание обучения, общения, деятельности может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к определённой ценности. Педагогическая организация нравственного уклада школьной жизни начинается с определения той системы ценностей, которая лежит в основе воспитательного процесса, раскрывается в его содержании и сознательное усвоение которой обучающимися осуществляется в процессе их духовно-нравственного развития.

    3. Принцип следования нравственному примеру

              Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.

    4. Принцип диалогического общения со значимыми людьми.

            В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

    5. Принцип идентификации

    Идентификация в сочетании со следованием нравственному примеру укрепляет совесть – нравственную рефлексию личности, мораль, способность подростка формулировать собственные нравственные обязательства, социальную ответственность – готовность личности поступать в соответствии с моралью и требовать это от других.

    6. Принцип полисубъектности

               В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно - деятельностный характер. Подросток включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности.

    7. Принцип системно-деятельностной организации воспитания

    Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами и родителями, иными субъектами воспитания и социализации обращаются к содержанию общеобразовательных дисциплин; произведений искусства; периодической литературы, публикаций, телепередач, отражающих современную жизнь; духовной культуры и фольклора народов России; истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего округа, своей семьи; жизненного опыта своих родителей (законных представителей) и прародителей.

    Технологии и методы, используемые при реализации программы

    Технологии, используемые при реализации программы:

    • информационные;
    • проективные;
    • деятельностные технологии;
    • игровые технологии;
    • технологии личностно-ориентированного воспитания;
    • коллективные и групповые способы обучения;
    • диалог культур.

    Методы, используемые при реализации программы:

    методы формирования сознания обучающихся предназначены для того, чтобы передавать информацию от учителя к обучающемуся и обратно: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут,

     метод примера, метод убеждения; методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения - это практические методы: упражнение, поручение, требование, создание воспитывающих ситуаций;

     методы стимулирования поведения: соревнование, игра, поощрение;

     методы формирования чувств и отношений, стимулирующие познание и деятельность, используются в единстве с методами формирования сознания и деятельности: поощрение, порицание, наказание, создание ситуаций успеха, контроль, самоконтроль, оценка и самооценка и др.

    Основные направления, формы и методы взаимодействия с семьей

    ИНФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ О СОДЕРЖАНИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КЛАССЕ

    Родительские собрания (знакомство с целью, задачами и программой моей деятельности, обсуждение возможных путей реализации; знакомство родителей со специфической задачей – проблема начальной профориентации). Информация об уровне сплоченности и организованности класса, его успехах и неудачах. Приглашение на уроки и внеурочные мероприятия.

    • Психолого-педагогическое сопровождение родителей через родительские собрания и консультации, семинары; встречи, беседы, тренинги, психологические тесты, анкетирование, памятки для изучения отношений в семье.
    • Взаимодействие с родительским комитетом 
      Помощь в планировании и организации различных видов деятельности, в работе с социально неблагоприятными семьями, с учреждениями доп. образования.
    • Совместная деятельность родителей и обучающихся
      Формы: индивидуальные, групповые, коллективные.
    • Информирование родителей о ходе и результатах обучения и воспитания детей на родительских собраниях, электронный дневник, телефон, извещения.

    РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ, РАБОТАЮЩИМИ В КЛАССЕ

    • изучение учебной мотивации обучающихся, поиск путей ее повышения;
    • изучение учебных интересов обучающихся и их учет педагогами;
    • выявление степени развития учебных умений обучающихся в учебной деятельности;  
    • сотрудничество педагогов с обучающимися класса во внеурочной деятельности;
    • помощь педагогов обучающимся по ликвидации пробелов.
      Формы работы:
    • проведение малых педагогических советов;
    • индивидуальная постоянная работа с каждым учителем;
    • привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса


     ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ КЛАССА

    Моя деятельность как классного руководителя по индивидуальной работе с обучающимися представлена следующими направлениями и формами:

    • Систематический контроль над успеваемостью каждого обучающегося и посещаемостью;
    • Беседы, тематические классные часы, анкетирование, наблюдение;
    • Оформление дневников;
    • Социометрия;
    • Индивидуальные беседы;
    • Взаимодействие с педагогом-психологом и социальным педагогом.

    Планируемые результаты

    При рассмотрении планируемых результатов социализации подростков (личностное участие школьников в разных видах деятельности) целесообразно выделить несколько уровней:

    Персональный уровень

    Развитость способности: сохранять и поддерживать собственное здоровье и не иметь дурных привычек; поддерживать и развивать товарищеские деловые отношения со всеми старшими и младшими, входящими в круг актуального общения; критически воспринимать информацию, транслируемую печатными и электронными СМИ; иметь устойчивый интерес к материалам социальной и социально-культурной проблематики; занимать социально ответственную позицию в отношении социально негативных событий и явлений окружающей жизни; реагировать на них в соответствии со своими убеждениями в рамках правовых и нравственных норм; быть толерантным к носителям иных культурных традиций; относиться к образованию как универсальной человеческой ценности нашего века; публично выражать свое мнение, умело используя богатый арсенал вербальных и невербальных средств коммуникации.

    Уровень школы:

    личное участие в видах деятельности: развитие и поддержка гуманистического уклада школьной жизни и системы школьного самоуправления; поддержание благоустройства школьной территории; участие в общешкольной поисковой, исследовательской, природозащитной, волонтерской и т.д.  деятельности; участие в массовых мероприятиях, связанных с престижем школы (спорт, олимпиады, конкурсы и т.д.); сознательное и ответственное участие в реализации образовательной программы школы (например, участие в подготовке публичных презентаций для младших и старших).

            Уровень местного социума (муниципальный уровень)

    • Личное участие в видах деятельности:
    • участие в изучении и сохранении культурно-исторического наследия и достояния и подготовка
    • публичных презентаций;
    • участие в выставках изобразительного и фотоискусства, в конкурсах юных журналистов и т.д., по
    • священных актуальным социальным проблемам города;
    • участие в молодежном движении;
    • участие в исследовательских проектах,  посвященных изучению на местном материале

    Мониторинг эффективности реализации программы

    В качестве основных показателей и объектов исследования эффективности реализации программы выступают:

    1. Особенности развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.

    2. Социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера и нравственный уклад школьной жизни в образовательном учреждении.

    3. Особенности детско-родительских отношений и степень включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.

    Основные принципы организации мониторинга эффективности реализации программы: принцип системности; принцип личностно-социально-деятельностного подхода; принцип объективности;

    Методологический инструментарий мониторинга воспитания обучающихся предусматривает использование следующих методов: тестирование; опрос (анкетирование; интервью; беседа); психолого-педагогическое наблюдение; портфолио обучающегося.

    Показатель

    Инструментарий

    Сроки

    Ответственный

    Занятость обучающихся

    Мониторинг занятости обучающихся

    октябрь

    Социометрия

    Методика Дж.Морено

    Октябрь

    Состояние здоровья 

    Медицинский осмотр детей

    Октябрь-ноябрь

    Уровень воспитанности

    Методина Н.П.Капустина

    Май

    Определение бразовательных достижений обучающегося

    Портфолио обучающихся

    В теч.учебного года



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    программа духовно-нравственного воспитания школьников

    Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образованияМОУ Подгородненская ООШПрограмма духовно-нравственного воспитания и развития учащихся ра...

    Программа духовно-нравственного воспитания школьников "Отечество"

    Программа предназначена для создания в школе социально-педагогической среды ориентированной на традиции нравственности, духовности, культурных ценностей русского народа, приобщение учащихся к изучению...

    Проект программы духовно-нравственного воспитания школьников

    Школьная программа «Гармония духа, души и тела»  разработана   в соответствии с решением педагогического совета МОУ СОШ 5.Реализация программы будет способствовать снижению неблагоприят...

    Мероприятия по реализации основных направлений программы духовно – нравственного воспитания школьников на 2013 – 2014 уч. год. учителя истории и обществознания

    план мероприятий и пояснительная записка учителя истории и обществознания Смольской Татьяны Григорьевны...

    КОМПЛЕКСНО-ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ «ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ».

    КОМПЛЕКСНО-ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ «ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ».  ВВЕДЕНИЕ. Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из все...

    Программа духовно-нравственного воспитания школьников, 6 класс

    Программа воспитания и социализации обучающихся предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включ...

    Программа духовно - нравственного воспитания школьников МБОУ СОШ № 28 Владимирской области

    Сегодня национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и б...