Эссе "Классный руководитель - это..."
статья

Акимова Валентина Александровна

Эссе о предназначении классного руководителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse._klassnyy_rukovoditel_-eto.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе

Акимова Валентина Александровна,

учитель русского языка и литературы,

классный руководитель

ГБОУ школа № 430

Петродворцового района

Санкт-Петербурга

Классный руководитель – это…

Вы — луки, из которых ваши дети, как живые стрелы, посланы вперед.
Стрелок видит цель на пути бесконечности и сгибает вас своей силой,

чтобы стрелы летели быстро и далеко.
Пусть ваш изгиб в руке стрелка станет вам радостью;
Ибо как любит Он летящую стрелу, так любит Он и лук, остающийся на месте.

Джебран

Задумываясь над тем, когда, в какой период своей жизни я захотела быть учителем, не могу сразу ответить на этот вопрос. Быть примером для других, помогать младшим –это было с детства. Так сложилось, что нужно было всегда присматривать за младшей сестренкой. А где один – там и другие соседские ребятишки: со всеми нужно сделать уроки, помочь разрешить их «житейские» проблемы. Ну как откажешь? Всепоглощающая любовь к книгам окончательно определила мой будущий профессиональный выбор – вот и не было сомнений, что надо поступать в педагогический вуз на филологический факультет.

Кажется, это было так недавно, а смотришь – двадцать пять лет прошло. Около двадцати лет я преподаю литературу – удивительный предмет, который учит детей мыслить, переживать, чувствовать, созидать. И уже в самом начале профессионального пути мне стало ясно, что это и есть самое главное в моей деятельности – дать своим ученикам нравственную и духовную опору в жизни, показать им, наследниками какой великой культуры они являются, зародить в них мечту и помочь ее достичь. Мой опыт убедительно доказывает, что справиться с этой миссией невозможно за 2 часа литературы в неделю. Именно поэтому я никогда не отказывалась от классного руководства и рассматривала его как значимый воспитательный ресурс, позволяющий преобразовать культуру прошлого в настоящее, которым живут мои воспитанники. Размышляя о своем профессиональном предназначении в качестве классного руководителя, я обозначаю его как наставничество, а себя в этой роли как учитель-наставник – проводник, который помогает ученикам в духовном росте и развитии, в любой учебе, к какой бы жизненной сфере она ни относилась.

Классный руководитель – это не должность и не профессия. Это – образ жизни.  Получив руководство, ты получаешь в опеку 30 индивидуальностей вместе с их радостями и заботами, семейными неурядицами и сложными отношениями в коллективе. Вся твоя жизнь отныне будет связана не только со школьным расписанием, но и с жизнью твоих подопечных за его рамками, которую еще надо грамотно организовать. И в этом случае я выступаю как педагог-организатор. Моя задача – наполнить школьную жизнь ребят яркими красками, найти для них интересные дела, сплотить их между собой и сделать так, чтобы их школьная пора стала не только временем приобретения знания, но и школой становления Личности.

Думаю, сделать это под силу только тем, кто и сам чем-то увлечен. Я люблю познавать мир, путешествовать, открывать новые грани бытия, и я способна увлечь этим своих воспитанников. Открывать мир вместе с ними – это интересно. Им же интересно открывать мир самим. И я вижу свою задачу в том, чтобы эти открытия состоялись, чтобы мир моих воспитанников не замыкался стенами класса, чтобы школой для них стали музей и город, театральный зал и библиотека, дворцовый парк и научный институт. Я беру на себя роль педагога-медиатора, посредника между своими детьми и тем культурным наследием, которым обладаем мы – жители Санкт-Петербурга. Это вполне соответствует целям и задачам образовательной программы нашей школы, ведущей идеей которой является формирование открытой образовательной среды, способствующей раскрытию личностного потенциала учеников. Школа позиционирует себя как социокультурный центр, осуществляющий активное сотрудничество с библиотеками, музеями, институтами города, а также образовательными учреждениями Санкт-Петербурга, Симферополя и Москвы.

Эти обстоятельства определили тему моей воспитательной программы: «Актуализация педагогического потенциала Санкт-Петербурга». Ее цель – системное освоение культурного пространства как нашего города, так и страны в целом.  

Важное место в моей программе уделяется таким вопросам как гражданское воспитание (блок «Я – гражданин России») и здоровье (блок «Мы за здоровый образ жизни»). Их появление в Программе также не случайно и отражает традиционные направления деятельности нашего образовательного учреждения.  

В качестве формы, которая позволила бы органично осуществлять интеграцию разных направлений воспитательной работы в классе, я выбрала культурно-образовательный проект. Эта методика помогает преодолеть искусственное разделение на предметы, сохранить свойственную ребенку способность воспринимать мир целостно, в его взаимосвязи и многообразии.

Удивительно наблюдать, как проект растет и набирает силу, открывая перед нами неожиданные возможности, включая новые направления и сферы деятельности детей – образовательные путешествия, индивидуальные исследовательские проекты, театрализацию… Проект позволяет каждому его участнику раскрыть собственный потенциал, развить свои творческие способности, реализовать себя как успешную личность. Но чтобы это произошло и отдельные пазлы проекта сложились в единую картину, классный руководитель должен взять на себя еще одну функцию – учителя-тьютора – консультанта и координатора, который поможет каждому ученику найти свое место в проекте, решить уже поставленные задачи и определить новые цели. Координировать приходится деятельность не только детей, но и родителей, которые активно нас поддерживают. Они обсуждают маршрутные листы, участвуют в образовательных путешествиях, помогают писать сценарии спектаклей, создавать декорации, организовывать репетиции. Объединение воспитательных усилий семьи и школы – один из значимых результатов проектной работы, позволяющий мне проектировать целостное пространство развития личности ребенка, ориентированное на гармонизацию личности, ее культурологическое, духовно-нравственное, социальное развитие, что соответствует современной стратегии образования.

И это только часть моей работы классного руководителя. Она сложна и многообразна и практически не оставляет места для собственных увлечений. Но почему же я не отказываюсь от нее? Секрет прост. В этой деятельности я всегда немного Ученик, она предоставляет мне пространство для постоянного развития и позволяет оставаться Учителем! Это значит удивлять и удивляться самой. Это значит смотреть на жизнь «широко распахнутыми глазами». Это значит каждый день двигаться вперед, увлекая за собой своих воспитанников.  Это значит сомневаться и помнить, что в твоих руках лук, который, по образному выражению Халиля Джебрана, дает направление и силу полета нашим детям.

И, продолжая эту метафору, я бы видела свое предназначение как классного руководителя в том, чтобы наши дети – эти «живые стрелы», летели выше, чем мы, и дальше, чем мы. Высоко в небо.  Навстречу своей мечте!