Классный час "Дела семейные"
классный час

Реньжина Мария Владимировна

разработка классного часа, который можно провести 1 сентября "Дела семейные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_na_1sentyabrya.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на 1сентября

ДЕЛА СЕМЕЙНЫЕ

Цель: воспитание культуры семейных отношений.

Задачи: определить установки и ценностные ориентации старшеклассников, связанные с созданием семьи; раскрыть некоторые причины сложности семейных отношений; уделить внимание роли мужчины и женщины в построении семейного очага; ознакомить с дисгармоничными типами семей; провести практикум.

Форма проведения: беседа-практикум.

Ход мероприятия

Семья - это маленькая вселенная. Жить в браке... это большой, ни с чем не сравнимый труд, духовный труд, напряжение. Для этого нужна огромная духовная культура, духовная подготовка, школа мудрости.

В.А. Сухомлинский

Ведущая. Семья действительно похожа на маленькую вселенную, уже хотя бы потому, что она тоже полна загадок. Многие семейные загадки человечество решает до сих пор. Почему именно этого человека мы выбираем в спутники жизни? Почему

пара молодых, а иногда и не очень молодых людей решает пожениться? Почему приходит и уходит любовь, чувство, которое считается стержнем супружества, началом всех начал семейной жизни? Почему это чувство так необходимо в семейной жизни? Почему одна семья выдерживает, решает большинство загадок-проблем семейной жизни, а лодка другой разбивается о банальные заботы семейного быта? Об этом и многом другом мы и поговорим с вами сегодня.

Участник.   Семья - мир сложный, неповторимый, Где ждет любимая, где есть любимый. Мы рядом, вместе, есть ты и я. Пока вдвоем мы, то мы - семья.

Все в этом мире начинается с любви. И тем более семья. Ведь именно любовь является источником доброты и всего возвышенного, того теплого и светлого, что есть на нашей земле. Но, как говорили мудрые люди прошлого: «Не насытится око зрением, руки делом, ум знаниями, а сердце любовью». Человек не может жить только одним этим чувством. И природный, и духовный мир человека столь разнообразен (человеку необходим интеллект, приобретение новых знаний, впечатлений, развитие своего профессионализма и т. д.), что оказывает влияние на все стороны человеческой жизни, в том числе и на чувство любви. Поэтому в этой вселенной под названием «любовь» и возникает масса загадок и проблем.

Ведущая. «Никакой драмы, ничего волнующего нет ни в чем, кроме человеческих взаимоотношений», - так писал Антуан де Сент-Экзюпери. И это действительно так, потому что тот поток общения, в котором находится постоянно человек, приводит его ко многим драмам, в том числе и семейным. Люди - разные, две неповторимые индивидуальности, на основе чувства любви объединяются в семейный союз. Мы часто слышим такую фразу: «Хоть бы в семье отдохнуть от проблем». Так чего же ищут люди в семейной жизни, на что надеются?

Участник. Думаю, что каждый, вступая в брак (за редким исключением), верит в чувство любви, свое и к нему, надеется на обогащение своей жизни, наполнение ее новым смыслом.

Любовь, ты истинна тогда,

Когда нас путами не вяжешь,

«Я - не оковы для тебя», -

Когда такое ты мне скажешь.

Любовь всегда сильна, когда

Она - волнующее море,

Меж берегами наших душ

Манит и плещет на просторе.

Многие женщины мечтают о мужчине, который будет любить только их, никогда ни на кого не глянет, будет уважать и ценить только ее единственную и т. д. Надо заметить, что и мужчины в большинстве своем мечтают о женщине, которая будет благодарна ему за заботу, будет считать его самым мудрым, нужным, полезным, любимым и уважаемым. Каждый мужчина надеется стать королем в своем семейном царстве, а женщина - королевой.

Ведущая. Да, но как насчет подданных, тех, кто будет обеспечивать семейные будни? Думаю, что эти две роли в семье необходимо совмещать, при том разумно. Иначе - то, о чем мы говорили с вами в начале - загадки и проблемы. Чтобы удержать покой и согласие в «королевстве», необходимо решать многие жизненно важные проблемы. И в первую очередь не следует забывать о том, что современная женщина, добившись равноправия, должна всегда помнить о тех различиях, которые в мужчине и женщине предусмотрела сама природа.

Учитель этики. О женщине как о слабом и неверном существе говорили очень долго. Уделом женщины была забота о семье и ублажение мужчины. Говоря о женской неверности, древнеиндийская мудрость уверяла: «Пусть достанется ей сам бог любви, она пожелает другого мужчину». Расул Гамзатов так пошутил в одном из своих стихотворений: «Если муж хороший, плохо все равно». Но, возможно, это с точки зрения мужчин? А если посмотреть на жизнь женщины и все ее заботы другими глазами?

Далеко не легка семейная ноша женщины. Древние индийцы говорили, что «хорошая жена - это шесть лиц в одном». А, учитывая современные нагрузки женщины, сколько еще ролей мы можем ей добавить?! Уж точно не одну. Да, современная женщина может многое. Видимо, именно поэтому многие мужчины, восхваляя женское равноправие, стараются переложить на ее плечи как можно больше ответственности за семью (быт, занятость на работе, воспитание детей и т. д.). К большим физическим перегрузкам добавляются и психологические. А все уже вместе взятое переносить женскому организму часто бывает не под силу.

К тому же женщина, осознавая высокие результаты своих усилий и высоко оценивая себя, рано или поздно приходит к заниженной оценке роли мужчины в семье. Начинаются упреки и недовольство. Часто это приводит к тому, что завышенная женская самооценка и ее высокое служебное положение унижают мужчину, лишают его возможности проявить свои способности, ум и талант.

Большинство из нас за равноправие в семье. Что вы считаете таким равноправием?

-  Я думаю, что если муж тебя любит и не хочет ссор, то он должен во всем помогать: уметь готовить, сделать уборку, постирать и т. д.

-  Да, бывают такие ситуации, когда мужчине действительно необходимо что-то подобное сделать по домашнему хозяйству. Но это ни в коем случае не должно перерасти в обыкновение женщины помыкать мужчиной и хвастать потом перед своими подружками, унижая тем самым мужское достоинство. Мужчина должен заниматься своей, мужской работой, той, с которой не в силах справиться женщина. Если рассматривать равноправие как разделение трудностей и радостей семейной жизни, то я считаю, что по хозяйству мужчина делает более трудную работу, а женщина - более легкую. В этом и есть равноправие, которое заложено в людях самой природой.

Учитель. Согласна с тобой. Я тоже считаю, что в доме должна быть женщина и должен быть мужчина. Зачем в доме феминизированный мужчина? Ведь он, в конце концов, становится неинтересным. Его перестают любить, ему начинают изменять. А вот с появлением в семейной жизни измены приходит ревность и наступает драматический период во взаимоотношениях.

Но почему же все-таки это происходит? Есть семьи, которые хорошо осознают роль мужчины и женщины в семье и прекрасно справляются с этими ролями. А драмы не обходят и их. Где же те составляющие семейного счастья, которые дают возможность укреплять семью?

Психолог (проводит тренинг). Оцените перечисленные факторы по пятибалльной системе:

1. Семейный уют. 2. Общность взглядов. 3. Материальное благополучие. 4. Сексуальная близость. 5. Привычка супругов друг к другу. 6. Супружеский долг. 7. Любовь к детям. 8. Взаимная забота супругов. 9. Общая жилплощадь. 10. Культурный уровень супругов.

Обычно молодые люди завышают значение эмоциональных факторов для семейной устойчивости. Они представляют для себя семейные ценности только идеально, поэтому романтизируют брак. И их неудачи в браке связаны с собственным невежеством в вопросах семейных отношений.

тренинг.

Задание 1. Расставьте по мере значимости для вас следующие мотивы вступления в брак: любовь; общность интересов, взглядов; чувство одиночества; случайность; чувство сострадания; материальная обеспеченность будущего мужа (жены); наличие жилплощади у будущего мужа (жены); вероятность скорого рождения ребенка.

Участники высказывают свое мнение по результатам.

Задание 2. Расставьте эти же мотивы вступления в брак, которые используются, на ваш взгляд, молодыми людьми в настоящее время в большей степени.

Подводят итоги, обсуждают результаты.

Задание 3. Предлагаем ответить на вопросы анкеты:

1. Какие условия необходимы для счастливой семейной жизни (назовите не более трех главных, с вашей точки зрения):

а) отдельная квартира; б) материальное благополучие; в) взаимопонимание между супругами; г) дети; д) уверенность в прочности брака; е) интересный досуг; ж) интересная работа; з) желаемое образование; и) хорошее положение на работе; к) хорошие друзья; л) самостоятельность, свобода действий; м) другие условия.

2. В каком возрасте, по вашему мнению, лучше всего вступать в брак:

а) 18-20; б) 21-24; в) 25-27; г) 28-30; д) старше 30 лет; е) свой вариант.

3. Какой способ проживания, на ваш взгляд, предпочтителен для молодоженов:

а) вместе с родителями; б) возможно ближе к родителям, но раздельно; в) только отдельно; г) свой вариант ответа.

4.  Как вы считаете, какими качествами должна обладать идеальная жена? Отметьте три самых важных качества. На этот и 5-й вопрос отвечают и юноши, и девушки:

а) ум; б) нежность; в) доброта; г) готовность во всем подчиняться мужу; д) умение настоять на своем; е) уступчивость; ж) трудолюбие; з) скромность; и) бережливость; к) домоседство; л) любовь к детям; м) верность; н) свой вариант ответа.

5. Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать идеальный муж:

а) ум; б) мужество; в) любовь к работе; г) забота о семье; д) веселый нрав; е) доброта; ж) верность; з) стремление взять на себя самые трудные семейные дела; и) умение сочувствовать; к) ласковость и нежность; л) надежность; м) уважение к женщине; н) свой вариант ответа.

Обобщенные результаты обсуждаются, сравниваются ответы юношей и девушек. Ведущая. По результатам анкетирования явно просматривается, что некоторые из вас, требуя от своей половины чего-то большого и стоящего, не особенно беспокоятся о том, чтобы совместить свои запросы и представления о себе и другой половине.

  1. Какие семейные ценности есть в семье (передают предмет и называют ценности)!
  2. Что дороже всего в семье?
  3. Что ты делаешь чтобы сохранить это?
  4. Что труднее всего сберечь из этих ценностей?  ПОЧЕМУ!!!

Мера удовлетворенности отношениями в браке зависит еще и от тех мотивов, по которым люди вступают в брак. Более прочные браки основаны на общих интересах и потребностях.

  • Анкета по заполнению журнала.
  • Дежурство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Семейные ценности"

Давайте поговорим о семейном воспитании, традициях, гордости носить свою фамилию...

Классный час "Семейные ценности"

Цель:осмысление необходимости сохранения семейных ценностей и бережного отношения к ним, осознание значимости семьи как основы общества осуществлялась через задачи:- обсуждение семейных цен...

Классный час "Семейное счастье"

Материал данной разработки может  быть использован при проведении классных часов  в 10, 11 классах, а также   при проведении классных часов  в  учреждениях СПО ....

классный час "Семейные ценности"

классный час для учащихся 8-9 классов по теме: "семья.Семейные ценности"...

Классный час "Семейное счастье"

Классный час для учащихся 10 класса нацелен на формирование  у обучающихся ответственного отношения к созданию семьи и воспитанию будущих детей....

Презентация к классному часу "Семейные ценности"

Что такое семья, семейные традиции, генеалогические древа....