программа воспитания и социализации учащихся
учебно-методический материал

Дарбакова Алина Абыловна

Программа воспитания и социализации учащихся 6 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа воспитания и социализации учащихся

 6 класса МБОУ «Зун-Муринская средняя

общеобразовательная школа»

                                                                        Разработала: классный руководитель    

                                                                                  Дарбакова Алина Абыловна  

                                                       п. Зун-Мурино

2015-2016 учебный год.

Содержание:

  1. Пояснительная записка.

      2

  1. Пояснительная записка

        Программа воспитания и социализации обучающихся 6 класса  разработана в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации), Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» (ст. 3, п. 1, ст. 5, п. 4), Федеральным Законом «Об образовании РФ», Международной конвенцией «О правах ребенка» 1989 г., «Всеобщей декларацией прав человека», «Программой социализации и воспитания учащихся МБОУ «Зун-Муринская средняя общеобразовательная школа».

Программа воспитания и социализации учащихся является актуальной и отвечает требованиям ФГОС второго поколения. Необходимость данной программы вызвана как позитивными, так и негативными тенденциями развития российского общества.

     Программа направлена на: 

- развитие способностей к сознательному и добровольному выполнению социальных обязательств перед сверстниками и старшим поколением. Выполнение социальных ролей соответствующих данному возрасту;

- формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды для развития обучающихся и освоение опыта, основанного на системе духовных идеалов и нравственных ценностей малой Родины, моральных норм семьи и общества.

- формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

    Цель и задачи воспитания и социализации учащихся: 

   Целью воспитания и социализации обучающихся 6 класса является:
воспитание личности, всесторонне и гармонично развитой, социально ориентированной, способной принимать решения в современных ситуациях, способной к саморазвитию и самореализации в окружающем мире.

Задачи: 
- Установление требований к воспитанию и социализации обучающихся и усилению воспитательного потенциала школы;

- Обеспечение психолого–педагогического сопровождения каждого учащегося.
- Создание условий для самореализации учащихся, освоению ими навыков творческой деятельности через организацию активной, эмоционально насыщенной жизни детского коллектива;

- Формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

-Развитие патриотизма и гражданской солидарности.

-Формирование основ эстетической культуры.

     Срок реализации программы с 2014 учебного года до окончания школы. Программа осуществляется с 5 по 11 класса.

 Контингент семей учащихся класса. В классе 15 учащихся: 2 ученика воспитываются в полной семье, 2 сирот, 2 полусироты, воспитывают матери-одиночки 7 учеников, 2 учеников воспитывают отцы-одиночки.

Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся 6 класса:

Школа работает по трем приоритетным направлениям:

 -духовно- нравственное направление;

-социализация обучающихся;

-спортивно – оздоровительное, экологическое воспитание.

1. Духовно – нравственное направление.

Данное направление включают в себя:
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к своему народу, своему краю, гражданское общество, , свобода личная, доверие к людям, мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов);
воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор; справедливость; милосердие; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, забота о старших и младших толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения);
воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры – эстетическое воспитание (ценности: красота; гармония; самовыражение в творчестве и искусстве).

2.спортивно – оздоровительное, экологическое воспитание

Цели:
  • ценностное отношение к жизни во всех её проявлениях, качеству окружающей среды, своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;

• умение придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности;

• знание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического, физиологического, психического, социально-психологического, духовного, репродуктивного, их обусловленности внутренними и внешними факторами;

• знание основных социальных моделей, правил экологического поведения, вариантов здорового образа жизни;

• знание норм и правил экологической этики, 

• знание традиций нравственно-этического отношения к природе и здоровью в культуре народов России;

• знание глобальной взаимосвязи и взаимозависимости природных и социальных явлений;

• умение анализировать изменения в окружающей среде и прогнозировать последствия этих изменений для природы и здоровья человека;

• умение устанавливать причинно-следственные связи возникновения и развития явлений в экосистемах;

• знания об оздоровительном влиянии экологически чистых природных факторов на человека;

• формирование личного опыта здоровьесберегающей деятельности;

• знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

• резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ); 

• отрицательное отношение к загрязнению окружающей среды, расточительному расходованию природных ресурсов и энергии;;

• умение противостоять негативным факторам, способствующим ухудшению здоровья;

• понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека;

• знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

• умение рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность в целях укрепления физического, духовного и социально-психологического здоровья;

• проявление интереса к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных секциях;

• формирование опыта участия в общественно значимых делах по охране природы и заботе о личном здоровье;

Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни:

• понимание нравственных основ образования;

•  опыт применения знаний в труде, общественной жизни, в быту;

• умение применять знания, умения и навыки для решения проектных и учебно-исследовательских задач;

• самоопределение в области своих познавательных интересов;

• умение организовать процесс самообразования, творчески и критически работать с информацией из разных источников;

•  опыт разработки и реализации индивидуальных и коллективных комплексных учебно-исследовательских проектов; умение работать со сверстниками в проектных или учебно-исследовательских группах;

• понимание важности непрерывного образования и самообразования в течение всей жизни;

• осознание нравственной природы труда, его роли в жизни человека и общества, в создании материальных, социальных и культурных благ;

• знание и уважение трудовых традиций своей семьи, трудовых подвигов старших поколений;

• умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время;

•  навык участия в общественно значимых делах;

• навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, младшими детьми и взрослыми;

3.Направление социализация.

Социализации учащихся включает:

        усвоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих возрасту обучающихся в части освоения норм и правил общественного поведения;
        формирование у обучающегося собственного конструктивного стиля общественного поведения в ходе педагогически-организованного взаимодействия с социальным окружением.
    достижение уровня физического, социального и духовного развития, адекватного своему возрасту;
    умение решать социально-культурные задачи (познавательные, смысловые), специфичные для возраста обучающегося;

 осознание мотивов своей социальной деятельности
    развитие способности к добровольному выполнению обязательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива.

     Социализация подталкивает учащихся к ответственному отношению к классным делам:

       - участие в принятии решений старосты;

         -решение вопросов, связанных с поддержанием порядка, дисциплины, дежурства в классе;

           -контроль выполнение учащимися основных прав и обязанностей;

            -защищать свои права на всех уровнях ;

   Важным условием социализации обучающихся является их включение в общественно значимые дела, социальные и культурные практики. Также социализации обучающихся средствами трудовой деятельности. Трудовая деятельность как социальный фактор первоначально развивает у обучающихся способности преодолевать трудности в реализации своих потребностей. Но ее главная цель – превратить трудовую деятельность учащегося в осознанную потребность. 
   
Социализация обучающихся средствами трудовой деятельности направлена на формирование у обучающихся отношения к труду как важнейшему жизненному приоритету. 

 

  Формы социализации.

-анкетирование

-опросники

-ведение мониторинга достижение учащихся

-портфолио учащихся

-портфолио достижений класса

-родительское собрание

-совместные дела класса

-индивидуальная беседа

-рейд на дому

-совместные дела родителей и учащихся

-родительские уроки

-классные часы

-инструктаж

-учет пропусков, опозданий

-проектная деятельность учащихся.

-дневник наблюдений за «трудным ребенком»

     Все формы организуется в рамках системно-деятельностного подхода.

1.Анкетирование.

   Любая работа начинается с знакомства с классным коллективом. Лучший помощник  –«анкеты, опросники». После перехода с начальной школы в среднее звено проводиться социометрический тест. Целью этой работы является выявление лидеров, изгоев. Также поможет понимания атмосферы в классе. За основу взят социометрический тест Кокха. Данный тест содержит пять вопросов: 1.если тебе пришлось перейти в другую школу, кого из нынешних одноклассников ты бы взял в новый класс? Назови пятерых. 2 А кого  ты бы не взял в свой новый класс? Назови пятерых. 3.Как ты думаешь, кто из одноклассников взял бы тебя в новый класс? Назови пятерых.4. Укажи фамилии тех одноклассников, которые не захотят, по твоему мнению, взять тебя в новый класс. 5Если бы тебе предложили посмотреть ответы, то чьи ответы ты бы хотел посмотреть? Назови пятерых.

    В конце 6 класса будет проведен диагностическая работа «Уровень воспитанности». Анализ этой работы позволит скорректировать процесс социализации. По данным исследования нужно разработать план-сетку классных часов.

   Для оценки объективной работы классного руководителя в конце учебного года проведем опрос «Что мне понравилось?» Данное вид работы поможет разработать виды деятельности в классе.
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитания и социализации учащихся "Семь цветов радуги"

Целевая программа воспитания и социализации учащихся "Семь цветов радуги" является составной частью комплексной программы воспитания школы. В ней рассматриваются вопросы взаимодействия школы и семьи п...

Рабочая программа воспитания и социализации учащихся 5а и 7а классов "Мы вместе"

Наименование программыШкольная программа воспитания и социализации  учащихся 5 А и 7 А классов «Мы вместе» МБОУ «СОШ №18» г. Бийска ЗаказчикАдминистрация школы, родители, законные представит...

Программа воспитания и социализации учащихся ФГОС

Программа воспитания и социализации обучающихся предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включ...

Программа воспитания и социализации учащихся (новые стандарты)

Программа воспитания и социализации учащихся (5-9 класс)Пояснительная запискаЦель и задачи воспитания и социализации обучающихсяЗадачи воспитания Принципы и особенности организации содержани...

Программа воспитания и социализации учащихся 6 класса "Познай самого cебя и других"

Данная программа воспитания и социализации обучающихсяпостроена на основе базовых национальных ценностей российскогообщества, таких, как патриотизм, социальная солидарность,гражданственность, семья, з...

Программа воспитания и социализации учащихся 6 "Б" класса

Программа воспитания и социализации учащихся 6 Б класса...

Программа воспитания и социализации учащихся

Содержит основные принципы работы с учащимися...