Без притчи века не изживешь
план-конспект занятия (10 класс)

Хусаинова Факия Шамильевна

Класс: 10

Цель: Способствовать расширению кругозора учащихся, пониманию скрытого образного смысла, активизации познавательной  деятельности, развитию интуиции, воспитанию нравственности.

Задачи:

Организовать деятельность, способствующую:

  • выявлению тенденции нравственного развития учащихся;
  • развитию потребности к самоанализу;
  • расширению представлений о себе, определению важных сторон своей личности;
  • осознанию старшеклассниками значимости определения ценностных приоритетов, жизненных целей.
  • Создать атмосферу доверия и взаимопонимания в группе как основу для открытого общения с собой и другими

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация, тексты притч.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx19.42 КБ
Файл pritchi.docx26.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Без притчи века не изживешь

Класс: 10

Цель: Способствовать расширению кругозора учащихся, пониманию скрытого образного смысла, активизации познавательной  деятельности, развитию интуиции, воспитанию нравственности.

Задачи:

Организовать деятельность, способствующую:

  • выявлению тенденции нравственного развития учащихся;
  • развитию потребности к самоанализу;
  • расширению представлений о себе, определению важных сторон своей личности;
  • осознанию старшеклассниками значимости определения ценностных приоритетов, жизненных целей.
  • Создать атмосферу доверия и взаимопонимания в группе как основу для открытого общения с собой и другими

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация, тексты притч.

Ход занятия (кл.часа)

Ребята, я расскажу вам сейчас небольшую историю.

Шел мудрец, а навстречу ему три человека, везли под горячим солнцем тележки с

камнями для строительства Храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу.

  У первого спросил: - Что ты делал целый день?

  И тот с ухмылкою ответил, что целый день возил проклятые камни.

  У второго спросил: ” А ты что делал целый день? ”- И тот ответил: ” Я  добросовестно

выполнял свою работу. “  

  А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием, и он ответил:    

 “ А я принимал участие в строительстве Храма “.

Попытайтесь объяснить, почему выполняя одну и ту же работу, ответы получились

разные?  

( Обсуждение в группах)

Ребята пришли к выводу, что отношение у людей к работе разное, потому, что

внутренний настрой каждого рабочего разный.

А как вы думаете, что я вам сейчас прочитала?

(Ответ детей – притчу.)

Ребята,  давайте попробуем ответить на вопрос:

Что такое притча?  (Формулировки учащихся)

Итак, ответ на первый вопрос:  

 Притча  –  это  рассказ,  в  иносказательной  форме,  содержащий  нравоучение,

поучение в примере.

Притча  –  это  малый  жанр  дидактической    литературы,  по  основным  признакам

тождественный с басней.

Притча – это источник мудрости.

Притча  – это  не  просто  тексты, не  просто рассказы.  Каждая  притча  может  что-то дать,  чему-то  научить.  В  ней  заложена  какая-то  определённая  правда,  какой-то определённый урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живем. Посредством  притч  можно  получить  доступ  к  знанию  законов  объёмного  мира. Причём  этот  доступ  —  облегчённый,  потому  что  притчи  —  это  искусство  слов попадать  прямо  в  сердце.  Это  своеобразный  учебный  материал,  который  непременно  поможет  внимательному  и  вдумчивому  ученику  путешествовать  по  Миру  осознанно  и  радостно.

Ребята,  давайте попробуем ответить на следующий вопрос:

 Какие бывают притчи?

(Ответы учащихся: «Мудрые, нужные, заставляющие задуматься и др.»)

Давайте мы сейчас поделимся на группы. У каждой группы будет своя притча. Ознакомившись с содержанием мы изготовим героев этих историй. С помощью инсценировки театра теней мы познакомим с притчами остальных одноклассников.

1 задание. Делимся на группы.

2 задание. Знакомимся с содержанием притчи.

3 задание. Делаем силуэты героев и закрепляем их на палочки.

4 задание. Инсценируем притчу (озвучка героев и автора).

Ребята, у вас очень хорошо получилось передать содержание притч. Вы все работали слаженно и быстро, каждая группа была настоящей командой. Вам понравилось выполнять задания?

Давайте теперь попробуем ответить на последний вопрос:

 Для чего они нужны? (Ответы ребят)

Подведём итог :

- ПРИТЧИ созданы на реальном бытовом фольклорном материале, т.е. ПРОСТЫ ДЛЯ  ВОСПРИЯТИЯ.

- ПАРАДОКСАЛЬНЫ: ставят внешний ум в тупик, что способствует развитию "инсайд" - способности к мгновенному озарению, пониманию более глубокого скрытого образного смысла.

- РАСШИРЯЮТ СОЗНАНИЕ.
- Притчи гуманны и дают представление о ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЯХ.
- Мотивируют исследование своей внутренней сути, стимулируют к САМОПОЗНАНИЮ.
- Стимулируют гармоничное развитие образного и логического мышления одновременно.
- Развивают способности человека. Позволяют ощущать мир ЦЕЛИКОМ, целостно, а не по кусочкам.  "Схватывать" общую структуру мира, видеть мир голографическим, т.е. образно.

- Притчи развивают интуицию, умение "читать между строк", видеть поэзию и красоту в простом и обыденном
- ПОУЧИТЕЛЬНЫ.
Используя
элемент - театр теней, наше занятие стало ещё более актуальным. Так 2019 год в России является - Годом Театра.

Всем большое спасибо. Мне было очень приятно с вами работать.

Использованная литература:

  1. Энциклопедический словарь юного литературоведа/Сост. В.И. Новиков. – М.: Педагогика, 1988. – с. 232 – 234.
  2. 100 великих гениев/ Р.К. Баландин. – М.: Вече, 2005. – с.191 – 192.
  3. http://www.intergu.ru/ 
  4. http://pritchi.castle.by/ 
  5. http://psyworld.org.ru/2007/09/21/10-pritch-sdelavshih-mir-luchshe.html 
  6. http://blogs.mail.ru/bk/phruta/41a08b18de81e710.html 


Предварительный просмотр:

 СЧАСТЬЕ  В  ХВОСТЕ
       Большой пёс, увидев щенка, гоняющегося за хвостом, спросил:
       — Что ты так гоняешься за хвостом?
       — Я изучил философию, — ответил щенок, — я решил проблемы мироздания, которые не решила ни одна собака до меня; я узнал, что лучшее для собаки — это счастье и что счастье моё — в хвосте; поэтому я гоняюсь за ним, а когда поймаю, он будет мой.
       — Сынок, — сказал пёс, — я тоже интересовался мировыми проблемами и составил своё мнение об этом. Я тоже понял, что счастье прекрасно для собаки и что счастье моё — в хвосте, но я заметил, что куда бы я ни пошёл, что бы ни делал, он следует за мной: мне не нужно за ним гоняться.

       ДВЕ  ЛЯГУШКИ  В  КУВШИНЕ
       Жили-были в лесу две лягушки-подруги. Только одна из них была храбрая, сильная, весёлая, а другая — ни то ни сё: трусиха была, лентяйка, соня.
И вот однажды вышли они погулять и, увидев дом, забрались в погреб и стали там играть. Прыгали, прыгали и нечаянно свалились в горшок со сметаной. И стали тонуть. А тонуть-то не хочется. Тогда они стали барахтаться, пытаясь выскочить наверх. Но у этого глиняного горшка были очень высокие скользкие стенки. И лягушкам оттуда никак было не выбраться.
       Та лягушка, что была лентяйкой, поплавала немного, побарахталась и думает: «Все равно мне отсюда не выбраться. Зачем же я буду напрасно барахтаться? Только мучиться зря. Уж лучше я сразу утону». Подумала она так, перестала барахтаться — и утонула.
       А вторая лягушка подумала: «Нет, братцы, утонуть я всегда успею. А лучше я ещё побарахтаюсь, ещё поплаваю. Кто его знает, может быть, у меня что-нибудь и выйдет». Не сдаётся она, не унывает. «Ничего, — думает, — пока силы есть, буду барахтаться. Я ведь ещё живая, значит, надо жить. А там — будь что будет!» И вот из последних сил храбрая лягушка лапками работает и думает: «Нет! Не сдамся! Шалишь, лягушачья смерть...»
       И вдруг — что такое? Чувствует наша лягушка, что под ногами у неё уже не сметана, а что-то твёрдое, что-то такое крепкое, надёжное, вроде земли. Удивилась лягушка, посмотрела и видит: никакой сметаны в горшке уже нет, а стоит она, лягушка, на комке масла. «Откуда взялось здесь масло?» — удивилась она, а потом догадалась: ведь это она сама лапками своими из жидкой сметаны твердое масло сбила. «Ну вот, — думает лягушка, — значит, я хорошо сделала, что сразу не утонула». Подумала она так, выпрыгнула из горшка, отдохнула и поскакала к себе домой, в лес.

       СОГЛАСНА
       Как-то лиса начала попрекать львицу за то, что та рожает только одного детёныша.
       — Согласна, — ответила львица, — одного, но кого — льва!

       ТАК  МНЕ  И  НАДО
       Однажды хозяин навьючил осла и мула, и отправились они в путь. Когда дорога пошла в гору, силы стали покидать осла.
       Попросил осёл мула помочь ему и взять на себя часть его поклажи, но мул такие слова и слушать не хотел. Выбившись из сил, осёл упал с горы и убился насмерть.
       Удручённый хозяин переложил ношу осла на мула, да ещё вдобавок навьючил на него ослиную шкуру. Нагруженный сверх всякой меры мул промолвил сам себе: «Так мне и надо: вместо того, чтобы нести часть груза осла, неси теперь всю его ношу и его самого!»

      

ОСЁЛ  И  КОЛОДЕЦ
       Однажды осёл упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин осла и развёл руками — ведь вытащить ослика из колодца было невозможно. Тогда хозяин рассудил так: «Осёл мой уже стар, и ему недолго осталось, а я всё равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев — засыплю-ка я старый колодец, да и ослика заодно похороню».
       Недолго думая, он позвал своих соседей — все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осёл сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец. Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец, он увидел следующую картину: каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца!


       ПУСТЬ  МЕНЯ  ОСУДЯТ
       Однажды собака пришла ко льву и сказала:
       — Давай поборемся!
       Лев даже не обратил внимания на неё. Тогда собака заявила:
       — Если ты не хочешь принимать мой вызов, то я сейчас пойду и скажу всем зверям пустыни, что лев меня испугался!
       — Ну что же, — проговорил спокойно лев, — пусть меня осудят за трусость все звери пустыни. Это будет всё же намного приятнее презрения львов за то, что я дрался с собакой!


       ЛЯГУШКА
       Лягушка попала в колею на грязной деревенской до-роге и не могла оттуда выбраться. Ей было трудно, она пробовала, пробовала — и ничего! Друзья помогали ей, они делали всё, что возможно. А потом пришёл вечер и усталые, разочарованные, они оставили подругу на волю судьбы. На следующий день друзья пришли посмотреть на неё, думая, что она уже мертва, но нашли лягушку весело прыгающей.
       Они спросили:
       — Что случилось? Как ты смогла выбраться из колеи? Это просто чудо! Как тебе это удалось?
       — Обыкновенно, — ответила лягушка. — Появился грузовик, он приближался, и я должна была выбраться!


       КОРОВА  И  СВИНЬЯ
       Один богач спросил у приятеля:
       — Почему меня упрекают за жадность, когда известно, что я распорядился передать после моей смерти всё, что я имею, на благотворительные цели?
       — В ответ, — сказал друг, — я позволю себе рассказать о том, как свинья жаловалась корове, что к ней плохо относятся: «Люди всегда говорят о твоей доброте и нежных глазах. Конечно, ты даёшь им молоко и масло, но ведь я даю больше: колбасы, окорока и отбивные, кожу и щетину, даже ножки мои варят! И всё равно никто меня не любит. Отчего так?» Корова немного подумала и ответила: «Может быть, потому, что я всё даю ещё при жизни?»


       СЛУЧАЙНОСТЬ
       Один попугай умел кричать: «Благой Учитель!» — но этим не улучшил свои возможности.
       Один медведь случайно оставил свою добычу на пороге голодающего, но не перестал быть зверем.
       Пчела случайно прорвала нарыв больного, но не заработала себе блаженства.
       Даже змея однажды своим ядом спасла жизнь.
       Только сознательность и непреложность дают благие последствия.


       СЛОНЫ
       Однажды человек, проходя мимо слонов в зоопарке, вдруг остановился, удивлённый тем, что такие огромные создания, как слоны, держались в зоопарке лишь тоненькой верёвкой, привязанной к их передней ноге. Ни цепей, ни клетки. Было очевидно, что слоны могут легко освободиться от верёвки, которой они привязаны, но по какой-то причине, они этого не делают. Человек подошёл к дрессировщику и спросил его, почему такие величественные и прекрасные животные просто стоят и не делают попытки освободиться. Он ответил:
       — Когда они были молодыми и намного меньше по размерам, чем сейчас, мы привязывали их той же самой верёвкой, и теперь, когда они уже взрослые, достаточно этой же верёвки удерживать их. Вырастая, они верят, что эта верёвка сможет удержать их, и они не пытаются убежать.
       Это было поразительно. Слоны могли в любую минуту избавиться от своих «оков», но из-за того, что они верили, что не смогут, они покорно стояли там, даже не пытаясь освободиться.
       Как эти слоны, сколько из нас верит в то, что мы не сможем сделать чего-либо, только из-за того, что не получилось однажды?


       ДВА  ВОЛКА
       Когда-то давно старый индеец рассказал своему внуку одну жизненную истину.
       — Внутри каждого человека идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, любезность, истину, доброту, верность.
       Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
       — А какой волк в конце побеждает?
       Лицо старого индейца тронула едва заметная улыбка, и он ответил:
       — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.


       МУХА  И  ПЧЕЛА
       Если спросить муху, есть ли здесь в окрестностях цветы, то она ответит: «Не знаю. А вот навоза, нечистот вон в той канаве полным-полно». И муха начнёт по порядку перечислять все помойки, на которых она побывала.
       А если спросить пчелу: «Не видела ли ты здесь в окрестностях какие-нибудь нечистоты?», — то она ответит: «Нечистоты? Нет, не видела нигде. Здесь так много благоуханных цветов!».
       Муха на самом цветущем лугу найдёт нечистое место и сядет на него, а пчела в самом вонючем болоте отыщет цветок лотоса и соберёт с него нектар.


       СЕРДЦЕ  МЫШОНКА
       Древняя индийская сказка рассказывает об одном мышонке, который находился в постоянном стрессе — он боялся попасть в лапы кошке.
       Волшебник пожалел мышонка и превратил его в кошку. Но тогда он стал бояться собак. Волшебник превратил его в собаку. Но тогда он стал бояться пантеры. Волшебник превратил его в пантеру. Но тогда он стал очень бояться охотников. 
       И тут волшебник сдался. Он опять превратил его в мышонка, сказав при этом:
       — Ничто тебе не поможет, ибо у тебя сердце мышонка.


       НАСТАВЛЕНИЯ  ЗМЕИ
       Мать-змея давала наставления дочери:
       — Доченька, в жизни нужно научиться твёрдо стоять на ногах, идти по жизни прямыми открытыми путями и ни перед кем не пресмыкаться.
       — Хорошо, мама, — отвечала дочь. — Покажи, как это делать.

ПРОЖОРЛИВЫЙ ЛИС

Лис как-то сильно проголодался. «Где бы мне найти поесть?» — думал голодный лис. Вдруг он увидел большой дуб, из которого доносился какой-то приятный запах. Он подошел поближе и увидел, что пастух оставил в дупле свой обед, чтобы взять его попозже. Лис забрался в дупло и съел все, что там было, до последней крошки. «Замечательно», — сказал он. Но что же дальше? А дальше он попытался вылезти из дупла, но живот у него так раздулся от съеденного, что не выпускал его на свободу. Он пробовал и так и сяк, но ничего не получалось. Мимо пролетала пчела. «Ха-ха-ха! — рассмеялась она. — Теперь ты там будешь сидеть, пока опять не похудеешь». Но когда лис наконец похудел и выбрался на свободу, он был голоден, как прежде!

КОВАРНЫЙ ЛИС

Как-то раз решили лис и осел вместе отправиться на охоту. «С моим умом и твоими быстрыми ногами, — сказал лис, — мы обречены на удачу». Все шло хорошо, пока вдруг на их пути не оказался свирепый лев. Хитрый лис подбежал ко льву и сказал ему на ухо: «Если ты меня не тронешь, я заведу осла в пещеру, из которой ему не выбраться. Вот и будет у тебя легкий обед». Лев согласился.

Завел лис осла в пещеру, повернулся и говорит льву: «Ну, вот, я сделал, что обещал». — «Замечательно, мой друг, — сказал лев. — Теперь я могу съесть тебя на завтрак, а осла на обед».

БЕЗМОЗГЛЫЙ

Как-то лис рыскал вокруг дома одного актера. Увидев открытое окно, он впрыгнул внутрь и принялся искать что-нибудь съедобное. В углу он нашел большой сундук, наполненный костюмами, которые актер надевал, выходя на сцену. Сверху лежала маска, на которой было изображено прекрасное лицо. «Какое великолепное лицо, — подумал лис. — Я бы хотел быть таким красавцем». — Некоторое время он разглядывал маску, помахивая хвостом. «Жаль, что у этой маски нет мозгов», — сказал лис и выпрыгнул из окна.

ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ

Лис спасался бегством от охотников. Он в ужасе несся через поля и вдруг наткнулся на лесоруба. «Пожалуйста, помоги мне!» — взмолился лис. «Иди, спрячься в моей хижине», — ответил лесоруб. Лис спрятался в хижине, лишь нос высунул, чтобы знать, что происходит. Охотники спросили лесоруба, не видел ли он лиса. «Нет», — громко сказал лесоруб, чтобы лису было слышно, а сам показал охотникам на свою хижину. К счастью, охотники не заметили этого жеста и ушли, а лис выскользнул из хижины и побежал домой. «И ты даже не поблагодарить меня — ведь я спас тебе жизнь?» — сказал лесоруб. «Я бы, может, и поблагодарил, но только у меня, в отличие от охотников, хорошее зрение», — ответил лис.

БЛАГОДАРНЫЙ МЫШОНОК

Как-то раз мышонок бежал куда-то по своим делам, и прежде чем он успел сообразить, что к чему, вдруг понял, что подбежал прямо к пасти спящего льва. Лев проснулся, схватил мышонка и собрался было съесть, но тот запищал: «Пожалуйста, не ешь меня, лев. Ты такой большой, а я такой маленький. Но кто знает, может, я тебе когда-нибудь пригожусь». Лев рассмеялся — чем ему может помочь крохотный мышонок, но все же отпустил его. Прошло несколько дней, и лев попался в охотничью сеть. Зарычал лев от отчаяния, а мышонок тут как тут. «Я услышал, как ты меня зовешь, — сказал мышонок. — Подожди, сейчас я тебя освобожу!» Всю ночь грыз мышонок веревки, и наконец лев оказался на свободе. С тех пор мышонок жил в тепле и безопасности в логове льва.

ГОВОРЯЩИЙ КУСТ

Как-то раз лис вознамерился перепрыгнуть через высокий забор — по другую сторону там расхаживали цыплята, а лису очень хотелось познакомиться с одним из них. Он разбежался и вспрыгнул на забор, но не удержался и стал падать. Чтобы не ушибиться о землю, он оттолкнулся в сторону растущего поблизости куста. Куст оказался колючим, и лис весь исцарапался. «Ой! — закричал лис. — Я-то думал, ты мне поможешь!» — «Как же ты глуп, мой друг, — рассмеялся в ответ куст.— Я ко всем отношусь одинаково».

ЗЕЛЕНЫЙ ВИНОГРАД

Как-то раз шел лис по полю и увидел виноград — большие, спелые грозди. «Ах, какой от них прекрасный аромат, — сказал лис. — Вот будет мне десерт на обед». Он подпрыгнул, но гроздья висели слишком высоко — лис не достал до них. «Попробую еще раз», — сказал лис, разбежался и опять подпрыгнул. Но снова неудачно. «Вот ведь незадача»,— сказал лис, отошел еще подальше, разбежался и подпрыгнул со всей мочи. Он лишь едва коснулся кончика грозди и, упав на землю, набил себе шишку на голове. «Ого-го, — сказал лис, потирая ушибленное место. Какой ужасный виноград мне попался — зеленый, неспелый. Мне такой и не нужен". И пошел лис прочь, ругаясь себе под нос.

ДОВЕРЧИВЫЙ КОЗЕЛ

Как-то раз лис свалился в огромный чан с водой, откуда ему было никак не выбраться. Он бы наверняка утонул, если бы рядом не случился козел. «Как водичка? — спросил козел. — Пить можно?» — «Отличная водичка! — сказал лис. — Давай сюда». Козел запрыгнул в чан и принялся пить, пока не выпил всё. «Ну, вот, — сказал лис. — А теперь, чтобы выбраться, ты встань у борта, я залезу на тебя и ухвачусь за край. А потом тебя вытащу». — «Отлично», — сказал козел и сделал, как сказал ему лис. Хитрый лис выбрался на свободу и, насвистывая, пошел прочь. «Эй, а как же я?» — закричал козел. «Ну, тебе стоило об этом подумать, прежде чем ты туда забрался».

О СКУДОСТИ И ИЗОБИЛИИ

У одной городской мышки была двоюродная сестра в деревне. Поехала как-то раз городская мышка отдохнуть к родственнице. Каждый день они завтракали ячменем, а обедали пшеном. Ели они до отвала, а потом заваливались спать. «Ой, какая у тебя однообразная еда, — сказала городская мышь своей сестре. — Каждый день одно и то же. Приезжай-ка ты ко мне в город — посмотришь, сколько всякий всячины мы едим». Прошло время, приехала деревенская мышь в гости к городской, и та показала ей все припасы, что былину нее в доме — масло, хлеб, мед, бобы, горох, фрукты. «Давай-ка попируем», — сказала городская. Все бы хорошо, но каждый раз, когда они начинали есть, происходило что-то ужасное. Сначала пришли люди, и мыши в страхе бежали. Потом появилась злая собака. Но хуже всех был кот, от которого они едва унесли ноги. «С меня хватит, — сказала на следующий день деревенская мышка. — Я немедленно отправляюсь домой. Может, еда у нас и не ахти какая, но хоть поесть можно спокойно!»

СМОТРИ, ЧТО ЕШЬ      Собаки всегда голодны, и что бы ни упало у вас со стола, тут же глотают, даже не разобравшись, что это такое. Но иногда собаки жалеют о такой своей поспешности. Одну собаку хозяин никогда не впускал в дом, пока обедал со своей семьей. Но как-то раз она незаметно пробралась в дом и спряталась под столом. Она лежала там тихо-тихо, пока рядом с ней не упал здоровенный кусок еды. Собака тут же, не глядя, схватила его. И тут же ей пришлось с воем, держась одной лапой за живот, броситься прочь. Семья ела на обед очень горячее и острое блюдо.

ДЕРЖИ СВОЮ КОСТЬ И НЕ ЗАРЬСЯ НА ЧУЖУЮ      Деревенская собака по имени Пёс была очень сметливой, но как-то раз Пёс пережил ужасное разочарование, а все потому, что никто ему никогда не говорил про зеркала. Угостили Пса хорошей косточкой. Побежал он с ней к реке, чтобы погрызть там в своё удовольствие. Устроился Пёс на мосту, держа кость в зубах, и вдруг увидел свое отражение в воде. Но Пёс-то решил, что там плывет другая собака с большой костью в зубах и захотелось ему заполучить и эту вторую косточку. Открыл он пасть и залаял, а кость упала в воду и утонула.

ГОЛОДНОГО ВОЛКА НЕ ОСТАНОВИТЬ   Однажды маленький ягненок беззаботно скакал по полю. К сожалению, никто не предупредил ягненка, что волк любит ягнятину и не откажет себе в удовольствии полакомиться даже после сытного завтрака. Волк в это время пил воду из ручья. Когда он поднял голову, то увидел маленького ягненка. «Ага, — подумал волк, — вот и мой обед пришел. Правда, лучше бы придумать какое-нибудь оправдание тому, что я его съем». Подумал волк немного и зарычал: «Эй, ты замутил мне воду». — «Бе-е-е, — проблеял ягненок. — Это невозможно. Ты ведь пьешь выше по течению, чем я». Волк нахмурился, но тут же снова закричал: «Я вспомнил: ты мне нагрубил в прошлом году». — «Нет, это невозможно, -сказал ягненок. Я только в этом родился». — «Ах, так, — сказал волк, — тогда я тебя съем просто потому, что хочу есть».

ВОЛК В ОВЕЧЬЕЙ ШКУРЕ НА УЖИН    Один волк, большой и злобный, придумал легкий способ добыть себе ужин. Он не стал выкидывать шкуру только что съеденной им овцы, а завернулся в нее так, чтобы другие овцы не могли узнать в нем волка. После этого он пробрался в овчарню — успел, перед тем как дверь закрыли на ночь. "Ха-ха-ха, — посмеивался он себе под нос. - Дело-то проще пареной репы». В это время дверь овчарни открылась - крестьянин решил заколоть овечку себе на ужин. «Вот эта, похоже, жирная, мне подойдет», — сказал он и, ухватив волка, поволок его во двор.

СЧАСТЬЕ  В  ХВОСТЕ
       Большой пёс, увидев щенка, гоняющегося за хвостом, спросил:
       — Что ты так гоняешься за хвостом?
       — Я изучил философию, — ответил щенок, — я решил проблемы мироздания, которые не решила ни одна собака до меня; я узнал, что лучшее для собаки — это счастье и что счастье моё — в хвосте; поэтому я гоняюсь за ним, а когда поймаю, он будет мой.
       — Сынок, — сказал пёс, — я тоже интересовался мировыми проблемами и составил своё мнение об этом. Я тоже понял, что счастье прекрасно для собаки и что счастье моё — в хвосте, но я заметил, что куда бы я ни пошёл, что бы ни делал, он следует за мной: мне не нужно за ним гоняться.

       ПУСТЬ  МЕНЯ  ОСУДЯТ
       Однажды собака пришла ко льву и сказала:
       — Давай поборемся!
       Лев даже не обратил внимания на неё. Тогда собака заявила:
       — Если ты не хочешь принимать мой вызов, то я сейчас пойду и скажу всем зверям пустыни, что лев меня испугался!
       — Ну что же, — проговорил спокойно лев, — пусть меня осудят за трусость все звери пустыни. Это будет всё же намного приятнее презрения львов за то, что я дрался с собакой!

БЛАГОДАРНЫЙ МЫШОНОК

Как-то раз мышонок бежал куда-то по своим делам, и прежде чем он успел сообразить, что к чему, вдруг понял, что подбежал прямо к пасти спящего льва. Лев проснулся, схватил мышонка и собрался было съесть, но тот запищал: «Пожалуйста, не ешь меня, лев. Ты такой большой, а я такой маленький. Но кто знает, может, я тебе когда-нибудь пригожусь». Лев рассмеялся — чем ему может помочь крохотный мышонок, но все же отпустил его. Прошло несколько дней, и лев попался в охотничью сеть. Зарычал лев от отчаяния, а мышонок тут как тут. «Я услышал, как ты меня зовешь, — сказал мышонок. — Подожди, сейчас я тебя освобожу!» Всю ночь грыз мышонок веревки, и наконец лев оказался на свободе. С тех пор мышонок жил в тепле и безопасности в логове льва.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Притчевое начало в литературе 19-20 века: трансформация жанра. (Из опыта использования литературной притчи в школьном курсе литературы)

Данная статья раскрывает возможность использования произведений малых жанров с притчевым началом на уроках литературы. Дан пример технологической карты ученика к уроку, а также темы уроков курса "Прит...

Пчела и трутни. Притча

Презентация содержит притчу Леонардо да Винчи и является дополнением к презентации "Легендарный Леонардо да Винчи"....

Феникс. Притча

Презентация содержит притчу Леонардо да Винчи и служит дополнением к презентации "Легендарный Леонардо да Винчи"...

Литературно-музыкальная композиция «Диалог эпох – рубеж веков (XIX – XX) – начало XXI века: поэзия века серебряного – современная рок-поэзия»

В уроке сплелось желание сделать поэзию серебряного века ближе и понятнее современным школьникам, показав близость тем и проблем с современной рок-поэзией...

«ТЫ ВИДИШЬ, ХОД ВЕКОВ ПОДОБЕН ПРИТЧЕ» (Б. ПАСТЕРНАК)

Урок литературы по творчеству Ф. М. Достоевского в 10 классе...

Введение. Россия 19 века. Русская литература и русская история. Общая характеристика литературы века. Основные темы и проблемы литературы XIX века

Тема: Введение. Россия 19 века. Русская литература и русская история. Общая характеристика литературы века.  Основные темы и проблемы литературы XIX века. Цель: дать общее представление о ру...