«ТЫ ВИДИШЬ, ХОД ВЕКОВ ПОДОБЕН ПРИТЧЕ» (Б. ПАСТЕРНАК)
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)

Урок литературы по творчеству Ф. М. Достоевского в 10 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_po_tvorchestvu_f.m.dostoevskogo.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дивейкина Жанна Михайловна, учитель русского языка и литературы, ГБОУ  гимназия № 402  Колпинского района Санкт-Петербурга

Тема: «ТЫ ВИДИШЬ, ХОД ВЕКОВ ПОДОБЕН ПРИТЧЕ» (Б. ПАСТЕРНАК)

( урок литературы по творчеству Ф. М. Достоевского в 10 классе)

 Тип урока - урок комплексного применения знаний и умений.

 Цели урока:

           1) В предметном направлении. Создание условий для представления литературы как

  • многомерного пространства культурных ценностей,
  •  постоянного диалога (учитель – ученик,  ученик - ученик, автор – ученик – учитель),
  •  самостоятельного поиска решения, где нет однозначного ответа,
  • притчи – одного из самых древних жанров мировой литературы, живого и по сей день.

2) В метапредметном направлении. Формирование ценностных установок учащихся, ориентированных на воспитание культуры личности как пути самостоятельного постижения прошлого, связанного «с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого», чтобы  ценность жизни других приблизилась в наших глазах к ценности нашей собственной жизни.

 

3) В направлении личностного развития. Формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, способности к преодолению трудностей.

Задачи урока:

           1) В предметном направлении. Рассмотреть притчу как жанр, нацеленный на постижение смысла жизни, как художественное произведение с выверенной гармоничностью эстетического и этического начал.

           2) В метапредметном направлении. Понять, что история человечества зашифрована в притче, а ныне живущие – «персонажи» вечной притчи под названием ЖИЗНЬ.  

           3) В направлении личностного развития. Развитие коммуникативных умений, а именно: умения слушать и вступать в диалог, понимать партнера; умения договариваться; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем; правильно выражать свои мысли в речи; устанавливать связи между целью учебной деятельности и определением того, «какое значение, смысл имеет данная тема для меня»; участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Учебные материалы урока. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»,

                                                Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы»,

                                                библейская притча о блудном сыне

Техническое оснащение: компьютер, интерактивная презентация к уроку.

 План урока:

1. Организационный момент – 1 минута.

2. Целеполагание и мотивация – 3 минуты

3. Ход урока                                - 30 минут

    а) работа с фрагментом романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» -  «ЛЕГЕНДА О ВЕЛИКОМ ИНКВИЗИТОРЕ»;

    б) работа с текстом библейской ПРИТЧИ О БЛУДНОМ СЫНЕ.

    в) связь ПРИТЧИ О БЛУДНОМ СЫНЕ с идеей романа, заключённой в словах Порфирия Петровича: «Вас, может, бог на этом и ждал»

     г) словарная работа – 5 минут

5. Заключение  – 2 минуты

6. Рефлексия – 3-5 минут

7. Информация о домашнем задании –  2 минуты.


КОНСПЕКТ  УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
10 КЛАССЕ  
тема:
«ТЫ ВИДИШЬ, ХОД ВЕКОВ ПОДОБЕН ПРИТЧЕ» (Б.ПАСТЕРНАК)

1. Организационный момент.

2. Целеполагание и мотивация:  

а)   вступительное слово учителя: «Ребята, сегодня я намеренно не предложила тему урока. Предлагаю вам сформулировать её к концу урока.

                                                           Мы часто слышим: «Рассказ-притча, роман-притча, фильм-притча, роман - антипритча…».  Парадоксально человеческое сознание: как только «бог умер» (Ницше) и возник сверхчеловек, писатели с новым интересом обратились к библейскому жанру притчи. Цель нашего  урока - найти ответ на вопрос: что таит в себе притча как жанр, если к ней обращался и 19 век, и атеистический  20 век?»

 

3. Ход урока:

    а) работа с фрагментом романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» -  «ЛЕГЕНДА О ВЕЛИКОМ ИНКВИЗИТОРЕ» (Учитель читает вслух фрагмент романа; тексты на парте).

     Задание до прочтения: восстановите пропущенный текст.

             Один из главных героев 5-го последнего романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» интеллектуал и философ Иван, как и Раскольников, тоже создаёт своё «новое слово». Суть теории сводится к следующему: мы не можем знать, есть ли Бог или нет, потому что он никак не проявляет Своего участия в делах людей: мир живёт во зле, множатся страдания, войны, болезни, мучения невинных детей. Если Бога нет, то для сильного  духом человека «всё позволено»: ведь нет добра и зла, бессмертия души…Люди одни во Вселенной... А значит, нет «доброго дела» и «преступления».

              В этой поэме речь идёт о том, как в 15-ом веке в Испании, в пору разгула инквизиции, ежедневно сжигавшей еретиков, вновь приходит на землю Христос. Люди сразу узнают Его, собираются вокруг Него, Он оживляет умершую девочку… Но вдруг появляется всесильный Великий инквизитор. Он приказывает страже схватить Христа и отвести Его в камеру. Вечером инквизитор приходит к Пленнику и пытается объяснить, почему велел схватить Его и, мало того, завтра собирается сжечь Его на костре. Инквизитор обвиняет Христа в том, что Он переоценил человека, отказался в начале своей земной миссии от трёх сатанинских искушений: превратить камни в хлебы и накормить тем самым всех; продемонстрировать людям Свои сверхъестественные возможности, спрыгнув с крыши храма и не разбившись; и наконец, принять «меч кесаря» (то есть земную власть), не захотев, таким образом, рабского послушания людей, оставив им свободу верить или не верить. А людям, говорит инквизитор, не нужна свобода, она им тягостна, ибо свобода означает выбор, означает ответственность. Люди счастливы лишь тогда, когда могут кому-нибудь отдать свою свободу, получив возможность жить не рассуждая. «Ошибку» Христа исправила небольшая группа избранных во главе с Великим инквизитором. Взяв свободу решать и ответственность на себя, они оставили всем остальным лишь возможность рабского подчинения, а значит, спокойного и счастливого существования. Инквизитор понимает, что он и его соратники давно уже не с Христом, а с Сатаной, но, считает он, ради счастья людей допустимо даже это. И вот теперь, когда всё уже достигнуто, Христос своим приходом может эту систему разрушить. Поэтому опять же во имя счастья людей необходимо вновь казнить Его. _Христос…_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Потрясённый инквизитор открывает дверь камеры и говорит Христу: «Иди и не приходи больше». Христос уходит, а инквизитор остаётся в камере в глубокой задумчивости.

 

Уч-ся зачитывают свои варианты и дают комментарий.

«Ответ» Христа: ничего не отвечает на это Христос – Он, лишь подойдя к старику инквизитору, тихо целует того (2 слайд презентации)

 

Вопросы уч-ся: 1.Объясните «ответ» Христа.

                           2. Почему Великий инквизитор отпускает пленника?

                           (письменные ответы)

Предполагаемые ответы: 1. Нет силы в мире, способной противостоять любви. Смирение важнее, чем мятеж. 2. Христос  низвёл бы человека на уровень раба, если бы продемонстрировал сою мощь и силу. Свобода (верить- не верить) подразумевает, что нет жёсткой дрессировки: за грех- наказание, за добрый поступок - награда. Обвинения  в том, что зло существует на земле по Его вине, означают в итоге желание снять ответственность  с себя…

                     б) работа с текстом библейской ПРИТЧИ О БЛУДНОМ СЫНЕ.

 

Задание до прочтения: восстановите пропущенный текст.

Учитель: обратимся к евангельской притче о блудном сыне. Учитель читает вслух притчу (тексты на парте)

…у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней, младший сын, собрав всё, пошёл в дальнюю сторону и там расточил имение своё, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошёл, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево своё рожками, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наёмников у отца моего избыточествует хлебом, а  я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими же меня в число наёмников твоих. Встал и пошёл к отцу своему. И когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного телёнка, и заколите; станем есть и веселиться!____________________________________________________________________  

_____________________________________________________________________________

И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришёл, и отец твой заколол откормленного телёнка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришёл, ты заколол для него откормленного телёнка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною и всё моё твоё; а о том надо было радоваться и веселиться, _______________________________

__________________________________________________________________________

Уч-ся зачитывают свои варианты и дают комментарий

Пропущенный текст: «ибо этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся», «что брат твой сей был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся» (5 слайд презентации)

    Учитель: «Каждая притча – это сундучок с двойным  дном, в котором сокрыто несколько смысловых пластов. Первый - самый лёгкий, поверхностный, бытовой, рисующий психологически точную картину происходящего; второй – сокровенный, в нём и таится собственно притчевое содержание. Попробуем выявить эти значения» (устный фронтальный опрос) 

            Задание после прочтения: Представьте себя в роли учителя. Задайте вопросы уч-ся.

                           

Предполагаемые ответы:  почему отец не отговаривает сына от ухода? Почему возвращение блудного сына стало праздником? Можно ли упрекнуть старшего сына в том, что его трудолюбие не было бескорыстным?

Учитель: В чём же тогда потаенный смысл, тот, в котором сокрыто притчевое содержание?

  Предполагаемые ответы: Отец – Бог, который не настаивает на любви сына – каждого из нас, не требует любви и послушания против нашей воли, не упрекает нас, когда мы уходим от Него, и прощает заблудшего без поучения и укоризны в самый день покаяния.

Учитель: Обращение к человеку как единственному, самому дорогому так не хватает нашему веку, привыкшему мыслить массовыми категориями, когда за убийство одной «зловредной» «старушонки процентщицы» «сорок грехов простят».

в) в тексте романа «Преступление и наказание» нет этой притчи. Почему она прозвучала на уроке?  Что данная притча помогает понять в романе «Преступление и наказание»?

     Предполагаемые ответы: 1. У  Ф.М.Достоевского чудес не бывает. Раскаяние, покаяние - долгий и мучительный процесс. Раскольникова, как блудного сына, ждёт долгий и мучительный процесс возвращения к жизни (покаяние в переводе с греческого означает «перемену сознания»).

                           Учитель:  Последняя строка в черновом варианте романа «Преступление и наказание» звучала так: «Неисповедимы пути, которыми находит Бог человека». Концовку Достоевский изменит, но от этой идеи не откажется.

Сравните со словами Порфирия Петровича (голос автора в данном эпизоде). Порфирий Петрович убеждает Раскольникова прийти с повинной, просит «жизнью не брезговать».

Задание: Найдите в данном фрагменте предложение, созвучное по смыслу черновому варианту. Как вы понимаете эту фразу? (3 слайд презентации)

 «Раскольников грустно замолчал и поник головой; он долго думал и, наконец, опять усмехнулся, но улыбка его была уже кроткая и грустная:

                - Эх, не надо! – проговорил он, как бы уже совсем не скрываясь с Порфирием. – Не стоит! Не надо мне совсем вашей сбавки!

                - Ну, вот этого-то я и боялся! «…» Эй, жизнью не брезгайте! «…» Много её ещё впереди будет. Как не надо сбавки, как не надо! Нетерпеливый вы человек!

                 -Чего впереди много будет?

                 - Жизни! Вы что за пророк, много ль вы знаете? Ищите и обрящете. Вас, может, бог на этом и ждал. Да и не навек она, цепь-то…

                 

Вас, может, бог на этом и ждал»)

г) словарная работа

 Задание: 1. После знакомства с евангельскими притчами и притчами

Ф.М. Достоевского дайте определения жанра притчи.

                  2. Используя определение слова «притча»  из различных словарей, дополните ваше определение притчи.

СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА В ЧЕТЫРЁХ ТОМАХ

( т.3, М., 1984, с. 452)

Притча, -и. ж.

1.Иносказательный рассказ с нравоучением, басня. Евангельские притчи.

Сказки и притчи учат мудрости и спокойствию ( Соколов-Микитов, В горах Тянь-Шаня)

// Иносказательное выражение. Говорить притчами.

2. Разг. устар. О непонятном, труднообъяснимом явлении, обстоятельстве (обычно в вопросительных или  восклицательных предложениях).

- Вишь, какая притча!- Рассуждал мужик, - Верно, я не в пору Развязал язык. (И.Никитин, Жена ямщика.)

МАКС ФАСМЕР

ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА

(т.3, с.368)

Притча, др.-русс. притъча «несчастный случай», смол. Грам. 1229г.,

«…» укр. причта «происшествие, особенный случай»,

блр. прытча «неприятный случай; срам»…

  Первоначально  существительное притча «случай» произошло от глагола «ткнуть».

СЛОВАРЬ БИБЛЕЙСКОГО БОГОСЛОВИЯ

Притча

Со времени первохристианской Церкви  Притчей называется история, рассказанная Иисусом как иллюстрация к Его учению. «…» Притчи надо понимать как некую игру символов, т.е. образов, взятых из земных реальностей, чтобы обозначить ими реальности богооткровенные и нуждающиеся в большинстве случаев в глубинном объяснении.

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ЮНОГО ЛИТЕРАТУРОВЕДА

(М., 1988, с. 232)

Притчей называют близкий басне небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной форме. Словарь В.И.Даля толкует притчу как «поучение в примере».

                             5. Заключение.  

Вопросы уч-ся: 1.Вернёмся к началу нашего разговора. Почему писатели, в том числе и  Ф.М.Достоевский, в своём творчестве активно использовали жанр притчи?

Предполагаемые ответы: 1. Столкновение  исторически злободневного в произведении с универсальным смыслом притчи рождает своеобразный эффект присутствия в сиюминутном ВЕЧНОСТИ.

                                            2. Весь мир – притча. Ход человеческой истории, «ход веков подобен притче». И каждый из нас, ныне живущих, - участник, персонаж великой, вечной притчи под названием ЖИЗНЬ. Что происходило тогда и происходит теперь – звенья одной цепи. И литература есть нечто большее, чем просто уроки, это «поучение в примере»…

                        6. Рефлексия.

                       Учитель: 1. Как бы вы сформулировали тему урока? Обоснуйте ваш ответ.(    слайд)

                2.  Какие вопросы появились у вас в ходе нашей беседы?

                       7. Домашнее задание.

Задание: на основании приведенного фрагмента  сформулируйте темы сочинений, в которых произведения Достоевского  сопоставлялись бы с произведениями других авторов (4 слайд)

     

 Писатель в последней редакции романа «Преступление и наказание» так формулирует его основную мысль: «Идея романа. 1. ПРАВОСЛАВНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ, В ЧЁМ ЕСТЬ ПРАВОСЛАВИЕ. Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием. Таков закон нашей планеты, но это непосредственное сознание, чувствуемое житейским процессом, - есть такая великая радость, за которую можно заплатить годами страдания. Человек не родится для счастья. Человек заслуживает своё счастье, и всегда страданием. Тут нет никакой несправедливости, ибо жизненное знание и сознание (т.е. непосредственно чувствуемое телом и духом, т.е. жизненным всем процессом) приобретается опытом pro и contra, которое нужно перетащить на себе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Притчевое начало в литературе 19-20 века: трансформация жанра. (Из опыта использования литературной притчи в школьном курсе литературы)

Данная статья раскрывает возможность использования произведений малых жанров с притчевым началом на уроках литературы. Дан пример технологической карты ученика к уроку, а также темы уроков курса "Прит...

Запятая перед союзом как. Тренинги и диктанты разных видов на материале романа Б. Пастернака "Доктор Живаго"

Запятая перед союзом как. Тренинги и диктанты разных видов на материале романа Б. Пастернака "Доктор Живаго"...

Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо» на примере фрагмента интегрированного урока "Человек подобен дроби"

Технология критического мышления - универсальная технология, которую может использовать в своей работе как математик, так и историк. На примере данной презентации мы раскрываем суть технологии критиче...

"И дольше века длится день..." К 125-летию со дня рождения Б.Л. Пастернака

Разработка урока в соответствии с технологией "французских мастерских". Направлен на обучение анализу стихотворения....

интегрированный урок по чтению 7 класс школа 8 вида "Испокон века фольклор воспитывает человека"

В документе вы найдете материал по закреплению фольклора в игровой форме с детьми 7 класса...

Без притчи века не изживешь

Класс: 10Цель: Способствовать расширению кругозора учащихся, пониманию скрытого образного смысла, активизации познавательной  деятельности, развитию интуиции, воспитанию нравственности.Задачи: Ор...

«Народ без законов, подобен человеку без принципов. "Презентация ко Дню Конституции Мордовии

21 сентября 1995 года – важнейшая дата в современной истории Мордовии. В этот день состоялось Конституционное Собрание, на котором была принята новая Конституция Республики Мордовия.Становление ...